SEMAGROUP.RU > XPOHOC > КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ >  
ссылка на XPOHOC

2 февраля

2 февраля

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Впредь носить белый клобук

2 февраля 1464 года высшие иерархи Русской Православной Церкви приняли решение внести изменения в церковную символику, что имело большое значение для всех русских людей, так как практически все были верующими, регулярно посещавшими храмы. Инициативу проявил царь Иван Грозный, заботившийся о внешних признаках возвышения державы. Он обратился к собору епископов с таким предложением: «Отец наш и богомолец митрополит носит черный клобук, а прежние русские митрополиты чудотворцы Петр и Алексий носили белые клобуки, как и изображается на иконах. Последующие затем митрополиты носили уже черные клобуки, а почему были отложены белые клобуки, мы не нашли в писании. Новгородский же архиепископ Пимен носит белый клобук, и прежние новгородские архиепископы носили белые клобуки, по какому случаю – мы тоже не знаем из писания. Кроме того, архиепископы новгородский и казанский печатают свои грамоты красным воском, а митрополит черным. Между тем митрополит есть высший иерарх русской церкви, есть глава архиепископам, и он-то не имеет преимущества перед архиепископами и епископами». Собор постановил: впредь русскому митрополиту носить белый клобук с ряснами и херувимами по примеру чудотворцев Петра и Алексия; равно печатать митрополиту грамоты благословенные, ставленные и носильные красным воском.

Юрий Баранов

 


Подавлен Соловецкий бунт

2 февраля (22 января ст. ст.) 1676 года произошло подавление Соловецкого бунта (Соловецкого сидения). Северный центр монашества – Соловецкий монастырь – стал центром сопротивления церковной реформе Никона. Соловецкие монахи отказывались принять назначаемых Москвой игуменов, открыто обвиняли патриарха и царя в отступлении от истинной веры. В 1668 году царь Алексей Михайлович послал к монастырю войска и блокировал его, однако не велел брать обитель приступом. Осада длилась восемь лет, монастырская братия терпела жесточайшие лишения, но не сдавалась на милость победителя; для них это была не военная кампания, а мировоззренческий спор. По их мнению, смерть была предпочтительней отступлению от веры. Во главе бунта стояли живший здесь на покое архимандрит звенигородского Саввина монастыря Никанор и казначей Геронтий. На пороге 1676 года из Москвы пришел царский приказ «искоренить мятеж». Командующий войсками князь Мещерский начал подготовку к штурму. Это усилило число перебежчиков из обреченной обители. Один из них, старец Феоктист, указал правительственным войскам тайный проход в монастырь. Обессиленная братия практически не смогла оказать им сопротивления. Бунт был подавлен, но моральная победа осталась за соловецкими монахами, легенды о стойкости которых расходились по всей стране. Был также пущен слух о том, что царь Алексей Михайлович, скончавшийся через неделю после захвата Соловецкого монастыря, перед смертью покаялся и якобы послал вдогонку прежнему приказ прекратить осаду, да воеводы его не послушали.

Юрий Баранов


 

Начались гонения на Церковь

2 февраля 1918 года подписан декрет Совнаркома об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он стал «юридическим» обоснованием для жестоких гонений на Русскую Православную Церковь. Свободное исполнение религиозных обрядов, говорилось в декрете, обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики. Это ставило церковную жизнь в полную зависимость от произвола властей. Декрет провозглашал, что «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридических лиц они не имеют. Все имущество церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием». Проходивший в те дни Священный Собор РПЦ в Воззвании к православному народу по поводу декрета СНК отметил, что на Руси творится «от века не слыханное… Даже татары больше уважали нашу святую веру, чем наши теперешние законодатели. Доселе Русь называлась святою, а теперь хотят сделать ее поганою. И слыхано ли, чтобы делами церковными управляли люди безбожные, не русские и не православные?» Хотя гонениям подвергались и другие конфессии, но в гораздо меньшей степени, нежели РПЦ. В основе такого подхода лежала большевистская догма «Россия – тюрьма народов», в которой якобы русские угнетают всех остальных, и католицизм, иудаизм и другие конфессии считались религиями угнетенных народов. Это отмечали и посланцы Ватикана, которые с удовлетворением отмечали, что в Советской республике католицизм притесняется несравнимо меньше, чем православие.

Контрастом с этими притеснениями православной церкви, о котором ни слова нигде не говорилось в течение семи десятилетий, является тот шум, который в январе текущего 2006 года возник вокруг выходки не то психически ненормального, не то провокатора, размахивавшего ножом в синагоге. Убийство православных священников и разграбление тысяч церквей, оказывается, не идет ни в какое сравнение с этим эпизодом - как по несопоставимым масштабам первого и последнего, так и по тому вниманию в печати, которое уделено первому ипоследнему!

Юрий Баранов


Тартусский мир

2 февраля 1920 года в Тарту (Юрьеве) подписан мирный договор между Советской Россией и Эстонией – Тартусский мир. Россия признавала независимость и самостоятельность Эстонии и брала обязательство соблюдать и гарантировать ее нейтралитет. Важнейшим для себя большевики считали обязательство Эстонии не допускать на своей территории создания какого-либо российского правительства в изгнании и сосредоточения антисоветских вооруженных сил. Ради этого тактического выигрыша они с легкостью шли на стратегические уступки, в том числе территориальные. К Эстонии прирезывалась полоса шириной 10-25 километров, в том числе исконные русские земли, никогда не бывавшие под властью какого-либо иностранного государства. От имени России договор подписали член ВЦИК ярый троцкист Адольф Абрамович Иоффе и член коллегии Наркомконтроля Исидор Эммануилович Гуковский. Вскоре Иоффе подписал невыгодные для России договоры с Латвией и Литвой, а в дальнейшем «прославился» проведением нелепой границы между Россией и Казахстаном, столицей которого он сделал Оренбург. По воле Иоффе от России были отторгнуты обширные территории Алтая и Южной Сибири с подавляющим преобладанием русского населения, в частности земли, по которым проходит Транссибирская магистраль. Иоффе мотивировал это тем, что на базе железнодорожных мастерских можно будет ковать «национальный рабочий класс», которого в Казахстане не было. Иоффе застрелился после политического падения Троцкого. В годы перестройки появилось много апологетических материалов об этом деятеле, в частности, книга его дочери.

Юрий Баранов

А.А.Иоффе работы Ю.К.Арцыбушева

Здесь читайте:

Мирный договор между Россией и Эстонией (документ)

Иоффе Адольф Абрамович (1883-1927)


Завершился разгром врага в Сталинграде

2 февраля 1943 года завершился разгром германских, итальянских и румынских войск в Сталинграде (см. ст. Сталинградская битва). В ходе 200-дневной битвы фашистский блок потерял четверть своих сил, двинутых на СССР, – 1,5 миллиона человек убитыми, ранеными и пленными. Крупнейшая в мировой истории, Сталинградская битва явилась и высочайшим образцом полководческого искусства. Советские военачальники сумели начать наступление огромных войсковых масс совершенно внезапно для противника. Об этом говорили на допросах командующий немецкими войсками в Сталинграде генерал-фельдмаршал Ф.Паулюс и начальник германского генерального штаба А.Йодль. «Эта славная победа, – писал сталинградцам президент США Ф.Д.Рузвельт, – остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии». Английский король Георг VI преподнес городу-герою специально выкованный меч. В Париже и многих других городах мира Сталинградская победы увековечена в названиях улиц и площадей. В 1961 году по воле Н.С.Хрущева Сталинград был переименован в Волгоград, а Сталинградская битва – в Битву на Волге. В последние годы патриотическая общественность не раз ставила вопрос о возвращении исторического названия, но встречала обструкцию «демократов». Тем временем страна наводняется западной и псевдороссийской литературой, в которой делаются попытки принизить значение великой битвы, приравнять ее к незначительным сражениям западных союзников с немцами, итальянцами или японцами.

Юрий Баранов

Командующий 6-й немецкой армией фельдмаршал Фридрих фон Паулюс (слева) и начальник штаба 6-й армии Артур Шмидт, плененные советскими войсками на пути в штаб 64-й армии. Сталинград. 31 января 1943 г.

Здесь читайте:

Сталинградская битва, боевые действия между советскими и немецкими войсками в излучине Дона и Волги, а также в Сталинграде 17 июля 1942 г. - 2 февраля 1943 г.

Хрущев Никита Сергеевич (1894-1971), победитель Сталина в 1961-м.

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС