SEMA.RU > XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ПРОГРАММА РЕФОРМ СТОЛЫПИНА. ТОМ 2  >
ссылка на XPOHOC

Столыпин Петр Аркадьевич

1912 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

СТОЛЫПИН

П.А.Столыпин

ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА

В 2-х томах

Документы и материалы

Том 2

Правила о вознаграждении пострадавших вследствие несчастных случаев служащих, мастеровых и рабочих на железных дорогах, открытых для общего пользования, а равно членов семейств сих лиц 62)

I. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБЩИЕ

1. Действие сего Положения распространяется на следующих лиц, без различия пола и возраста:
1) на лиц, обслуживающих поезда и паровозы, составителей поездов, сцепщиков, стрелочников у ручных стрелок, поездных и станционных осмотрщиков, башмачников (тормозильщиков), заведующих маневрами на станциях и смазчиков выгонов железных дорог, открытых для общего пользования, а также на временно исполняющих обязанности сих лиц;
2) на всех прочих служащих, мастеровых и рабочих:
а) в управлениях и на линиях железных дорог, открытых для общего пользования;
б) в мастерских, заводах, трамвайных, пароходных и других дополнительных предприятиях, составляющих принадлежность упомянутых в пункте а железных дорог;
в) занятых при постройках, возведении сооружений и прочих работах, производимых распоряжением и за счет означенных в пункте а железных дорог на основании состоявшихся непосредственно между железными дорогами и этими лицами соглашений и договоров;
3) на рабочих и служащих у подрядчиков, производящих по договорам с правлениями и управлениями железных дорог, открытых для общего пользования, работы по сооружению и ремонту полотна верхнего строения пути и искусственных сооружений, если работы с подряда производятся не самостоятельным предприятием, на которое распространяется действие закона о страховании рабочих от несчастных случаев или приложения к статье 15619 Устава о промышленности (Свод. зак., т. XI, ч. 2, по Прод. 1906 г.).
2. Все указанные в статье 1 лица, в случаях утраты ими трудоспособности от телесного повреждения, причиненного несчастным случаем, происшедшим при работах или вследствие работ упомянутых в статье 1 железных дорог и предприятий, а также при железнодорожном движении или вследствие такового, вознаграждаются в порядке и на основании сего Положения.
Примечание. Профессиональные болезни не дают права на вознаграждение согласно сему Положению.
3. Если последствием несчастного, при указанных в статье 2 обстоятельствах, случая была смерть пострадавшего, то права на вознаграждение принадлежит членам его семейства, перечисленным в статье 22.
4. Лица, пострадавшие от несчастного случая при указанных в статье 2 обстоятельствах, а равно члены их семейств, не имеют права ни на какое иное или дополнительное вознаграждение от железных дорог за утрату трудоспособности от телесного повреждения, причиненного упомянутым случаем, кроме указанного в сем Положении.
Для лиц, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 1, годовой заработок (содержание) коих превышает одну тысячу пятьсот рублей, в основание расчета вознаграждения, производимого на основании настоящего Положения, принимается лишь эта сумма, причем за означенными лицами сохраняется право на вознаграждение от подлежащей железной дороги в общем порядке законов гражданских в отношении части заработка, превышающего означенную сумму.
5. Железная дорога освобождается от обязанности по уплате пострадавшему или членам его семейства вознаграждения только в том случае, если докажет, что причиною несчастного случая был злой умысел самого пострадавшего.
6. Всякие предшествовавшие несчастному случаю соглашения, клонящиеся к устранению или к ограничению права на вознаграждение или к уменьшению размеров оного, признаются недействительными.
7. Указанное в статьях 2 и 3 вознаграждение назначается: пострадавшему – в виде пособия или пенсии, а членам семейства пострадавшего – в виде пенсии.
8. Обязанность вознаграждения пострадавшего и членов его семейства возлагается на владельцев той железной дороги, на которой произошел несчастный случай, хотя бы пострадал служащий другой дороги. Владельцы железной дороги, из средств которой, на основании сего Положения, уплачено вознаграждение, имеют право обратного требования к владельцам железной дороги, виновной в происшедшем несчастном случае.

 

II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОСТРАДАВШИХ ЛИЦ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙСТВ

9. Пособие назначается: 1) лицам, указанным в пункте 1 статьи 1, – в размере трех четвертей среднего поденного заработка пострадавшего (ст. 31) и 2) лицам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 1, – в размере двух третей означенного заработка (ст. 31 и 38).
10. Пособие выплачивается со дня несчастного случая по день восстановления трудоспособности или по день, с коего назначена пенсия (ст. 18).
Для установления размера пособия лицам, получающим поденную или задельную плату, принимается средний поденный заработок пострадавшего, исчисленный на основании статей 31 и 38 и помноженный на число рабочих дней в течение времени, за которое причитается пособие.
11. Если пострадавшему и после несчастного случая производится выдача заработка (содержания), то пособие уплачивается со дня прекращения выдачи такового, причем, если выдача заработка производится в размере, меньшем пособия, исчисленного на основании статьи 9, то пособие производится и до прекращения выдачи заработка, но лишь в размере разности между суммою пособия, исчисленного согласно статей 9, и выдаваемым заработком.
12. Пострадавший от несчастного случая, уклоняющийся от предоставленной ему бесплатно врачебной помощи, может быть, по постановлению местного комитета (ст. 89), полностью или частью, лишен пособия. Отказ подвергнуться хирургической операции не почитается за отказ от врачебной помощи.
13. Пострадавший, отказывающийся подвергнуться медицинскому освидетельствованию, предусмотренному статьями 40 и 56–58, может быть, по постановлению местного комитета, полностью или частью, лишен пособия. Местному комитету предоставляется право продолжать выдачу пособия в случае признания им причин неявки пострадавшего к таковому освидетельствованию уважительными.
14. Пенсия назначается в случае постоянной утраты трудоспособности: 1) при полной утрате ее – лицам, указанным в пункте 1 статьи 1, – в размере трех четвертей годового заработка (ст. 32–37), а лицам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 1, – в размере двух третей годового заработка (ст. 32–38) и 2) при неполной – лицам, указанным в пункте 1 статьи 1, – в размере той доли трех четвертей годового заработка пострадавшего, которая соответствует степени утраты трудоспособности, а лицам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 1, – в размере таковой же доли двух третей означенного заработка.
15. В случае сумасшествия, полной потери зрения, потери обеих рук или ног или полной беспомощности, требующей постороннего попечения, вызванных несчастным случаем (ст. 2), пенсия пострадавшему назначается в размере полного его годового заработка.
16. Пенсия исчисляется соответственно состоянию трудоспособности, установленному после несчастного случая.
В случае причинения телесного повреждения лицу, уже получающему пенсию за постигший его ранее несчастный случай (ст. 2), новый оклад пенсии исчисляется соответственно состоянию трудоспособности, установленному после происшедшего с пострадавшим последнего несчастного случая. Новый оклад пенсии исчисляется из того годового заработка (содержания), из которого была назначена пенсия за первый постигший пострадавшего несчастный случай. Если размер получаемого пострадавшим ко времени последнего несчастного случая заработка (содержания) больше того заработка, по коему была исчислена первая пенсия, то вновь исчисляемый оклад пенсии определяется по большему заработку. Для лиц, состоящих ко времени первого несчастного случая в одной из должностей, упомянутых в пункте 1 статьи 1, и ко времени последнего несчастного случая в одной из должностей, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 1, или наоборот, новый оклад пенсии исчисляется по нормам, установленным для должностей, поименованных в пункте 1 статьи 1.
17. С назначением на указанных в статье 16 основаниях пенсии за последний несчастный случай, выдача ранее назначенной пенсии прекращается.
18. Выдача пенсии производится со дня назначения таковой советом управления казенной железной дороги или правлением общества частной железной дороги, по принадлежности.
19. Пенсии, назначенные пострадавшим малолетним, не достигшим пятнадцати лет, и подросткам, не достигшим семнадцати лет, увеличиваются по достижении малолетними возраста подростков, а подростками – возраста взрослых в том соотношении с установленною для места служения пострадавшего, согласно статьям 23 и 34 Закона о страховании рабочих от несчастных случаев, средней заработной платы чернорабочим для означенных возрастных групп, которое существовало при первоначальном назначении пенсии.
Примечание. В местностях, на которые не распространяется действие Положения о страховании рабочих от несчастных случаев, размер средней поденной платы чернорабочему устанавливается, согласно статье 18 приложения к статье 15619 Устава о промышленности (по Прод. 1906 г.).
20. Владельцы железных дорог обязаны, если пострадавшему не была предоставлена бесплатная врачебная помощь, возместить ему действительно понесенные им до назначения пенсии расходы по лечению болезни, причиненной несчастным случаем, но в размере не свыше таксы, устанавливаемой на два года вперед главным комитетом (ст. 92). Расходы по лечению, понесенные со дня назначения пенсии, возмещению не подлежат.
21. В случае смерти пострадавшего, последовавшей от несчастного случая не позднее двух лет со дня сего случая или же и позднее двух лет, если лечение производилось в течение этого времени, владельцы железных дорог обязаны: 1) возместить издержки по погребению умершего в размере одной двенадцатой его годового заработка (ст. 32–38), но не менее тридцати рублей для взрослого и подроста и пятнадцати рулей для малолетнего, и 2) назначить пенсии указанным в статье 22 членам семейства умершего.
22. Пенсии членам семейства, в случае смерти пострадавшего, последовавшей при условиях, указанных в статье 21, назначаются в размере нижеследующих долей годового заработка (содержания) умер-шего: 1) вдове лица, указанного в пункте 1 статьи 1, – в размере трех восьмых, а вдове лица, указанного в пунктах 2 и 3 статьи 1, – в размере одной трети, пожизненно или впредь до замужества; 2) детям обо-его пола: законным, узаконенным, усыновленным и внебрачным, а ра-вно воспитанникам и приемышам (Свод. зак., т. IX, Зак. сост., ст. 570, прим., по Прод. 1906 г.), впредь до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, каждому – в размере одной шестой, при жизни одного из родителей, и одной четвертой – круглым сиротам; 3) род-ственникам в прямой восходящей линии, пожизненно, каждому – в размере одной шестой, и 4) братьям и сестрам, круглым сиротам, впредь до достижении ими пятнадцатилетнего возраста, каждому в размере одной шестой.
Лицам, означенным в пунктах 3 и 4 сей статьи, пенсии назначаются в том лишь случае, если эти лица находились на иждивении умершего.
23. В случае смерти лица, пользовавшегося пенсиею на основании сего Положения и принадлежащего к числу лиц, поименованных в пункте 1 статьи 1, если смерть последовала по истечении двух лет со дня несчастного случая или если смерть последовала и до истечения двух лет, но не вследствие несчастного случая, по которому назначена пенсия, оставшиеся после такого лица вдова и дети обоего пола, законные, узаконенные, усыновленные и внебрачные, приобретают право на пенсию в следующих размерах: 1) вдова, пожизненно или впредь до замужества – в размере половины пенсии умершего; 2) дети, до достижения ими восемнадцатилетнего возраста: законные, узаконенные, усыновленные и внебрачные, каждый – в размере одной шестой пенсии умершего, при жизни одного из родителей, и одной четвертой – круглые сироты, но в общей сумме на всех детей не свыше половины пенсии умершего, при наличии вдовы, и трех четвертей той же пенсии, при отсутствии вдовы.
24. При вступлении вдовы пострадавшего (ст. 22, п. 1 и ст. 23, п. 1) в брак, причитающаяся ей пенсия заменяется единовременною выдачею в размере тройного годового оклада ее пенсии.
25. Дети, воспитанники и приемыши, в случае смерти обоих родителей, последовавшей при условиях, указанных в статьях 21 или 23, получают совокупность пенсий, причитающихся им по смерти каждого из родителей.
26. Указанные в статьях 22 и 23 пенсии подлежат назначению: 1) вдове, если брак с пострадавшим предшествовал несчастному случаю; 2) усыновленным детям, воспитанникам и приемышам, если их усыновление и принятие на воспитание и в семью состоялось до несчастного случая с пострадавшим.
27. Общая совокупность пенсий, причитающихся всем указанным в статье 22 членам семейства умершего, не должна превышать, если умерший принадлежал к лицам, указанным в пункте 1 статьи 1, – трех четвертей, а если умерший принадлежал к лицам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 1, – двух третей годового его заработка (ст. 32–38).
28. Если общая сумма причитающихся членам семейств умершего пенсий превышает означенный в предыдущей статье предел, то лица, поименованные в пунктах 1 и 2 статьи 22, имеют право на преимущественное удовлетворение полностью, а родственникам, упомянутым в пунктах 3 и 4 той же статьи, назначается лишь остаток, если таковой окажется, с распределением его между ними поровну. Если означенный выше предел превзойден совокупностью пенсий, причитающихся лицам, поименованным в пунктах 1 и 2 статьи 22, то пенсии эти соответственно сокращаются.
29. Изменение в составе семейства умершего, за исключением случая последующего рождения законных его детей, не служит основанием к изменению размеров назначенных уже каждому из членов семейства пенсий.
30. Пенсия, причитающаяся пострадавшему или членам его семейства согласно сему Положению, уменьшается, в случае назначения пенсии из действующих на железных дорогах пенсионных касс, на часть пенсии, назначенной из сих касс за счет сумм, образовавшихся не из собственных взносов пострадавшего и начисленных, по правилам подлежащей кассы, процентов на эти взносы, а в случаях назначения единовременной выдачи из пенсионных или сберегательно-вспомогательных касс – на размер пенсии, соответствующей единовременной выдаче, образовавшейся не за счет таковых взносов и начисленных, по правилам подлежащей кассы, процентов на эти взносы. Равным образом, в зачет пенсий, причитающихся на основании сего Положения, принимаются полностью пенсии и пособия, назначаемые из государственного казначейства лицам, состоявшим на государственной службе, или членам семейств таковых лиц. Расчет пенсий, соответствующих единовременным выдачам, производится по таблицам, утверждаемым министром путей сообщения, по соглашению с министрами торговли и промышленности и финансов и государственным контролером.
31. Размер среднего поденного заработка пострадавшего из числа лиц, поименованных в пунктах 1 и 2 статьи 1, определяется делением суммы годового заработка пострадавшего (ст. 32–37): 1) для лиц, пользующихся определенными годовыми окладами содержания, – на триста шестьдесят пять и 2) для лиц, получающих поденную или задельную плату, – на двести восемьдесят.
32. Годовой заработок пострадавшего из числа лиц, поименованных в пунктах 1 и 2 статьи 1, определяется следующим образом: 1) для лиц, пользующихся определенным годовым окладом содержания, принимается в расчет тот оклад содержания, которым они пользовались ко дню несчастного случая со включением одной трети разъездных денег, причем для лиц, обслуживающих поезда и паровозы, получающих, кроме постоянного оклада, поверстные и, взамен поверстных, суточные и премии, к сумме постоянного оклада содержания прибавляются две трети сумм поверстных или выдаваемых взамен поверстных суточных, назначенных пострадавшему в течение последнего перед несчастным случаем года, а равно вся сумма назначенных ему же в течение того же времени премий; если же лицо, пользующееся поверстными и суточными, взамен поверстных, и премиями, состояло на службе дороги менее года до несчастного случая, или же в течение последнего года службы, по какой-либо причине, получило поверстные или выдаваемые взамен поверстных суточные и премии в меньшем, против обычного, размере для служащих в одинаковой с ним должности, то за годовой заработок принимается обычный годовой заработок за последний отчетный год лиц, находящихся в одинаковых с пострадавшим условиях службы, за исключением одной трети поверстных или выдаваемых, взамен поверстных, суточных; 2) для лиц, получающих поденную или задельную плату, сумма, действительно заработанная на железных дорогах пострадавшим в течение года, предшествовавшего дню несчастного случая, за вычетом стоимости отпущенных пострадавшему материалов и инструментов, если таковые идут за счет служащего, мастерового или рабочего по условиям найма, делится на число дней, проведенное пострадавшим в том же году на работе, а если он состоял на службе дороги менее года, то на число дней соответственного мень-шего периода времени, и полученный указанным путем средний заработок помножается на двести восемьдесят.
Примечание. Для лиц, упомянутых в сей статье, пользовавшихся неокладными выдачами (годовою наградою), годовой заработок, исчисленный по изложенным выше правилам, увеличивается на среднюю величину неокладных выдач (годовой награды), полученных ими за последние три года.
33. Если пострадавший из числа лиц, поименованных в пунктах 1 и 2 статьи 1, получал довольствие натурою (квартира и обмундирование), то к сумме, исчисленной порядком, указанным в статье 32, прибавляется: при довольствии квартирою – одна четверть этой суммы, а при довольствии обмундированием – действительная стоимость такового, разделенная на число лет, на которые, по установленным правилам, выдается обмундирование.
34. Годовой заработок пострадавшего во время командировки с дороги постоянного места служения на другую железную дорогу определяется, согласно статьям 32 и 33, по заработку, получавшемуся пострадавшим перед командировкою на дороге постоянного места служения.
35. Исчисленный указанным выше порядком годовой заработок пострадавшего не должен быть менее произведения, полученного от умножения установленной для места служения пострадавшего, согласно статье 34 Положения о страховании рабочих от несчастных случаев, средней поденной платы чернорабочему на двести восемьдесят.
Примечание. В местностях, на которые не распространяется действие Положения о страховании рабочих от несчастных случаев, размер средней поденной платы чернорабочему устанавливается, согласно статье 18 приложения к статье 15619 Устава о промышленности (по Прод. 1906 г.).
36. Если пострадавшим или членам его семейства будет доказано, что действительный годовой заработок пострадавшего из числа лиц, поименованных в пунктах 1 и 2 статьи 1, за исключением двух третей разъездных и пособий и одной трети поверстных и суточных, превышает исчисленный по статьям 32–35 годовой заработок, то последний должен быть увеличен до размера действительного заработка. Если пострадавший не получал от железной дороги никакой платы, то годовой заработок его определяется в размере произведения, полученного от умножения установленной для места служения пострадавшего, согласно статье 34 Положения о страховании рабочих от несчастных случаев, средней поденной платы чернорабочему на двести восемьдесят.
Примечание. В местностях, на которые не распространяется действие Положения о страхования рабочих от несчастных случаев, размер средней поденной платы чернорабочему устанавливается, согласно статье 18 приложения к статье 15619 Устава о промышленности (по Прод. 1906 г.).
37. Под окладом содержания и заработком лиц, поименованных в пунктах 1 и 2 статьи 1, в сем Положения понимается оклад содержания и заработок, получаемые исключительно из средств железных дорог.
38. Годовой заработок пострадавшего из числа лиц, поименованных в пункте 3 статьи 1, определяется по правилам, изложенным в статье 32 Положения о страховании рабочих от несчастных случаев, а средний поденный заработок тех же лиц – делением исчисленного таким образом годового заработка на двести восемьдесят.
Примечание. В местностях, на которые не распространяется действие Положения о страхования рабочих от несчастных случаев, годовой заработок указанных в сей (38) статье лиц определяется по правилам, изложенным в статье 16 приложения к статье 15619 Устава о промышленности (по Прод. 1906 г.), а средний поденный заработок тех же лиц – делением исчисленного таким образом годового заработка на двести шестьдесят.
39. По желанию пенсионеров и с согласия совета управления подлежащей казенной железной дороги или правления общества подлежащей частной дороги, пенсии могут быть заменяемы единовременными выдачами, если годовой оклад пенсии не превышает тридцати шести рублей и, притом, пятнадцати процентов годового заработка пострадавшего. Означенные единовременные выдачи исчисляются на следующих основаниях: 1) годовой оклад пенсии помножается на десять, причем для пострадавших малолетних и подростков принимаются пенсионные оклады, которые причитались бы им по достижении возраста взрослых; 2) годовой оклад пенсии лицам, указанным в пунктах 2 и 4 статьи 22 и в пункте 2 статьи 23, помножается на число лет, в течение которых эти пенсии должны выплачиваться, но не более как на десять, и 3) все пенсионные платежи, произведенные до соглашения о единовременной выдаче, но в совокупности не свыше одной трети, определяемой, согласно пунктам 1 и 2 настоящей статьи, суммы, вычитаются из этой последней.
40. О всяком несчастном случае, подходящем под условия статьи 2, составляется немедленно, в установленном порядке, протокол жандармскою железнодорожною полициею и, по утверждаемым министром путей сообщения правилам, служебный акт, которые должны содержать нижеследующие данные: 1) место и время происшествия; 2) звания, имена, отчества и фамилии пострадавших и род их занятий; 3) звания, имена, отчества и фамилии свидетелей происшествия, с указанием их местожительства; 4) описание обстоятельств несчастного случая на основании местного осмотра и показаний свидетелей; 5) род телесного повреждения, и 6) сведения, указанные в статье 42, если в составлении протокола или акта участвует врач.
41. Пострадавший обязан, если состояние его здоровья тому не пре-пятствует, немедленно дать знать о происшедшем с ним несчастном случае своему начальнику, которые, в свою очередь, безотлагательно сообщает о сем местному комитету, а также жандармской полиции.
42. Если протокол и акт были составлены без участия железнодорожного врача, то не позднее четвертого дня после его составления, а в случае смерти пострадавшего – немедленно, врачом дороги производится медицинское освидетельствование пострадавшего или осмотр и, в подлежащих случаях, вскрытие трупа. В свидетельстве врача о телесном повреждения должно быть дано описание телесного повреждения и заключение о состоянии здоровья пострадавшего и о причинной связи с несчастным случаем. В свидетельстве, удостоверяющем смерть пострадавшего, должно быть дано заключение о том, произошла ли она вследствие несчастного случая.
43. Пострадавшему, а в случае его смерти членам его семейства, предоставляется за их счет пригласить еще одного врача для участия в составлении упомянутых в статье 40 протокола и акта; неприбытие этого врача не останавливает составления протокола или акта.
44. С протокола, акта и медицинского свидетельства снимаются управлением дороги копии в двух экземплярах, из коих один передается местному комитету, а другой бесплатно – пострадавшему или одному из членов его семейства.
45. Местный комитет, по получении протокола, акта и медицинского свидетельства, может, не выжидая прошения пострадавшего о назначении пенсии, подвергнуть его медицинскому освидетельствованию, в порядке статей 56–58, для выяснения вопроса о признании утраты трудоспособности постоянною, а равно о степени таковой утраты. В случае признания местным комитетом утраты трудоспособности постоянною, одновременно с сим назначается, в порядке статей 54 и 62, пенсия пострадавшему.
46. С требованием о назначении вознаграждения потерпевший дол-жен, прежде предъявления иска в суде, обратиться к подлежащей железной дороге.
47. Для предъявления требования железной дороге полагается, независимо от того, останется ли пострадавший на железнодорожной службе или же покинет ее, двухлетний срок: для пострадавшего – со дня несчастного случая, а для членов семейства умершего – со дня смерти пострадавшего. Течение сего срока не приостанавливается для несовершеннолетних и лиц, состоящих под опекою или попечительством. Пропущением сего срока погашается самое право требовать вознаграждения.
48. Прошения о назначении пенсии или пособия подаются или посылаются по почте пострадавшим, а в случае смерти пострадавшего – членами его семейства, имеющими право на вознаграждение по сему Положению: 1) непосредственному начальству пострадавшего, которое обязано немедленно переслать прошение в местный комитет той дороги, на которой лежит по статье 8 обязанность уплатить вознаграждение, или 2) означенному местному комитету. При посылке прошения по почте, днем подачи прошения считается число, обозначенное на конверте штемпелем почтово-телеграфного учреждения в месте отправления.
49. Требования о назначении пенсии или пособия могут быть заявляемы и словесно чинам жандармской железнодорожной полиции, которые обязаны о сем составить протокол и препроводить таковой в местный комитет.
50. Если местный комитет, куда поступило прошение о назначении пенсии или пособия, усмотрит, что дело подведомственно другому местному комитету, то он передает это прошение, не позднее семи дней со времени получения оного, подлежащему местному комитету, одновременно оповестив о сем просителя.
51. Если местный комитет, которому требование о вознаграждение было передано другим комитетом, также не признает его себе подведомственным, то он обязан, не позднее семи дней по получении означенного требования, представить дело на рассмотрение главного комитета и уведомить о сем первый комитет.
52. Решение главного комитета (т. 92) по пререканиям между местными комитетами о подведомственности предъявленного требования постановляются в месячный срок и признаются окончательными и не подлежащими обжалованию.
53. Выдача пособий (ст. 9), возмещение расходов на лечение (ст. 20) и уплата денег на погребение (ст. 21, п. 1) производятся по распоряжению начальников казенных железных дорог, правлений обществ частных железных дорог или их уполномоченных, если они признают ходатайства о сем подлежащими удовлетворению; если начальники казенных железных дорог или уполномоченные правлений обществ не признают такие ходатайства подлежащими удовлетворению, то вносит их немедленно на рассмотрение местного комитета. Распоряжения об указанных выдачах делаются начальниками казенных железных дорог, правлениями обществ частных железных дорог и их уполномоченными и без особого о том прошения заинтересованных лиц во всех тех случаях, когда, по обстоятельствам дела, они это найдут возможным.
54. Дела о назначении пенсий пострадавшим от несчастных случаев, а равно членам их семейств, а также дела, внесенные на обсуждение местного комитета на основании предыдущей статьи, рассматриваются местным комитетом той дороги, на которой лежит по статье 8 обязанность уплатить вознаграждение. Постановления комитета по каждому делу излагаются в особом журнале и подписываются всеми присутствовавшими.
55. Лицу, ходатайствующем о вознаграждении на основании сего Положения, или его уполномоченному предоставляется право давать лично разъяснения при рассмотрении дела местным комитетом. О дне рассмотрения дела председатель местного комитета уведомляет лицо, ходатайствующее о вознаграждении, или его уполномоченного, если таковой им указан, по письменно заявленным ими адресам. Неприбытие просителя или его уполномоченного не останавливает рассмотрения дела.
56. Медицинское освидетельствование состояния здоровья пострадавшего производится при участии не менее двух врачей от железной дороги, выборного члена местного комитета от той службы, к которой принадлежал пострадавший, и одного представителя, назначаемого председателем местного комитета из числа членов комитета по назначению или по должности (ст. 90). Председателю местного комитета предоставляется приглашать присутствовать при медицинском освидетельствовании и других лиц, коих присутствие будет признано полезным. Пострадавшему предоставляется приглашать за свой счет еще одного врача по своему выбору. Неприбытие этого врача не останавливает освидетельствования. Мнения всех присутствовавших заносятся в протокол за их подписями. Протокол должен содержать, кроме сведений, упомянутых в статье 40, заключение о степени утраты трудоспособности свидетельствуемого лица и о признании таковой утраты постоянною или временною.
57. В случае отдаленности места жительства пострадавшего от местного комитета ответственной железной дороги, по постановлению сего комитета, производство медицинского освидетельствования может быть поручено ближайшему от места жительства пострадавшего комитету.
58. В случае, предусмотренном предыдущею статьею, освидетельствование производится комитетом в составе и в порядке, указанном в статье 56.
59. Если пострадавший уклоняется от освидетельствования, то производство дела о назначении ему пенсии прекращается постановлением местного комитета.
60. О прекращении производства дела (ст. 59) извещается пострадавший, но он не лишен права вновь возбудить ходатайство о вознаграждении, если не истек срок давности, установленный статьею 47.
61. Упомянутые в статье 54 журналы представляются на казенных железных дорогах на разрешение совета управления подлежащей дороги, а на частных железных дорогах – на разрешение правления подлежащего общества или управления дороги, по усмотрению правления. Предварительные постановления означенных учреждений сообщаются подлежащими местными комитетами, письменно, лицу, ходатайствующему о вознаграждении. Постановления, касающиеся лиц несовершеннолетних, сообщаются их родителям, опекунам или попечителям, если местожительство их известно местным комитетам. Одновременно делается распоряжение о производстве назначенных пенсий или пособий, если таковые назначены.
62. Предварительные постановления (ст. 61) должны быть сообщены: 1) о назначении пособия – не позднее одного месяца со времени заявления ходатайства и 2) о назначении пенсии: самому пострадавшему – не позднее четырех месяцев, а членам семейства пострадавшего – не позднее двух месяцев, со времени заявления ходатайства.
В объявлениях местных комитетов просителям о последовавших постановлениях должны быть напечатаны извлечения из сего Положения, определяющие порядок и сроки обжалования постановлений местных комитетов.
Проситель, не получивший в установленный настоящею статьею срок предварительного постановления, может, до получения этого постановления, предъявить иск о вознаграждении.
63. Проситель, недовольный постановлением (ст. 61), имеет право подать в местный комитет, не позднее двух месяцев со дня вручения ему означенного постановления, свое возражение. Если в течение указанного срока таких возражений не последует или если ранее его окончания проситель изъявит согласие на условия, изложенные в предварительном постановлении, то дело считается оконченным на сих условиях.
64. Поданное в срок возражение рассматривается с соблюдением порядка, указанного в статьях 54–61.
65. Окончательное постановление подлежащих совета управления казенной железной дороги, правления общества частной железной дороги или управления последней делается не позднее двух месяцев со дня получения местным комитетом возражения просителя. Постановление это объявляется просителю в порядке, указанном в статье 61. В случае несоблюдения советом управления, правлением или управ-лением железной дороги означенного в настоящей статье срока, проситель вправе, до получения окончательного постановления, предъявить иск о вознаграждении.
Недовольный окончательным постановлением может предъявить иск в течение шестимесячного срока со дня сообщения ему сего постановления. Пропущением сего срока утрачивается право иска.
66. Назначенные в порядке статей 61 и 65 пособие или пенсия не могут быть уменьшены, за исключением случаев, предусмотренных в статьях 72–80.
67. Иски о пособиях и пенсиях предъявляются к владельцам ответственной железной дороги (ст. 8) по месту нахождения ее управления.
68. Для ведения дел о вознаграждении в управлении дороги или в суде к несовершеннолетним, при присутствии в том месте, где предъявляется иск, родителей их, опекунов или попечителей, назначаются подлежащим земским начальником, городским, мировым или гминным судьею особые для данного случая опекуны.
69. В случае присуждения по суду пострадавшему или членам его семейства вознаграждения, в назначении коего железною дорогою было отказано, а равно в случае присуждения по суду вознаграждения в большем против назначенного железною дорогою размере, на всю сумму, не доплаченную просителю, начисляются проценты, из расчета шести годовых, с того срока, когда возникло право на вознаграждение.
70. Заключение условий с поверенными о вознаграждении их за ведение дел по требованиям, предъявляемым на основании сего Положения, в размере, превышающем таксу (Свод. зак., т. XVI, ч. 1, Учр. суд. уст., изд. 1892 г., ст. 396, прим., прил. VII), воспрещается, и условия эти, а равно и долговые обязательства, выданные поверенным на суммы вознаграждения, превышающие таксу, почитаются недействительными.
71. В течение трех лет со дня постановления о назначении пенсии и независимо от порядка, в котором состоялось назначение, каждая из сторон имеет право, не чаще одного раза в год, требовать медицинского переосвидетельствования пострадавшего для определения состояния его трудоспособности, в целях изменения размера или полного прекращения пенсии соответственно действительному состоянию трудоспособности пенсионера.
72. Железная дорога, желающая воспользоваться указанным в предыдущей статье правом, приглашает пострадавшего для освидетельствования в порядке, установленном статьями 56–58, а при неявке его – обращается по месту жительства пострадавшего к городскому, мировому или гминному судье или к земскому начальнику с ходатайством о производстве освидетельствования.
Примечание. Под железною дорогою в статьях 72–80 разумеется: для казенной железной дороги – совет управления, а для частной железной дороги – правление общества.
73. Относительно освидетельствования, производимого в порядке предыдущей статьи, соблюдаются правила, изложенные в статьях 5002 и 5003 Устава гражданского судопроизводства (Свод. зак., т. XVI, ч. 1, по Прод. 1906 г.).
74. В случае неявки пострадавшего к освидетельствованию, производимому на основании статьи 72, подлежащим судьею или земским начальником составляется протокол с указанием причины неявки, если таковая ему известна. Копия сего протокола, а также копия протокола медицинского освидетельствования, если таковое состоялось, препровождаются дороге, возбудившей ходатайство о сем освидетельствовании.
75. В случае признания железною дорогою причину неявки пострадавшего к судебному освидетельствованию (ст. 72) неуважительною, производство назначенной или присужденной пенсии может быть приостановлено впредь до явки пострадавшего, о каковой приостановке сообщается последнему с указанием оснований, по коим приостановлена выдача пенсии.
76. По производстве освидетельствования, железная дорога, сообразно данным дела, или оставляет в силе прежнее постановление о размере пенсии, или постановляет новое, которое объявляется в письменной форме пострадавшему не позднее двух месяцев со дня получения протокола освидетельствования.
77. Если пострадавший останется недоволен постановлением об уменьшении размера или совершенном прекращении производства пенсии, назначенной ему железною дорогою или судебным решением, то он обязан заявить о сем железной дороге в течение шести недель со дня получения указанного в предыдущей статье объявления.
78. Железная дорога, получившая указанное в предыдущей статье заявление, имеет право, в шестимесячный срок со дня его получения, предъявить иск в подлежащем суде об уменьшении размера пенсии или совершенном прекращении ее производства.
79. Пострадавшему, ходатайствующему об увеличении пенсии, предоставляется обратиться с прошением к подлежащей железной дороге в порядке, установленном статьями 48 и 49. Ходатайство это подлежит разрешению на основании статей 54, 56–59 и 61–65.
80. Выдача пенсии в увеличенном размере производится лишь со времени возбуждения ходатайства о переосвидетельствовании и в том только случае, если ухудшение в состоянии трудоспособности находит-ся в причинной связи с первоначально происшедшим вследствие несчастного случая телесным повреждением; выдача же пенсии в уменьшенном размере или прекращение производства пенсии происходит со дня соглашения о сем сторон или же со дня постановления судебного решения.
81. Правила, изложенные в статьях 71–80, не распространяются на назначаемые, взамен пенсий, единовременные выдачи, размер коих изменению не подлежит.
82. Пособия выплачиваются в сроки, установленные на железной дороге для выдачи содержания, а мастеровым и рабочим, состоящим на поденном расчете, – в сроки выдачи заработной платы. Выдача пенсий производится вперед помесячно, если между сторонами не последовало иного по сему предмету соглашения.
83. По заявлениям лиц, коим назначены пенсии или единовременные выдачи, причитающиеся им платежи должны быть в соответствующие сроки переводимы, в пределах Империи, за счет подлежащих железных дорог по означенному в заявлении адресу.
84. Пенсионеры обязаны, по требованию железных дорог, доставлять в сроки, устанавливаемые главным комитетом, удостоверения о том, что они находятся в живых, а вдовы, получающие пенсии по умершим супругам, также и о том, что они не вступили в брак. Удостоверения эти выдаются безвозмездно подлежащими административными или полицейскими властями. В случае непредставления означенных удостоверений производство платежей может быть приостановлено.
85. Выдача пенсии пострадавшему приостанавливается на время нахождения его на работах или службе на железных дорогах и в предприятиях, указанных в статье 1, с годовым заработком, неменьшим того, согласно которому исчислена пенсия. Если размер вновь получаемого пострадавшим от указанных в статье 1 железных дорог и предприятий заработка меньше принятого для исчисления размера его пенсии, то на время получения такого заработка выдается, взамен пенсии, для лиц, состоящих ко времени несчастного случая в должностях, перечисленных в пункте 1 статьи 1, – три четверти, а для состоявших к тому же времени в должностях, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 1, – две трети разности между означенными размерами заработка.
86. Назначенные на основании сего Положения пособия, пенсии и иные выдачи не могут быть обращаемы на пополнение казенных и частных взысканий. Право на пенсию, пособие и иные выдачи не может быть ни закладываемо, ни отчуждаемо.
87. Не востребованные в течение трех лет пенсии, пособия и иные выдачи обращаются в средства пенсионных и сберегательно-вспомо-гательных касс подлежащих железных дорог.
Выдача пенсии прекращается на время пребывания пенсионера: 1) в бесплатных богадельнях, содержимых за счет пенсионного фонда (ст. 106), и 2) за границею свыше одного года.
88. Немедленно по назначении пенсии пенсионеру выдается пенсионная книжка, по которой производится уплата пенсии; пенсионными книжками заменяются также исполнительные листы судебных мест, кои остаются при делах железной дороги.
Правила о порядке выдачи и форма пенсионных книжек устанавливаются главным комитетом.
В пенсионной книжке должны быть напечатаны извлечения из постановлений закона, определяющих права лиц, получающих пенсии, согласно настоящему Положению.

 

III. МЕСТНЫЕ И ГЛАВНЫЙ КОМИТЕТЫ

89. Для рассмотрения дел о вознаграждении пострадавших от несчастных случаев железнодорожных служащих, мастеровых и рабочих, а равно членов семейств сих лиц, учреждаются особые местные комитеты при управлении каждой дороги.
90. Местные комитеты состоят из председателя и девяти членов. Председатель назначается на казенных железных дорогах начальником управления железных дорог, а на частных – правлением подлежащего общества. Членами комитетов состоят: юрисконсульт дороги и заведующий пенсионною (сберегательно-вспомогательною) кассою или их заместители, два члена по назначению: на казенных железных дорогах – начальника управления железных дорог, а на частных – правления подлежащего общества, и пять членов, избираемых служащими, – по одному: 1) от службы пути и зданий, 2) от службы движения и телеграфа, 3) от службы подвижного состава и тяги, кроме мастерских для ремонта подвижного состава и 4) от всех остальных служб и частей управления дороги.
Выборные от служащих выбираются на три года в порядке, устанавливаемом министром путей сообщения.
К председателю и членам местных комитетов по назначению и выборам назначаются и избираются в порядке, установленном до их назначения и выборов, заместители.
91. Заседание местного комитета считается состоявшимся, если при-сутствовали, сверх председателя, юрисконсульта и заведующего пенсионною (сберегательно-вспомогательною) кассою или их заместителей, по крайней мере, один член по назначению и два члена по выборам, причем обязательно присутствие члена, выбранного от службы, в которой состоял пострадавший.
92. Для надзора за применением настоящего Положения и для заведования пенсионным фондом (ст. 98) при Министерстве путей сообщения учреждается главный комитет по делам о вознаграждении пострадавших от несчастных случаев железнодорожных служащих, мастеровых и рабочих.
93. Главный комитет состоит, под председательством начальника управления железных дорог, из управляющего юридическою частью управления железных дорог и заведующего делами железнодорожного пенсионного комитета или их заместителей, врача и одного члена, назначаемых министром путей сообщения, одного члена, назначаемого министром торговли и промышленности, двух представителей частных дорог, избираемых общим съездом представителей железных дорог, и трех членов из числа выборных членов местных комитетов (ст. 90) при тех железных дорогах, управления которых находятся в С.-Петербурге, избираемых на три года теми же выборными членами в порядке, устанавливаемом министром путей сообщения.
Для замещения председателя министром путей сообщения назначается один из членов главного комитета.
К членам главного комитета по назначению и выборам назначаются и избираются в порядке, установленном для назначения и выборов самих членов, заместители.
94. Заседание главного комитета считается состоявшимся, если присутствовали, сверх председателя или его заместителя, не менее двух членов по назначению, одного председателя частных железных дорог и одного представителя железнодорожных служащих.
95. Ведению главного комитета подлежат:
1) рассмотрение вопросов, вносимых на обсуждение главного комитета по распоряжению министра путей сообщения, а равно управ-лениями казенных железных дорог и правлениями частных железных обществ;
2) заведование пенсионным фондом и, в частности: а) наблю-дение за правильным поступлением подлежащих сумм в пенсионный фонд и правильным расходованием сумм фонда и вообще за счетоводством и отчетностью по сим суммам; б) распоряжения о приобретении процентных бумаг, считаемых комитетом наиболее выгодными для фонда, а также распоряжения о продаже имеющихся бумаг или обмене таковых на другие, и в) разработка предположений о предусматриваемых статьею 106 позаимствованиях, а также об условиях и сроке сих позаимствований;
3) разъяснение сомнений, могущих возникать при применении сего Положения;
4) разрешение пререканий между местными комитетами (ст. 52);
5) разработка таблиц, указанных в статьях 30 и 100;
6) установление форм отчетов и пенсионных книжек (ст. 88) и сроков представления предусмотренных статьею 84 удостоверений;
7) рассмотрение представляемых главному комитету управлением казенных железных дорог и правлениями частных железных дорог отчетов дорог по делам о вознаграждении на основании сего Положения и составление общего отчета;
8) ревизия на местах, чрез особо уполномоченных лиц, производства дел о вознаграждении пострадавших от несчастных случаев служащих, мастеровых и рабочих и членов их семейств, для чего учрежденные на основании статьи 89 местные комитеты, управления казенных железных дорог и правления обществ частных железных дорог обязаны предъявлять, по требованию командированных лиц, все документы, книги и проч., касающиеся указанных дел;
9) разработка общей статистики несчастных случаев на железных дорогах;
10) установление на каждые два года таксы расходов по лечению болезней, причиненных несчастными случаями (ст. 20);
11) разработка мероприятий по усовершенствованию лечения пострадавших и по вознаграждению их пенсиями и пособиями;
12) созыв съездов представителей железных дорог для рассмотрения вопросов, связанных с вознаграждением пострадавших от несчастных случаев и членов их семейств, и
13) предварительное рассмотрение ходатайств железных дорог о временном позаимствовании из пенсионного фонда необходимых средств на оборудование и содержание лечебных заведений и богаделен для пострадавших от несчастных случаев железнодорожных служащих, мастеровых и рабочих.
96. Постановления главного комитета принимаются по большинству голосов, причем, при равенстве голосов, голос председательствующего дает перевес; постановления главного комитета вступают в силу по утверждении их министром путей сообщения, за исключением постановлений по делам, указанным в пункте 2 (лит. а и б) предыдущей статьи, каковые постановления на утверждении министра путей сообщения не представляются.
Постановления по делам, предусмотренным пунктами 1, 9 и 11 предыдущей статьи, с коими представитель Министерства торговли и промышленности не найдет возможным согласиться, разрешаются министром путей сообщения, по соглашению с министром торговли и промышленности.
97. На каждой железной дороге делопроизводство местного комитета возлагается на делопроизводство комитета пенсионной (сберегательно-вспомогательной) кассы, действующей на дороге. Ведение делопроизводства, счетоводства и отчетности главного комитета возлагается на управление делами железнодорожного пенсионного комитета.

 

IV. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

98. Каждая из казенных и частных железных дорог обязана вносить в особый пенсионный фонд, находящийся в заведовании главного комитета, суммы, соответствующие капитализированной стоимости обязательств данной железной дороги по каждой из назначенных ею на основании сего Положения пенсий; по внесении означенных сумм в пенсионный фонд уплата соответствующих пенсий производится из сего фонда.
99. Указанные в предыдущей статье суммы вносятся в пенсионный фонд по третям года, с начислением на несвоевременно внесенные суммы процентов за просрочку в размере шести годовых.
100. Размер указанных в статье 98 капитализированных стоимостей обязательств дороги по назначенным пенсиям исчисляется по таблицам, вырабатываемым главным комитетом и утверждаемым министром путей сообщения, по соглашению с министрами финансов и торговли и промышленности и государственным контролером. По тем же таблицам, в конце каждого отчетного года, определяется капитализированная стоимость остающихся в силе обязательств пенсионного фонда.
101. Счет пенсионного фонда ведется по каждой железной дороге особо, причем половина могущего оказаться излишка сумм сего фонда принимается в зачет платежей следующего года, а другая половина зачисляется в особый общий по всем дорогам запасный капитал вперед до достижения таковым десяти процентов общей суммы пенсионного фонда, а по достижении запасным капиталом этой нормы – весь излишек принимается в зачет платежей следующего года.
102. Взыскание в пользу пенсионного фонда сумм, причитающихся с владельцев частных железных дорог, производится применительно к правилам, установленным для взыскания по бесспорным казенным требованиям (Свод. зак., т. XVI, ч. 2, Пол. взыск. бесспорн., изд. 1910 г., ст. 2).
Уплата тех пенсий, капитализированная стоимость коих не была перечислена в пенсионный фонд (ст. 98) владельцами частных железных дорог, признанных несостоятельными, производится из средств указанного в статьи 101 запасного капитала.
103. Свободные наличные суммы пенсионного фонда обращаются в государственные и гарантированные правительством процентные бумаги, в закладные листы русских учреждений земельного кредита, в облигации кассы городского и земского кредита, городских кредитных обществ и городских займов, причем министру путей сообщения, по соглашению с министром финансов, предоставляется указывать городские кредитные общества и городские займы, облигации коих разрешены к приобретению.
104. Составляющие пенсионный фонд наличные суммы и процентные бумаги хранятся в главном казначействе.
105. Поступающие, согласно статье 99, за просрочку проценты, а также проценты и прочие доходы по капиталам, составляющим пенсионный фонд, причисляются к сему фонду.
106. По ходатайству железных дорог министром путей сообщения, по соглашению с министром финансов и государственным контролером, может быть допускаемо, по предварительном рассмотрении в главном комитете, временное позаимствование из пенсионного фонда необходимых средств на содержание и оборудование лечебных заведений и богаделен для пострадавших от несчастных случаев железнодорожных служащих, мастеровых и рабочих. Срок и условия погашения из средств подлежащих железных дорог этих позаимствований устанавливаются в том же порядке.
107. Суммы, необходимые на ведение дел местных комитетов, ассигнуются по сметам, составляемым на каждой дороге местным комитетом и утверждаемым в порядке, установленном для утверждения сметы по эксплуатации дороги, и относятся: на казенных железных дорогах – на средства казны, а на частных дорогах – на средства подлежащих обществ. Суммы, необходимые на ведение дел главного комитета, вносятся в смету, составляемую главным комитетом, и утверждаемую в порядке, установленном для утверждения смет по эксплуатации казенных железных дорог, и относятся на средства казны и частных железнодорожных обществ в частях, пропорциональных суммам, выданным казною и каждым из указанных обществ в последнем году на уплату пенсий, пособий и иных выдач на основании сего Положения.

3 ПСЗ. Т. 32. № 37569.
Собрание узаконений. 1912. 16 июля. Отд. I. Ст. 1301.

Примечания:

62) Проект представляет собой один из серии аналогичных проектов, которые имели целью распространить действие закона 2 июня 1906 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» на казенные предприятия, в данном случае, на мастеровых, рабочих и служащих казенных и частных железных дорог. В составе Министерства путей сообщения была образована комиссия под председательством директора канцелярии министра А.С. Ермолова, на которую была возложена разработка проекта. Комиссия не успела окончить работу, когда последовал Высочайший указ 12 декабря 1904 г., в котором признавалось необходимым ввести государственное страхование рабочих на фабриках, заводах и промыслах. В связи с этим разработка проекта о страховании железнодорожных рабочих и служащих была приостановлена до принятия общего страхового закона. 25 июня 1908 г. Министерство торговли и промышленности внесло в Государственную думу проект о вознаграждении рабочих, получивших увечье в промышленном производстве, однако он не распространялся на предприятия казенного управления и общества железных дорог общего пользования. Поэтому Министерство путей сообщения в начале 1909 г. самостоятельно разработало проект правил о вознаграждении потерпевших от несчастных случаев рабочих и служащих на железных дорогах. Проект был согласован с Министерством торговли и промышленности, рассмотрен двумя межведомственными комиссиями (в 1909 и 1910 гг.) и одобрен 20 января 1911 г. Советом министров. 17 февраля 1911 г. министр путей сообщения С.В. Рухлов внес в III Государственную думу соответствующий законопроект. В его основе лежали следующие положения: 1) Все лица, подводимые под действия закона, делились на три категории: к первой относились те, кому предоставлялись некоторые преимущества в получении вознаграждения по сравнению с другими потерпевшими; ко второй – все прочие служащие, мастеровые и рабочие, годовой заработок которых не превышал 1500 руб.; к третьей – служащие и рабочие у подрядчиков, производящие по договорам с правлением и управлением железных дорог, открытых для общего пользования, работы по сооружению и ремонту полотна, верхнего строения пути и искусственных сооружения, если притом их годовой заработок также не превышал 1500 руб. и работы с подряда производились не самостоятельным предприятием, на которое распространялось действие приложения к ст. 15619 Устава о промышленности. 2) В проекте сохранялась система индивидуальной ответственности железных дорог перед пострадавшими рабочими и служащими. 1 марта 1911 г. проект был заслушан в общем собрании Думы и передан в комиссию по рабочему вопросу и на заключение комиссий по судебным реформам и финансовой. Доклад комиссии обсуждался на заседаниях 11, 12 и 26 апреля 1912 г.; 17 мая проект прошел редакционную комиссию и был одобрен Думой. Дума сохранила основные положения проекта, внеся в него лишь частичные изменения, которые касались следующих позиций: 1) Контингент лиц, на который распространялся закон. Дума предлагала не связывать право получения вознаграждения с размером годового заработка (2-я и 3-я категории), выдвигая, однако, условие, что в основание расчета компенсации принимается лишь 1 500 руб., а в отношении части содержания, превышающей эту границу, сохраняется право на вознаграждение от подлежащей железной дороги в порядке Законов гражданских. 2) Порядок исчисления годового заработка пострадавшего. Дума устанавливала более льготное основание путем включения: одной трети разъездных денег, которые, по проекту ведомства, вовсе не принимались в расчет; двух третей сумм поверстных или выдаваемых взамен поверстных суточных, назначенных пострадавшему в течение последнего перед несчастным случаем года, и всей суммы назначенных ему в течение того же времени премий взамен двух третей суммы поверстных или суточных, назначенных в течение того же времени премий, как то предусматривалось правительственным проектом. Кроме того, Дума установила правило, согласно которому для лиц, пользовавшихся неокладными выдачами (годовою наградою), годовой заработок, исчисленный указанным в законе порядком, увеличивался на среднюю величину неокладных выдач, полученных ими за последние три года. 3) Состав органов, ведающих дело по вознаграждению увечных. Дума усилила выборное представительство от служащих и рабочих. Государственный совет, куда был передан на обсуждение проект, также внес ряд изменений. Он несколько расширил круг лиц 1-й категории, включив в нее временно исполняющих обязанности тех, кто подпадал под первую категорию по правительственному проекту. Одновременно Государственный совет возложил на обязанность железных дорог доказывать злой умысел пострадавшего, лишь при выполнении этого условия железные дороги освобождались от уплаты вознаграждения. Согласительная комиссия, в составе семи членов от Думы и семи – от Совета, пошла еще дальше в определении границ первой, льготной, категории пострадавших, пополнив перечень тормозильщиками (башмачниками). В редакции согласительной комиссии законопроект был Высочайше утвержден 28 июня 1912 г.


Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина

www.stolypin.ru/ 


Здесь читайте:

Столыпин Петр Аркадьевич (биографические материалы)

Программа реформ П.А.Столыпина. Том 1. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002

Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004.

Тайна убийства Столыпина (сборник документов)

Вадим Кожинов в кн. Россия век XX глава 3

Платонов О.А. История русского народа в XX веке. Том 1 глава 27  и  глава 28

Анна Герт Столыпинская утопия в контексте истории

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС