SEMA.RU > XPOHOC > МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ссылка на XPOHOC

Содержание образования

--

МЕТОДИКА

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Средняя (полная) школа. Профильный уровень

ИСТОРИЯ

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение истории должно предоставить учащимся возможность:

- овладеть элементами философско-исторических и методологических знаний об историческом времени и пространстве; об общей периодизации исторического процесса; о концепциях исторического движения, смены эпох; о возможностях социологического, культурологического и антропологического подходов к объяснению истории;

- развить способности осмысливать явления и события отечественной и всеобщей истории в широком историческом контексте, на разных уровнях (история России и мира, история государств и народов, история региональная, этнонациональная, история человека и т. п.);

- систематизировать знания об истории России - основных периодах; процессах социально-экономического и политического развития; особенностях отношений власти, общества и личности; политических и общественных движениях; роли духовной культуры в общественном развитии; о человеческом факторе в российской истории; о проблемах модернизации, опыте реформаторского и революционного преобразования России;

- освоить начала источниковедческих и историографических знаний; овладеть приемами критики источника, умениями рассматривать его в общем контексте исторических знаний; сопоставлять исторические версии и оценки, выявляя составляющие их основу мировоззренческие подходы;

- приобрести навыки исследовательской деятельности по изучению прошлого, опыт поисковой работы, собирания источников (краеведческих материалов), написания рефератов, научных докладов и т. д.;

- сформировать умения определения и аргументации своей позиции в ситуациях исторического диалога, диалога культур, обсуждения дискуссионных проблем истории и современности.

Обязательный минимум содержания образования

История России

Русь древняя и средневековая. Становление цивилизаций Восточной Европы. Влияние природно-климатического фактора. Взаимодействие этносов. Происхождение государственности на Руси: дискуссии историков. Древняя Русь и Византия: проблема взаимовлияния. Принятие христианства на Руси: предпосылки и последствия. Православие как ветвь христианства. Удельная Русь: системы организации власти. Формирование единой древнерусской культуры. Русь и Запад. Русь и орда: проблемы взаимодействия и взаимовлияния. Возвышение Москвы: предпосылки, основные этапы, последствия. Причины возвышения Москвы: дискуссии историков. Становление Московского царства. Централизация власти. Российское самодержавие: истоки и особенности. Светская власть и церковь. Россия и Западная Европа на пороге нового времени. Кризис традиционного общества и пути выхода из него.

Россия в новое время. Смута и ее последствия: дискуссии историков. Утверждение новой династии: изменения во взглядах на власть. Церковный раскол и его влияние на политическое, социальное, духовное развитие российского общества. Российский абсолютизм: дискуссии историков. Сословная структура российского общества. Жизнь и быт сословий. Крепостничество. Особенности социальных движений XVII в. Культура России в XVII-XVIII вв.: обмирщение, сословный характер. Расширение культурных связей с Европой. Становление России как великой европейской державы. Особенности колонизации в России и их влияние на характер государства и общества.

Россия в XIX в. Россия и Европа в начале XIX в.: влияние Великой Французской революции. Воздействие Отечественной войны 1812 г. на развитие национального и общественного самосознания в России. Промышленный переворот в России: дискуссии о характере социально-экономического развития. Течения общественной мысли: традиционалисты, либералы, социалисты. Реформы 60-70-х гг.: предпосылки, содержание, социальные и экономические последствия. Особенности российских реформ. Новые социальные движения. Народы России и национальная политика самодержавия. Место российской культуры XIX в. в мировой культуре. Внешняя политика России в международных отношениях XIX в.

Россия в ХХ в. Задачи модернизации России (необходимость развития эффективной рыночной экономики, становления гражданского общества и правового государства). Обострение экономических и политических противоречий. Реформаторские проекты начала века и опыт их реализации. Первая российская революция. Формирование многопартийности и начал парламентаризма. Власть и общество в годы первой мировой войны.

Февральская революция 1917 г. и альтернативы развития страны. Кризисы власти. Феномен большевизма. Октябрь 1917 г. в оценках историков и современников. Становление советского государства, его политические и экономические основы. Гражданская война: предпосылки, сущность, основные этапы и итоги. Советская система: государство, партия, общество, личность. Создание советского союзного государства (концепции объединения, унитаризм и федерализм, национальная политика, противоречия). Тоталитарный режим в СССР (в сравнении с европейскими моделями тоталитаризма). Ускоренная модернизация страны: идеологическое обоснование и политическая практика, обретения и потери. Дискуссии о построении основ индустриального общества в СССР. Достижения и противоречия советской культуры. Русское зарубежье.

Великая Отечественная война советского народа: периодизация, характер, источники и значение победы. Фронт и тыл. Власть и общество. Человек на войне. Истоки массового героизма на фронте и в тылу.

СССР в 1945-1991 гг. Власть и общество. Политические лидеры и эволюция внутренней политики. Попытки реформирования советской системы в 50-80-е гг. Внешняя политика СССР в 1945-1990 гг.: концепции и практика. Кризис советской системы: истоки и проявления. Распад СССР и его последствия для России и мира.

Россия в 1990-е гг. Становление политической системы Российского государства. Экономические реформы: замыслы, результаты, последствия. Оформление новой федеративной системы. Центр и регионы: проблемы взаимодействия. Наука, образование, культура в условиях реформ. Россия в системе международных отношений. Россия и СНГ.

Всеобщая история. Источники сведений о прошлом человечества. Историческое знание, его достоверность. Концепции исторического развития человечества. Возможные периодизации исторического процесса. Формы человеческих общностей. Цивилизация и культура.

Предыстория человечества. Расселение древнейшего человечества. Человек и природа. Жизнь людей в первобытную эпоху (занятия, орудия труда, жилища). Переход к земледелию и скотоводству. Появление частной собственности. Коллективы первобытных людей: род, племя, община. Равенство и неравенство. Возникновение религиозных верований и искусства. Переход от предыстории к древним цивилизациям.

История древнего мира

Хронологические рамки древней истории. Власть догосударственная и государственная. Гипотезы о происхождении государства. Государства Древнего Востока и античного мира: формы и типы. Материальная культура и хозяйственная жизнь в древнем мире. Социальные слои и группы в древних обществах. Человек и общество в древних цивилизациях. Роль религии в обществах древности. Знания о мире и человеке в древних цивилизациях.

История средних веков. Хронологические рамки и периодизация истории средних веков. Цивилизации средневековья. Материальная культура и хозяйственная жизнь в различных регионах мира в средние века. Аграрное производство. Феодальное землевладение в средневековых обществах. Развитие городов. Историки о проблемах феодализма. Социальная структура средневекового общества (Европа, Русь, Восток). Социальные движения в средние века (типология). Возникновение и эволюция государств в Европе, на Руси, на Востоке. Формирование централизованных государств. Сословно-представительные монархии.

Религия и церковь в средневековой Европе. Религиозные движения. Светская и духовная власть. Представления средневекового человека о мире. Средневековая культура Европы и других регионов. Международные отношения в средние века.

Новое время. Хронологические рамки, периодизация нового времени. Великие географические открытия, их последствия. Возрождение: историческая эпоха и тип культуры. Реформация и контрреформация в Европе. Генезис и развитие абсолютизма. Зарождение и развитие капиталистических отношений. Процессы модернизации: общее и особенное. Открытия в науке и технике. Переход от мануфактуры к фабрике. Промышленный переворот. Образование колониальных империй. Изменения в социальной структуре общества в новое время. Социальные движения. Социальные и политические доктрины: идеология Просвещения; либерализм, консерватизм, социалистические учения. Революции XVII-XIX вв. Развитие парламентаризма, утверждение конституционных порядков в странах Европы. Формирование научной картины мира в новое время. Развитие техники. Распространение образования. Человек нового времени, его представления о мире. Художественная культура нового времени. Международные отношения в новое время. Войны нового времени. Внешнеполитические союзы и дипломатия. Колониальный раздел мира.

Новейшая история.

Изменения на карте мира в ХХ веке. Периодизация новейшей истории. Развитие производства, техники и технологии в ХХ в. Научно-техническая и технологическая революции. Социальные и экологические последствия научно-технического прогресса. Неравномерность экономического развития отдельных регионов мира. Эволюция социальных групп и слоев в ХХ в. Социальные и национальные движения. Реформы и революции. Политические системы и режимы в новейшее время. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Международные отношения в ХХ в. Военно-политические союзы и блоки. Конфликты и войны в ХХ в.: глобализация и последствия. Первая и вторая мировые войны. Деятельность международных организаций. Мировое сообщество. Глобальные проблемы человечества в начале XXI в. Развитие культуры в ХХ в. Изменения в образе жизни людей. Человек в массовом обществе. Массовая культура. Информационная революция. Многообразие стилей и течений в художественной культуре.

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение обществоведения должно предоставить учащимся возможность:

- овладеть на уровне теоретического осмысления и обобщения систематизированными целостными знаниями об обществе, путях и формах общественного развития, праве как регуляторе общественных отношений, методах социального познания, являющимися основой для дальнейшего профессионального образования;

- усвоить на теоретическом уровне знания о человеке, видах человеческой деятельности и ее мотивации, познании человеком мира и самого себя, свободном и ответственном выборе человека в условиях социальных альтернатив, способствующие самореализации личности;

- освоить знания по социологии, политологии, культурологии, экономике и праву, обеспечивающие всестороннее и систематизированное изучение важнейших сфер жизни общества, их взаимосвязи и взаимовлияния;

- овладеть приемами сравнительного анализа, системного подхода, классификации и типологизации социальных объектов, доказательной аргументации собственной точки зрения, своего отношения к актуальным проблемам современного мира, прогнозирования последствий социальных действий, включая собственные;

- свободно оперировать в устной и письменной речи основными понятиями (категориями) общественных наук, используемыми в средствах массовой информации, в том числе электронных;

- освоить умения самостоятельно получать, систематизировать, анализировать, творчески перерабатывать неадаптированную социальную информацию из различных источников;

- практически владеть основными способами учебно-исследовательской и проектной деятельности в избранном направлении продолжения образования, иметь представление о важнейших методах научного социального познания, основных направлениях и проблемах научных поисков;

- владеть приемами и формами представления результатов самостоятельного учебного исследования, включая рефлексию разнообразной социальной практики (письменное оформление исследовательских и творческих работ, публичное выступление, участие в дискуссиях, защита социальных проектов);

- подготовиться к принятию на себя ответственности за совершаемые действия, собственный выбор в реальных жизненных ситуациях, участвовать в совместном принятии решений, регулировать ненасильственным путем возникающие конфликты;

- получать и использовать информацию о ситуации на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, склонности, пути их реализации.

Обязательный минимум содержания образования

Общество

Общество как сложная динамическая система. Подсистемы общества, важнейшие социальные институты и отношения. Взаимовлияние общества и природы на различных этапах развития. Феномен культуры. Культура и цивилизация. Типология обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Многообразие путей и форм общественного развития. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории. Проблема общественного прогресса. Смысл и цель истории. Целостность современного мира, его противоречия. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Культура мира и ненасилия. Общество как объект изучения. Социальное познание и его специфика. Система общественных наук, их предмет, методы исследования.

Роль права в жизни общества. Природа права. Публичное и частное право. Типология правовых систем. Основные этапы становления системы прав человека. Правосознание. Правовой нигилизм. Правовая культура. Развитие права в современной России.

Человек

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Научные дискуссии о противоречивой сущности человека, его природы. Типология видов деятельности и ее мотивация. Природа человеческого сознания. Цель и смысл жизни человека. Личность, ее социализация и воспитание. Проблема личностного самоопределения. Сложность и противоречивость духовной жизни человека. Мировоззрение, его виды. Формирование ценностных установок и ориентиров личности. Сознательное и бессознательное. Самопознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Человек как объект изучения. Гуманитарное знание, его специфика и методы исследования.

Познание мира: чувственное и рациональное. Пути и методы познавательной деятельности, ее ограниченность. Истинное и ложное. Истина и ее критерии. Относительность истины. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание, его методы. Законы и категории. Социальное и гуманитарное знание.

Основные сферы общественной жизни

Культура и духовная жизнь. Формы, уровни и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; культура и субкультура, молодежная субкультура. Диалог мировых культурных систем. Средства массовой информации как элемент культуры, противоречивость их воздействия на общество. Искусство, его формы, основные направления, влияние на человека. Эстетическая культура. Феномен религии, ее роль в жизни общества. Специфика религиозного сознания. Мировые и национальные религии. Религия в современном мире. Наука, ее социальные функции. Дифференциация и интеграция научного знания. Этика науки и ответственность ученого. Тенденции развития образования в современном мире. Непрерывное образование и самообразование. Мораль, ее категории. Нравственная культура. Патриотизм и гражданственность. Тенденции развития духовной жизни России.

Экономика как подсистема общества. Уровень экономического развития общества и его показатели. Место России в современном мире. Взаимосвязь экономики и политики. Экономическая эффективность и социальная справедливость. Экономика и окружающая среда. Правовые основы экономической деятельности. Экономическая политика. Устойчивое развитие. Экономическая культура.

Социальные отношения и взаимодействия. Социальная структура, этапы ее формирования. Типология социальных общностей и групп. Социальная стратификация. Социальные интересы. Неравенство и проблема социальной справедливости. Социальная мобильность, ее виды, специфика в современных условиях. Расширение социальных ролей личности в юношеском возрасте. Социальный статус и престиж. Виды социальных норм. Типология девиантного поведения, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Этнические общности. Этнос и нация. Межнациональное сотрудничество. Культура межнационального общения. Национальный характер и менталитет. Национальная политика. Семья как социальный институт. Тенденции развития семьи. Традиционные семейные ценности и истоки их кризиса в современном мире. Бытовые отношения. Молодежь как социальная группа. Социальные аспекты труда. Социальное партнерство. Природа социальных конфликтов и стратегии их разрешения. Этносоциальный конфликт. Социальная культура. Социальные процессы в современной России.

Политика как регулятор жизни общества. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение, типология, ресурсы. Политическая система. Типы политических систем. Государство как политический институт. Государственная служба. Природа государственной бюрократии. Типология политических режимов. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности. Многопартийность. Политическое лоббирование. Политическое лидерство. Типология лидерства. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации как политический институт. Технологии "паблик рилейшенс". Политический процесс. Избирательные системы и электоральный процесс. Политическая социализация. Политическое участие. Политические конфликты, пути и способы их разрешения. Политическая культура. Политические традиции и тенденции развития России. Международная политика.

 

МЕТОДИКА

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС