SEMA.RU > XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ПРОГРАММА РЕФОРМ СТОЛЫПИНА. ТОМ 2  >
ссылка на XPOHOC

Столыпин Петр Аркадьевич

1910 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

СТОЛЫПИН

П.А.Столыпин

ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА

В 2-х томах

Документы и материалы

Том 2

О выдаче из сумм Государственных сберегательных касс ссуд в основные капиталы учреждений мелкого кредита и о разрешении обращать на нужды сего кредита некоторые крестьянские общественные капиталы 39)

I. В изменение и дополнение подлежащих узаконений постановить:

1. Из сумм Государственных сберегательных касс (Свод. зак., т. XI, ч. 2, Уст. кред., изд. 1903 г., разд. V, ст. 6) может производиться выдача ссуд учреждениям мелкого кредита на образование и увеличение основных их капиталов, согласно постановлениям по сему предмету, изложенным в статье 111 (по Прод. 1906 г.) раздела X Устава кредитного. Предельный размер помещения сумм Государственных сберегательных касс в указанные ссуды назначается в двадцать миллионов рублей и увеличивается затем каждый год на сумму, равную одной десятой части прироста денежных вкладов в Государственных сберегательных кассах за последний отчетный год, считая в составе прироста и причисленные к вкладам проценты за тот же год (Уст. кред., разд. V, ст. 50).
2. Общие основания выдачи означенных в статье 1 ссуд, в том числе размер роста по ним, не свыше однако предельного размера, указанного в статье 4 сего отдела, и условия их возврата устанавливаются Комитетом по делам мелкого кредита, с утверждения министра финансов.
3. Ходатайства о выдаче означенных в статье 1 ссуд направляются в местные конторы и отделения Государственного банка и, по рассмотрении их в учетно-ссудных комитетах при сих конторах и отделениях в порядке, указанном в статьях 60, 61 и примечании (по Прод. 1906 г.) к ней и в статьях 62–69 Устава Государственного банка (Свод. зак., т. XI, ч. 2, разд. IV, изд. 1903 г.), представляются непосредственно из контор и отделений Государственного банка на окончательное распоряжение Комитета по делам мелкого кредита.
4. Предельный размер роста по означенным в статье 1 ссудам определяется в размере процента, уплачиваемого по вкладам отдельных лиц в Государственные сберегательные кассы, с надбавкою к сему последнему двух процентов.
5. На учреждения мелкого кредита, пользующиеся ссудами из сумм Государственных сберегательных касс, распространяются, в отношении надзора, постановления об учреждениях, коим открыт кредит в Государственном банке [Уст. кред., разд. X, ст. 11423 (по Прод. 1906 г.) и 11426 (по Прод. 1906 г.)].
6. Денежное вознаграждение, назначаемое сельскому обществу за отчуждаемую от него для государственной или общественной надобности надельную землю, и суммы, выручаемые обществом от отдачи в разработку недр земли [Свод. зак., т. IX, Особ. прил., изд. 1902 г., кн. I, ст. 22; прил. к ст. 16 (прим.): ст. 10], подлежащие расходованию лишь на приобретение крестьянами недвижимой собственности, могут быть помещаемы, по ходатайству общества и с особого, каждый раз, разрешения министров внутренних дел и финансов, вкладами в учреждения мелкого кредита.
7. Особые капиталы, образованные из указанных в статье 6 сего отдела источников, равно как из сумм, вырученных от продажи крестьянами части их надельной земли [Свод. зак., т. IX, Особ. прил., кн. II, ст. 108, прим. 3, п. 3 (по Прод. 1906 г.); кн. V, ст. 36, прим., п. 3 (по Прод. 1906 г.)], и подлежащие расходованию лишь на приобретение крестьянами недвижимой собственности, могут быть употребляемы, по ходатайству о том подлежащих сельских обществ и с особого, каждый раз, разрешения министров внутренних дел и финансов, также на образование, увеличение и пополнение основных капиталов вновь возникающих и существующих крестьянских сословных общественных учреждений мелкого кредита.

II. Включить: а) в состав Комитета по делам мелкого кредита [Свод. зак., т. XI, ч. 2, Уст. кред., разд. X, ст. 1145 (по Прод. 1906 г.)] по одному представителю от управления Государственными сберегательными кассами и от Министерства торговли и промышленности и б) в состав губернских (или областных) Комитетов по делам мелкого кредита [Свод. зак., т. XI, ч. 2, Уст. кред., разд. X, ст. 11415 (по Прод. 1906 г.)] – инспектора мелкого кредита, по назначению управляющего делами мелкого кредита.

III. Статью 11414 (по Прод. 1906 г.) раздела X Устава кредитного изложить следующим образом:
Заведование на местах делами мелкого кредита вверяется губернским (или областным) Комитетам по делам мелкого кредита. Делопроизводство сих Комитетов в тех губернских и областных городах, в которых имеются конторы или отделения Государственного банка, возлагается на сии последние; в губернских и областных городах, в коих не имеется означенных учреждений Государственного банка, организация делопроизводства Комитетов зависит от усмотрения губернаторов.

3 ПСЗ. Т. 30. № 33865.
Собрание узаконений. 1910. 9 июля. Отд. I. Ст. 1297.

Примечания:

39) Проект был внесен в III Государственную думу министрами финансов и внутренних дел (представление от 5 марта 1910 г.), оглашен 10 марта и передан в финансовую комиссию и на заключение в земельную. Однако на заседании Думы 1 мая 1910 г. финансовая комиссия внесла ходатайство поручить ей, в отмену предыдущего решения Думы, внести доклад по законопроекту без предварительной передачи его в земельную комиссию, т.к. он не касается «ни в общем, ни в какой-либо части предметов ведения земельной комиссии». Актуальность данного проекта объяснялась остротой проблемы мелкого кредита в России, необходимостью предоставления кредитной помощи земледельческому населению. В 1902 г. на заседаниях Особого совещания о нуждах сельского хозяйства рассматривался, среди прочих, и вопрос о мелком кредите, причем его подробная проработка была поручена подготовительной комиссии под председательством члена Государственного совета Ф.Г. Тернера. Окончательный проект Положения об учреждении мелкого кредита был разработан министром финансов, он получил Высочайшее утверждение 7 июня 1904 г. Представленный в Думу проект сосредоточился на выявлении новых источников денежных средств, которые могли быть использованы для нужд учреждений мелкого кредита, прежде всего для образования их основных капиталов. Ко времени подготовки проекта таковыми источниками являлись: 1) особый фонд (переданный в распоряжение управления по делам мелкого кредита), предназначенный для выдачи ссуд собственно одним крестьянским сословным кредитным учреждениям и лишь временно расходуемый на надобности других мелких кредитных учреждений; 2) Государственный банк, выдающий ссуды в основные капиталы кредитным товариществам. Однако ни тот, ни другой источник не соответствовали назревшей потребности учреждений мелкого кредита в основных капиталах. Суть министерского проекта заключалась в том, чтобы предоставить государственным сберегательным кассам право выдавать долгосрочные ссуды в основные капиталы учреждений мелкого кредита. При этом предельный размер помещения сумм этих касс назначался в первом году по обнародовании закона в 20 млн. руб., а затем предельная сумма должна была ежегодно увеличиваться на сумму, равную 1/10 части прироста денежных вкладов в сберегательных кассах за предшествующий отчетный год, что, по расчетам, должно было увеличить суммы затрат сберегательных касс на ссуды до 100 млн. руб. В связи с переориентацией на новый источник выдачи средств на нужды мелкого кредита министерский проект предлагал: 1) отменить постановление действующего Устава Государственного банка, в силу которого банку предоставлено выдавать ссуды на образование основных капиталов кредитных товариществ; 2) приступить к постепенной ликвидации ссуд, выданных в основные капиталы кредитным товариществам из средств Государственного банка и иным учреждениям мелкого кредита, кроме крестьянских общественных касс, из остаточных сумм бывшего особого комитета для помощи нуждающимся по случаю неурожаев 1891 и 1892 гг. Однако финансовая комиссия высказалась против принятия этих мер как преждевременных и не вызывавшихся необходимостью. Возражения со стороны комиссии вызвал и ряд других положений проекта: 1) Условия выдачи сберегательными кассами ссуд. Проект предполагал выделять эти ссуды в обособленный фонд, из которого они выдавались бы учреждениям мелкого кредита и который бы пополнялся поступлениями роста и погашения по выданным ссудам. Комиссия находила, что такая мера лишила бы сберегательные кассы части дохода, необходимой им для уплаты процентов по тем вкладам, из которых этот фонд был бы образован. 2) Порядок направления, рассмотрения и разрешения дел о выдаче каждой отдельной ссуды из средств сберегательных касс. В проекте говорилось, что ходатайство о ссудах предварительно рассматривается в губернских (или областных) комитетах по делам мелкого кредита, а затем, с заключением последних, пересылается в Петербург на разрешение Центрального комитета по делам мелкого кредита. Финансовая комиссия пришла к выводу, что предлагаемый порядок выдачи ссуд в основные капиталы удлиняет и ухудшает действующий порядок. По ее мнению, прошение о выдаче ссуд следовало направлять в местные учреждения Государственного банка, в районе которых находились данные учреждения мелкого кредита, и по рассмотрении их в учетных комитетах, состоящих при учреждениях банка, затем непосредственно, т.е. минуя местные губернские или областные комитеты мелкого кредита, направлять в Петербург, в Центральный комитет по делам мелкого кредита на окончательное разрешение.
Помимо государственных сберегательных касс, министерский проект указал на другой источник пополнения основных капиталов учреждений мелкого кредита – крестьянские общественные капиталы, образуемые из денежного вознаграждения, назначаемого сельским обществам за отчуждаемую от них для государственных или общественных надобностей надельную землю, а также из сумм, выручаемых обществами от отдачи в разработку недр земли. По предположениям проекта, капиталы сельских обществ могли быть помещены с разрешения министров финансов и внутренних дел вкладами в учреждения мелкого кредита, по ходатайствам о том подлежащих обществ, а также могли быть обращаемы и в основные капиталы как существующих, так и вновь возникавших крестьянских сословных общественных учреждений мелкого кредита с разрешения, в каждом отдельном случае, министров финансов и внутренних дел. Финансовая комиссия, в целом поддержав позицию проекта по этому вопроса, тем не менее, заметила, что нет оснований стеснять владельцев данных капиталов условием, чтобы средства обращались в основные капиталы исключительно сословных крестьянских учреждений мелкого кредита. Но, ввиду возражений представителя Министерства внутренних дел, комиссия не стала настаивать на этом положении во избежании задержек в утверждении законопроекта. Доклад комиссии был внесен 31 мая 1910 г., обсуждение состоялось 1 июня. Проект был принят, согласно докладу комиссии, и предан в редакционную комиссию. 2 июня был представлен доклад последней. Проект получил законодательное утверждение.


Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина

www.stolypin.ru/ 


Здесь читайте:

Столыпин Петр Аркадьевич (биографические материалы)

Программа реформ П.А.Столыпина. Том 1. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002

Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004.

Тайна убийства Столыпина (сборник документов)

Вадим Кожинов в кн. Россия век XX глава 3

Платонов О.А. История русского народа в XX веке. Том 1 глава 27  и  глава 28

Анна Герт Столыпинская утопия в контексте истории

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС