SEMA.RU > XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ПРОГРАММА РЕФОРМ СТОЛЫПИНА. ТОМ 2  >
ссылка на XPOHOC

Столыпин Петр Аркадьевич

1912 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

СТОЛЫПИН

П.А.Столыпин

ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА

В 2-х томах

Документы и материалы

Том 2

Том 2 - оглавление

Положение о Добровольном флоте 90)

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Добровольный флот есть предприятие, основанное на добровольные пожертвования, и имеет своим назначением содержание морских пароходных сообщений для перевозки пассажиров и грузов, в целях содействия развитию отечественной торговли и торгового флота.
2. Добровольный флот находится в ведении министра торговли и промышленности.
3. Операции Добровольного флота производятся на коммерческом основании. По возникающим к нему претензиям флот отвечает всем своим имуществом, как движимым, так и недвижимым.
4. В зависимости от обязательств, возлагаемых правительством на Добровольный флот, ему может быть назначаемо из средств государственного казначейства пособие, испрашиваемое в законодательном порядке на определенный срок и в определенном размере.
5. Средства Добровольного флота составляют:
1) суммы, поступившие от бывшего Общества Добровольного флота;
2) пожертвования;
3) доходы от коммерческих операций, и
4) пособия из государственного казначейства.
6. Добровольнму флоту присваивается особый флаг.

II. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДОБРОВОЛЬНОГО ФЛОТА К ПРАВИТЕЛЬСТВУ И ПРАВА ФЛОТА

7. Всякое судно и береговое имущество Добровольного флота, при общей или частной мобилизации, а также в иных исключительных случаях, должны быть, по приказанию министра торговли и промышленности, переданы во временное распоряжение или собственность Военного или Морского министерств.
Условия передачи судов и берегового имущества определяются министром торговли и промышленности, по соглашению с министрами военным или морским, а также с министром финансов и государственным контролером.

Примечание. По издании правил о военно-судовой повинности, имущество Добровольного флота и личный его состав поступают на удовлетворение потребностей военного и морского ведомств на основании названных правил.

8. По всем линиям, содержимым Добровольным флотом, лица, служащие в правительственных учреждениях, следующие на судах флота по делам службы, воинские чины, переселенцы и вообще пассажиры, перевозимые по распоряжению правительства, а равно казенный груз и почта, перевозятся на условиях, определяемых особыми соглашениями правления Добровольного флота с подлежащими ведомствами, с утверждения министра торговли и промышленности.
9. Добровольному флоту предоставляется, при равных заявленных условиях, преимущественное, перед другими пароходными предприятиями, право на перевозку нижних воинских чинов и казенных грузов всех ведомств.

III. ОПЕРАЦИИ ДОБРОВОЛЬНОГО ФЛОТА

10. Для организации морских пароходных сообщений (ст. 1) Добровольному флоту предоставляется право приобретать в собственность, устраивать и арендовать строения, доки, элинги, верфи, пароходы, суда всякого рода, пристани, механические приспособления для нагрузки и выгрузки товаров, механические заводы, угольные копи, нефтяные промыслы и всякое иное необходимое движимое и недвижимое имущество.
11. Ответственность Добровольного флота за утрату или повреждение груза, принятого к перевозке, либо за несоблюдение договорного срока доставки его по назначению, определяется на основании действующих законов и состоявшихся между Добровольным флотом и отправителем груза соглашений, означаемых в коносаментах и фрахтовых квитанциях. Правила, касающиеся общих условий сей ответственности, а равно порядка и условий перевозки пассажиров и багажа, приема, хранения, перевозки и сдачи груза, устанавливаются правлением и должны быть выставлены в правлении, конторах, агентствах, на пристанях и судах Добровольного флота.
Министру торговли и промышленности предоставляется отменять те из постановлений сих правил, которые будут признаны им несогласными с законом и не отвечающими государственным или общественным интересам, а также нуждам промышленности и торговли.

Примечание. Установленные правлением, согласно сей (11) статье, правила, одновременно с представлением их министру торговли и промышленности, представляются правлением также министрам морскому и военному, которые, в случае необходимости отмены каких-либо из постановлений сих правил, сообщают о том министру торговли и промышленности.

12. По принятому к перевозке грузу Добровольный флот пользуется правами, указанными в статье 81913 Устава торгового (Свод. зак., т. XI, ч. 2, по Прод. 1910 г.), правом продать груз или часть оного в случаях, предусмотренных статьею 81914 того же Устава, а равно правом продать поврежденный и неповрежденный груз или часть оного для расчета с отправителем за убытки.
13. Продажа груза производится применительно к постановлениям статей 81914–81917 Устава торгового (Свод. зак., т. XI, ч. 2, по Прод. 1910 г.).
14. В иностранных портах приступая к продаже груза, Добровольный флот предваряет о том российского консула и, в случае надобности, пользуется его указаниями и содействием.
15. Добровольному флоту предоставляется право исполнения всякого рода комиссионных поручений по купле и продаже товаров, принимаемых флотом к перевозке, а также по очистке их таможенными пошлинами. Установление порядка производства продажи товаров по комиссионным поручениям, соответственно действующим узаконениям о торговой комиссии (Свод. зак., т. XI, ч. 2, Уст. торг., ст. 541–5425, по Прод. 1910 г.), и утверждение таксы вознаграждения за производство всех вышеуказанных операций принадлежит правлению флота.
16. Добровольный флот может выдавать под перевозимые чрез его посредство застрахованные и неподверженные скорой порче товары краткосрочные ссуды на время нахождения грузов в пути или в складах Добровольного флота, в размере, не превышающем шестидесяти процентов стоимости товара.
Ссуды могут быть выдаваемы Добровольным флотом под товары как русского, так и иностранного происхождения.
Условия о выдаче и возврате ссуд устанавливаются Добровольным флотом по соглашению с заемщиками, с тем, чтобы условия эти не противоречили законам, а также правилам настоящего Положения.
Условия, на которых ссуды выданы, означаются на документах в приеме грузов и товаров для отправления.
По выданным ссудам Добровольный флот пользуется правами, установленными в статьях 81924–81926 Устава торгового (Свод. зак., т. XI, ч. 2, по Прод. 1910 г.), с соблюдением статей 13 и 14 настоящего Положения.
17. Ближайший порядок выдачи и возврата ссуд (ст. 16) определяется особыми правилами, утверждаемыми министром торговли и промышленности, по соглашению с министром финансов и государственным контролером.
18. Добровольному флоту разрешается производить страхование перевозимых на его судах грузов и товаров в страховых обществах от имени, за счет и по указанию лиц, имеющих право распоряжения грузом.

IV. РЕВИЗИЯ ОБОРОТОВ ДОБРОВОЛЬНОГО ФЛОТА

19. Денежные и материальные обороты Добровольного флота, а также его отчетность подлежат ревизии Государственного контроля на основаниях особых правил, устанавливаемых государственным контролером, по соглашению с министром торговли и промышленности.
Суммы, необходимые на организацию ревизии, определяются государственным контролером, по соглашению с министром торговли и промышленности, и отпускаются в распоряжение Государственного контроля из средств Добровольного флота.
20. Все ревизионные замечания Государственного контроля сообщаются в правление Добровольного флота. Если объяснения сего правления государственным контролером будут признаны неудовлетворительными, то возникшие вопросы разрешаются по соглашению министра торговли и промышленности с государственным контролером.
21. Государственному контролеру предоставляется производить во всякое время освидетельствование денежных сумм и материального имущества Добровольного флота.

V. ОТЧЕТНОСТЬ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛЕЙ

22. План действий и смета на операционный год составляются правлением Добровольного флота и представляются, не позднее 1 ноября предшествующего года, на заключение совета флота. Означенный план и смета утверждаются министром торговли и промышленности.
23. Операционный год Добровольного флота считается с 1 января по 31 декабря включительно. Составленные правлением за каждый минувший год подробный отчет об операциях флота и баланс его оборотов представляются, не позднее 1 июля следующего за отчетным года, в Государственный контроль и затем, с замечаниями последнего, передаются на заключение совета Добровольного флота. Отчет и баланс утверждаются министром торговли и промышленности.
Утвержденный отчет и баланс представляются министром торговли и промышленности, для сведения, в Совет министров и публикуются, в извлечении, во всеобщее сведение.
24. За счет прибылей Добровольного флота образуются капиталы: погашения имущества, страховой (для судов флота) и запасный.
На образование капиталов погашения имущества и страхового ежегодно отчисляется: на счет первого из сих капиталов – пять процентов первоначальной стоимости железных судов, три процента первоначальной стоимости каменных строений и десять процентов первоначальной стоимости деревянных судов и строений, а также машин и прочего движимого имущества, а на счет второго – два процента с балансовой стоимости судов. В запасный капитал поступает сумма ежегодной прибыли, остающаяся за отчислениями в капиталы погашения имущества и страховой, а также за вычетом суммы, определенной к выдаче в добавочное вознаграждение служащим Добровольного флота (ст. 26).

Примечание. Прибылью Добровольного флота признается валовой доход за вычетом всех расходов и убытков по предприятию.

25. Предусмотренные в предыдущей (24) статье отчисления в капитал погашения имущества с судов (железных и деревянных) прекращаются по всем тем судам, балансовая стоимость которых понизится до пяти процентов первоначальной стоимости.
Отчисления в страховой капитал (ст. 24) прекращаются, когда общая его сумма достигнет одной трети первоначальной стоимости всех судов флота. В случае обращения какой-либо части сего последнего капитала на приобретение нового судна, взамен погибшего, или на покрытие расходов по авариям с судами (ст. 28), страховой капитал вновь доводится, посредством отчислений из прибылей, до указанной выше нормы.
26. Из остающейся, за указанными в статье 24 отчислениями, прибыли Добровольного флота может быть, по утверждении отчета министром торговли и промышленности, выдаваемо добавочное вознаграждение председателю и членам правления, директору-распорядителю и прочим служащим флота в размере не свыше пятидесяти процентов положенного каждому из них содержания.
27. Добавочное вознаграждение (ст. 26) председателю и членам правления, а также директору-распорядителю, назначается министром торговли и промышленности, а прочим служащим – правлением, в пределах назначенных на это министром торговли и промышленности сумм.
28. Страховой капитал Добровольного флота предназначается на приобретение и постройку новых судов, взамен погибших, и на покрытие расходов по авариям с судами.
29. Запасный капитал Добровольного флота предназначается: 1) на приобретение и постройку новых судов, взамен приходящих в негодное состояние; 2) на капитальное исправление судов, машин и паровых котлов и на замену старых котлов новыми; 3) на капитальный ремонт береговых сооружений; 4) на приобретение земельных участков и возведение необходимых зданий; 5) на выдачу под товары ссуд, предусмотренных статьями 16 и 17 настоящего Положения, и 6) на расширение предприятия.
30. Вопросы об отнесении произведенных в течение операционного года расходов на счет капиталов: погашения имущества, страхового и запасного, разрешаются министром торговли и промышленности, по соглашению с министром финансов и государственным контролером.
31. Наличные средства Добровольного флота обращаются в государственные или гарантированные правительством процентные бумаги и помещаются на хранение в Государственный банк. Суммы, потребные для операций флота, могут храниться на текущем счету в Государственном банке, а также в частных банках, по указанию министра торговли и промышленности.

VI. УПРАВЛЕНИЕ ДОБРОВОЛЬНЫМ ФЛОТОМ

32. Управление Добровольным флотом возлагается на совет, правление и директора-распорядителя, на основаниях, в настоящем Положении указанных.
1. Совет Добровольного флота
33. Совет Добровольного флота образуется из председателя, назначаемого министром торговли и промышленности, и тринадцати членов, из коих пять назначаются по одному от министерств: торговли и промышленности, военного, морского и финансов и от Государственного контроля – главными начальниками сих ведомств, а восемь – избираются на три операционные года (ст. 23), по одному: от Императорского Общества для содействия русскому торговому мореходству, от совета съездов представителей промышленности и торговли и от совета съездов представителей биржевой торговли и сельского хозяйства, а также от биржевых комитетов: Московского, С.-Петербургского, Одесского, Либавского и Владивостокского.
В состав совета с правом совещательного голоса входят: председатель и члены правления и директор-распорядитель.

Примечание 1. В случае болезни или временного отсутствия председателя совета, обязанности его исполняет член совета от Министерства торговли и промышленности.

Примечание 2. В члены совета не могут быть избираемы: иностранные подданные, судовладельцы и лица, участвующие в управлении, либо состоящие на службе или агентами в других мореходных предприятиях, а также евреи.

34. Из восьми выборных членов совета ежегодно выбывают, по старшинству избрания: по три члена – в первые два года каждого трехлетия и по два члена – в последний год трехлетия. При одинаковом старшинстве, вопрос решается жребием. Выбывшие члены совета могут быть избираемы вновь.
35. Для действительности постановления совета требуется присутствие не менее семи членов. Дела решаются по большинству голосов, причем, при равенстве оных, голос председателя дает перевес.
Член совета, не согласившийся с постановлением его, может потребовать занесения своего несогласия в протокол.
36. Совет собирается по мере надобности, когда это признает нужным министр торговли и промышленности или председатель совета.
37. Рассмотрению совета подлежат дела:
1) по плану действий, проекту сметы, отчету правления и балансу;
2) по предположениям правления об открытии новых линий и закрытии действующих, и
3) по вопросам об отнесении расходов предприятия на счет запасного капитала (ст. 30).
Дела, подлежащие рассмотрению совета, представляются, с его заключением, на разрешение министра торговли и промышленности. В случае признания названным министром особой спешности или секретности дел, указанных в пунктах 2 и 3 сей (37) статьи, дела эти могут быть разрешаемы им и без заключения совета или непосредственно или же по соглашению с военным и морским министрами, если означенные дела связаны с вопросами государственной обороны.

Примечание. Министром торговли и промышленности могут быть вносимы на рассмотрение совета и другого рода дела по управлению Добровольным флотом, по которым названный министр признает желательным иметь заключение совета.

2. Правление Добровольного флота
38. Правление Добровольного флота состоит из председателя и четырех членов, в том числе одного члена от Морского министерства, а также представителей Военного министерства и Государственного контроля, пользующихся правом совещательного голоса.
В заседаниях правления принимает участие директор-распорядитель с правом решающего голоса.
Правление имеет местопребывание в С.-Петербурге.
39. Правление Добровольного флота имеет особую печать с изображением государственного герба по рисунку, утверждаемому министром торговли и промышленности.
40. Председатель правления назначается, с одобрения Совета министров, министром торговли и промышленности из лиц, не занимающих должностей на государственной службе с присвоенным по штату содержанием. Три члена правления назначаются министром торговли и промышленности. Член правления от Морского министерства назначается морским министром из чинов морского ведомства. Равным образом, представители Военного министерства и Государственного контроля назначаются военным министром и государственным контролером из чинов соответствующих ведомств.
41. В случае болезни или временного отсутствия председателя правления, обязанности его исполняет, по назначению министра торговли и промышленности, один из членов правления. На случай же болезни или отсутствия членов правления или представителя Государственного контроля и Военного министерства, к ним назначаются в порядке, в предыдущей (40) статье указанном, заместители, которые пользуются равными правами с замещаемыми ими лицами во все время исполнения обязанностей последних.
42. При рассмотрении правлением дел, касающихся других, кроме упомянутых в статье 38, ведомств, в заседания правления приглашаются представители подлежащих министерств или главных управлений.
43. Для действительности решений правления требуется присутствие председателя или заступающего его место и двух членов. Заседаниям правления ведутся протоколы, подписываемые всеми присутствовавшими в заседании лицами.
44. Решения правления постановляются по большинству голосов, причем, при равенстве оных, голос председателя или заступающего его место дает перевес. Член правления, не согласившийся с постановлением его, может потребовать занесения своего несогласия в протокол. В таком случае с него слагается ответственность за состоявшееся постановление. Заявление такого несогласия не останавливает, однако, приведения постановления в исполнение.
45. На правлении лежит заведование всеми делами, имуществом и капиталами Добровольного флота и в частности:
1) рассмотрение и утверждение проектов условий, заключаемых правлением с поставщиками, а также установление общих оснований, на коих заключение означенных условий, как равно и другого рода договоров, может быть предоставляемо служащим флота, по уполномочию от правления;
2) наблюдение за местными учреждениями Добровольного флота и обревизование, чрез своих членов, имущества и хода дел флота на местах деятельности;
3) составление упомянутых в статье 11 настоящего Положения правил;
4) установление порядка производства продажи товаров по комиссионным поручениям, утверждение таксы вознаграждения за производимые флотом операции и составление правил о выдаче и возврат ссуд под товары (ст. 15–17);
5) выдача и принятие к платежу векселей и других срочных обязательств в пределах, утверждаемых министром торговли и промышленности;
6) представление к учету векселей, Добровольным флотом полученных;
7) заключение от имени Добровольного флота договоров и условий;
8) снабжение доверенностями лиц: а) определяемых на службу Добровольного флота и б) уполномоченных правлением на заключение и совершение договоров, условий и актов;
9) совершение актов на приобретение и отчуждение недвижимой собственности, а также судов;
10) покупка процентных бумаг для Добровольного флота, а равно продажа и заклад их;
11) составление и изменение тарифов;
12) капитальный ремонт судов;
13) установление норм снабжения и расходов на судах флота;
14) заключение соглашений о вступлении Добровольного флота в прямые сообщения с другими судоходными предприятиями и железными дорогами;
15) составление плана действий, проекта сметы, отчета и баланса Добровольного флота;
16) приобретение и отчуждение, наем и отдача в аренду судов, а также приобретение, отчуждение, наем и отдача в аренду недвижимого имущества;
17) открытие и закрытие контор и агентств флота;
18) открытие новых линий и закрытие действующих;
19) изменение и распределение рейсов в действующих линиях;
20) установление и изменение форм отчетности;
21) установление необходимого для службы по Добровольному флоту штата служащих, с назначением им предметов занятий и содержания;
22) распределение добавочного вознаграждения и назначение пособий служащим Добровольного флота;
23) ведение судебных дел;
24) ведение дел вспомогательно-сберегательной кассы Добровольного флота;
25) предположения об отнесении расходов предприятия на счет запасного капитала, и
26) составление инструкции директору-распорядителю.

Примечание 1. Постановления правления по делам, перечисленным в пунктах 16, 17, 19, 20 и 26 сей (45) статьи, подлежит утверждению министра торговли и промышленности, который по всем вопросам, касающимся постройки, а также отчуждения пароходов, входит в предварительное соглашение с морским министром.

Примечание 2. Постановления правления по делам, указанным в пунктам 15, 18 и 25 сей (45) статьи, вносятся правлением на рассмотрение совета Добровольного флота (ст. 37).

46. Ближайший порядок действий правления, а также пределы прав и обязанности его, определяются инструкциею, утверждаемою министром торговли и промышленности.
47. Взятие капиталов из Государственного банка производится по требованиям правления, подписываемым председателем и одним из членов, уполномоченным постановлением правления. Снятие сумм с текущих счетов правления производится по чекам, подписываемым председателем и казначеем.
48. Доверенности и полномочия правления на ведение судебных дел, равно как и совершаемые правлением договоры, условия и акты, подписываются председателем, одним из членов, уполномоченных постановлением правления. Для получения с почты поступивших на имя правления денежных сумм, посылок и документов достаточно подписи председателя или члена, уполномоченного постановлением правления, либо директора-распорядителя с приложением печати правления. Переписка по делам Добровольного флота производится от имени правления.
49. За участие в занятиях правления Добровольного флота председатель и члены правления получают особое из сумм флота вознаграждение; первый – в размере двенадцати тысяч рублей в год, последние же – по шести тысяч рублей в год каждый, кроме лиц, занимающих на государственной службе должности с присвоенным по штату содержанием, которые получают означенное вознаграждение в половинном размере.
50. Для делопроизводства и ведения денежной и материальной отчетности и наблюдения за этою частью в конторах, агентствах и на судах при правлении состоят канцелярии и бухгалтерия.
3. Директор-распорядитель
51. На директора-распорядителя возлагается ближайшее заведование делами Добровольного флота и исполнение постановлений пра-вления, а также заведование личным составом служащих на судах и в береговых учреждениях Добровольного флота.
Пределы прав и обязанности директора-распорядителя определяются особою инструкциею, составляемою правлением (ст. 45, п. 26).
52. Директор-распорядитель назначается министром торговли и промышленности, по представлению правления, и получает содержание из сумм Добровольного флота в размере, устанавливаемом министром торговли и промышленности, по соглашению с министром финансов и государственным контролером.

VII. ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ПРАВЛЕНИЯ И СУДОВЫЕ И БЕРЕГОВЫЕ СЛУЖАЩИЕ ДОБРОВОЛЬНОГО ФЛОТА

53. Должности председателя и членов правления, а также все береговые и судовые должности должны быть замещаемы русскими подданными. Отступления от сего допускаются лишь при назначении агентов и береговых служащих за границею, но не иначе, как с разрешения, каждый раз, министра торговли и промышленности.
Евреи не допускаются на службу по Добровольному флоту.
54. Заведующие конторами, агенты и капитаны пароходов Добровольного флота, главный бухгалтер и секретарь правления утверждаются в должностях и увольняются, по представлению правления, министром торговли и промышленности. Прочие же должности замещаются директором-распорядителем.
55. Запасные чины армии и флота пользуются предпочтением при определении на службу в Добровольный флот.
Должности капитанов, офицеров, механиков, врачей, машинистов, матросов и кочегаров на судах Добровольного флота замещаются преимущественно из числа чинов морского ведомства, состоящих в запасе или отставке.

Примечание. Означенные в сей (55) статье должности могут быть замещаемы также чинами морского ведомства, состоящими на действительной службе. Причитающиеся с офицеров, инженер-механиков и врачей морского ведомства, служащих в Добровольном флоте, взносы в эмеритальную кассу морского ведомства производятся из сумм флота за счет содержания означенных лиц.

3 ПСЗ. Т. 32. № 37698.
Собрание узаконений. 1912. 18 июля. Отд. I. Ст. 1350.

Примечания:

90) 25 января 1911 г. министр торговли и промышленности внес в III Государственную думу проект Положения о Добровольческом флоте. Актуальность подготовки и принятия подобного документа определялась устарелостью действовавшего Положения, которое регулировало деятельность флота. Поначалу Добровольческий флот рассматривался как предприятие военно-подсобное для несения в случае военных действий крейсерской службы, в мирное же время суда флота предназначались для коммерческой деятельности. В соответствии с этим заведование делами флота находилось в руках морского министра. Однако с течением времени его деятельность постепенно превратилась в чисто коммерческую. Высочайше утвержденным, 30 января 1909 г., положением Совета министров за Добровольным флотом было признано значение не специально-подсобного, а мореходно-торгового учреждения, деятельность которого должна была быть направлена к осуществлению торгово-экономических задач России. Высшее заведование Добровольческим флотом было возложено на министра торговли и промышленности. Лишь в военное время суда флота подлежали обращению в распоряжение военного и военно-морского ведомств для несения транспортной службы. Вследствие этого требовалось привести в соответствие нормативную базу деятельности флота. В проект нового Положения были включены лишь статьи уставного характера, постановления же, касающиеся обязательных к правительству отношений, за исполнение которых флот получал пособие из казны, в проект не были включены. Кроме того, расширялась сфера деятельности флота и круг решаемых им задач. Флоту предоставлялось право выдачи ссуд под залог принятых к перевозке грузов, а также исполнение комиссионных поручений по продаже товаров и страховых грузов по указаниям и за счет владельцев товаров. Сверх того, Добровольному флоту разрешалось содержание сообщений не только между русскими, но и между иностранными портами. Существенной переработке подверглись также правила, определявшие организацию управления флотом, которое было приближено к обычной форме управления коммерческими судоходными обществами, насколько это было совместимо с сохранением флота в казенном управлении. Вместе с тем, к участию в управлении флотом привлекались представители наиболее заинтересованных биржевых комитетов. Проект, по решению общего собрания Думы, был передан в финансовую комиссию (31 января 1911 г.), доклад которой рассматривался 10 декабря 1911 г., 10 января и 3 февраля 1912 г. Дума посчитала необходимым внести определенные коррективы относительно организации заведования делами флота: 1) ограничить деятельность совета Добровольческого флота, придав ему характер совещательного органа для решения дел, которые министр торговли и промышленности признает необходимым передать на его обсуждение; 2) упразднить должность директора-распорядителя, сосредоточив всю деятельность предприятия в руках правления. 18 февраля 1912 г. проект прошел редакционную комиссию, был одобрен Государственной думой и передан в Государственный совет, который на заседании 2 марта 1912 г. постановил передать законопроект на рассмотрение финансовой комиссии, заседания последней проходили 12, 15 и 20 марта 1912 г. Полагая, что министерский проект с внесенными в него Государственной думой изменениями низводил Добровольческий флот почти до положения ординарного частного коммерческого мореходного предприятия, Государственный совет высказал весьма серьезные опасения, что это нанесет существенный ущерб интересам государственной обороны, нарушит обязательства флота в деле обороны страны. Наметились противоречия в суждениях Государственного совета и Государственной думы относительно состава совета Добровольческого флота. По мнению Думы, совет должен состоять из председателя, трех членов, из которых один от морского ведомства, и представителя Государственного контроля с правом совещательного голоса, причем члены правления, за исключением представителя морского ведомства, назначались министром торговли и промышленности. С точки зрения Государственного совета, помимо председателя и представителя от Госконтроля, в совет следовало включить двух членов от Министерства торговли и промышленности и трех от министерств: морского, военного и финансов, по одному от каждого, т.к. необходимо было расширить участие военного и военно-морского ведомств в деле управления флотом, особенно по заведованию личным составом и направлению текущих дел. Кроме того, Государственный совет предлагать восстановить должность директора-распорядителя. Созданная 2 мая 1912 г. особая согласительная комиссия, заседавшая 17 мая под председательством А.А. Бирилева, высказалась в пользу поста директора-учредителя, однако в отношении состава совета флота соглашение не было достигнуто. При рассмотрении доклада согласительной комиссии в Думе (4 июня 1912 г.) и Совете была принята компромиссная формула: в состав совета флота входят председатель и четыре члена – один от морского ведомства и три от Министерства торговли и промышленности. Наряду с этим в правлении участвуют, с правом совещательного голоса, представители Военного министерства и Государственного контроля. В данной редакции проект был Высочайше утвержден 5 июля 1912 г.


Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина

www.stolypin.ru/ 


Здесь читайте:

Столыпин Петр Аркадьевич (биографические материалы)

Программа реформ П.А.Столыпина. Том 1. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002

Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004.

Тайна убийства Столыпина (сборник документов)

Вадим Кожинов в кн. Россия век XX глава 3

Платонов О.А. История русского народа в XX веке. Том 1 глава 27  и  глава 28

Анна Герт Столыпинская утопия в контексте истории

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС