SEMA.RU > XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ПЕРЕПИСКА СТОЛЫПИНА  >
ссылка на XPOHOC

Столыпин Петр Аркадьевич

1907 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

СТОЛЫПИН

П.А.Столыпин

Письма П.А. Столыпина

Записка А.А. Столыпину1

1 сентября 1907 г.

Милый Саша!
Если будешь отвечать Л.Н. Толстому2, напиши ему, пожалуйста, что я не невежа, что я не хотел наскоро отвечать на его письмо3, которое меня, конечно, заинтересовало и взволновало и что я напишу ему, когда мне станет физически возможно сделать это продуманно.

Опубл.: Литературное наследство. – Т. 37–38. – М., 1939. – С. 328.

Примечания к письму:

1 Столыпин Александр Аркадьевич (1863–1925) – младший брат П.А. Столыпина; журналист, литератор, общественный деятель. Сотрудничал в журналах «Вестник Европы», «Русский вестник», в газете «Кавказ». С 1902 г. публиковался в «Петербургских ведомостях», позднее редактор газеты. С 1904 г. сотрудник «Нового времени». Гласный Петербургской городской думы. Член ЦК «Союза 17 октября». Возглавлял общество «Русское зерно», занимавшееся изучением зарубежной передовой аграрной практики.

2 Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1873). Почетный академик (1900). В художественных произведениях, в философско-религиозных, эстетических и публицистических работах пытался решать нравственные проблемы, со временем в его трудах усиливаются социальный критицизм и одновременно христианско-морализаторские тенденции.

3 Речь идет об ответе на письмо Л.Н. Толстого, посланного им на имя П.А. Столыпина, в котором писатель размышляет о проблеме собственности на землю:

26 июля 1907 г.
Петр Аркадьевич!
Пишу Вам не как министру, не как сыну моего друга, пишу Вам как брату, как человеку, назначение которого, хочет он этого или не хочет, есть только одно: прожить свою жизнь согласно той воле, которая послала его в жизнь.
Дело, о котором я пишу Вам, вот в чем:
Причины тех революционных ужасов, которые происходят в России, имеют очень глубокие основы, но одна, ближайшая из них, это недовольство народа неправильным распределением земли.
Если революционеры всех партий имеют успех, то только потому, что они опираются на это доходящее до озлобления недовольство народа.
Все, и революционеры, и правительство, сознают это, но, к сожалению, до сих пор ничего, кроме величайших глупостей и несправедливостей, не придумывали и не предложили для разрешения этого вопроса. Все эти меры – от социалистического требования отдачи всей земли народу до продажи через банки и отдачи крестьянам государственных земель, так же как переселение – все это или неосуществимые фантазии, или паллиативы, имеющие тот недостаток, что только усиливают раздражение народа признанием существующей несправедливости и предложением мер, не устраняющих ее.
Нужно теперь для успокоения народа не такие меры, которые увеличили бы количество земли таких или других русских людей, называющихся крестьянами (как смотрят обыкновенно на это дело), а нужно уничтожить вековую, древнюю несправедливость.
Несправедливость эта – совершенно подобная на моей памяти уничтоженной несправедливости права владения человеком, крепостного права, и столь же противная основным законам добра, – несправедливость эта, так называемое право земельной собственности, чувствуется теперь всеми людьми крестьянского мира, но особенно живо русскими людьми. Если и не одно сознание этой несправедливости породило русскую революцию, то поддерживает и дает ей главную силу именно это смутно сознаваемая и большей частью ложно понимаемая несправедливость.
Несправедливость состоит в том, что как не может существовать права одного человека владеть другим (рабство), так не может существовать права одного, какого бы то ни было человека, богатого или бедного, царя или крестьянина, владеть землею как собственностью.
Земля есть достояние всех, и все люди имеют одинаковое право пользоваться ею. Признается это или нет теперь, будет ли, или не будет это установлено в близком будущем, всякий человек знает, чувствует, что земля не должна, не может быть собственностью отдельных людей, точно так же, как когда было рабство, несмотря на всю древность этого установления, на законы, ограждавшие рабство, все знали, что этого не должно быть.
То же теперь с земельной собственностью.
Но для того, чтобы это могло быть сделано, необходимо действительно уничтожить ее, а не распространять, перемещать это право с одних лиц на других, не только признавая это право за известным сословием, за крестьянами, но поощряя их в пользовании этим правом, как это делается по отношению крестьян. Для того, кто понимает этот вопрос в его истинном значении, должно быть ясно, что право владения как собственностью хотя бы одним осьминником земли, будь владелец распрокрестьянин, так же незаконно и преступно, как владение богачом или царем миллионом десятин. И поэтому вопрос не в том, кто владеет землей и каким количеством, а в том, как уничтожить право собственности на землю и как сделать пользование ею одинаково доступным всем.
И такое решение земельного вопроса уничтожением права собственности и установлением возможности равного для всех пользования ею, уже давно ясно и определенно выработано учением «Единого налога» Генри Джорджа.
Не стану излагать Вам этот способ. Он изложен с совершенной ясностью, неопровержимой убедительностью во всех сочинениях этого замечательного человека, в особенности кратко и ясно в его книге: Social Problems. Боюсь, что прочтя то, что я написал Вам, Вы скажите то, что я слыхал много раз: «Ах, Генри Джордж, знаю». Скажите это и не только не постараетесь узнать и понять сущность этого способа освобождения земли, но под влиянием распространенных отрицательных суждений о Генри Джордже людей не знающих, но отрицающих его, не потрудитесь вникнуть в то, что я вам предлагаю, и в тот способ осуществления этого предложения, который выработан этим писателем.
Пожалуйста, не делайте этого, а, хоть на короткое время освободясь от тех удручающих забот и дел, свойственных Вашему положению, постарайтесь не с чужих слов, а сами, своим умом познакомиться с учением Джорджа и подумайте о том, что я предлагаю Вам*.
Предлагаю я Вам великое, по своей важности, дело. Отнеситесь теперь Вы, правительство, к этому земельному вопросу не с жалкими, ничего не достигающими паллиативами, а как должно по существу вопроса, поставив его так, что бы не задабривать хотите какое-нибудь одно сословие или делать уступки революционным требованиям, а так, что Вы хотите восстановить с древнейших времен нарушенную справедливость, не думая о том, сделано ли это, или не сделано еще в Европе, и Вы сразу, не знаю, успокоите ли революцию, или нет, – этого никто не может знать, – но наверное будет то, что один из тех главных и законных поводов, которыми вызывается раздражение народа, будет отнято у революционеров.
Советую это я Вам не ввиду каких-либо государственных или политических соображений, а для самого важного в мире дела если не уничтожения, то ослабления той вражды, озлобления, нравственного зла, которое теперь революционеры, так же как и борющееся с ними правительство вносят в жизнь людей.
В том, что все революционное раздражение держится, опирается на недовольство крестьян земельным устройством, кажется, не может быть сомнения. А если это так, то не сделать того, что может уничтожить это раздражение, вынув почву из-под ног революционеров, значит, имея в руках воду, которая может потушить начинающийся пожар, не вылить ее на огонь, а пролить мимо и заняться другим делом.
Думаю, что для энергического человека в Вашем положении это возможно.
Начните эту работу до Думы, и Дума будет не врагом Вам, а помощником, помощниками, а не врагами будут Вам и все лучшие люди как из образованных людей, так и из народа.
Пишу Вам, Петр Аркадьевич, под влиянием самого доброго, любовного чувства к стоящему на ложной дороге сыну моего друга.
Вам предстоят две дороги: или продолжать ту, начатую Вами деятельность не только участия, но и руководства в ссылках, каторгах, казнях, и, не достигнув цели, оставить по себе недобрую память, а главное, повредить своей душе, или, став при этом впереди европейских народов, содействовать уничтожению давней, великой, общей всем народам жестокой несправедливости земельной собственности, сделать истинно доброе дело и самым действительным средством – удовлетворением законных желаний народа, успокоить его, прекратив этим те ужасные злодейства, которые теперь совершаются как со стороны революционеров, так и правительства.
Подумайте об этом, Петр Аркадьевич, подумайте. Раз упущено время, оно уже не возвращается, и остается одно раскаяние. Если есть хоть один шанс из ста в том, что Вы успеете в этом великом деле, Вы обязаны начать его. Но я думаю, напротив, что шансы успеха больше, чем неуспеха. Только начните это дело, и Вы увидите, как тотчас же примкнут к Вам все лучшие люди всех партий; с Вами же будет все стомиллионное крестьянство, которое теперь враждебно Вам. С Вами будет могущественнейшая сила общественного мнения. А когда эта сила будет с Вами, очень скоро само собою уничтожится, рассеется то все растущее озлобление и озверение народа, которое так тщетно пытается подавить правительство своими жестокостями.
Да, любезный Петр Аркадьевич, хотите Вы этого или нет, Вы стоите на страшном распутьи: одна дорога, по которой Вы, к сожалению, идете – дорога злых дел, дурной славы и, главное, греха; другая дорога – дорога благородного усилия, напряженного осмысленного труда, великого доброго дела для всего человечества, доброй славы и любви людей. Неужели возможно колебание? Дай Бог, чтобы Вы выбрали последнее.
Знаю я, что если Вы изберете предлагаемый мною путь, Вам предстоят великие трудности со стороны Вашего entourage’а*, великих князей, быть может Государя, и всех людей этих сфер.
Все трудности эти облегчит Вам сознание того, что то, что Вы делаете, Вы делаете не для себя, не для своей выгоды или славы, а для своей души, для Бога.
Помогай Вам Бог, и я уверен, что он поможет Вам, если Вы за это возьметесь.
Пожалуйста, простите меня, если Вам покажутся резкими выражения этого письма. Я писал его от души, руководимый самым хорошим, любовным чувством к Вам.
Лев Толстой

P.S. Письмо это я показал только одному близкому человеку и никому не буду говорить о нем.
Посылаю Вам при сем книгу Джорджа Social problems в русском переводе и кроме того одну мою брошюру, излагающую в самом кратком виде основные положения Генри Джорджа.
Л. Т[олстой] (Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. – Т. 77. – М., 1956. – С. 164–168).

Поскольку спустя месяц после отправки письма Толстой не получил ответа, он обратился 24 августа с письмом к младшему брату П.А. Столыпина – Александру Аркадьевичу Столыпину, – в котором повторил те же мысли о несправедливости земельной собственности и средствах ее уничтожения, подчеркнув, что уничтожение частной собственности на землю «было бы самым действенным и безошибочным средством успокоения народа, уничтожения того таящегося в сознании народа недовольства, которое одно дает силу и значение ложной и преступной деятельности революционеров». В письме к А.А. Столыпину Толстой писал: «Брат Ваш не отвечал мне, что мне было неприятно и вызвало во мне поднимающееся недружелюбное чувство, которому я не даю и не дам хода, но мне это больно. Не можете ли Вы спросить у него: получил ли он это письмо? И сказать ему, что я очень и очень прошу его подумать о том, что я предлагаю, что это нужно не мне и не ему, а это великое дело нужное Богу и что страшно не сделать того, что мог, для того, чтобы заменить все те ужасы репрессий, которые совершаются теперь, благодетельной мерой, осуществляющей давнишние справедливые пожелания всего народа и заменяющей зависть, ненависть, озлобление – успокоением, довольством и благодарностью.
Пожалуйста, спросите его и ответьте мне. Мне очень интересно знать его мотивы». (Литературное наследство. – Т. 37–38. – М., 1939. – С. 326).

В письме к Толстому от 2 сентября А.А. Столыпин засвидетельствовал получение Петром Аркадьевичем письма и передал его точку зрения. «По существу дела об уничтожении собственности на землю он говорил, как о совершенно невыполнимом перевороте, и это тем более естественно, что он теперь фанатически захвачен надеждою поставить Россию на путь благосостояния созданием и укреплением мелкой собственности, т. е. идеею противоположною Вашим мыслям» (Там же. – С. 326).

 


 

Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина

www.stolypin.ru/


Здесь читайте:

Столыпин Петр Аркадьевич (биографические материалы)

Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004.

Тайна убийства Столыпина (сборник документов)

Вадим Кожинов в кн. Россия век XX глава 3

Платонов О.А. История русского народа в XX веке. Том 1 глава 27  и  глава 28

Анна Герт Столыпинская утопия в контексте истории

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС