SEMA.RU > XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ПРОГРАММА РЕФОРМ СТОЛЫПИНА. ТОМ 2  >
ссылка на XPOHOC

Столыпин Петр Аркадьевич

1911 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

СТОЛЫПИН

П.А.Столыпин

ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА

В 2-х томах

Документы и материалы

Том 2

Том 2 - оглавление

Положение о принудительном обращении недвижимых имуществ на государственную или общественную пользу 73)

I. ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Ст. 1. Принудительное обращение недвижимых имуществ на государственную или общественную пользу заключается в принудительном отчуждении недвижимых имуществ или в предоставлении принудительного права участия в пользовании недвижимыми имуществами и допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение.

Примечание. Предоставление принудительного права участия в пользовании недвижимыми имуществами при производстве изысканий допускается по правилам, к сей статье приложенным.

Ст. 2. Принудительное обращение недвижимых имуществ на государственную или общественную пользу (ст. 1) разрешается Именными Высочайшими указами Правительствующему Сенату, испрашиваемыми через Государственный совет.

Ст. 3. В случаях крайней и неотложной необходимости, когда производство работ, вызываемых требованиями государственной обороны или общественной безопасности, или стихийными бедствиями, не может быть отсрочено до воспоследования Высочайшего указа, недвижимые имущества могут быть заняты временно, на срок не более шести месяцев, по распоряжению того местного установления, в ведении коего или под наблюдением коего должны производиться работы. Размеры и границы означенных имуществ определяются сим местным установлением.
Одновременно с занятием недвижимых имуществ, установление, по распоряжению коего имущество занято, сообщает о сем своему начальству и местному, по нахождению имущества, губернатору и принимает все меры к скорейшему составлению описей (ст. 11 и след.) и к вознаграждению владельцев (гл. IV). Распоряжение о занятии недви-жимых имуществ может быть обжаловано непосредственно министру, по управлению коего состоит установление. Принесение жалобы не останавливает занятия имуществ.
Для принудительного отчуждения означенных имуществ или для принудительного занятия их на срок свыше шести месяцев требуется испрошение Высочайшего указа на общем основании (ст. 2).

Ст. 4. В Высочайших указах (ст. 2) обозначаются: предприятие, для осуществления которого производится принудительное обращение недвижимых имуществ на государственную или общественную пользу, и местонахождение, род, размер и владельцы упомянутых недвижимых имуществ. Если в недрах земель предполагаются полезные ископаемые, то в Высочайших указах обозначается также, производится ли отчуждение вместе с недрами или таковые оставляются за владельцами. В Высочайших указах об обращении недвижимых имуществ под устройство крепостей или укрепленных пунктов или под постройку железных дорог и иных путей сообщения, если границы потребных для означенных сооружений недвижимых имуществ ко времени испрошения Высочайших указов не могли быть выяснены, вместо обозначения рода, размера и владельцев недвижимых имуществ, приводятся: общая площадь подлежащих принудительному обращению недвижимых имуществ и общие указания их местонахождения, а для железных дорог и иных путей сообщения – также пункты, между которыми пролегают означенные пути и другие указания направления оных.
В представлениях об испрошении Высочайших указов, кроме тех данных, которые обозначаются в Высочайших указах, должны быть выяснены: а) государственная или общественная польза предприятия, для осуществления коего Высочайший указ испрашивается; б) основания, на которых потребные для осуществления обозначенного в Высочайшем указе предприятия недвижимые имущества могут быть обращены на государственную или общественную пользу лишь путем принудительным, и в) средства, из коих имеет быть произведено вознаграждение за сии (п. б) имущества. К представлениям об испрошении Высочайших указов прилагаются планы на обращаемые на государственную или общественную пользу недвижимые имущества, если таковые имущества могли быть выяснены ко времени испрошения Высочайшего указа*.

Ст. 5. Обозначенные в Высочайшем указе размер или площадь подлежащих обращению на государственную или общественную пользу недвижимых имуществ являются предельными, причем предпринимателю (ст. 10) предоставляется, по обстоятельствам дела, обращать в сих пределах на государственную или общественную пользу лишь часть имуществ. При отсутствии в Высочайшему указе точного обозначения недвижимых имуществ, подлежащих обращению на государственную или общественную пользу, размеры и границы сих имуществ определяются министрами, по управлению коих испрошен Высочайший указ, или, по их уполномочию, установлениями, в ведении коих или под наблюдением коих производятся работы. Решение этих установлений может быть обжаловано непосредственно министру, по управлению коего состоит установление. Принесение жалобы не останавливает занятия недвижимых имуществ**.

Ст. 6. Недвижимое имущество, оказавшееся бесполезным для владельца вследствие произведенного из состава сего имущества принудительного отчуждения части его, отчуждается по требованию владельца. Признание имущества бесполезным устанавливается в порядке главы IV настоящего закона. Недвижимые имущества, подлежащие, согласно описи, отчуждению и перешедшие в распоряжение предпринимателя (ст. 24), могут быть без отчуждения возвращены владельцу лишь с согласия на то последнего.

