SEMA.RU > XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ПРОГРАММА РЕФОРМ СТОЛЫПИНА. ТОМ 2  >
ссылка на XPOHOC

Столыпин Петр Аркадьевич

--

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

СТОЛЫПИН

П.А.Столыпин

ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА

В 2-х томах

Документы и материалы

Том 2

Проект исключительного положения 2)

На основании соображений, приведенных в объяснительной к проекту записке, министр внутренних дел предполагает:

I.

В изменение, дополнение и отмену подлежащих узаконений постановить нижеследующие правила:

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ст. 1. Во время войны или непосредственно перед началом военных действий, а также в случае внутренних волнений, когда для обеспечения государственного порядка или общественной безопасности обычные полномочия органов управления оказываются недостаточными, в местностях, входящих в район военных действий или имеющих для военных интересов особо важное значение, или же охваченных внутренними волнениями, может быть введено в действие исключительное положение.
Примечание. Исключительное положение, когда оно вводится по случаю войны в местностях, входящих в район военных действий или имеющих для военных интересов особо важное значение, именуется положением военным.
Ст. 2. Исключительное положение есть мера временная. Оно вводится и отменяется порядком, указанным в ст. 15 Свода Основных государственных законов.
Ст. 3. В Именном Высочайшем указе, объявляющем о введении в действие исключительного положения, точно определяется местность, в которой это положение вводится.
Ст. 4. Именной Высочайший указ о введении исключительного положения получает обязательную силу со времени назначенного для того в самом указе срока; при неустановлении же такового срока – со дня получения на месте листа сенатского издания, в коем указ напечатан. В самом издаваемом указе может быть указано на обращение его, до обнародования, к исполнению по телеграфу или посредством нарочных.
Ст. 5. Безотлагательное и повсеместное объяснение жителям о введении исключительного положения возлагается на обязанность местной административной власти.
Ст. 6. Со введением в действие исключительного положения высшая власть по охранению на месте государственного порядка и общественной безопасности возлагается на главноначальствующего, права и обязанности коего при объявлении сего положения во время войны или на случай военных действий переходят в главнокомандующему или командующему армией, или же к назначенному ими лицу, а в остальных случаях – к лицу, назначенному для сего Высочайшею волею.
Примечание 1. В случае перерыва сообщений между местностями, подчиненными главноначальствующему, и местом пребывания последнего, власть его в каждом из этих местностей, на время перерыва сообщений, переходит к высшему местному военному начальнику.
Примечание 2. По воспоследовании Высочайшего указа об объявлении местности в исключительном положении, министр внутренних дел, военный министр или наместник Его Императорского Величества на Кавказе, по принадлежности, сносится с местною властью о командировании в распоряжение главноначальствующего, для занятий по канцелярии, потребного числа чинов административного ведомства; в случае возложения обязанностей главоначальствующего на лицо невоенного ведомства, военный министр делает распоряжение о прикомандировании к главноначальствующему, независимо от упомянутых выше чинов, одного штаб-офицера.
Ст. 7. Представители местной военной и гражданской власти, городские, земские и другие общественные учреждения, а также должностные и частные лица обязаны исполнять распоряжения главноначальствующего в пределах предоставленных ему прав по охранению государственного порядка и общественного спокойствия.
Ст. 8. В случае объявления местности в исключительном положении не во время войны и не по поводу военных действий, министру внутренних дел, военному министру и наместнику Его Императорского Величества на Кавказе, по принадлежности, предоставляется право преподавать гланоначальствующим руководящие указания, по предметам, относящимся к охранению государственного порядка и общественной безопасности; об отмене признанных неправильными распоряжений главноначальствующего министр внутренних дел, военный министр и наместник Его Императорского Величества на Кавказе, по принадлежности, входят с представлением в Совет министров.

 

II. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАВИЛ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ГРАЖДАНСКУЮ СВОБОДУ

Ст. 9. Введение в местности исключительного положения влечет за собою приостановление в ней, на время действия сего положения, установленных Основными государственными законами для подданных Российской империи постановлений о неприкосновенности личности, жилища, свобод передвижения, собраний, союзов и слова (ст. 72–76, 78–80 и 83), на основаниях, ниже сего определяемых.
Ст. 10. Лица, кои силою представляющихся против них улик, изобличаются в качестве соучастников преступных деяний, предусмотренных статьями 99–119, 121, 123, 125, 126–132, 134, 163, 164, 166 (ч. II), 168 (ч. III), 173 (ч. IV), 262 (прим.), 437, 449, 643 (ч. II и III), 644 (ч. IV), 645 (ч. IV) и 652 (ч. III) Уголовного уложения, а равно статьями 262–273, 276, 282, 2861, 303–305, 309, 618, 823 (ч. II), 824, 8301, 1083, 1085, 1143, 1144 и 1262 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, а также законом 9 февраля 1906 г. о взрывчатых веществах и снарядах и предусмотренных Уложением о наказаниях убийств должностных лиц и всякого рода насильственных против них действий при исполнении или по поводу исполнения сими лицами служебных обязанностей, взрывов, поджогов и разбоев, – могут, по постановлению о сем местных начальников полиции, начальников жандармских управлений или их помощников, быть взяты под стражу, без требования о том судебной власти, на срок не свыше двух недель.
Примечание. Копия постановления о взятии под стражу доставляется поименованными в настоящей статье должностными лицами, в течение суток, местному прокурору или его товарищу.
Ст. 11. Установленный законом срок передачи лиц, задержанных полициею по подозрению в совершении уголовно-наказуемого деяния, в распоряжение подлежащих органов судебной власти может быть, в случаях необходимости, продолжен должностными лицами, в предшедшей статье указанными, до двух недель.
Ст. 12. Все перечисленные в Уставе уголовного судопроизводства (ст. 416) виды мер пресечения обвиняемым в преступных деяниях, в ст. 10 указанных, способов уклоняться от следствия и суда заменяются взятием под стражу, если обвиняемому угрожает уголовная ответственность не ниже заключения в исправительном доме или наказание, сопряженное с лишением всех прав состояния, либо всех особых прав и преимуществ. При этом, однако, главноначальствующему предоставляется право сообщать прокурорскому надзору о неимении препятствий к освобождению из-под стражи, с заменою этой меры пресечения другою, в отношении лица, освобождение коего будет признано главноначальствующим возможным.
Ст. 13. В жилищах лиц, указанных в ст. 10, допускается, при достаточных к тому основаниях, производство уполномоченными на то властями (ст. 258, 10351, 10352 и 10353 Уст. угол. суд.) обысков и выемок без постановления о том судебной власти и, в случае надобности, в ночное время.
Ст. 14. Лицам, признаваемым опасными для общественного порядка, а равно не имеющим определенных места жительства, занятий и средств к жизни, может быть, по распоряжению главноначальствующего, воспрещено жительство в местности, объявленной в исключительном положении, на срок действия сего последнего.
Ст. 15. Признаваемым опасными для общественного порядка лицам, имеющим в объявленной в исключительном положении местности определенное место жительства, может быть, по распоряжению главноначальствующего, воспрещена на время действия сего положения отлучка из данного места без испрошения на то надлежащего разрешения.
Ст. 16. Выемка почтовой и телеграфной корреспонденции, отправленной от имени или присланной на имя лиц, указанных в ст. 10 настоящего Положения, допускается по распоряжению местных начальников полиции, начальников жандармских управлений и их помощников без соблюдения правил, установленных для сего в законах судопроизводства уголовного.
Ст. 17. Собрания по вопросам государственным, общественным и экономическим, не почитаемые публичными законом 4 марта 1906 г., в отношении их разрешения, подчиняются правилам, установленным в сем законе для собраний публичных. Лицу, назначенному для присутствования в собрании, предоставляется право закрыть таковое без двукратного о том предупреждения устроителей либо распорядителей собрания, в случае признания сим лицом дальнейшего продолжения собрания угрожающим общественному спокойствию или безопасности. Разрешение в пределах местности, объявленной в состоянии исключительного положения, съездов, упоминаемых в ст. 17 Высочайшего указа 4 марта 1906 г. о публичных собраниях, предоставляется власти главноначальствующего.
Ст. 18. Образование новых обществ, в том числе и профессиональных, а также союзов может последовать не иначе, как с разрешения главноначальствующего, к которому переходить также право закрытия обществ, упомянутых в ст. 3, 11 и 35 отд. I и ст. 24 отд. II Зак. 4 марта 1906 г. об обществах и союзах.
Ст. 19. Главноначальствующий имеет право приостанавливать деятельность всякого рода союзов и обществ или обусловливать дальнейшее существование их исполнением известных, определяемых им требований.
Ст. 20. Главоначальствующему предоставляется устанавливать представление периодических изданий для предварительного их просмотра и воспрещать печатание и выпуск их в свет до особого разрешения, а также приостанавливать выход означенных изданий и изымать из обращения всякого рода произведения печати и тиснения, а равно фотографические и иные снимки.

 

III. ОСОБЫЕ ПРАВА ГЛАВНОНАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО

Ст. 21. В случае возложения обязанностей главноначальствующего на военное лицо сухопутного или морского ведомства, означенному лицу предоставляются, в отношении войск, находящихся в районе подчиненных ему местностей, права и обязанности командующего войсками военного округа; если же главноначальствующим назначено лицо гражданского ведомства, помянутому лицу, независимо от права призыва войск, на основании Высочайше утвержденных, 7 февраля 1906 г., правил, предоставляется:
1) разрешать окончательно пререкания, могущие возникнуть между гражданскими и военными или военно-морскими властями по вопросам, связанным с вызовом войск;
2) требовать, для предупреждения могущих возникнуть беспорядков, без предварительного соглашения с военною властью, назначения дежурной воинской части и немедленной высылки команд для охраны правительственных и имеющих важное общественное значение учреждений, зданий и сооружений, а равно разъездов и патрулей, поступающих в распоряжение гражданского начальства;
3) возлагать, при совершенной недостаточности полиции, исполнение обязанностей последней на воинские части, оставляя, однако, нижних чинов этой части в ведении их непосредственного начальства, которое руководствуется при этом указаниями начальника местной полиции, и
4) задерживать, в случае надобности, по своему усмотрению, войска, вызванные вне мест их постоянного квартирования, после предупреждения или прекращения беспорядков, уведомляя лишь о сем, для сведения, командующего войсками местного военного округа.
Ст. 22. Главноначальствующему предоставляется издавать, в дополнение и развитие действующих законоположений, обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности, а именно:
1) об обязанности владельцев недвижимых имуществ или управляющих означенными имуществами, во всякого рода поселениях, сообщать полиции в определенный срок о всех прибывающих или выбывающих лицах;
2) об учреждении в городских поселениях ночных сторожей, дворников или иной охраны, в определенном числе, с обращением расхода по сему предмету на городские средства или на счет владельцев недвижимых имуществ, и о возложении на лиц, входящих в состав означенной охраны, определенных обязанностей по содействию полиции в охранении порядка и спокойствия;
3) о воспрещении хранить и носить оружие с установлением особых правил о торговле оружием и огнестрельными припасами;
4) о порядке торговли взрывчатыми веществами и перевозке их и о воспрещении частным лицам хранить их у себя;
5) о недопущении стечения народа на улицах, проездах и общественных местах;
6) о недопущении действий, направленных к подготовлению противоправительственных демонстраций, а равно вызывающего поведения по отношению к лицам, облеченным правительственною властью;
7) о порядке движения в населенных местностях и по входящим в территорию их водам;
8) о соблюдении внутреннего порядка в домах и дворах, как то: закрытии проходных дворов, подъездов, дверей, балконов, окон и т.п.;
9) о стачках и забастовках;
10) о воспрещении всяких понуждений к оставлению работ на фабриках, заводах, мастерских, ремесленных и торговых заведениях, сельскохозяйственных экономиях, а равно отдельными лицами, в том числе домашнею прислугою;
11) о закрытии в определенные часы и дни торговых и промышленных заведений;
12) о воспрещении всякого рода собраний, сходок, сборищ, процессий, шествий, народных гуляний, базаров, ярмарок, торжественных похорон и т.п.;
13) о воспрещении самовольных созывов волостных и сельских сходов, присутствия на них посторонних лиц и принуждения должностных лиц крестьянского управления к составлению записей незаконных приговоров;
14) о недопущении публикаций, признаваемых опасными для общественного спокойствия;
15) о воспрещении насильственного вторжения в чужие жилища, фабрики, заводы, лавки, магазины, промышленные помещения и т.п. с какими бы то ни было целями;
16) о недопущении сборов денег или других предметов без надлежащего на то разрешения;
17) о порядке производства торговли газетами и другими произведениями печати определенными лицами или категориями их, и
18) о воспрещении выхода из домов на улицы в определенное время, а равно о недопущении пребывания в частных квартирах и других помещениях посторонним лицам долее определенного срока.
Ст. 23. За нарушение обязательных постановлений (ст. 22) главноначальствующий может устанавливать административные взыскания, как то: арест или заключение в тюрьме на срок не свыше трех месяцев, или денежную пеню не свыше двух тысяч рублей.
Примечание. Разрешение дел по нарушениям обязательных постановлений главноначальствующий может поручать подчиненным ему губернаторам, градоначальникам и обер-полицмейстерам.
Ст. 24. Главоначальствующему предоставляется:
1) закрывать учебные заведения;
2) закрывать содержимые на общественные или частные средства библиотеки, читальни, книжные лавки, типографии и другие заведения для производства тиснения;
3) закрывать всякие вообще торговые и промышленные заведения;
4) не разрешать замещения определенными лицами должностей по земским и городским установлениям, хотя бы утверждение в означенных должностях не поставлено законом в зависимость от административной власти;
5) устранять от постоянных должностей и временных занятий или поручений лиц, служащих по вольному найму в государственных, общественных и сословных учреждениях, а также в учреждениях, предназначенных для общественного пользования;
6) устранять от исполнения обязанностей по должности всех лиц, служащих на общественной службе и лиц, занимающих на частной службе ответственные места, а также, – в случае привлечения к судебной ответственности за деяния, преследуемые в порядке публичного обвинения, – всех состоящих на государственной службе, равно как и лиц духовных.
7) разрешать экстренные, приостанавливать и закрывать очередные собрания сословных, городских, земских и других общественных учреждений и в каждом отдельном случае определять вопросы, подлежащие устранению из обсуждения означенных собраний.

 

IV. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ПРОСТУПКАХ И ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В МЕСТНОСТИ, СОСТОЯЩЕЙ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Ст. 25. Дела о всяких преступных деяниях, за которые в уголовном законе определено наказание, не превышающее трехмесячного тюремного заключения или денежного взыскания в 2 000 р., и об изъятии коих из ведомства судов заранее объявлено главноначальствующим, обращаются к административному рассмотрению, с наложением на виновных взысканий, указанных в статье 23 настоящего Положения, с тем, однако, условием, чтобы такие взыскания не превышали размера наказаний, устанавливаемых за эти преступные деяния в законе уголовном.
Примечание. Разрешение дел, указанных в ст. 25 настоящего Положения, главноначальствующий может поручать подчиненным ему губернаторам, градоначальникам и обер-полицмейстерам.
Ст. 26. В местностях, объявленных в исключительном положении, военному суду подлежат за преступные деяния, учиненные в сих местностях по объявлении их в исключительном положении, – сверх лиц, указанных в ст. 244–251, 1262, 1312 и 1314 Устава военно-судебного книги XXII Свод. воен. пост., 1869 года, изд. 1900 г., и в ст. 237–243 и 1238 Военно-морского судебного устава книги XVIII Свод. морск. пост., изд. 1886 г., и подчиняющихся действию правил упомянутых уставов и изданных в дополнение и изменение оных узаконений, – также и не принадлежащие к армии и флоту лица гражданского ведомства в случаях и на основаниях, ниже сего указанных.
Ст. 27. Непринадлежащие к армии и флоту лица гражданского ведомства предаются военному и военно-морскому суду с применением к ним порядка производства дел, установленного для военного времени (раздел IV Военно-судебного устава): 1) за преступные деяния, предусмотренные ст. 99–102, 103 ч. 1и 2, 105, 106 ч. 1 и 2, 108–118, 121, 123, 125, 126, 127 (в части, касающейся сообществ, указанных в ст. 125 и 126), 128–132, 134, 163, 164, 166 (ч. II), 168 (ч. III) и 173 (ч. IV) Высочайше утвержденного, 22 марта 1903 г., Уголовного уложения; 2) за умышленный поджог или иное умышленное истребление либо приведение в негодность (в местностях, объявленных в исключительном положении по случаю военных действий) предметов воинского снаряжения и вооружения, кораблей, доков, морских магазинов или иных морских сооружений или же каких-либо военных снарядов и вообще всего принадлежащего к средствам нападения или защиты, а также запасов продовольствия и фуража (ст. 270 Воинск. уст. наказ. и ст. 313 Военно-морского устава о наказаниях); 3) за умышленное истребление или важное повреждение (в местностях, объявленных в исключительном положении по случаю военных действий) водопроводов, мостов, плотин, переправ, гатей, шлюзов, водоспусков, колодцев, дорог, бродов или иных средств, назначенных для передвижения, переправы, судоходства, предупреждения наводнений, или необходимых для снабжения водою (ст. 270 Воинск. уст. наказ. и ст. 313 Военно-морского устава о наказаниях); 4) за умышленное истребление или важное повреждение (в местностях, объявленных в исключительном положении по случаю военных действий) служащих там же для правительственного пользования: а) телеграфного, телефонного или иного снаряда, употребляемого для передачи известий, и б) железнодорожного пути, подвижного состава оного или предостерегательных знаков, установленных для безопасности железнодорожного движения или судоходства (ст. 270 Воинск. уст. наказ. и ст. 313 Военно-морского устава о наказаниях); 5) за сопротивление властям, явное нападение на часового или военный караул или сопротивление им, а равно за оскорбление часовых или караула и за оскорбление тюремной стражи при исполнении или вследствие исполнения ею обязанностей службы (ст. 263–273 и 2861 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных); 6) за составление злонамеренных шаек, в статьях 924 и 925 того же Уложения о наказаниях указанных; 7) за убийство, покушение на убийство, нанесение ран и увечий и тяжких побоев должностным лицам, а равно чинам войска и полиции при исполнении ими обязанностей службы или по поводу сего исполнения; 8) за совершенные по политическим побуждениям убийства, разбои, поджоги, а равно истребление и повреждение чужого имущества взрывом пороха, газа или удобовоспламеняющегося вещества или потоплением и покушения на сии преступления; 9) за учинение скопищем предусмотренных ст. 2691 Уложения о наказаниях нападений и вторжений, сопровождавшихся убийством, нанесением ран, побоев или поджогами; 10) за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги (ст. 1081 и 1082 Улож. наказ.), телеграфа, телеграфического сообщения или телефонных линий, устроенных как распоряжением и на средства правительства, так и с разрешения его общественными учреждениями и частными обществами и лицами (ст. 1140–1148 Улож. наказ.), а также покушение на означенные преступные деяния; 11) за изготовление, приобретение, хранение, ношение и сбыт, без надлежащего разрешения – взрывчатых веществ и снарядов (отд. I Выс. утв. 9 февраля 1906 г. мн. Гос. сов., Собр. узак., ст. 306), и 12) за участие в преступных деяниях, предусмотренных законом 2 декабря 1905 ., о забастовках, в предприятиях, имеющих общественное или государственное значение, а равно в учреждениях правительственных (Собр. узак., ст. 1923).
Ст. 28. Дознания и предварительные следствия по делам о преступных деяниях, указанных в предшедшей статье, производятся на общем основании и по их окончании получат дальнейшее направление порядком, указанным в военно-судебном и военно-морском судебных уставах, но с тем: 1) чтобы лицам, виновным: а) в преступных деяниях, указанных в п. 2, 3, 4 и 11 ст. 17 настоящего закона, и б) в вооруженном сопротивлении властям или нападении на чинов войска и полиции и на всех вообще должностных лиц, при исполнении ими обязанностей службы или же вследствие исполнения сих обязанностей, коль скоро преступления эти сопровождались убийством или покушением на убийство, нанесением ран, увечий, тяжких побоев или поджогом, – определялось наказание, предусмотренное в ст. 270 и 279 Воинского устава о наказаниях и ст. 313 и 326 Военно-морского устава о наказаниях; 2) чтобы дела о лицах, обвиняемых в преступлениях, предусмотренных ст. 27 настоящего Положения, рассматривались всегда при закрытых дверях, и 3) чтобы избрание или назначение защитников подсудимым по этим делам или назначение защитников подсудимым по этим делам производилось, согласно правилам, изложенным в ст. 736, 737 и 739 Военно-судебного устава и ст. 663 и 664 и 6641 Военно-морского судебного устава.
Ст. 29. Право не давать направления в кассационном порядке делам по обвинению в преступных деяниях, перечисленных в статье 27, а также утверждение приговоров военного суда по делам сего рода, принадлежит главноначальствующему (ст. 1401–1404 и 1409 Устава военно-судебного).
Ст. 30. Главноначальствующему предоставляется право требовать рассмотрения при закрытых дверях всех тех судебных дел, публичное рассмотрение коих может послужить поводом к нарушению порядка. В судебные заседания по таким делам допускаются только должностные лица, служебные обязанности коих представляют надлежащее к тому основание, а также лица, о допущении коих будут просить подсудимые и потерпевшие от преступного деяния; по желанию подсудимых и потерпевших допускаются только их супруги и родственники по прямой линии, восходящей и нисходящей, не более однако же одного лица со стороны каждого из подсудимых или потерпевших.

 

V. ПРАВА ГЛАВНОНАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ИЛИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Ст. 31. В местности, входящей в район военных действий или имеющей для военных интересов особо важное значение, главноначальствующему, независимо от всех поименованных в настоящем Положении прав, предоставляется:
1) воспрещать удаляться из места жительства таким лицам, которых, по их знанию, ремеслу или занятию, предполагается привлечь к работам для достижения целей войны;
2) назначать общие и частные реквизиции;
3) воспрещать вывоз необходимых для работ орудий и материалов, а также перевозочных и продовольственных средств, фуража, дров и т.п. предметов, могущих потребоваться для войск;
4) делать распоряжения об уничтожении строений и истреблении всего того, что, по военным соображениям, может затруднить движение или действия войск или благоприятствовать неприятелю, и
5) уполномочивать на принятие мер, означенных в пунктах 2, 3 и 4 сей статьи, подчиненных ему военных начальников.
Примечание. За все, уничтоженное и истребленное на основании пункта 4 настоящей (31) статьи, частным лицам и учреждениям производится, по их заявлениям, вознаграждение, определяемое особою комиссиею путем опроса под присягою понятых людей, знавших состояние имущества до его истребления. Означенная комиссия образовывается по распоряжению губернатора, под председательством местного уездного предводителя дворянства, из следующих членов: уездного воинского начальника, местного мирового или городского судьи, податного инспектора, где должность сия учреждена, и, сверх того, в городах: из начальника полиции и члена городской управы, а вне городов: из уездного исправника, члена уездной земской управы и местного волостного старшины. В Прибалтийских и Западных губерниях в состав комиссии не входит член уездной земской управы, а в первых, взамен уездного исправника, в ней участвует уездный начальник. В губерниях Царства Польского комиссия составляется, под председательством уездного начальника, из следующих членов: председателя мирового съезда, уездного воинского начальника и, сверх того, в городах – представителя от местного городского управления, а вне городов – местного комиссара по крестьянским делам. Заключения комиссии о количестве вознаграждения представляются, для разрешения уплаты денег, в военно-окружной совет, действующий в этих случаях на общем основании п. 15 ст. 62 кн. II Свода военных постановлений 1869 года.

 

VI. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РАСПОРЯЖЕНИЙ ГЛАВНОНАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО

Ст. 32. При объявлении местности в исключительном положении во время войны или по поводу военных действий, в случае исполнения обязанностей главноначальствующего главнокомандующим или командующим армиею, жалобы на распоряжения главноначальствующего не допускаются; на распоряжения же лиц, на коих упомянутые обязанности возложены главнокомандующим или командующим армиею (ст. 6 настоящего Положения), жалобы могут приноситься сим последним в течение двухнедельного срока и разрешаются ими окончательно.
Ст. 33. В случае объявления местности в исключительном положении не во время войны и не по поводу военных действий, жалобы на распоряжения главноначальствующего могут быть подаваемы, в течение двухнедельного срока, министру внутренних дел, военному министру или наместнику Его Императорского Величества на Кавказе, по принадлежности; последние, признав жалобу неосновательною, оставляют ее без последствий, в случае же признания обжалованного распоряжения неправильным – представляют жалобу в Совет министров (ст. 8 настоящего Положения).
Ст. 34. Постановления министра внутренних дел, военного министра и наместника Его Императорского Величества на Кавказе об оставлении без последствий жалоб на действия главоначальствующего могут быть обжалуемы, в течение одного месяца со дня объявления постановления, Правительствующему Сенату, по первому его департаменту, в том только случае, если министром или наместником оставлено без последствий такое распоряжение главноначальствующего, которое выходит из пределов предоставленных ему полномочий.

II.

1) Правила о местностях, объявляемых состоящими на военном положении (Свод. зак., т. II, Общ. учр. губ., изд. 1892 г., прил. к ст. 23) – отменить.
2) Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия (Свод. зак., т. XVI, изд. 1890 г., прил. I к примечанию 2 ст. 1 Уст. пред. и пресеч. прест.) – отменить.
3) Положение о полицейском надзоре, учреждаемом по распоряжению административных властей (Свод. зак., т. XIV, изд. 1890 г., прил. II к примечанию 2 ст. 1 Уст. пред. и пресеч. прест.) – отменить.

Министр внутренних дел
П.Столыпин.
Март 22 дня 1907 года.

РГИА. Ф. 1278. Оп. 6. Д. 7. Л. 5–19.

Примечания:

2) Необходимость пересмотра законодательства об исключительном положении была признана еще Высочайшим указом Правительствующему Сенату от 12 декабря 1904 г. При обсуждении путей реализации указа Комитет министров предложил в январе 1905 г. образовать особое совещание; его председателем был назначен, в феврале 1905 г., гр. А.П. Игнатьев. Однако, вследствие резко изменившейся обстановки в условиях начавшейся революции, Особое совещание по пересмотру установленных для охраны государственного порядка исключительных законоположений ограничилось лишь установлением некоторых принципов предстоящей реформы. По закрытии, 23 апреля 1906 г., Особого совещания, пересмотр действовавших исключительных законоположений и подготовка законопроекта по этому вопросу были возложены на особую межведомственную комиссию под председательством товарища министра внутренних дел А.А. Макарова. 22 марта 1907 г. проект комиссии был внесен во II Государственную думу, но не был ею рассмотрен до своего роспуска. 8 ноября 1907 г. законопроект был передан в III Думу, 4 декабря оглашен в общем собрании и передан в комиссию о неприкосновенности личности. Доклад комиссии был представлен 21 мая 1909 г. Однако до окончания полномочий III Думы законопроект так не был утвержден, и, согласно думскому наказу, IV Дума начала его новое обсуждение. По ее постановлению от 25 января 1913 г. законопроект был передан в комиссию по судебным реформам. Утверждения в порядке общего законодательства проект так и не получил.


Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина

www.stolypin.ru/ 


Здесь читайте:

Столыпин Петр Аркадьевич (биографические материалы)

Программа реформ П.А.Столыпина. Том 1. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002

Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004.

Тайна убийства Столыпина (сборник документов)

Вадим Кожинов в кн. Россия век XX глава 3

Платонов О.А. История русского народа в XX веке. Том 1 глава 27  и  глава 28

Анна Герт Столыпинская утопия в контексте истории

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС