> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > ПОЛДЕНЬ  >

№ 5'07

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ

ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
XPOHOC

Русское поле:

ПОЛДЕНЬ
МОЛОКО - русский литературный журнал
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
РУССКАЯ ЖИЗНЬ - литературный журнал
РОМАН-ГАЗЕТА
СЛОВО
ПОДЪЕМ - литературный журнал
ВЕСТНИК МСПС
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

К 80-летию поэта и художника Степана Яковлевича Курлова

Александра Курлова

СЛУЖИЛ ДОБРУ! ИСКУССТВУ! ОТЕЧЕСТВУ!

Воспоминания вдовы

В этом году исполнилось бы 80 лет со дня рождения С.Я. Курлова – одного из активных участников мытищинского литературного объединения имени. Дм. Кедрина в 70-80-х годах прошлого века. К сожалению, он не дожил до своего юбилея. Вдова поэта и художника – Александра Александровна Курлова делится своими воспоминаниями о нем.
 
Степан Яковлевич Курлов родился 7 апреля  1927 года в селе Кундран Убинского района Новосибирской области. Родители его были крестьянами. Отец Яков Иванович – коренной сибиряк, мать Елена Александровна – из Орловской губернии. Она приехала сюда с родителями в годы Столыпинских реформ по освоению земель Сибири.
Степан Курлов смутно помнил внешний облик отца: ему было всего семь лет, когда отца, смертельно раненного, принесли из тайги. Обстоятельства гибели были скрыты. Кто знал – молчали. Боялись. Расследования не было. В ту пору Яков Иванович работал председателем колхоза им. Молотова. На эту должность он был выбран односельчанами  в 1931 году с приходом коллективизации. А когда власти стали «резать» земельные наделы, отбирать выращенный урожай, Яков Иванович пытался защищать своих односельчан. Его заступничество и обернулось ему бедой.
Так как мать работала в колхозе с раннего утра о позднего вечера, приусадебным и домашним хозяйством, а также  уходом за детьми и их воспитанием занималась бабушка Федосья Ильинична – мать Якова Ивановича. Она была мастерица создавать удивительные по красоте цветные орнаменты и наносить их на тканные ею полотна, а краски делала из трав. Кроме этого она была одной из лучших исполнительниц народных песен и  сибирских сказаний. Видимо, постоянное общение с ней и разбудило в маленьком мальчике ту любовь к красоте, которую он пронес через всю жизнь. Бабушка была отзывчивой к болям меньших братьев: то птицу принесет птицу за пазухой с раненой лапкой или крылом, то брошенного котенка или кого-то другого. Вылечив и выходив их, давала им свободу выбора, где жить.
Степан рано, до школы, научился читать. Помог ему дедушка Иван Васильевич Курлов. Учился Степан легко и успешно. У него была замечательная память. По литературе и истории на вопросы учителей он отвечал намного больше и глубже того, что требовалось по школьной программе. И это приятно удивляло учителей.
В 1937 году Степан написал стихотворение «Народному комиссару Клементу Ворошилову», которое напечатали сначала в местной газете «Юный ленинец», а потом, с небольшими правками, в «Пионерской правде» под фамилией Селезнев (это бывшая фамилия матери). К сожалению, тест стихотворения не сохранился.
Через четыре года началась Великая Отечественная война.
 
                                                            * * *
Была война. Отца убили.
Сошла в сырую землю мать…
А мы в пустом подворье жили,
Где даже соли не достать…
Худой, голодный поневоле,
От злой беды на волосок,
Я собирал в открытом поле
Здесь колосок, там колосок…
 
Осенью 1941 года, когда Степану Курлову было 14 лет, он со своим другом узнал, что можно набрать зерна на колхозном поле, за болотом. Ребята рано утром пришли в поле. На земле лежало много колосьев овса и пшеницы после нечистой косьбы жаткой «Лобогрейкой». Их никто не подбирал. Боялись.
Ребята набрали зерна килограмма два. Но кто-то увидел и донес. Осудили Степана приговором «За подрыв военной мощи Советского государства» по статье 58-й к десяти годам лишения свободы и посадили в пересыльную тюрьму №2 г. Новосибирска.   В ней  он отсидел около 2-х лет. Помогли сестра Мария и ее муж, работавший в этой пересылке.
После освобождения Степан остался в Новосибирске и поступил в ремесленное училище №6 при авиационном заводе. Им. Чкалова. Именно там, работая по 14-16 часов в сутки, он заслужил звание «Гвардеец тыла». При училище была небольшая изостудия. Ее организовал местный художник Алексей Виноградов. Он увидел в Степане не только исполнительного ученика, но и ростки таланта.
И вот в сентябре 1945 года Степан Курлов, имея на руках направление начальника областного Управления трудовых резервов, рекомендации училища и завода, уезжает в Москву, что бы продолжить образование в художественном училище №64.  Он успешно выдержал вступительные экзамены и стал студентом.
Радость была безгранична!.. В училище работали блестящие преподаватели – резчики по дереву, по камню, живописцы, мастера монументальной живописи, скульпторы и лепщики-модельщики. Они не только учили, но и давали уроки нравственного воспитания.
Особенно осталось в памяти чувство глубокой благодарности учителям-художникам Николаю Иванову, Сергею Серому и Александру Лактионову, автору известной картины «Письмо с фронта». В те годы акцент делался на монументально-прикладную живопись, и Степан Курлов занимался росписью музея им. Пушкина на Кропоткинской улице, а также Ленинградского, Казанского, Белорусского и Киевского вокзалов, реставрировал фасад библиотеки им. Ленина.
В училище были организованы занятия в различных кружках и спортивных секциях. Степан участвовал в работе драматического кружка, играл в спектаклях (в частности, в пьесе А. Островского «Без вины виноватые»). Он часто посещал музыкальные театры, особенно – Большой. Его любимые русские композиторы – А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский; из западных – Р. Вагнер, Э. Григ, Н. Паганини. А народные русские и украинские песни, частушки он любил с детства.
Из русских художников он выделял особо В. Сурикова, И Шишкина, И. Айвазовского.
В годы учебы Степан продолжал писать стихи. В 1947 году появились стихотворения «Материнское письмо»  «И нервы не шалят…», «На выставке в музее нового западного искусства», в 1948 году – «В общежитии».
В 1948 году Курлов окончил училище по профессии альфрейщика-живописца. И просил дать направление на работу в Новосибирск. Его просьбу не удовлетворили. Он был направлен в Тулу, в областной отдел культуры.
В Туле и в других городах этой области С. Курлов работал на разных предприятиях, в том числе литературным сотрудником в редакции газеты «Новая жизнь» Одоевского района. Вне работы он отдавал время живописи и поэзии. Вот что он говорит об этих краях в одном из стихотворений:
 
ОДОЕВСКИЕ ДАЛИ
 
Одоевские дали –
Угодья пастухов!
Вы очень много дали
Мне красок и стихов.
Написаны с натуры
Носатые грачи.
Воспеты балагуры –
Апрельские ручьи.
Запомнились особо
Людские голоса,
Озерная осока,
Засечные леса.
Исполненные линий
Особой чистоты
Белеют звезды лилий
На ряске, где кусты…
А на окрестных пашнях,
Где горсть земли, как пух,
Весенним хмелем пахнет…
Исконный русский дух!..
…Когда хлестнет печалью
Невзгода по глазам,
Одоевские дали,
Я обращаюсь к вам!..
Молюсь я, как умею,
В своей любви большой
И ветру – тиховею,
И звездам над Упой.
 
В начале 1960-х годов Степан Курлов вступил в областное литературное объединение при Тульском отделении союза писателей РСФСР. Нередко навещали литобъединение известные поэты из Москвы: Николай Старшинов, Ярослав Смеляков, Игорь Кобзев, Евгений Евтушенко и другие. Тульским отделением Союза писателей проводились «Недели приокской поэзии», на которых выступали поэты из Тульской, Калужской, Брянской и Орловской областей. В составе бригады поэтов Степан Курлов участвовал на встречах с тружениками предприятий, колхозов, студентами, учащимися, делился своими творческими планами, читал новые стихи.
Стихи его печатались в сборниках: «Рукопожатие», «Ровесники» (1966г.), «Одна семья» (1967г.), «Взаимность» (1971г.), издаваемых Приокским издательством, а также в «Правде», «Труде», «Сельской жизни», в районных газетах «Ленинская правда», «Новомосковская правда», «Молодой коммунар», «Знамя», «Донская газета», «Заветы Ильича», в журналах «Сельская молодежь», «Советский шахтер», в сибирском журнале «Байкал».
Сибирь, родина постоянно всплывали в памяти Курлова. Недаром у него много стихотворений на эту тему: «В Сибири», «Ангарский этюд», «Мое село», «В родном краю» и целый ряд других.
 
В РОДНОМ КРАЮ
(отрывок)
 
Ветер в просторах безбрежных –
Ходит село ходуном!..
Край мой родной для приезжих
Кажется волчьим углом.
Карп золотистый не клюнет,
Не запоют соловьи,
Небо распустит в июне
Нудные нюни свои…
Все это мне не помеха.
Я по-другому сужу…
 
«Главная улица России» – река Волга – неудержимо тянула его с холстом, кистями, красками к своим берегам. Ей он посвятил и свое стихотворение «Встреча с Волгой».
На одной из художественных выставок его картины имели успех, и одна из них была приобретена музеем города Самара.
По приглашению известного тульского писателя Петра Сальникова, являвшегося директором Тульской областной студии телевидения, Степан Курлов стал работать художником на телевидении. Это было самая лучшая пора в его творческой жизни. В студии Курлов помимо основной работы успешно участвовал в создании документальных фильмов. Писал сценарии для них. После его ухода студия продолжала пользоваться его высоко художественными заставками титрами и другими работами.
В 1974 году, когда он уже был жителем Мытищ, в Туле вышла в свет его первая книга «Костры сторожевые».
Из предисловия писателя А. Лаврика к этой книге.
«Исполненный искренней любви к людям, горя желанием творить добро, он пером и кистью утверждает высокую советскую гражданственность, верную любовь к родной земле, братство и дружбу.
 
Долг велит мне защищать без страха
Честь отчизны, мирный труд людей.
Тяжела ты, шапка Мономаха,
Но моя намного тяжелей»
 
Не для литературных забав взялся за поэтический труд Степан Курлов. Его стихи очень плотны по содержанию, они волнуют, зовут к подвигу, к труду.
Возвращаясь к своим истокам, поэт говорит.
 
Деревня сызмальства внушала
Держаться истинных дорог.
 
И не скупа, и не прижимиста,
Светла душой, красна извне,
Не отказала в одержимости,
Не обкарнала в прямизне
И безвозмездно отпустила,
Чтоб жил без горя и нытья,
Неиссякаемую силу
На всю катушку бытия.
 
Поэтические строки богаты афоризмами. «Моя натурщица – Вселенная», «Природой создан только я, // И копии не предусмотрены». И, конечно же, хочется выделить отдельно очень хорошее двустишие:
 
Коль моя звезда другим не светит,
Пусть она сорвется с высоты!
 
К сожалению, в Москве и в Подмосковье он не встретил такой же поддержки, как в Туле, и не смог целиком посвятить себя живописи и поэзии. Многие творческие планы, задумки остались невыполненными.
А в Туле о нем долго помнили. Так, на одном из расширенных литературных семинаров в 1982 году начальник управления по делам печати Тульской области А.В.Играев очень сожалел, что в свое время была издана всего лишь одна книга и то – малым тиражом (две тысячи экземпляров). Она была раскуплена за пять дней. Александр Лаврик добавил: «Ведь это классик, несправедливо обиженный. Он … поэт велением божием».
В Мытищах Курлов стал посещать литературное объединение имени Дм. Кедрина. Его стихи и прозу печатала газета Мытищинского машиностроительного завода «Машиностроитель», районная газета «За коммунизм», которая впоследствии переименована в «Родники». Стихи Курлова можно встретить  в коллективных сборниках «Под рубиновыми звездами», «Друзья-товарищи, «Скопинские зори» и др.
И все же вынужденная работа художником на мытищинских предприятиях отнимала много времени, изнуряла морально и физически, истощала творческие силы, а с ними и здоровье. Только с уходом на пенсию в1987 году Степан Курлов вернулся к живописи.
На выставке в Мытищинском историко  художественном музее, открывшейся 11 марта 2005 года, было представлено 37 картин и этюдов, две чеканных работы из меди, пять художественных изделий из дерева. Но это далеко не все. Много картин продано, много подарено и находится в частных коллекциях. Но и то, что показано, говорит о многом…
Мне иногда задают вопрос – чему он больше отдавал предпочтение: живописи или поэзии. Трудно ответить однозначно. Обе Музы не желали с ним расставаться. Они дарили ему вдохновение и требовали брать в руки и кисть, и перо. Правда, Поэзия была посмелее – она заставляла брать перо даже ночью.
В 2002 году вышли в свет два сборника «Родина» и «Смех и горе». В последний включены  не только стихи, но и рассказы Степана Яковлевича.
8 июня 2004 года оборвалась жизнь художника и поэта.
Соплеменникам он оставил просьбу
 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Для последнего жилища
Отыщите место мне
Не столичное кладбище,
А в зеленой стороне,
На какой-нибудь опушке,
Где покой и благодать…
Будет добрая кукушка
Мне посмертное считать.
А в подлеске темно  синем,
Как живая, трепеща,
Вспыхнет золотом осина
Поминальная свеча.
 
Прах его покоится в «зеленой стороне» – на окраине березового леса, около четырех близко растущих берез, невдалеке от родного села Кундран.
 
Небесной милости заложник,
Земные делая шаги,
Не навреди себе, художник,
Не лицедействуй и не лги.
Солгав, художник умирает
В пренебреженье и…во зле,
И небеса не принимают,
И нет признанья на земле.

 

Другие номера журнала "Полдень":

№ 3, 2003

 

© ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ "ПОЛДЕНЬ", 2007

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Литературный альманах «Полдень»

Главный редактор Валентин Сорокин

Заместитель главного редактора Владимир Фомичев

Почтовый е-адрес редакции - Polden2007@gmail.com

WEB-редактор Вячеслав Румянцев