SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 8'03

Оксана МУЗАФАРОВА

НЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ НАД СОБОЙ!

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова
История науки
История России
Сайт истфака МГУ
Слово о полку Игореве
ГЕОСИНХРОНИЯ

 

Почти 20 лет республиканский наркологический диспансер возглавляет Ильдар Рашидович Байков - главный внештатный нарколог Минздрава РБ, заслуженный врач Республики Башкортостан.

- Как сейчас обстоят дела с проблемой наркомании в нашей республике? Дает ли ваша работа Ильдар Рашидович ощутимые результаты?

- По статистическим данным выяснилось, что в прошлом году, впервые за последнее время, в Башкортостане наблюдалось снижение количества выявленных наркоманов. Это первые признаки того, что процесс пошел вспять и можно надеяться, что и далее статистика будет меняться в лучшую сторону. К тому же в этом году, как известно, был организован Государственный комитет по противодействию распространения наркотиков. Он, надеюсь, принесет свои плоды. С гордостью могу сказать, что наша республика имеет наиболее обнадеживающие показатели среди 15 регионов округа.

Эти успехи в немалой степени являются результатом той работы, которая ведется в республике с 1984 года. В 1984-85 годах министерство здравоохранения создало рабочую группу и разработало программу ее деятельности. К сожалению, в дальнейшем финансирование этой программы исполнялось всего лишь на 20-30 %, но тем не менее первые шаги были сделаны.

- Наркоманию наряду с безработицей и плохой экологией сравнивают с одной из голов трехглавого дракона. Существует ли для борьбы с нею твердая законодательная база?

- Мы бы давно сумели реализовать в России нашу врачебную доктрину по максимальному уменьшению количества людей, страдающих наркоманией, если бы не законодательные препоны. В 1991 году Верховный Совет СССР принял закон, который, по сути, вывел из-под наказания лиц, употребляющих наркотики. Это «зеленый свет» для развития наркомании. Мы и тогда били тревогу и теперь два года в официальном порядке направляем в Москву свой проект закона о борьбе с наркоманией, но он до сих пор не принят. Правда, на последнем семинаре, который проходил в начале июня этого года в Калининградской области, руководство российских наркологов обещало, что этот закон пройдет очередное чтение будущей осенью. С момента «массированной атаки» наркобизнеса прошло уже 10 лет, а реакция на это ощущается только сейчас.

- Каков основной путь распространения наркотиков - по-прежнему через цыганские дворы?.. Существуют ли радикальные способы, чтобы искоренить это зло?

- Цыгане были основными распространителями наркотиков 4-5 лет назад. Сейчас они погоды не делают, реализацией наркотиков занимается кто угодно. Существуют экономически развитые страны с огромным бюджетом, такие, как Германия, Англия, Япония; они тратят гигантские по сравнению с Россией средства на борьбу с наркобизнесом. И, несмотря на это, не могут полностью ликвидировать наркоманию. Исключением являются арабские страны, где действует закон о введении смертной казни за употребление и распространение наркотиков. Проблема исчезает сама собой. Но ни одна из стран, которые считают себя демократическими, этот метод на вооружение не возьмет. Огромные средства, которые тратятся ими на полицию, на силовые структуры, позволяют лишь как-то сдерживать этот процесс. Не более того.

- То есть самый действенный сдерживающий фактор - неминуемое наказание, смертная казнь?

- Известно, что ни в одной стране, где властвует тоталитарный режим, не существует проблемы наркомании. Пример: Северная Корея, там наркомании нет. Как только начинается процесс демократизации, автоматически возникает и это зло. Так же было и у нас. До перестройки о наркоманах всерьез никто не говорил. Да и самого процесса наркотизации населения не было. При тоталитарном режиме нет места организованной преступности. Но это не значит, что повсюду нужно устанавливать такой режим!

- Многие светила медицины у нас в республике весьма негативно отзываются об известной клинике Назаралиева. Говорят, что он применяет травмирующие психику методы и после его лечения пациенты превращаются в некое подобие зомби.

- У меня есть официальное письмо министерству здравоохранения РФ, в котором я изложил свое отношение к деятельности Назарлиева. Нельзя сказать, что он зомбирует своих пациентов. Но у него и методики-то как таковой не существует. Просто в этой клинике занимаются шарлатанством, притом за большие деньги. На этот счет у нас имеются официальные сведения. Об этом мы знаем и из рассказов родителей пациентов, которые в свое время заплатили 5-6 тыс. долларов этой клинике. Им говорили, что эффективность лечения составляет 95 процентов и в случае неудачи они смогут получить деньги обратно. Но из 10 человек, посетивших клинику Назаралиева, больше половины вновь начинают употреблять наркотики уже через полгода, остальные - чуть позже. И никому еще не удалось вернуть деньги назад. Там попросту выуживают деньги из карманов и без того несчастных родителей, вот и все.

На фоне беды, какой является наркомания, как грибы после дождя появились многочисленные шарлатаны. Им удается получить лицензию, но они вводят в заблуждение пациентов и их родителей, «залезая» в их карманы.

- А какие методы используете вы в своей работе? Какова их эффективность?

- Мы в своей практике применяем целый ряд медикаментов, которые официально утверждены Минздравом России. Россия - одна из тех стран, где не применяют в качестве лечебного средства метадон. Метадон - это препарат, приравненный к наркотикам специальным Комитетом по контролю за наркотиками. Врачебная практика ряда стран (особенно за это ратуют США) предусматривает введение метадона как заместительного средства при героиновой наркомании. Но законодательство России не приемлет замену одного наркотика другим. Мы не применяем наркотики для постепенного снятия физической зависимости пациентов.

Есть у нас квалифицированные врачи, которые работают около 30 лет в области наркологии. Например, Игорь Савельевич Репкин запатентовал несколько собственных методик. Большое значение имеет систематическая работа с пациентом, а не только однократный сеанс психотерапевтического воздействия, или кодирование, как его чаще называют в народе. В советские времена люди в большей степени реагировали на приказ, команду, привыкли подчиняться, послушно выполнять все инструкции; это явление использовалось и в нашей сфере деятельности. В начале 90-х годов процесс лечения представлял собой жесткое руководство пациентом.

Теперь придается большее значение личности пациента. Врачи-наркологи как бы вооружают человека посохом, на который он мог бы опереться первое время. Затем он сможет отбросить этот посох и пойти по жизни самостоятельно.

В любом наркологическом отделении, который действует в городах нашей республики, есть квалифицированные врачи. Там в течение 10-12 дней человеку помогут избавиться от состояния физической зависимости. Но самая серьезная часть работы с пациентом после этого только начинается - избавление от зависимости психологической. Эта фаза требует длительного внимания, постоянной помощи психолога, и в это время пациенту рекомендуется пребывание в реабилитационном отделении.

- Как вы относитесь к такому расхожему мнению: «Наркоманов лечить не нужно, они ведь сами избрали этот путь, поэтому нечего зря переводить на них государственные деньги. Пусть умирают, туда им и дорога. Все равно нормальными людьми им уже не быть»?

- Это мнение, так сказать, «кухонного» масштаба. Наши пациенты пристрастились к наркотикам по разным причинам. Есть люди, которые случайно стали наркоманами. Одним из распространенных мотивов является любопытство. В начале 90-х годов мы часто задавались вопросом: считать наркоманию заболеванием или вредной привычкой? Несомненно, это заболевание. Потому что зависимость от наркотиков принимает такую степень, что при преодолении определенного порога дозировки реанимационные мероприятия уже бессильны сохранить жизнь человеку. «Запредельная» доза - 7-10 граммов; перейдя эту грань, в 90 процентах случаев наркоманы погибают, несмотря на усилия врачей.

- Как относится к проблемам вашего ведомства правительство нашей республики? Находите ли вы понимание? Получаете ли реальную помощь?

- Указ о борьбе с наркоманией появился в нашей республике раньше, чем во многих других регионах. Президент РБ подписал его в 1994 году и намного опередил ту работу, которая позже началась и в России. От федеральной российской программы, принятой в прошлом году, никакой реальной помощи нам не поступало. Помогает только правительство республики. За последние годы мы организовали реабилитацию пациентов, улучшили материальное состояние клиники, приобрели оборудование, автотранспорт. Для нас эта помощь существенна. Ту методику лечения, которую мы сейчас успешно реализуем, мы разработали и внедрили в рамках действия республиканской программы. Поэтому в адрес нашего правительства можно сказать только слова благодарности.

- Ильдар Рашидович, с какими словами вы как врач-нарколог хотели бы обратиться к читателям, особенно молодым?

- По статистике 85 процентов наших пациентов - лица в возрасте от 14 до 26 лет, то есть наркомания поражает самую молодую часть нашего общества. В группе наибольшего риска оказываются те молодые люди, которые не имеют лидерских качеств. Проще говоря, те, у кого слабый характер. Обращаясь к молодежи, я бы хотел сказать следующее: ни в коем случае не надо экспериментировать над собой! Ошибочно мнение, что, мол, я попробую всего один раз и дальше продолжать не буду, потому что у меня есть сила воли… Двух-трех инъекций синтетического наркотика достаточно, чтобы приобрести зависимость. Потом выбраться уже будет невозможно. Надо быть готовым к тому, что наркотик вам могут предложить незаметно, в ходе дружеской беседы, в знакомой компании. Что касается наркодилеров, то большинство из них, употребляя наркотики, приобщают к этому новых людей, чтобы заработать себе на дозу.

Во многих странах для детей и тинэйджеров разработали специальную программу противодействия рекламе. Детей учат тому, что если со всех сторон им настойчиво, систематически пытаются внушить одно и то же - купи, купи, купи, то они должны задуматься: кому и для чего это нужно?

Хотелось бы, чтобы и наша молодежь взяла на вооружение такую осмысленную установку относительно наркотиков. А если беда все же произойдет, то мы всегда готовы прийти на помощь.

 

 

Написать отзыв

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Русское поле

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2003

WEB-редактор Вячеслав Румянцев