> XPOHOC > СТАТЬ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ссылка на XPOHOC

Павел Краснов

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

«Письма к учащейся молодежи» Н.И. Кареева

как отражение проблемы «отцов» и «детей» в рамках университетского образования начала XX века.

Рубеж XIX – XX вв. был отмечен весьма бурными и драматическими событиями в жизни российской интеллигенции, и в особенности, университетской ее части.

Одним из ярких выражений «университетского вопроса» стал спор о назначении и роли университетов в жизни страны, а также о целях и значении университетской науки и учебного процесса. Весьма показателен тот факт, что старшее и младшее звено университетской интеллигенции отвечали на поставленные вопросы различным образом. Для профессорско – преподавательского состава, естественно, не существовало никаких сомнений в самоценности университета как «храма науки», в его огромном научном и воспитательном значении для всего российского общества.

А студенчество начала XX в., в связи с отходом большинства его представителей от академизма и устремлением в «политику», стало оценивать университет и его учебно – научную составляющую преимущественно через призму идейных пристрастий радикального характера. Все чаще профессорам приходилось слышать упреки от своих младших коллег в том, что они «не понимают истинного назначения университета, который существует для того, чтобы готовить революцию». (Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. Л., 1990. С. 204.)

Именно в этот период, когда обеспокоенность и тревога академических кругов за состояние мировоззрения студенчества достигли своего апогея, и были написаны «Письма к учащейся молодежи о самообразовании». Их автор - Н.И. Кареев (1850 – 1931) – профессор всеобщей истории в Варшавском, а затем Петербургском университетах, известный «друг студентов» и один из активных участников Студенческого Научно – Литературного Общества в Петербургском университете в 1882 – 1887 гг. Его «Письма» были написаны в результате длительных бесед и переписки с самыми различными представителями студенческого сообщества и являются как бы резюмированным ответом на наиболее актуальные и волнующие вопросы. Построенные в доступной читателю форме, они пользовались необычайной популярностью у современных молодых людей, претерпели 9 изданий на протяжении 1899 – 1907 гг., и даже были переведены на польский, чешский, сербский и болгарский языки. Кроме того, эта работа являлась единственной для того времени попыткой преодоления разобщенности и установления постоянного диалога университетской профессуры и студенчества в общеимперском масштабе.

Наиболее важное место Кареев отводит характеристике восприятия студентами своего основного рода занятий – учебы и научной деятельности. Согласно нему, у подавляющего большинства студенческой молодежи начала XX в. сформировалась апатия по отношению к университетской науке: «Среди учащейся молодежи приходится нередко встречаться с явлением в высшей степени печальным. Если бы дело шло только о молодых людях, относящихся к науке более или менее ремесленным образом. Но очень часто юноши, обладающие духовными стремлениями, несомненно ищущие правды и мучительно думающие над своим мировоззрением, относятся к науке с разочарованием, с презрением и враждою!». По мнению Кареева, это зачастую происходит потому, что университетская молодежь «часто требует от науки того, чего она в принципе не может дать», что молодые люди «склонны относиться к науке с такими требованиями, какие можно предъявить к какому – либо катехизису непреложных истин веры, то есть с требованиями чисто догматического характера». И далее утверждает, что российская учащаяся молодежь, переживая процесс собственной социализации, не находит в университете ответы на многие свои умственные и духовные запросы. В первую очередь, это касается идейной стороны воспитания молодежи, которая и придает максимализм восприятию проблемы в целом. Прямым следствием этого становится частичный перенос процесса образования из университетской аудитории в нелегальный студенческий кружок. По мнению автора, если молодежь ищет этого идейного общения и желает идти на прямой контакт со своими старшими коллегами, то последним не следует отгораживаться от него. И прежде всего, этот диалог должен коснуться такой наименее контролируемой со стороны администрации сферы жизни студенчества как самообразование. Кареев предлагает университетским академическим кругам прямо и открыто отвечать на те вызовы, которые поступают в их сторону от политической среды: «Наука должна быть отзывчивой, хотя бы ей приходилось по многим вопросам иметь иное мнение. Спокойная, беспристрастная, неодносторонняя научная критика привлекает к себе такое же внимание, как и рассуждения в тон тому или иному, в данную минуту популярному или модному мнению». В этом автор видит основной способ уберечь студентов от «преждевременного и необоснованного» разочарования в университете и его научных достоинствах, а также восстановить былую преемственность между двумя поколениями российского академического сообщества.

Но существует также и другая проблема, совершенно не зависящая от молодежи: это организация университетского преподавания в начале XX в. И здесь критика автора идет гораздо дальше. По мнению Кареева, она лишь отчасти соответствует и их интеллектуальному уровню развития, и их психическим возрастным особенностям. Университет, призванный давать своим воспитанникам прежде всего общее научное образование, был превращен правительственными кругами в казенное ведомство, где осуществляется лишь подготовка по заранее определенной профессиональной специализации. Автор «Писем» предлагает взамен этого разделить весь процесс университетского образования как бы на два этапа. Первый из них должен давать общее идейное и научное образование и тем самым «наметить с кафедры правильные пути для самообразования». Второй же этап уделялся собственно специальной подготовке, сознательно выбранной студентом.

Таким образом, в начале XX в., несмотря на массовый уход студенчества в политическую сферу, осуществлялись отдельные и весьма успешные попытки диалога со стороны профессорско – преподавательского состава, далеко выходившие за рамки общения в рамках университетской аудитории или научного кружка.

Краткая информация об авторе:

Краснов Павел Владимирович, студент V курса исторического факультета Челябинского государственного университета (ЧелГУ).

 

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС