SEMA.RU > XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ПРОГРАММА РЕФОРМ СТОЛЫПИНА. ТОМ 2  >
ссылка на XPOHOC

Столыпин Петр Аркадьевич

1912 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

СТОЛЫПИН

П.А.Столыпин

ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА

В 2-х томах

Документы и материалы

Том 2

Том 2 - оглавление

О праве застройки 80)

I. В изменение и дополнение подлежащих узаконений постановить нижеследующие правила:

1. Собственник земельного участка может предоставить таковой под застройку другому лицу по договору на срок и за вознаграждение, обусловленные в сем договоре, согласно правилам, изложенным в последующих статьях.
2. Установленное на основании статьи 1 право, именуемое правом застройки, переходит по наследству и может быть на время его действия отчуждаемо как добровольно, так и с торгов, завещаемо и обременяемо долгами, а также правами участия частного (сервитутами), если на сей последний предмет в договоре содержится особое разрешение, – порядком, определенным для имуществ недвижимых.
3. Право застройки может быть устанавливаемо, по соглашению сторон, на сроки не менее тридцати шести и не более девяноста девяти лет.
4. Право застройки может простираться и на такую часть предоставленного по договору земельного участка, которая, хотя и не предназначена под строения, но должна служить для надобностей самой застройки.
5. Право застройки может быть устанавливаемо лишь в пользу лица, имеющего право приобретения недвижимых имуществ в данной местности.
6. Право застройки на надельных землях может быть устанавливаемо в пользу лиц всех сословий.
7. Право застройки устанавливается:
1) на надельных землях, принадлежащих обществам сельских обывателей, – по приговорам подлежащих сходов, постановляемым в порядке статьи 66 Общего положения о крестьянах (Свод. зак., т. IX, Особ. прил., кн. I, изд. 1902 г., по Прод. 1906, 1908 и 1910 гг.); приговоры эти подлежат обязательному рассмотрению земских начальников или заменяющих их лиц крестьянских установлений, а также мировых посредников, применительно к порядку, установленному в статьях 30 и 31 Положения о крестьянских установлениях (Свод. зак., т. IX, Особ. прил., кн. III, изд. 1902 г.);
2) на землях, принадлежащих городским поселениям, – на основании определений и приговоров, постановляемых городскими общественными управлениями в порядке статьи 71, статьи 63 приложения к примечанию 3 к статье 1 и статьи 3 приложения к статье 22 Городового положения (Свод. зак., т. II, изд. 1892 г. и по Прод. 1906 г.);
3) на землях, принадлежащих духовным установлениям разных вероисповеданий, – с разрешения Святейшего Синода, министра внутренних дел или наместника Его Императорского Величества на Кавказе, по принадлежности;
4) на землях казенных – с соблюдением порядка, установленного действующими узаконениями для разрешения отдачи таковых земель в пользование;
5) в имениях заповедных 81), временно заповедных 82) и майоратных 83) – с разрешения Правительствующего Сената (ст. 8), и
6) в имениях ленных 84), поиезуитских 85), а также приобретенных по правилам инструкции 2 июля 1865 года (42348а) – с разрешения местного управления земледелия и государственных имуществ.
8. По имениям, перечисленным в пункте 5 статьи 7, установление права застройки разрешается:
1) по заповедным имениям – судебным департаментом Правительствующего Сената, которому должны быть представлены заключения местных дворянской опеки и губернатора;
2) по временно заповедным имениям – первым департаментом Правительствующего Сената, которому должно быть представлено заключение местного собрания предводителей и депутатов дворянства или должностных лиц, указанных в статье 49315 Законов гражданских (Свод. зак., т. X, ч. 1, изд. 1900 г.), и
3) по майоратным имениям – первым департаментом Правительствующего Сената, которому должны быть представлены заключения местных управления земледелия и государственных имуществ и губернатора.
9. При установлении права застройки на землях, принадлежащих причтам православного исповедания должны быть соблюдаемы следующие правила:
1) причитающееся причту повременное вознаграждение может быть получаемо им не более, как за год вперед, и
2) если по договору обусловлено единовременное вознаграждение, то таковое обращается в неприкосновенный капитал причта или присоединяется к сему капиталу.
10. Установление права застройки в имениях заповедных, временно заповедных и майоратных может быть разрешаемо (ст. 7, п. 5 и ст. 8) с соблюдением следующих правил:
1) причитающееся владельцу повременное вознаграждение может быть получаемо им не более, как за год вперед, и
2) если по договору обусловлено единовременное вознаграждение, то таковое обращается в неприкосновенный капитал, входящий в состав имения, или присоединяется к сему капиталу, а владелец пользуется получаемыми с капитала процентами.
11. Для установления права застройки на землях, состоящих по каким бы то ни было основаниям в управлении опекуна, обязательно испрошение разрешения тех же установлений, как и для продажи недвижимого имения малолетних. При разрешении установления права застройки принимается в соображение, чтобы интересы собственника земли были охраняемы не только на время существования опеки, но и на последующее время, на которое простирается право застройки.
Добровольное отчуждение и залог права застройки опекуном над имуществом застройщика могут последовать только в случаях и с соблюдением порядка разрешения, определенных для продажи и залога недвижимого имения малолетних.
12. Право застройки, установленное на заложенной земле, а также на землях, находящихся по каким-либо причинам под запрещением, без согласия залогодержателя или лиц и учреждений, в пользу коих наложено запрещение, необязательно для сих последних. Нотариальные установления, при совершении актов о праве застройки на земле, состоящей в залоге или под запрещением, обязаны предупреждать стороны о существе правила, в сей статье изложенного, и включать это правило в текст акта.
13. Вознаграждение за право застройки, в пределах договорного срока, не подлежит изменению по усмотрению одной из сторон, но в акты об установлении сего права могут быть включаемы условия об определенном изменении вознаграждения по истечении указанных в означенном акте промежутков времени, либо в зависимости от наступления предусмотренных в этом акте точно определенных событий.
14. Установление вознаграждения за право застройки личными услугами не допускается под страхом недействительности сделки.
15. Лицо, приобревшее право застройки, обязано нести все следующие за занимаемый земельный участок общественные, земские, городские и государственные сборы и повинности.
16. В случае раздробления права застройки, вследствие отчуждения, наследования или раздела, без согласия собственника земли на распределение причитающихся ему платежей между отдельными владельцами права застройки, – все они в этих платежах ответствуют пред собственником земли совокупно (каждый за всех и все за каждого).
17. Взыскание присужденных собственнику земли платежей за право застройки может быть обращаемо на это право и на возведенные на участке постройки не ранее шести месяцев со дня просрочки указанных платежей. Взыскание это, насколько оно касается платежей, срок коих наступил не более, чем за два года до предъявления иска, и при условии обращения взыскания по исполнительному листу в течение года по вступлении в законную силу судебного решения, пользуется преимуществом удовлетворения из вышеозначенного имущества пред всеми долгами застройщика, хотя бы и обеспеченными этим имуществом, за исключением требований, указанных в статье 1163 Устава гражданского судопроизводства (Свод. зак., т. XVI, ч. 1, изд. 1892 г. и по Прод. 1906 г.).
Собственник земли вправе обратить взыскание присужденных платежей на другое имущество застройщика на общем основании, не стесняясь вышеуказанными сроками.
18. Право застройки прекращается:
1) наступление срока и
2) совпадением в одном лице права застройки с правом собственности на обремененный сим правом участок.
19. При прекращении права застройки вследствие наступления срока (ст. 18, п. 1), в отношении возведенных застройщиком построек применяются следующие правила, если между сторонами не состоялось иных соглашений:
1) застройщик имеет право снести постройки к истечению срока договора; застройщик обязан снести их, если того потребует, не позже месяца после срока договора, собственник земли; на снесение построек по требованию собственника, заявленному позже, чем за четыре месяца до истечения срока договора, застройщику предоставляется четырехмесячный срок со дня предъявления требования;
2) постройки, не снесенные застройщиком, остаются в пользу собственника земли, который, если им было заявлено требование о сносе, имеет право на возмещение ему застройщиком издержек по сносу построек, построенных в продолжение первого года после срока договора, и
3) собственник земли имеет право потребовать оставления в его пользу застройщиком построек за вознаграждение, соответствующее той выгоде, которой лишается застройщик, утрачивая право снесения построек; означенное требование собственника должно быть заявлено не позже как за год до истечения срока договора.
Нотариальные установления при совершения актов о праве застройки обязаны предупреждать стороны о существе правил, в сей статье изложенных, о чем и делать соответствующую отметку в тексте акта.
20. Застройщик может отказаться от права застройки, при наступлении невозможности пользоваться участком, сообразно его назначению, если невозможность эта явилась последствием принудительного отчуждения части участка для государственной или общественной надобности или каких-либо стихийных явлений, наступление коих для застройщика равносильно гибели предмета пользования.
21. По требованию собственника земли, право застройки прекращается, если застроенный участок ему необходим для разработки ископаемых, указанных в статье 260 Устава горного (Свод. зак., т. VII, по Прод. 1906 г.), а также золота, платины, ценных, драгоценных и цветных камней, нефти, янтаря и соли, и если эти ископаемые не могут быть извлечены без повреждения строений. Но право это не прекращается, если застройщик изъявит желание возобновить пользование участком по окончании разработки недр или согласится ограничиться пользованием тою частью участка, которая не нужна для таковой разработки.
22. В предусмотренных в статье 21 случаях собственник земли обязан возместить застройщику убытки, причиняемые досрочным прекращением права застройки, или сокращением земельной площади, обремененной этим правом, или приостановлением пользования участком; при сохранении права застройки в отношении части участка собственник обязан, сверх того, соответственно уменьшить плату за право застройки.
23. Право пользоваться для возведения и хозяйственного обслуживания строений находящимися на участке застройщика строительными материалами принадлежит застройщику, для чего последнему предоставляется производить работы по добыче сих материалов.
Застройщик имеет право пользоваться имеющеюся на этом участке водою, а также в его пределах устраивать колодцы и обделывать родники и источники.
24. Досрочное прекращение права застройки, вследствие совпадения его с правом собственности в одном лице, не влечет за собою уничтожения установленных застройщиком залогов, прав участия частного (сервитутов) и иных крепостных обременений, и таковые сохраняют свою силу до истечения срока договора в тех пределах, в которых они были установлены.
В случаях, указанных в статье 20, означенные в настоящей (24) статье права и обременения необязательны для собственника земельного участка.
В случае, указанном в статье 21, права и обременения эти сохраняют свою силу, но могут быть осуществляемы лишь в той мере, поскольку это не препятствует собственнику земли извлекать ископаемые. Залогодержатель может, однако, требовать обращения вознаграждения, причитающегося застройщику по статье 22, на уплату, хотя бы досрочную, долга, обеспеченного залогом права застройки, и это требование пользуется преимуществом удовлетворения пред другими долгами застройщика, кроме платежей, указанных в части первой статьи 17, и требований, перечисленных в статье 1163 Устава гражданского судопроизводства (Свод. зак., т. XVI, ч. 1, изд. 1892 г. и по Прод. 1906 г.).
25. В случае взыскания срочных платежей, согласно статье 17, правило, изложенное в первой части статьи 24, не применяется, если право застройки прекращается вследствие оставления сего права собственником земли за собою при несостоявшихся вторых торгах.
26. Договоры об установлении права застройки совершаются крепостным порядком, с открытием для каждого права особого листа в реестре крепостных дел, как на отдельное имение. Договоры сии должны содержать в себе:
1) наименование акта договором о праве застройки;
2) обязательство застройщика произвести, в определенный срок, постройки;
3) определение размера и сроков вознаграждения собственника, и
4) срок, на который устанавливается право застройки.
Кроме того, в договоры могут быть включаемы условия о судьбе возведенных построек по прекращении договора, о предоставлении застройщику права обременять занятый им под застройку участок правами участия частного (сервитутами), о предоставлении собственнику земельного участка права преимущественной покупки в случае добровольного отчуждения застройщиком права застройки, а также другие условия, не противоречащие существенным признакам права застройки.
27. Договоры об установлении права застройки подлежат оплате пропорциональным гербовым сбором. Ценою акта признается сумма первоначального годичного платежа, умноженная на двадцать, с добавлением единовременного платежа, если таковой установлен. Причитающийся с договора гербовый сбор, по просьбе заинтересованных лиц, рассрочивается казенною палатою на срок до шести лет, с наложением запрещения на устанавливаемое право.

 

II. В отношении заключенных со дня обнародования настоящего закона договоров найма недвижимых имуществ для возведения построек установить нижеследующие временные правила:

1. Если до дня обнародования сего закона, в пределах городов, сел, местечек или поселений других наименований, возведены, согласно наемному договору, строения на нанятой земле, – наемщик (или преемник прав его по сему договору) при наличности условий, указанных в следующих (2–4) статьях, может требовать от хозяина земли, чтобы последний, по истечении срока договора, оставив эти строения за собою, возместил ему их стоимость.
2. Хозяин земли обязан возместить наемщику стоимость строений в том лишь случае, если, под видом краткосрочных арендных отношений, стороны, заключая первоначальный договор, имели намерение установить пользование землею под строениями на срок, продолжительнее определенного договором, и если, притом, хозяин земли или не изъявляет согласия на оставление ее в означенном пользовании на дальнейшее время, или предлагает для сего установление такого срока, либо такое возвышение платы, либо иное изменение или дополнение договора, которые не соответствуя местным условиям, являются чрезмерно обременительными для наемщика и которые не соответствуют первоначальному соглашению сторон относительно условий дальнейшего продолжения договора.
3. Обязанность возместить наемщику стоимость строений относится лишь к строениям, не снесенным ко дню прекращения договора и поступающим в собственность хозяина земли. Обязанность эта не распространяется на строения, столь обветшалые или оказавшиеся в таком виде, что они не пригодны для пользования.
4. Стоимость строений, подлежащая возмещению наемщику, определяется в соответствии с состоянием их ко времени окончания наемного договора и со степенью погашения наемщиком произведенных на сооружение построек затрат.
5. Основанные на статьях 1 и 2 сего (II) отдела иски могут быть предъявляемы не ранее трех лет и не позднее года до истечения срока договора. По договорам, срок коих истек до дня обнародования сего закона, или истекает ранее года со дня его обнародования, означенные иски могут быть предъявляемы арендатором земли в течение года со дня обнародования сего закона, если постройки еще не снесены и принадлежат арендатору.
6. Правила сего (II) отдела не распространяются:
а) на строения, возведенные на войсковых и станичных землях казачьих войск (Свод. зак., т. X, ч. 1, изд. 1900 г., ст. 1403 и 1694);
б) на строения, возведенные на земле, отданной в наем на условиях, указанных в статье 1697 Законов гражданских (Свод. зак., т. X, ч. 1, изд. 1900 г.), или вообще с положительным означением в договоре, что, по истечении его срока, строения поступают в собственность хозяина земли безвозмездно, или за определенное в самом договоре вознаграждение;
в) на строения, возведенные на землях, сданных в наем на сроки свыше тридцати шести лет на основании действующих узаконений или особых Высочайших повелений;
г) на строения, возведенные на землях, сданных в наем для сельскохозяйственного пользования, хотя бы и с правом возведения на них построек, необходимых для такого пользования;
д) на строения, возведенные на площадях общего пользования, а также на временные постройки (балаганы, сараи и т.п.);
е) на строения, возведенные на землях, отданных под разработку ископаемых, и
ж) на строения, возведенные на землях, сданных церковными причтами в годичную аренду [Выс. утв. 24 марта 1873 г. Прав., § 10 (52048)].
7. Постановления настоящего (II) отдела не применяются к казне и Министерству Императорского Двора и уделов в отношении строений, возведенных наемщиком на землях казенных или состоящих в ведении названного министерства.

 

III. Постановить, что собственникам строений, возведенных на основании договоров о найме недвижимых имуществ, заключенных до обнародования сего закона, на землях:

1) удельных, переданных Крестьянскому поземельному банку в силу Высочайшего повеления 12 августа 1906 года, и 2) кабинетских и казенных, единственного владения казны и Кабинета Его Императорского Величества, – земли под строениями, по истечении сроков, указанных в договорах найма, могут быть предоставляемы независимо от сословия и экономического положения собственников строений: а) удельные, переданные Крестьянскому поземельному банку, – на основаниях, указанных в Высочайшем повелении 12 августа 1906 года, и б) кабинетские, переданные в казну, и казенные – в порядке статей 180–184 Устава о казенных оброчных статьях (Свод. зак., т. VIII, ч. 1, изд. 1908 г.).

 

IV. Закон о праве застройки ввести в действие повсеместно, за исключением губерний Царства Польского и Прибалтийских.

3 ПСЗ. Т. 32. № 37414.
Собрание узаконений. 1912. 6 июля. Отд. I. Ст. 1147.

Примечания:

80) Проект «О праве застройки» был внесен в III Государственную думу 18 октября 1908 г. министром внутренних дел и после оглашения в общем собрании Думы передан 27 октября в комиссию о чиншевой праве, которая рассматривала его на заседаниях 30 апреля, 2, 6, 11, 14, 16, 20 мая, 5 ноября 1909 г., в присутствии помощника управляющего земским отделом Пестржецкого, члена комиссии по землеустроительным делам Е.А. Гревса и чиновника особых поручений при министре юстиции Вальтера. Доклад комиссии был внесен 30 ноября 1909 г. Суть проекта сводилась к установлению нового вещного права, именуемого правом застройки. Это право состоит в предоставлении застройщику собственником земли, путем договора или завещательного распоряжения, возводить строения и сооружения на принадлежащей собственнику земле, причем это право устанавливалось на вечные времена или на срок, по соглашению сторон, но не менее 36 лет. Право застройки переходило по наследству и могло было быть в пределах времени его действия отчуждаемо как добровольно, так и с торгов, завещаемо и обременяемо долгами, а также правами участка частного (сервитутами), если в договоре не содержалось особого на этот счет постановления, – порядком, определенным для имуществ недвижимых. Право застройки отличалось от права собственности тем, что застройщик уплачивал ежегодно собственнику имения определенный оброк. Раз установленный размер оброка не подлежал изменению по усмотрению одной из сторон; но стороны могли, при заключении договора, условиться о периодическом увеличении оброка, заранее определив сумму, на которую он через известный промежуток времени должен был увеличиваться или же поставить увеличение оброка в зависимость от точно определенных событий. От найма право застройки отличалось тем, что застройщик мог пользоваться имением и извлекать из него, за некоторыми лишь исключениями, всякие выгоды подобно собственнику, а равно продавать, закладывать, завещать и вообще распоряжаться принадлежащим ему правом отдельного владения по своему усмотрению, чего нанимателю не предоставлялось. Кроме установления права застройки как нового института гражданского права, в правительственный проект был введен ряд положений, определявших права и обязанности собственника и нанимателя недвижимого имущества по договорам, заключенным до дня обнародования закона о праве застройки. Регламентация арендных отношений вызывалась опасением, что собственник при возобновлении договора найма, пользуясь своим правом не возобновлять договор и тем заставить нанимателя снести свои постройки, в которые вложен иногда весьма значительный капитал, мог принудить его вновь заключить договор найма на невыгодных или разорительных для него условиях. В целях предупреждения такого рода действий собственника, проект установил правило, в силу которого собственник земли, на которой, до дня обнародования закона о праве застройки, другим лицом, согласно договору, возведены строения, обязан, по истечении срока договора, оставить эти строения за собою и возместить арендатору земли их стоимость, если не согласится продлить право последнего на пользование застроенной землею на срок, за плату и на условиях по соглашению, а в случае спора – по определению суда. Право застройки прекращалось с истечением срока, на который оно было установлено, или с момента совпадения в одном лице права застройки с правом собственности. Проект распространял право о застройки на всю территорию России.
Первое обсуждение проекта общим собранием Государственной думы заняло три заседания, второе – также три, третье – одно. По соображениям кодификационным Дума посчитала целесообразным разделить правительственный проект на два совершенно самостоятельных отдела, из которых первый рассматривал само Положение о праве застройки – закон, рассчитанный на длительное действие, а второй – правила в отношении договоров найма недвижимых имуществ, заключенных до вступление в действие права о застройке, что по сути имело характер временный, в зависимости от срока, который потребуется для ликвидации правоотношений, возникших между собственником земли и арендатором земли, построившим сооружения на арендуемой земле. Комиссия образовала также новый отдел, в который поместила указание, что закон не распространяется на губернии Царства Польского и Прибалтийские в силу своеобразия гражданских отношений, сложившихся в этом регионе. Вместе с тем, Дума обратила внимание на возможность нахождения на застроенном участке ценных ископаемых, добыча которых из недр земли не представлялась возможной без повреждения строений застройщика и, полагая, что разработка ископаемых желательна, с точки зрения государственных институтов, посчитала необходимым установить правило, в силу которого нахождение ископаемых, при невозможности их разработки без сноса строений застройки должно служить причиной уничтожения права застройки. Однако, войдя в положение застройщика, Дума постановила, что право застройки и в этом случае не прекращалось, если застройщик изъявит желание возобновить пользование участком по окончании разработки недр или согласится ограничить пользование участком тою его частью, которая не нужна для такой разработки.
Государственный совет при обсуждении поступившего к нему законопроекта, признал необходимым внести в текст свои замечания: 1) исключить положение об установлении вечного пользования землею, т.к. это неминуемо приведет к существованию, наряду с собственником данного имущества, за которым останется в этих случаях лишь голое право на землю, еще и вечного наследственного застройщика, права которого будут даже более обширны по своему содержанию, чем права собственника и, таким образом, между собственником земли и застройщиком создадутся особые, вечно продолжающиеся договорные отношения, которые, по сути, будут мало отличаться от отношений, возникавших на почве чиншевого права, к ликвидации которых стремилось тогдашнее законодательство; 2) исключить из проекта намеченный Думой самостоятельный отдел, включавший правила относительно договора о найме недвижимых имуществ, заключенного до дня обнародования проектируемого закона. Созданная согласительная комиссия, поддержав мнение Государственного совета по первому пункту (комиссия признала необходимым указать предельный срок, на который могло быть устанавливаемо право застройки, – 99 лет), не смогла, однако, придти к единогласному заключению в отношении второго пункта. В итоге Думе удалось настоять на своей позиции по данному вопросу. Высочайшее утверждение последовало 23 июня 1912 г.

81) Институт заповедных наследственных имений был создан с целью гарантировать нахождение данного имения в руках определенного дворянского рода и предотвращать раздробление такого имения путем основания порядка наследования на начале первородства. Заповедные имения могли учреждаться только лицами дворянского сословия и в пользу лиц дворянского сословия. В качестве заповедных имения учреждались или по Высочайшим повелениям при самом пожаловании этих имений какому-либо лицу, или по воле владельцев, но также вследствие Высочайшего на то разрешения и утверждения. В заповедные могли быть обращены имения, заключавшие в себе не менее 5 тыс. дес. и не более 100 тыс. дес. земли или приносившие доход не менее шести и не более 200 тыс. руб. в год. Раз учрежденное заповедное имение считалось принадлежащим данному дворянскому роду в целом и не подлежало раздроблению до прекращения заповедности. В связи с этим владелец заповедного имения не мог его отчуждать ни в целом, ни по частям, и на имение его не могло быть обращено принудительное взыскание по долгам (за исключением доходов с имения). Ближайшие наследники заповедного имения устанавливались в самых актах учреждения таковых имений. Не имеющие ни законных детей, ни потомства от них могли назначать наследниками более или менее близких родственников боковой линии, но при условии принадлежности их к потомственному дворянству. Когда род первого владельца заповедного имения в нисходящей линии прекращался, а в учредительном акте не был назначен на этот случай кто-либо из боковых родственников, то заповедность считалась прекратившейся, а имение после последнего владельца переходило уже на основании общих правил о наследстве.

82) Институт временнозаповедных имений был направлен к поддержанию среднего дворянства. Временнозаповедные имения могли учреждаться только потомственными дворянами. Размер имения должен был быть в пределах, начиная от той площади земли, которая давала право на участие в дворянских выборах, и до 10 тыс. дес. Имение обращалось во временнозаповедное крепостным актом, совершенным у нотариуса, и должно было быть свободно от запрещений. Оно не могло было быть ни отчуждаемо, ни разделяемо и должно было представлять из себя единое хозяйственное целое. Временная заповедность могла отменяться посредством нотариального духовного завещания уже лицом, унаследовавшим временнозаповедное имение от первого за учредителем владельца (т.е. третьим владельцем, считая учредителя). Правила перехода по наследству строились на принципах первородства и преимущества мужского пола перед женским.

83) На праве майоратов жаловались казенные имения в западных губерниях. По существу майоратные имения жаловались не в собственность, а лишь во владение и пользование, и по угасании линии наследников, имевших право на владение имением, последние отбирались обратно в казенное ведомство. Владелец майоратного имения не мог не отчуждать, ни закладывать его, за исключением продажи участков крестьянам. В последнем случае вырученные от продажи суммы образовывали неприкосновенный капитал, доходами с которого пользовался владелец имения. Майоратное имение поступало всегда одному наследнику, по принципу старшинства.

84) Лен (от нем. Lehen) –форма земельного владения, пожалованная какому-либо лицу на условии выполнения военной или административной службы; с XII в. – главным образом наследственное пожалование. В России имело распространение в Прибалтийских губерниях.

85) Подуховные (поиезуитские) имения – бывшие владения католических и протестантских монастырей, секуляризованных императрицей Екатериной II.


Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина

www.stolypin.ru/ 


Здесь читайте:

Столыпин Петр Аркадьевич (биографические материалы)

Программа реформ П.А.Столыпина. Том 1. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002

Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004.

Тайна убийства Столыпина (сборник документов)

Вадим Кожинов в кн. Россия век XX глава 3

Платонов О.А. История русского народа в XX веке. Том 1 глава 27  и  глава 28

Анна Герт Столыпинская утопия в контексте истории

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС