SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ  >

№ 1'2003

Ирина Логинова

 

ЖУРНАЛ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
XPOHOС

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
ПОДЪЕМ 
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

Учитель — профессия вредная...

С Натальей Ситниковой я знакома со студенческих лет. По образованию она журналист, а по призванию педагог. Наташа работает преподавателем в одном московском профессионально-техническом училище. Кроме того, занимается фотожурналистикой. Мне кажется, что лучше всего ей удаются детские портреты. У нее редкий дар — она чувствует душу ребенка.
Наши суровые времена заставили Наташу, как и многих из нас, искать дополнительный заработок. Так пять лет назад она стала няней. А потом у нее родились свои внуки. Атмосфера Наташиной семьи, где ей волею судеб выпала роль главы, отличатся особым человеческим теплом, спокойствием и каким- то умным оптимизмом. Я очень люблю бывать у нее в гостях. Однажды за чаепитием я включила диктофон, и получилась вот такая беседа.

— Скажи, что тебя сейчас больше всего волнует?
— Конечно, нравственное воспитание детей. Если им не заняться сейчас, может случиться катастрофа. Подростки, с которыми я общаюсь, это в какой-то мере несчастное поколение, многих из них уже трудно перевоспитать, а порой даже невозможно: это дети, не привыкшие к духовному труду.
Школа, училище не имеют такой воспитательной силы, как семья, дом, а родители этих подростков озабочены прежде всего тем, как выжить, и ни на что иное у них не остается ни сил, ни времени.
Способ выживания, как правило, торговля, и все основные ценности лежат именно в этой области. Уже несколько лет подряд я спрашиваю у своих выпускников, кем бы они хотели работать и где. И большинство отвечает, что их не особо интересует, где и как, главное, чтобы больше платили. Потому что в бедных семьях разговаривают сейчас главным образом о деньгах и где их заработать. Все это, конечно, нормально и по-человечески понятно, если есть нравственная основа. Но все дело в том, что такой основы зачастую нет.

— Какой смысл ты вкладываешь, в это понятие “нравственная основа”?
— Самый простой — соблюдение божьих заповедей.
Понимаешь, все главное в личности человека закладывается в детстве. Мы сейчас ругаем старое дореволюционное обучение. Его, действительно, нельзя не ругать. Но дело в том, что там была основа, там дети с приготовительного класса читали Самую Главную Книгу — Библию. И к этому следует вернуться. Может быть по-иному, не обязательно в таком объеме, не такими методами. Но дело в том, что Библию необходимо знать каждому, потому что с этого начинается культура, начинается человек. И если сейчас наши власти спохватятся и поймут, насколько все это важно, и, чтобы не потерять следующие поколения, (а ведь уже родились будущие папы и мамы, которые обзаведутся детишками в третьем тысячелетии), озаботятся всерьез проблемами воспитания и поменяют школьную программу, то есть надежда на нравственное оздоровление общества.
— Какие изменения, на твой взгляд, нужно внести в программу?
Сейчас старые методы уже не пригодны, следует искать новую форму, потому что дети уже другие, и потому что очень изменилась сама жизнь. Хорошо, если появятся преподаватели, получившие глубокое гуманитарное образование, которые очень умно смогли бы донести до детей главные нравственные ценности. Это может быть связано с Пушкиным, с поэзией, с культурой, с привлечением наших классиков, наших художников. Но опять-таки на основе евангельских заповедей. То есть совмещение светского и церковного воспитания. Такое совмещение, где главный упор делается на воспитании личности, воспитании человеческого достоинства.

— Но ведь такой путь требует колоссального душевного труда?
— Учитель вообще-то очень вредная профессия. Говорят, что после семи — десяти лет работы ему нужно сделать передышку, потому что он теряет жизненную ориентацию. Как, например, богатому человеку кажется, что у всех такие же проблемы как у него, так же и педагог, когда он только учит, он привыкает к тому, что всегда прав, то есть он вещает, а ученик внемлет. Таким образом, энергия влияния однонаправленная — сверху вниз. А это очень опасно, и, прежде всего, для самого педагога. Советская школа, да и дореволюционная, была построена таким образом, что ученик никоим образом не мог быть в “оппозиции” к учителю. Эта система подчинения, очень сильно испортила и тех и других, главное — она учителей испортила, и сейчас педагог находится в самой незавидной ситуации: привыкнув кричать, он не умеет слушать. А нужно учиться слушать, нужно создать такую обстановку равноправия в школе, где ты, учитель, прислушиваешься прежде всего к детям. И ты идешь от них, от их потребностей, потому что они дети, и они ближе к Богу. У них нет власти, но на их стороне больше правды. И эту правду надо услышать, а это очень трудно, ведь тебе кажется, что ты самый сильный, самый мудрый, хотя на самом-то деле все это не так. Радует то, что у нас есть учителя, идущие именно по этому пути, некоторые из них, создали свою теорию, свою школу. Профессор Ш.А. Амонашвили очень любил работать с первоклашками, шестилетками. Перед началом каждого учебного года он знакомился со всеми будущими учениками, с их родителями, на каждого будущего питомца заводил особую тетрадочку, куда записывал все, что узнал о ребенке, все свои наблюдения, и только после такого близкого знакомства начинал обучение. Это принцип христианства, учить не по верхам, но, по сути, то есть доходить до каждого ребенка в отдельности. И поэтому у Амонашвили такие большие успехи. Он не побоялся стать на уровень своих учеников, то, чего боятся сейчас наши учителя.
И еще, хорошо бы учителям чаще приходить на исповедь, потому что, выявляя ошибки ученика, учитель порой не понимает, что сам совершает много ошибок. Я знаю одного очень мудрого священника, который сам приезжает в школу и приглашает учителей к себе на исповедь. Это очень большая работа и очень благотворная.
Но одна школа не спасет. Мне кажется, что если родители поймут, что душа человека стремится не только к выживанию, но, главным образом, к духовным накоплениям, то тогда все будет нормально.

— Ты знаешь, по-моему, это очень трудно. Сейчас все средства массовой информации талдычат про “красивую” жизнь, поклоняются золотому тельцу и проповедуют, что главное в жизни — достичь богатства.
— Да, к сожалению, это так. Люди не понимают, что иногда богатство убивает душу.
Не так давно я прочитала одному малышу изречение Эзопа, где он сказал: “Старайся быть не богатым, а разумным, богатства можно лишиться, а разумность всегда с тобой”. И я спросила его, чтобы он предпочел, если бы у него был выбор. И он ответил: “Богатство”, потому что таков строй его семьи. Поэтому мне немножко за него страшно, как он будет дальше развиваться, ведь духовная ущербность, мне кажется, более страшна, нежели бедность.

— Что было для тебя главным в воспитании твоей дочери?
— Главное было не потерять с ней духовную связь, ни при каких обстоятельствах, Поэтому приходилось постоянно совершенствоваться. Чтобы быть интересным ребенку, нужно самой стараться быть интересным человеком. Нужно постоянно общаться с ребенком на какие-то духовные темы.
Мне кажется, в воспитании нужно идти от ребенка — слушать его внимательно. Это самое главное. Многие молодые родители это уже поняли, и очень хорошо, что появились школы, где их обучают общению со своими детьми.
Вообще воспитание — это постоянный поиск, постоянный эксперимент и очень тяжелый труд, ведь главное — не навредить. Со своими детьми, на мой взгляд, я была слишком серьезной. Сейчас я стараюсь с внуками как можно больше играть. Например, мы играем во всяких животных. Во время таких игр ребенок освобождается от многих ненужных эмоций — агрессивности, раздражительности, злости и так далее. Общение с детьми удивительно обогащает, у меня порой такое ощущение, что я смотрю на мир их глазами и вижу то, чего бы в другом случае не заметила.

— А как ты относишься к американским мультфильмам, которые нынче заполонили телевизионные экраны и переводным детским книжкам в крикливо-ярких обложках?
— Все это очень вредно. Эта продукция делается ради денег, но не ради детей. Все чересчур, все перекрашено, все действует на зрение, и ребенок теряет способность воспринимать полутона и нормальные цвета. Это как наркотик. Наши фильмы в этом отношении более естественны. Кроме того, они духовны. И потом, обрати внимание, их не так много. Это ужасно, когда круглосуточно крутят мультики и дети их смотрят.
Потому что такой большой объем активной информации, без чего-то другого, настоящего, это безумно вредно.

— То есть, если мама озабочена психическим здоровьем своего ребенка, сохранением его индивидуальности, то ей нужно немедленно вытащить штепсель телевизора из розетки и не включать его, пока ребенку не исполнится лет семь, а то и десять?
— С одной стороны, да. Но с другой стороны, маленький человек должен быть в курсе событий, И, кроме того, родители все равно смотрят телевизор. Человечество без телевидения уже не может обойтись.

— Это понятно, как говорится, окно в мир. Но ты никогда не задумывалась вот о чем. Представь, что стены в наших домах на минуточку стали стеклянными, и что же увидит сторонний наблюдатель: сидят в своих комнатах люди, вперившись взглядом в мерцающий ящик, сидят молча часами, не обращая внимания друг на друга и не разговаривая. Это же жуть!
— Мне кажется, что телемания возникает из-за отсутствия настоящей жизни.
Я спросила одного молодого человека, почему он постоянно смотрит телевизор, и он ответил мне кратко: “адреналин”. Видимо, ему не хватает адреналина в настоящей жизни. Не хватает интересной работы, интересного общения...
Поэтому мне кажется очень важным, чтобы люди могли не наблюдать срежессированную жизнь по телевизору, а жить и чувствовать. И тогда все будет нормально. Христианство, это как раз один из путей оживления души, когда человек постоянно в молитве просит, чтобы душа его воскресла. К сожалению, большинство душ уже зомбировано. И люди не понимают своего предназначения. Вот что пугает.

— А меня раздражает обилие на экране лиц, которые и не лица вовсе, а маски, созданные с помощью имиджмейкеров.
— Тебе не кажется, что это наследие старых времен, когда было очень много лжи в нашей стране. Лицемерие вошло в плоть и кровь. Люди ведь всегда чего-то боялись. Наша мама, чтобы нам выжить, по ночам шила, но шить без лицензии на заказ нельзя было. Все мельчайшие лоскутки уничтожались, стук в дверь — и у мамы начиналась паника. Она боялась, что ее тут же заберут.

— В старой жизни, было много зла и идиотизма, но я за то, чтобы общественное развитие не откатывалось назад, а шло вперед. С прошлым нужно попрощаться, взять из него лучшее и пойти дальше к лучшей жизни.
— Ты знаешь, один детский психолог как-то сказал, что если ребенок способен разрушить башню из кубиков — с ним все в порядке, значит у него есть силы возвести новую. Думаю, это касается и нашего государства, разрушив старое, мы сможем построить новое. Ведь силы должны быть.

— Боюсь, дело осложняется тем, что в нашей горячо любимой стране, власть имущим всегда было абсолютно наплевать на рядовых граждан.
— Да это так, но не это главное. Главное, чтобы человек был нужен своей семье. Семья становится оплотом. А когда много-много здоровых семей, то что-то может измениться и в государстве. У русского человека всегда была одна слабость, он любил писать челобитные царю, генсеку, губернатору... Все уповали на власть. А мне кажется, что очень многое зависит от нас самих, от нашего подхода к жизни. Понимаешь, каждый должен построить свой храм. Сначала внутри себя, потом в своей семье. Я пытаюсь создать храм в своей семье, но это невероятно трудно. Ты знаешь, какая происходит борьба внутри? Постоянная борьба, постоянное искушение. И здесь мне помогает вера. Ведь христианство — это воспитание духа. Той самой воли, которой русскому человеку всегда недоставало. Я придаю особое значение молитве (только, конечно, искренней)... Начинаешь отчитываться перед Богом, рассказываешь ему, что ты сделала, что ты собираешься сделать, просишь за своих близких, за тех, кого любишь, и в этот момент чувствуешь успокоение. И я с надеждой смотрю в будущее.

 

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2002

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

 

Редакция

Учредитель: издательство "БЕЛМАКС"

Главный редактор Ирина ДМИТРИЕВА

Издается с 2003 года.

Адрес для электронной почты ivd@belmax.ru  

WEB-редактор Вячеслав Румянцев