Ст. 7. Недвижимые имущества, принудительно отчуждаемые, переходят к предпринимателю свободными от всяких ограничений в праве владения, распоряжения и пользования оными, если между сторонами не последует по сему предмету особого соглашения, а равно если по сему предмету не последует особого постановления (ст. 29, п. б). Недвижимые имущества, в которых предпринимателю предоставлено лишь принудительное право участия в пользовании, переходят к последнему свободными от ограничений в отношении и в пределах предоставленного права.
Ст. 8. Все издержки по производству принудительно обращаемым на государственную или общественную пользу недвижимым имуществам описей (ст. 11) и по определению вознаграждения и обязательств, возлагаемых на предпринимателя (ст. 33), а равно расходы по совершению на означенные имущества крепостных актов, производятся за счет предпринимателя.

Ст. 9. Сторонами при принудительном обращении недвижимых имуществ на государственную или общественную пользу, согласно настоящему закону, признаются: предприниматель, владелец недвижимого имущества и лица, имеющие права в последнем.
О лицах, имеющих права в недвижимом имуществе, владелец обязан заявить при описи имущества (прил. к ст. 11). За могущие произойти для названных лиц убытки, вследствие незаявления о них владельцем, отвечает последний.

Ст. 10. Предпринимателем при принудительном обращении недвижимых имуществ на государственную или общественную пользу, согласно настоящему закону, признаются правительственные и общественные установления, а также частные общества и лица, осуществляющие предприятие, обозначенное в Высочайшем указе.

 

II. ОБ ОПИСИ НЕДВИЖИМЫХ ИМУЩЕСТВ

Ст. 11. Недвижимому имуществу, принудительно обращаемому на государственную или общественную пользу, предварительно занятия оного, производится, по снятии имущества на план, опись (ст. 13) по правилам, к сей статье приложенным.

Ст. 12. В случаях крайней и неотложной необходимости (ст. 3), когда работы, потребные для государственной или общественной пользы, надлежит произвести столь спешно, что для снятия занимаемых недвижимых имуществ на план и производства им описи с соблюдением установленных правил (ст. 14 и след.) не остается времени, то, по распоряжению того местного установления, в ведении или под наблюдением коего должны производиться работы, снятие на план имущества и опись оному могут быть произведены без соблюдения указанных правил, причем в особо неотложных случаях имущества могут быть заняты даже до снятия их на план и производства описи. В сих последних случаях, план и опись составляются, в установленном порядке (ст. 13, и след.), не позднее месячного срока со дня занятия имущества.

Примечание. Означенный в сей (12) статье месячный для составления описи срок может быть, с разрешения губернатора, продлен как в зависимости от климатических или других особых условий, так и по ходатайству сторон.

Ст. 13. Опись составляется или полициею, или предпринимателем и владельцем по добровольному между ними соглашению***.

Ст. 14. Опись составляется в присутствии сторон и не менее двух свидетелей из местных жителей, преимущественно соседей по имению.

Ст. 15. Для присутствования при составлении описи, министерство, по ведомству коего испрошен Высочайший указ, может командировать депутата, которому предоставляется давать, по существу описи, свои заключения, прилагаемые к описи.

Ст. 16. Полицейская опись составляется в том случае, если не составлена опись по добровольному соглашению (ст. 13). Заявление о необходимости снять на план имущество для полицейской описи и о производстве этой описи подается предпринимателем в местное, по нахождению имущества, полицейское управление.

Ст. 17. Полицейская опись производится чиновником местной полиции не позднее месячного срока со дня подачи заявления о производстве оной (ст. 16). Срок этот может быть продлен в порядке и на основаниях, указанных в примечании к ст. 12.

Ст. 18. Вызов к полицейской описи предпринимателя, владельца и лиц, имеющих права в имуществе, поскольку местожительство последних известно полиции, производится полициею посредством повесток, посылаемых сторонам по месту жительства, указанному в заявлении о производстве описи (ст. 16) или заявленному сторонами непосредственно полиции. Если повестка почему-либо не может быть вручена тем лицам, которым послана, она полицией передается их домашним, или заведующему имением или домом, или тому из соседей, который согласится доставить повестку и даст в том расписку, или же оставляется в полицейском управлении или у сельского старосты.

Ст. 19. Копия повестки, если повестка не вручена тем лицам, коим послана (ст. 18), выставляется: в городах – в доме полицейского управления, а в селениях – в доме сельского старосты. Неявка сторон к описи не останавливает производства таковой.

Ст. 20. Полицейская опись производится не ранее одной недели со дня доставления повестки (ст. 18), но по ходатайству, заявленному в местное полицейское управление по соглашению сторон, срок этот может быть сокращен. В тех случаях, когда повестка не могла быть вручена тем лицам, коим послана, указанный недельный срок исчисляется со дня выставления копии повестки в доме полицейского управления или сельского старосты (ст. 19).

Ст. 21. Полицейская опись (ст. 17), не позднее трех дней со дня ее производства, препровождается в оценочную комиссию (ст. 34).

Ст. 22. При составлении описи по добровольному соглашению, вызов к описи лиц, имеющих права в имуществе, производится заменяющими повестки письменными извещениями предпринимателя и владельца, в порядке статей 18 и 19, а равно нижеследующих правил. При вручении или передаче извещения, лицом, его доставившим, отбирается расписка в получении такового. Если расписка не могла быть отобрана, то извещение оставляется в полицейском управлении или у сельского старосты. Опись составляется не ранее одной недели со дня доставления извещения, но, по соглашению сторон, срок этот может быть сокращен. В тех случаях, когда предпринимателем является частное общество или лицо (ст. 10), опись не может быть произведена без участия представителя того установления, в ведении коего или под наблюдением коего производятся работы. На сего представителя возлагается удостоверение правильности производства описи. По составлении описи, подлинная опись или засвидетельствованная копия оной представляется, в трехдневный, со дня составления описи, срок в местное полицейское управление, которым, в случае подачи ему или оценочной комиссии заинтересованною стороною заявления о производстве оценки (ст. 34), препровождается в оценочную комиссию.

 

III. О ЗАНЯТИИ НЕДВИЖИМЫХ ИМУЩЕСТВ

Ст. 23. Недвижимые имущества могут быть занимаемы в течение пяти лет по воспоследовании Высочайшего указа, если в последнем не назначено для сего меньшего срока.

Ст. 24. Недвижимые имущества переходят в распоряжение предпринимателя со дня окончания описи (ст. 11), о чем на последней делается соответствующая отметка. В случаях, указанных в статье 12, имущества переходят в распоряжение предпринимателя со времени занятия. О каждом случае перехода к предпринимателю имуществ, подлежащих отчуждению, установление или лицо, производившее опись, сообщает старшему нотариусу для отметки в реестре крепостных дел.

Ст. 25. По переходе принудительно отчуждаемого недвижимого имущества в распоряжение предпринимателя (ст. 24), последним уплачивается владельцу или, в подлежащих случаях (ст. 57), вносится в местное казначейство, в депозит оценочной комиссии, в счет причитающегося владельцу вознаграждения, аванс, с соблюдением следующих правил: а) аванс должен быть уплачен или внесен, по принадлежности, не позднее трех месяцев со времени перехода имущества в распоряжение предпринимателя (ст. 24); б) размер аванса не должен быть менее суммы, равной цене означенного имущества по указанным владельцам: нормальной или специальной оценкам правительственного или частного учреждения ипотечного кредита или же оценке, произведенной в целях государственного, земского или городского обложения или, наконец, ценам табели, приложенной к статье 230 Уст. пошлин. (Свод. зак., т. V, изд. 1903 г.), и в) при исчислении размера аванса по данным произведенной имуществу специальной оценки правительственного или частного учреждений ипотечного кредита, обязательная, при отсутствии соглашения, сумма аванса определяется лишь в 2/3 указанной оценки. Установленные сими правилами размер аванса и срок его уплаты могут быть изменены по соглашению предпринимателя с владельцем.
На невыплаченный аванс начисляется, со дня истечения установленного срока впредь до уплаты, по 1 % в месяц.

Примечание. Правила настоящей статьи не распространяются на неудобные земли, подлежащие изъятию из земского обложения (Свод. зак., т. IV, изд. 1899 г., Уст. зем. пов., ст. 41 и след.).

Ст. 26. С переходом принудительно отчуждаемого недвижимого имущества в распоряжение предпринимателя (ст. 24), прежний владелец освобождается от уплаты с сего имущества всякого рода сборов и податей.

 

IV. ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВОЗЛАГАЕМЫХ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

а) Об основаниях определения вознаграждения и обязательств

Ст. 27. Вознаграждение, в порядке и на основаниях настоящего закона, определяется владельцу принудительно обращаемого на государственную или общественную пользу недвижимого имущества и лицам, имеющим права в сем имуществе, по принадлежности, причем таковое назначается как за отчужденное недвижимое имущество или за принудительное право участия в пользовании таковым имуществом, так и за непосредственно проистекающие от обращения имущества на государственную или общественную пользу вред и убытки. В случае возникновения между означенными сторонами спора о праве на назначенное вознаграждение, таковой спор решается, на общем основании, в судебном порядке.

Ст. 28. Вознаграждение (ст. 27) определяется по местным ценам, ко времени составления описи, или ко времени занятия, если таковое предшествовало описи, с принятием в расчет всех особых условий, в коих имущество к этому времени находились. Увеличение ценности имуществ, могущее произойти от самого предприятия, для коего они отчуждаются, при определении вознаграждения в расчет не принимается. Вознаграждение назначается деньгами или же, по добровольному соглашению, обменом, полностью или в части, отчуждаемого имущества на другое однородное и в выгодах равное ****.

Ст. 29. Вознаграждение (ст. 27), полностью или в части, по ходатайству стороны, может быть с согласия того установления, в ведении коего или под наблюдением коего производятся работы, заменено возложением на предпринимателя разного рода обязательств. Решение сего установления может быть обжаловано непосредственно министру, по управлению коего состоит установление. Означенные обязательства могут заключаться: а) в устройстве и содержании на счет предпринимателя мостов, ограждений, дорог, плотин, переездов, водостоков и тому подобных сооружений, необходимых для устранения вреда и убытков от принудительного обращения недвижимого имущества на государственную или общественную пользу и б) в допущении владельца недвижимого имущества или лиц, имеющих права в оном, к участию в пользовании занятым имуществом или ограничении предпринимателя в пользовании и распоряжении таковым имуществом *****.

Ст. 30. Определение как вознаграждения, так равно и обязательств производится по добровольному соглашению, а при недостижении такового – с соблюдением правил ст. 29 и в порядке, установленном в последующих статьях сей главы. Направление дела в сем последнем порядке не препятствует заключению между сторонами добровольного соглашения, причем, в случае осуществления такового соглашения, означенное производство в той части, коей касается добровольное соглашение, при всяком положении дела прекращается, по заявлению о сем сторон, заключивших добровольное соглашение, тому установлению, в производстве коего дело находится (ст. 31).

Ст. 31. Добровольное соглашение должно быть заключено в письменной форме. Если соглашение не было осуществлено в срок, означенный в соглашении, или если такого срока в соглашении установлено не было, то каждой стороне предоставляется: в первом случае, – по истечении установленного срока, а во втором случае, – по истечении 6 месяцев со дня соглашения, направить дела в частях, касающихся ее прав, к производству в порядке, установленном в последующих статьях сей главы. При заявлении сторон тому установлению, в производстве коего находится дело, о состоявшемся между сторонами соглашении, производство по делу приостанавливается, причем, если соглашение не будет осуществлено, то дело направляется к дальнейшему производству, согласно заявлению сторон тому же учреждению. Если при этом дело еще не поступало в оценочную комиссию, то заявление подается в местное полицейское управление или в оценочную комиссию.

Ст. 32. Требование вознаграждения за недвижимое имущество в общей, по каждому отдельному владению, сумме не свыше 10 руб., считая в этой сумме и вознаграждение за вред и убытки, не подлежит оспариванию со стороны предпринимателя.

б) О порядке производства дел по определению вознаграждения и обязательств

Ст. 33. Определение вознаграждения (ст. 28) и возлагаемых на предпринимателя обязательств (ст. 29) производится прежде всего местною, по нахождению имущества, оценочною комиссиею.

Ст. 34. Оценочная комиссия образуется, по распоряжению губернатора, под председательством уездного предводителя дворянства.
Членами оценочной комиссии состоят: при определении вознаграждения за недвижимые имущества, находящиеся в уезде, – председатель мирового съезда или уездный член окружного суда, земский участковый начальник, податной инспектор, представитель местной землеустроительной комиссии и председатель или член земской управы, по назначению последней, а при определении вознаграждения за недвижимые имущества, находящиеся в городах, – председатель мирового съезда или уездный член окружного суда, податной инспектор, городской голова, или член городской управы, или же один из гласных городской думы, по ее назначению. При определении вознаграждения за недра отчуждаемого имущества или установлении для владельца каких-либо обязательств относительно разработки таковых, в комиссию приглашается на правах члена местный окружной горный инженер. В местностях, в коих не установлено всех или некоторых указанных должностных лиц, состав оценочной комиссии определяется Высочайше утвержденными положениями Совета министров из числа должностных лиц, соответствующих по роду их обязанностей указанным в настоящей статье.
К производству дел оценочная комиссия приступает: а) по имуществам, коим составлены полицейские описи (ст. 13), – по доставлении описей в комиссию (ст. 21) и б) по имуществам, коим описи составлены по добровольному соглашению (ст. 13), – по заявлению местному полицейскому управлению или непосредственно комиссии одною из заинтересованных сторон о производстве оценки и по доставлении описи в комиссию (ст. 22).

Ст. 35. Председатель и члены оценочной комиссии устраняют себя и отводятся от участия в решении дела применительно к порядку, определенному в Уставе гражданского судопроизводства (ст. 667 и след., изд. 1892 г.).

Ст. 36. Заседание оценочной комиссии признается законно состоявшимся при наличности, независимо председателя, также и членов, – председателя мирового съезда или уездного члена окружного суда и податного инспектора.

Ст. 37. Для участия в оценочной комиссии, министерство, по ведомству коего испрошен Высочайший указ, может командировать депутата, который, пользуясь решающим голосом, имеет право участвовать в рассмотрении дел оценочною комиссиею и представлять заключения, прилагаемые к журналам комиссии.

Ст. 38. О дне заседания оценочной комиссии, а равно о времени производства осмотров (ст. 43), сторонам посылаются повестки порядком, указанным в статьях 18 и 19, с таким расчетом, чтобы между днем вручения повестки или выставлением копии оной в доме полицейского управления или сельского старосты и днем заседания оценочной комиссии или осмотра прошло не менее двух недель. До посылки повесток комиссия, для проверки сведений о залогодержателях (ст. 9), требует справки от старшего нотариуса подлежащего окружного суда. Неявка сторон в заседание или к осмотру не останавливает производства дела.

Ст. 39. Сторонам предоставляется право представлять оценочной комиссии, лично или чрез поверенных, как словесно, так и письменно, объяснения, а равно предлагать вопросы приглашенным в оценочную комиссию лицам.

Ст. 40. При определении вознаграждения и обязательств, возлагаемых на предпринимателя (ст. 28 и 29), оценочная комиссия принимает в соображение сведения относительно размера, свойств и стоимости недвижимого имущества и прочие данные, изложенные в описи или представленные сторонами, причем, в случае надобности, сведения эти, по мере возможности, проверяются оценочною комиссиею. При недостаточности имеющихся в деле данных, оценочная комиссия указывает сторонам на необходимость доставления дополнительных сведений, но непредставление последних не останавливает рассмотрения дела и оценочная комиссия сама обязана принимать меры к собранию всех необходимых ей сведений.

Ст. 41. Для разъяснения технических вопросов, оценочной комиссии, по собственному усмотрению или по ходатайству сторон, предоставляется приглашать сведущих людей из числа лиц, обладающих соответствующими специальными познаниями. Заключение сведущих людей должно быть письменное, с указанием тех данных, на коих оно основано, но мнение их не является для оценочной комиссии обязательным.

Ст. 42. Избрание сведущих людей производится по взаимному согласию сторон, а если согласия не последует, то оценочная комиссия о назначении сведущих людей входит с представлением к губернатору.

Ст. 43. Для производства осмотров недвижимого имущества, для присутствования при его измерении, а равно для опроса окольных людей и свидетелей об особенностях имущества, могущих иметь, по местным условиям, влияние на его стоимость, оценочная комиссия командирует на место одного или нескольких членов, а в случае надобности может выехать на место и в полном составе.

Ст. 44. О всех своих действиях по определению вознаграждения и возлагаемых на предпринимателя обязательств и вообще о всех принятых решениях оценочная комиссия составляет журналы, в которых излагаются все те соображения, на которых основано постановленное решение. Если по обсуждающимся вопросам в оценочной комиссии последовало разномыслие, то в журналах должны быть изложены все заявленные мнения; если кем-либо из членов представлено особое мнение, то таковое приобщается к журналу.

Ст. 45. Решение оценочной комиссии постановляется по большинству голосов; в случае равенства голосов, мнение председателя дает перевес.

Ст. 46. Постановленное оценочной комиссией решение объявляется наличным сторонам прочтением оного. Независимо сего, решение это с изложением соображений, на коих оно основано (ст. 44), в копиях, сообщается сторонам.

Ст. 47. Стороне, недовольной постановленным оценочной комиссией решением (ст. 46), предоставляется право в течение трехмесячного срока со времени сообщения ей этого решения подать в оценочную комиссию заявление о несогласии с сим решением.

Ст. 48. Владельцу недвижимого имущества и лицам, имеющим права в оном, недовольным решением оценочной комиссии (ст. 46), предоставляется в тот же срок (ст. 47) обратить дело в части, касающейся вознаграждения каждого из них, к судебному рассмотрению, заявив о том оценочной комиссии*****. Сторона, обратившая дело к судебному рассмотрению, лишается права направить его в административном порядке.

Ст. 49. Решение оценочной комиссии, не вызвавшее указанного в статьях 47 и 48 заявления, признается окончательным и приводится в исполнение (ст. 56) по истечении трех месяцев со дня объявления решения, если сторонами не будет подано ранее заявления о согласии с решением.

Ст. 50. В случае заявления об обращении дела к судебному рассмотрению (ст. 48), оценочная комиссия приостанавливает производство по делу о вознаграждении лица, подавшего заявление.

Ст. 51. При обращении дела к судебному рассмотрению, иск предъявляется по месту нахождения обращенного на государственную или общественную пользу недвижимого имущества и дело по исковому прошению рассматривается, с соблюдением статей 27–29 настоящего закона.

Ст. 52. Если в течение двухмесячного срока по заявлении об обращении дела к судебному рассмотрению (ст. 48) не будет предъявлен иск, а также, когда дело по сему иску будет судом прекращено, то решение оценочной комиссии вступает в законную силу, за исключением того случая, когда это постановление было своевременно обжаловано предпринимателем; в этом последнем случае дело получает дальнейшее направление в порядке статьи 53.

Ст. 53. В случае поступления в оценочную комиссию заявления стороны о несогласии с ее решением (ст. 47), производство по делу в той части, которой касается заявление, чрез местного губернатора и с его заключением, препровождается в министерство, по ведомству коего был испрошен Высочайший указ, в случаях же, предусмотренных статьею 3, – по ведомству которого производятся работы, – не позднее двух недель со времени поступления заявления, а если дело было направлено к судебному рассмотрению (ст. 48 и 50), то со времени истечения срока на предъявление иска, либо со времени прекращения судом дела по иску (ст. 51), по принадлежности. Одновременно с сим о таковом направлении дела извещаются и стороны порядком, указанным в статьях 18 и 19.

Ст. 54. В министерстве (ст. 53) дела решаются министром, по предварительном рассмотрении в совете министра или в соответствующем сему последнему установлении. В Военном и Морском министерствах дела решаются установлениями и порядком, указанными в Своде военных и морских постановлений. Сторонам, при рассмотрении дела в совете министра или соответствующем сему последнему установлении, а равно в Военном и Адмиралтейств-советах, предоставляется право представлять лично или чрез поверенных письменные или словесные объяснения ******.

Ст. 55. Решение министра, а по отчуждениям военного и морского ведомств – решения Военного и Адмиралтейств-советов, объявляются сторонам по особо заявленным ими адресам, а если таковых не заявлено, то по адресам, последне указанным в деле, причем владельцу и другим, имеющим права в занятом имуществе, лицам, а равно предпринимателю, если таковым являются частные лица или общества, или местные общественные управления, в случае несогласия с объявленным решением, предоставляется заявить о сем в месячный, со дня объявления решения, срок и тогда дело поступает на разрешение Государственного совета (Учр. Гос. сов., изд. 1906 г., ст. 96–98).
Решение министра, а равно решения Военного и Адмиралтейств-советов, не вызвавшие в указанный срок заявления или оставшиеся в течение трех месяцев необъявленными по ненахождению адресата, признаются окончательными и приводятся в исполнение.

 

V. ОБ УПЛАТЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ВОЗЛОЖЕННЫХ НА НЕГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Ст. 56. По окончательном разрешении дела (ст. 49, 51 и 55), вознаграждение выплачивается не позднее трехмесячного срока со дня объявления предпринимателю окончательного решения по делу. На причитающуюся к уплате сумму, за вычетом выданного аванса, начисляются проценты, в размере 6 % годовых, начиная со дня перехода недвижимого имущества в распоряжение предпринимателя по день уплаты. На невыплаченное в указанный срок вознаграждение начисляется с этого срока, сверх упомянутых процентов, впредь до уплаты, по полпроцента в месяц. Обязательства, указанные в решении, если в последнем для их выполнения не определено особого срока, должны быть выполнены предпринимателем в течение годичного срока со дня объявления предпринимателю окончательного решения по делу.

Ст. 57. Когда по каким-либо законным причинам вознаграждение не может быть выдано немедленно или сполна, то таковое или часть оного вносится в местное казначейство в депозит оценочной комиссии для хранения, впредь до выдачи, по принадлежности. Такого рода суммы обращаются в правительственные или правительством гарантированные процентные бумаги, а при невозможности сего, вносятся в местную государственную сберегательную кассу.

 

VI. ОБ УКРЕПЛЕНИИ НЕДВИЖИМЫХ ИМУЩЕСТВ ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ И О ПРЕКРАЩЕНИИ ЕГО ПРАВ НА ОНЫЕ

Ст. 58. Когда размер вознаграждения за недвижимое имущество определен по добровольному соглашению, или недвижимое имущество уступлено безвозмездно, то на недвижимое имущество совершается, в зависимости от условий соглашения, купчая крепость или дарственная запись, по принадлежности. Когда же вознаграждение определено в порядке отд. б главы IV настоящего закона, то, по уплате вознаграждения (ст. 56) или взносе такового куда следует (ст. 57), на отчуждаемое имущество совершается данная.

Ст. 59. Если в течение 10 лет со времени отчуждения недвижимого имущества, оно, в целом или части, будет признано подлежащим продаже за ненадобностью, то прежнему владельцу предоставляется право выкупить это имущество, уплатив полученную за него капитальную сумму. Если подлежащая уплате сумма не может быть установлена, то такая определяется, в порядке правил главы IV настоящего закона, по ценам той оценки, на основании которой была выдана капитальная сумма. О предстоящей продаже бывшему владельцу, если адрес его известен, посылается извещение порядком, указанным в статье 22. При неизвестности адреса владельца или при неполучении от него, в месячный со дня доставления повестки срок, извещения о желании приобрести имущество, о продаже имущества, по распоряжению губернского правления, публикуется в местных губернских ведомостях и в одной из местных газет, по усмотрению лица или установления, коему принадлежит имущество.

Ст. 60. Когда предпринимателем возведены на продаваемом имуществе (ст. 59) какие-либо строения или сооружения, то предпринимателю предоставляется снести все им устроенное в годичный срок со дня обратного перехода имущества в собственность прежнего владельца (ст. 59); срок этот может быть продолжен по соглашению сторон. За неснесенные сооружения вознаграждение может быть назначено лишь с согласия владельца, к которому имущество переходит обратно. При выкупе имущества за ту цену, за которую оно было отчуждено, на имущество совершается данная.

 

VII. ОСОБЫЕ ПРАВИЛА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПРАВА УЧАСТИЯ В ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДВИЖИМЫМИ ИМУЩЕСТВАМИ

Ст. 61. Принудительное право участия в пользовании недвижимыми имуществами (ст. 1) может заключаться: в пользовании поверхностью для складывания строительных материалов, устройства временных помещений, проведения временных путей, постановки снеговых защит, разного рода знаков и т.п., в добывании строительных материалов, в подтопе земель от поднятия уровня вод гидротехническими сооружениями, в прокладке и содержании водопроводных, газовых и иных подземных труб и кабелей и в устройстве и содержании разного рода воздушных проводов.

Ст. 62. Если в Высочайшем указе о предоставлении принудительного права участия в пользовании недвижимым имуществом не установлено, ближайшим образом, содержания сего права, то таковое определяется министрами, по управлению коих испрошен Высочайший указ или, по их уполномочию, установлениями, в ведении коих или под наблюдением коих производятся работы. Решение этих установлений может быть обжаловано непосредственно министру, по управлению коего состоит установление. Принесение жалобы не останавливает занятия имущества.

Ст. 63. Если в недвижимом имуществе, в коем установлено уже принудительное право какого-либо участия в пользовании, потребуется установить право нового участия в пользовании, то сие допускается, в порядке статьи 62, с производством новой описи и оценки и с извещением о сем владельцев по правилам статей 18 и 19.

Ст. 64. Если принудительное право участия в пользовании продолжается свыше 5 лет, то владельцу имущества предоставляется, по истечении каждых пяти лет пользования его имуществом, требовать или отчуждения имущества или производства новой, по современным ценам, оценки. Правило это не распространяется на случаи участия в пользовании имуществом для прокладки и содержания водопроводных, газовых и иных подземных труб и кабелей и для устройства и содержания воздушных проводов.

Ст. 65. Вознаграждение за принудительное право участия в пользовании недвижимым имуществом может быть назначаемо или в виде единовременной уплаты за все время пользования, или в виде срочных платежей.

Ст. 66. При возвращении владельцу имущества, по окончании участия в пользовании поверхностью оного, владелец может требовать новой оценки имущества и, если стоимость оного уменьшилась против первоначальной оценки, вследствие осуществления сего участия в пользовании, то предприниматель обязан уплатить разницу между сими оценками.

РГИА. Ф. 1276. Оп. 3. Д. 365. Л.151–159.

Примечания:

* Представителем государственной канцелярии, гофмейстером Высочайшего Двора Якунчиковым, оставшимся при особом мнении, предложена следующая редакция статьи 4:
В Высочайших указах (ст. 2) обозначаются: предприятие, для осуществления которого производится принудительное обращение недвижимых имуществ на государственную или общественную пользу, и предельная площадь имуществ, подлежащих обращению под предприятие, согласно одобренным Государственным советом планам, а также местонахождение, род, размер и владельцы упомянутых имуществ, когда таковые данные могли быть своевременно выяснены. Если в недрах земель предполагаются полезные ископаемые, то в Высочайших указах обозначается также, производится ли отчуждение вместе с недрами или таковые оставляются за владельцами.
В представлениях об испрошении Высочайших указов, кроме тех данных, которые обозначаются в Высочайших указах, должны быть выяснены: а) государственная или общественная польза предприятия, для осуществления коего Высочайший указ испрашивается; б) причины, по которым потребные для осуществления обозначенного в Высочайшем указе предприятия недвижимые имущества могут быть обращены на государственную или общественную пользу лишь путем принудительным, и в) средства, из коих имеет быть произведено вознаграждение за сии (п. б) имущества. К представлениям об испрошении Высочайших указов прилагаются проекты планов на обращаемые на государственную или общественную пользу недвижимые имущества.

** Представителем государственной канцелярии, гофмейстером Высочайшего Двора Якунчиковым, оставшимся при особом мнении, предложены статьи 5 и 51 в следующей редакции:
Ст. 5. Указанные в предшедшей (4) статье планы предъявляются владельцам недвижимых имуществ. обращаемых на государственную или общественную пользу.
При обращении недвижимых имуществ под постройку железных дорог или иных путей сообщения, установлениям, в ведении коих или под наблюдением коих производятся работы, предоставляется допускать отступления от означенных планов, но не более 50 сажен в ту и другую сторону пути. Решение этих установлений может быть обжаловано непосредственно министру, по управлению коего состоит установление. Принесение жалобы не останавливает занятия недвижимых имуществ. Обозначенные в Высочайшем указе размер или площадь подлежащих обращению на государственную или общественную пользу недвижимых имуществ являются предельными, причем предпринимателю (ст. 10) предоставляется, по обстоятельствам дела, обращать в сих пределах на государственную или общественную пользу лишь часть имуществ.
Ст. 51. Занятие имуществ в силу Высочайшего указа (ст. 23) допускается, в каждом отдельном владении, один раз; дополнительное занятие имуществ, если бы таковое потребовалось, может последовать лишь в силу нового указа.
К особому мнению гофмейстера Якунчикова, при подписании журнала совещания, присоединился и один из представителей Министерства финансов, колл. сов. Лазаревский.

*** По мнению представителя Министерства юстиции, колл. ассес. Плеца, заявленному при подписании журнала, постановления, касающиеся описей, составляемых предпринимателем и владельцем по добровольному между ними соглашению (ст. 13, 16, 22 и 24), подлежат исключению из проекта.

**** При подписании журнала представитель Министерства торговли и промышленности, д.с.с. Иванов, в особом мнении указал на необходимость дополнить проект постановлением о предоставлении владельцам отводов для разработки полезных ископаемых права требовать возмещения убытков от стеснений и ограничений в разработке в течение 10 лет со дня занятия имуществ.

***** Представитель Министерства юстиции, колл. асесс. Плец, заявил, что соглашается с постановлением ст. 29 условно.

****** По мнению представителя Морского министерства, д.с.с. Стеблин-Каменского, установление судебного порядка рассмотрения сих дел представляется нежелательным. К означенному мнению присоединился и представитель военного министра, ген.-м. Пруссак.

****** По мнению представителя Военного министерства, ген.–м. Пруссака, означенное право не может быть предоставлено сторонам или их поверенным при рассмотрении дел в Военном совете. К этому мнению присоединился, по отношению к Адмиралтейств-совету, и представитель Морского министерства, д.с.с. Стеблин-Каменский.

73) Начало работы над проектом о принудительном отчуждении было положено Особым совещанием, образованным под председательством директора канцелярии министра путей сообщения Ермолаева; оно работало в Харькове летом 1897 г. Одновременно с этим Министерством путей сообщения был составлен полный свод всех законов и суждений Государственного совета, имеющих отношение к действующему законодательству об отчуждении, а также обзор иностранного законодательства по этому предмету. На основании собранного материала министерством был составлен проект правил о вознаграждении за принудительное отчуждение недвижимых имуществ, временное занятие их и установление права участия в пользовании ими. Проект обсуждался и перерабатывался в образованном в ноябре 1900 г. Особом совещании под председательством главы Инженерного совета Салова и с участием представителей всех заинтересованных ведомств. Совещание заседало с 5 февраля 1901 г. по 3 июля 1903 г., составив проекты правил: 1) о вознаграждении за принудительное отчуждение недвижимых имуществ, временное их занятие и установление права участия в пользовании ими и 2) о вознаграждении за убытки, причиненные при изысканиях. Оба проекта были в том же году отправлены на заключение ведомств, которые предоставили свои отзывы к началу 1906 г. Для согласования сделанных замечаний с текстом проектов министр путей сообщения Немешаев признал необходимым обсудить их дополнительно в совещании из представителей министерств: путей сообщения, внутренних дел, юстиции, а также Государственного контроля. Образованное под председательством Салова совещание начало работу 14 октября 1906 г. Своей первоочередной задачей совещание считало установить основные положения нового закона об экспроприации. 15 января 1907 г. проект основных положений был представлен Министерством путей сообщения на утверждение Совета министров и получил одобрение. Совет министров поручил совещанию выработать, на его основе, при участии представителей всех заинтересованных ведомств, подробный законопроект. В течение 1907 и 1908 гг. совещание, под председательством Салова, рассматривало новый, подготовленный канцелярией министра, проект, затем предоставило избранной из числа участников совещания редакционной комиссии доработать окончательный текст законопроекта. Однако вскоре заседания Особого совещания были прерваны по причине смерти его председателя и последовавшими переменами в личной канцелярии министра. Лишь в 1910 г. редакционная комиссии возобновила свою работу, под председательством директора канцелярии министра путей сообщения, назначенного председателем Особого совещания. Выработанный комиссией текст был внесен на обсуждение Особого совещания в мае 1911 г.


Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина

www.stolypin.ru/ 


Здесь читайте:

Столыпин Петр Аркадьевич (биографические материалы)

Программа реформ П.А.Столыпина. Том 1. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002

Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004.

Тайна убийства Столыпина (сборник документов)

Вадим Кожинов в кн. Россия век XX глава 3

Платонов О.А. История русского народа в XX веке. Том 1 глава 27  и  глава 28

Анна Герт Столыпинская утопия в контексте истории

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС