SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > ПОДВИГ  >
 

Андрей ДЫШЕВ

 

© "ПОДВИГ", 2004

ХРОНОС
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Русское поле:

ПОДВИГ
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ 
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

ГИБКИЕ ЗАКОНЫ ЖАНРА

Андрей ДЫШЕВ - один из постоянных авторов "Подвига", российскому читателю известен и по великому множеству других журнальных и книжных изданий.

- Андрей, вот ты блестяще описал "самозванство" в научном мире. А как обстоят с этим дела в мире писательском?

- Самозванство - слишком общее понятие. Я бы разложил его, применительно к писателям, на две проекции - прямое литературное воровство и… Скажем так, беспечная "придумляндия", не обеспеченная "золотым запасом" личного опыта и знаний.

- Это какой же опыт и какие знания должны быть накоплены писателем Дышевым, если окинуть взором все, что он умудрился сообщить читателю?! Голова кругом пойдет!..

- Что делать! Я стараюсь передать своим героям из личных знаний все подряд, что только могу. Приходится и самому подтягиваться до их уровня. Задуманному романному пространству надо вполне соответствовать. Разве книга не получится скучной и серой, если герои будут только ходить из кабинета в кабинет, ездить на машине по Москве, иногда заглядывая в следственные изоляторы? Герои должны заставлять читателя переживать самые необыкновенные ощущения. Даже если читателю за семьдесят, я буду стараться так обрисовать полет на спортивном самолете или прыжок с парашютом, чтобы мой дорогой читатель до самых нервов прочувствовал все испытания. А для того, чтобы обрисовать правдоподобно и детально, надо, увы, самому все это пережить. Приходится опускаться в морские глубины с аквалангом, управлять самолетом, подниматься на Эльбрус, спускаться на горных лыжах. Не скажу, что все это я делаю ради литературы исключительно. Зачем лукавить? Экстрим в разумных пределах - это приятно, черт возьми! Была бы возможность, отправил бы своих героев в космос или на Луну. Но пока сам я там не побывал, а врать про невесомость и лунную пыль не хочется.

- Браво! Надеюсь, ты не забудешь рассказать поподробнее и про литературное воровство?! Не сомневаюсь, что твоя позиция в этом вопросе не менее принципиальна.

- Именно так. Лезу из кожи вон, чтобы не украсть у самого себя, то есть не повторить ненароком свои прежние идеи и сюжеты. Ведь их сработано немало. И, разумеется, никогда не воспользуюсь чужими идеями, хоть в нашей стране они почему-то не являются объектом авторского права. У меня волосы встают дыбом и становится стыдно за моих собратьев по перу, когда вижу на прилавках книжных магазинов книги-тени, книги-двойники: "Таня Гроттер", "Парри Готтер", "Харри Жмоттер"… Ужас! Такого самоунижения авторов в нашей стране никогда еще не было. Как может Емец называть себя писателем, если он выполз на литературную ниву, старательно скопировав талантливую английскую писательницу, пробежав бегом по борозде, проложенной ее творческим озарением и трудом? Обезьянка в цирке, подражая человеку, выглядит естественней и милей.

- В свете услышанного, невозможно не спросить: так как же создается настоящее оригинальное произведение? Как управляется Андрей Дышев с веселым скопищем своих персонажей? Кто ты в момент творчества - правитель Государства с тщательно спланированной политикой и законопослушным народом? Или заклинатель, с помощью особой магии воздействующий на процессы, норовящие выйти из-под контроля? Часто ли замысел отличается от произведения?

- Все начинается с того, что мне самому очень хочется пережить какую-то драму, преодолеть какое-то испытание. Иначе говоря, хочется ввязаться в авантюру. Затем в сознании проявляются детали и абрис места действия. Как из тумана появляются герои. И наконец я отчетливо вижу первую сцену. Все. Роман почти готов. Остается самая малость: сесть за компьютер и не выходить из-за него несколько месяцев. Я никогда не знаю, чем сие действо закончится. Мало того, я даже не знаю, что будет через десять, двадцать страниц. Мое продвижение вперед можно сравнить с ездой на машине в сильный туман. По мере того, как мы движемся вперед, из тумана выдвигаются детали, контуры, затем они приобретают четкость и конкретность, и наконец мы видим их совершенно ясно, в полном объеме.

Герои живут как бы сами по себе. Но! До поры, до времени. Сперва я в роли режиссера на репетиции, внимательно слежу - что делают и говорят мои герои. Если чувствую, что не то, что начинается фальшь, то переделываю сцену, заставляю персонаж вести себя как-то иначе. Безусловно, есть законы жанра. Законы, без знания которых талантливо написанная книга будет неинтересной. В этом смысле, мне очень помогла замечательная книга режиссера Александра Митты "Кино: между адом и раем". Хоть там речь о кинематографе, я советую прочитать ее всем, кто пишет или только собирается написать увлекательное произведение. А часто ли замысел отличается от произведения? Почти всегда. Хотел так, а получилось эдак. Вредно и опасно ставить героев в шеренгу и вынуждать строго следовать детально проработанному плану. Это уже получится не творчество, а армейский устав.

 Беседовала Светлана Куралова

 

 

© "ПОДВИГ", 2004

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев