SEMA.RU > XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ПРОГРАММА РЕФОРМ СТОЛЫПИНА. ТОМ 1  >
ссылка на XPOHOC

Столыпин Петр Аркадьевич

--

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

СТОЛЫПИН

П.А.Столыпин

ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА

В 2 томах

Документы и материалы

Том 1

Положение о губернском управлении 92)

1. Положение сие вводится в действие в губерниях: 1) Архангельской, 2) Астраханской, 3) Бессарабской, 4) Виленской, 5) Витебской, 6) Владимирской, 7) Вологодской, 8) Волынской, 9) Воронежской, 10) Вятской, 11) Гродненской, 12) Екатеринославской, 13) Казанской, 14) Калужской, 15) Киевской, 16) Ковенской, 17) Костромской, 18) Курляндской, 19) Курской, 20) Лифляндской, 21) Минской, 22) Могилевской, 23) Московской, 24) Новгородской, 25) Нижегородской, 26) Олонецкой, 27) Оренбургской, 28) Орловской, 29) Пензенской, 30) Пермской, 31) Подольской, 32) Полтавской, 33) Псковской, 34) Рязанской, 35) Самарской, 36) С.-Петербургской, 37) Саратовской, 38) Симбирской, 39) Смоленской, 40) Ставропольской, 41) Таврической, 42) Тамбовской, 43) Тверской, 44) Тульской, 45) Уфимской, 46) Харьковской, 47) Херсонской, 48) Черниговской, 49) Эстляндской и 50) Ярославской.
Примечание. В Ставропольской губернии сохраняются в силе установленные для нее особые законоположения, поскольку последние не обусловливаются принадлежавшими бывшему главноначальствующему гра-жданскою частью на Кавказе по отношению к указанной губернии правами.

ГЛАВА ПЕРВАЯ
О ГУБЕРНАТОРЕ

2. Управление губернией во всем на точном основании законов возлагается на губернатора, который является главным в губернии представителем высшего правительства.
3. Губернаторы определяются, перемещаются и увольняются Име-нными Высочайшими указами и вместе Высочайшими приказами.
4. Министр внутренних дел представляет на Высочайшее благовоззрение о лицах, признанных им достойными к занятию долж-ности губернатора не иначе, как по одобрении означенного представления Советом министров.
5. Губернаторы состоят в ведомстве Министерства внутренних дел.
6. Со званием губернатора сопряжены должности председателя губернского совета и других комитетов, комиссий и присутствий, в подлежащих узаконениях, уставах и положениях указанных.
7. Губернатор присутствует в особом присутствии судебной палаты по делам о пререканиях между судебными и правительственными местами и о вознаграждении за вред и убытки, причиненные распоряжениями должностных лиц административного ведомства, на основании Уставов уголовного и гражданского судопроизводства; входит в состав попечительных о тюрьмах комитетов, в качестве вице-президента, и состоит членом особого губернского присутствия по обеспечению православного духовенства.
8. В случае болезни, отсутствия или увольнения губернатора, должность его поручается его помощнику по административной части; когда же нет налицо такового или когда он, по каким-либо причинам, в должность губернатора вступить не может, управление губернией возлагается на управляющего казенною палатою, а за отсутствием или болезнью такового – на начальника управления земледелия и государственных имуществ.
9. Заступающий место губернатора отправляет должность его на том же основании, как и сам губернатор. Но когда губернатор, не оставляя пределов губернии, находится в отсутствии только из губернского города для обозрения губернии или других по его званию дел, то он не почитается отсутствующим из губернии и не устраняется от участия в делах, особливо ему порученных. В первом случае заступающий его должность подписывается: «исправля-ющий должность», а во втором – «за губернатора».
10. Предметы ведомства, права, обязанности, порядок действия и сношений, отчетность и ответственность губернатора определяются общими и частными учреждениями, положениями, уставами и другими узаконениями и, сверх того, статьями сего Положения.
11. Губернатор, как главный в губернии представитель высшего правительства, наблюдает за точным исполнением законов и распоряжений правительства, охраняет действием данной ему власти общественное спокойствие и безопасность и заботится о благосостоянии вверенной его управлению губернии.
Примечание. Губернатор, при призыве войск для содействия гражданским властям, руководствуется особыми, установленными для сего правилами.
12. Губернатору сообщаются к исполнению все распоряжения председателя Совета министров, министров и главноуправляющих, делаемые в порядке ст. 8 Положения о Совете министров. По такого рода делам начальники отдельных частей всех ведомств, коих, по мнению губернатора, означенные распоряжения могут касаться, от губернатора получают ближайшие указания и уведомляют губернатора о всех принятых во исполнение этих указаний мерах. В случае, если губернатор усмотрит, что начальник отдельной части постороннего ведомства уклоняется от точного исполнения сделанных ему губернатором указаний, губернатор представляет о сем, кроме министра внутренних дел, подлежащему министру и председателю Совета министров.
13. Губернатору принадлежит надзор за всеми находящимися в губернии гражданского ведомства правительственными и общественными учреждениями и должностными лицами, исключая установлений судебных, учреждений Государственного контроля, Государственного банка и высших учебных заведений.
14. Губернатору предоставляется право требовать от всех поименованных в ст. 13 лиц и учреждений необходимых ему сведений и объяснений, по каждому в сих учреждениях и у сих лиц производящемуся делу.
15. Губернатору лично или через помощника его по административной части предоставляется производить ревизию всех поименованных в ст. 13 сего Положения должностных лиц и учреждений. О последствиях произведенной им ревизии губернатор вносит на суждение губернского совета, заключение коего сообщает министру внутренних дел и подлежащему министру. В случае, если на основании данных, имеющихся у губернатора, им признается необходимым произвести всестороннюю проверку деятельности данного учреждения или должностного лица, губернатор представляет о сем, кроме министра внутренних дел, подлежащему министру, а также председателю Совета министров. Назначаемая в таком порядке ревизия производится при непременном участии особо командируемого губернатором представителя Министерст-ва внутренних дел.
16. Губернатору предоставляется право присутствовать во всех заседаниях земских собраний и городских дум. Губернатор должен быть выслушан во всех случаях, когда он пожелает сделать какое-либо заявление. По полномочию губернатора, это право его может быть передоверено помощнику губернатора по административной части или губернскому советнику.
17. При исполнении своих обязанностей губернатор должен в точности сообразоваться с порядком, для каждого рода дел установленным. Он действует или:
1) через состоящий под его председательством губернский совет, или
2) через особые, учрежденные для некоторых предметов, места, или, наконец,
3) в делах, не терпящих ни малейшего отлагательства, или под-лежащих особенной тайне, или же по иным причинам от высшего начальства исключительному губернатора ведению порученным, – прямыми от своего лица предписаниями и распоряжениями.
18. Губернатору предоставляется издавать в пределах управляемой им губернии и в порядке, указанном сим Положением, особые постановления, обязательные для всех, находящихся в той местности, которая в означенных постановлениях точно указана.
19. Обязательные постановления издаются губернатором по предметам, имеющим целью ограждение благочиния и безопасности, а равно предупреждение и пресечение нарушений общественного спокойствия и государственного порядка, во всем по соображении с местными условиями. Означенные обязательные постановления ни в коем случае не должны повторять закон, ни противоречить закону.
20. Признав необходимым издать обязательные постановления по одному из предметов, в предшедшей статье указанных, губернатор вносит свои по сему предположения на одобрение общего присутствия губернского совета. Если означенными предположениями возбуждаются вопросы, имеющие ближайшее отношение к интересам других ведомств, то предварительно внесения этих предположений на одобрение общего присутствия губернского совета, губернатор входит в соглашение с соответствующим представителем заинтересованного ведомства.
21. На губернатора возлагается немедленное и повсеместное по установленному порядку обнародование законов, Высочайших Ма-нифестов и повелений, указов Правительствующего Сената и пред-писаний высшего начальства, подлежащих всеобщему в губернии исполнению и сведению.
22. По особым Высочайшим повелениям губернатор принимает немедленно нужные меры и, как о получении сих Высочайших повелений, так и о действительном их исполнении, он всеподданнейше доносит Его Императорскому Величеству, равно уведомляет то министерство или главное начальство, коими они объявлены, подробно, сверх того, извещая их о всех своих по делу распоряжениях.
23. При определении губернскими местами и учреждениями сво-ею властию подчиненных этим учреждениям и местам чиновников вновь на службу или к должностям, или при перемещении чиновников с одной должности на другую, равно при переводе из одного ведомства в другое, а также при замещении должностей по найму, губернатору предоставляется изъявлять свое несогласие, если он признает сих чиновников неблагонадежными. В случае такого несогласия губернатора, определение или перемещение не может состояться, а губернатор, со своей стороны, доводит об этом тотчас до сведения подлежащего министра. Неполучение от губернатора уведомления в течение двухнедельного срока признается за изъявление им согласия на определение или перемещение им чиновника.
Примечание. Правила этой статьи распространяются и на всех лиц, определяемых или перемещаемых на должности по земским, городским и сословным учреждениям, а равно приглашаемых для отдельных в этих учреждениях занятий.
24. Все представления непосредственного начальства о награждении должностных лиц, подчиненных административным губернским местам и учреждениям, восходят в министерства и главные управления через губернатора.
25. Все служащие в губерниях лица, даже не подчиненные в служебном отношении губернатору, несмотря на сравнительное их по классу должности или чину старшинство, или на особый характер служебной деятельности, иногда совершенно независимый от влияния административной власти, в случае их вызова или приглашения губернатором, обязаны немедленно подчиниться его законным требованиям и оказывать ему должное уважение, на которое он, как главный в губернии представитель высшего правительства, имеет неотъемлемое право.
26. Губернатор есть главный начальник всей полиции в губернии.
27. Губернатору принадлежит главное руководство в делах зем-леустроительных.
28. Губернатор наблюдает за правильным и исправным поступлением окладных сборов и за взысканием недоимок сих сборов.
29. На губернатора возлагается общее попечение о низшем и среднем образовании в губернии. Не участвуя непосредственно в управлении низшими и средними учебными заведениями, он всеми мерами заботится о преуспеянии оных, а равно делает надлежащие указания, в случае замеченных им беспорядков, причем в более важных случаях сообщает о таковых высшему учебному начальству.
30. Губернатору принадлежит утверждение состоявшихся на торгах по подрядам, поставкам и другим обязательствам с казной цен, если сумма, на все предприятие требуемая, не простирается выше десяти тысяч рублей; во всех остальных случаях губернатор представляет дело тому министру, ведомству коего принадлежит предмет подряда, поставки или обязательства.
Примечание. В губерниях, где Положение о земских учреждениях не введено, цены по договорам о губернских земских повинностях утверждаются губернаторами на всякую сумму. При утверждении торгов на поставки для войск топлива и осветительных материалов и подстилочных принадлежностей для войск – губернаторы руководствуются правилами, изложенными в Уставе о земских повинностях.
31. Губернатор, утверждая, на основании особых о сем постановлений, цены, открываемые местами и лицами, действующими по поручению министерств и главных управлений, по хозяйственным делам сих министерств и управлений, рассматривает, в отношении к удобству исполнения и выгодам казны, те из заключаемых оными на подряд и поставки условий, которые не предписаны или не разрешены положительно их высшим начальством и должны быть соображаемы с местными средствами и обстоятельствами.
32. Губернатор, наблюдая, чтобы казенные комиссионеры заключали контракты и вообще производили покупку провианта, фуража и других припасов и материалов не иначе, как на условиях и по ценам, выгодным для казны, указывает им вернейшие, по мне-нию его, для сего средства и утверждает цены, ими предлагаемые, тогда лишь, когда признает, что оные вполне соответствуют истинному состоянию цен и торговли в местах, где должна быть производима покупка.
33. Губернатор заботится об охранении памятников древности и о всех вновь находимых древностях представляет министру вну-тренних дел.
34. Губернатор принимает управление губернией и слагает с себя оное по правилам, устанавливаемым министром внутренних дел.
35. Губернатор представляет Его Императорскому Величеству общий отчет о состоянии губернии за каждый истекший год.
36. Порядок и срок представления отчета и форма его устанавливаются Советом министров, которым издается также инструкция для составления ведомостей, сопровождающих отчеты, и опре-деляется порядок и срок доставления нужных губернатору к отчетам сведений.
37. При проезде через губернию Высочайших Особ губернатор представляет рапорты по гражданской части только Императору, Императрице и Наследнику Престола.
38. Губернатор получает указы, повеления и предписания только от Его Императорского Величества и Правительствующего Сената и представляет рапорты и донесения Государю Императору и Правительствующему Сенату.
39. Губернатору в случаях чрезвычайной важности предоставляется делать непосредственные донесения Его Императорскому Величеству.
40. К министрам, главноуправляющим отдельными частями и генерал-губернаторам – губернатор входит с представлениями. Губернатор сносится отношениями с главными управлениями и департаментами министерств, их начальниками и директорами, прочими губернаторами, епархиальными архиереями и инославными епископами, попечителями учебных округов, ректорами университетов и директорами высших учебных заведений, губернскими предводителями дворянства, со старшими председателями судебных палат и с председателями окружных судов, с управляющим удельным округом и начальником почтово-телеграфного ок-руга, управляющими отделениями и конторами Государственного банка и с управляющими контрольными палатами.
41. Порядок сношений губернатора с военным ведомством оп-ределяется особыми правилами для взаимных отношений гражданских и военных властей.
42. Губернатор дает предложения губернскому совету, казенной палате, управлениям земледелия и государственных имуществ, путей сообщения, акцизному, таможенному, горному и прочим комитетам: попечительному о тюрьмах, статистическому, попечительству о народной трезвости и другим; приказу общественного призрения, земским и городским управам, особому присутствию по обеспечению православного духовенства, архивной комиссии и проч.
Примечание. Губернатор сносится с собранием дворянства через губернского предводителя, от которого получает извещения о всех положениях, в собрании состоявшихся.
43. Губернаторы подлежат ответственности по правилам, в соответствующих узаконениях установленным.

ГЛАВА ВТОРАЯ
О ПОМОЩНИКАХ ГУБЕРНАТОРА

44. При губернаторе состоят два помощника:
а) помощник по административной части, со званием вице-губернатора,
б) помощник по полицейской части, на которого возлагаются обязанности начальника губернской полиции.
45. Помощники губернатора назначаются Высочайшими приказами по представлению министра внутренних дел.
46. Помощники губернатора состоят в ведомстве Министерства внутренних дел.
47. Помощники губернатора непосредственно подчинены губернатору.
48. Помощник губернатора по административной части, со званием вице-губернатора, есть старшее в губернии по губернаторе лицо и во всех собраниях и заседаниях, при бытности губернатора, занимает первое по нем место, уступая старшинство, если не присутствует вместо губернатора, лишь одному губернскому пред-водителю дворянства.
49. Помощник губернатора по административной части есть вместе с тем и начальник губернской канцелярии.
50. Помощник губернатора по административной части председательствует в попечительстве над исправительными арестантскими отделениями там, где не учреждена должность губернского тюремного инспектора (ст. 298 Уст. сод. под стр.), равным образом, имеет наблюдение за частными периодическими изданиями в губернских городах, в которых нет установлений или должностных лиц по делам печати.
51. По распоряжению губернатора, помощник губернатора по административной части заменяет его в качестве председателя губернского совета.
52. Наблюдая по всем частям за порядком по губернской канцелярии и ответствуя за него, помощник губернатора по административной части налагает, в порядке ст. 1066 Уст. угол. суд., дисциплинарные взыскания на секретаря губернской канцелярии, делопроизводителей и прочих служащих в губернской канцелярии.
53. В случае отсутствия или болезни помощника губернатора по административной части, его замещает губернский советник по назначению губернатора.
54. Помощник губернатора по административной части своей властию решает следующие дела:
1) дела, касающиеся самой губернской канцелярии и служащих в ней лиц, как то: по хозяйственной части, выдаче содержания, составлению отчетности по делопроизводству, выдаче свидетельств разного рода чиновникам губернской канцелярии и т.п.,
2) исполнение законных предписаний или требований разных мест и лиц, как то: обнародование вновь изданных законов, указов и других Высочайших повелений через припечатание в губернских ведомостях, кроме требующих особых распоряжений по докладу губернскому совету; распоряжения об исполнении судебных приговоров (в губерниях, где не введена должность губернского тюремного инспектора); о водворении возвращаемых из Сибири людей; выдача по просьбам копий с актов, документов и состоявшихся постановлений,
3) определение, увольнение, перемещение и отпуск канцелярских служителей губернской канцелярии.
55. Помощник губернатора по административной части наблюдает за правильным распределением в губернских ведомостях сведений в официальной части и приложении.
56. На помощника губернатора по административной части воз-лагается ответственность за неофициальную часть в губернских ведомостях.
57. Права и обязанности помощника губернатора по полицейской части определяются в соответствующих узаконениях.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О ГУБЕРНСКОМ СОВЕТЕ

58. Губернский совет есть высшее в губернии место, действующее в составе, в пределах и в порядке, нижеследующими статьями и соответствующими законами указанных.
59. Губернский совет состоит под председательством губернатора, который, смотря по роду дел, подлежащих разрешению совета, созывает или общее присутствие губернского совета, или распорядительное присутствие, или административно-судное присутствие, или дисциплинарное присутствие.
60. Во все присутствия губернского совета дела вносятся губернатором и, буде о том не имеется в законе иных указаний, разрешаются на общих основаниях, для присутствий установленных. По всем делам, подлежащим на основании закона разрешению губернского совета, губернатор, в случае несогласия своего с определением губернского совета, приостановив исполнение, имеет право войти к министру внутренних дел с представлением на пред-мет отмены означенного определения в установленном порядке.
61. В губерниях, в коих введено Положение об управлении земским хозяйством, в подлежащих присутствиях губернского совета принимают участие, вместо председателей губернской и уездной земских управ, председатели губернской и уездной управ по делам земского хозяйства; вместо членов по выбору губернского земского собрания – члены губернского комитета по делам земского хозяйства, по выбору сего комитета. Этим же комитетом избираются 2 местных лесовладельца для участия по делам о лесоохранении, а равно одно лицо из числа плательщиков дополнительного промыслового налога для участия в делах о промысловом налоге.
62. В губерниях, в коих не введены Положения о земских учреждениях и об управлении земским хозяйством, взамен представителей земских учреждений и вместо избираемых означенными учреждениями двух местных лесовладельцев и одного плательщика дополнительного промыслового налога, принимают участие в подлежащих присутствиях губернского совета лица по назначению губернатора.

I. Общее присутствие губернского совета

63. Общее присутствие губернского совета состоит, кроме председателя, из следующих членов: губернского предводителя дворян-ства, помощника губернатора по административной части, начальника губернской полиции, губернских советников, инспекторов тюремного, врачебного, ветеринарного, по строительной части и губернского землемера, прокурора окружного суда, управляющих казенною палатою, удельным и горным округами и отделениями Государственного дворянского земельного и Крестьянс-кого поземельного банков, начальников управления земледелия и государственных имуществ и округа путей сообщения, старшего фабричного инспектора, председателя губернской земской управы, городского головы губернского города, двух членов по выбору губернского земского собрания и одного члена по выбору городской думы губернского города.
64. При рассмотрении дел, касающихся не всей губернии, а лишь одного или нескольких ее уездов, в состав присутствия на правах членов оного входят председатели уездных управ этих уездов или городские головы уездных городов, по принадлежности.
65. По делам, касающимся денежных расчетов с казною, замечаний губернатора на сметы и раскладки земств и городов, а равно заявлений и ходатайств общественных установлений перед выс-шим правительством о воспособлениях из казны на местные нужды и потребности, в состав общего присутствия губернского совета входит управляющий контрольной палатой.
66. При рассмотрении дел, касающихся ведомств, не имеющих представителей в присутствии, в заседание его приглашается, с правом голоса, начальник местного управления того ведомства, до коего дело относится, если он имеет пребывание в месте нахождения присутствия, а в противном случае, лицо, уполномоченное для сего подлежащим министром.
67. Сверх того, от совета зависит приглашать, в необходимых случаях, лиц, обладающих специальными знаниями, для представления необходимых по делу объяснений.
68. К ведению общего присутствия принадлежат: распоряжения по открытию городов и уездов, дела по замечаниям губернатора на сметы и раскладки земств и городов; дела о заявлениях и ходатайствах общественных установлений перед высшим правительством о содействии казны местным нуждам и потребностям, а также вообще о местных пользах и нуждах; дела об обязательных постановлениях, издаваемых в порядке ст. 72-79 сего Положения; дела по обревизованию действий должностных лиц; меры против эпидемий и эпизоотий.
69. Общему присутствию губернского совета предоставляется, по своему почину, но лишь в случаях особых бедствий или создавшихся для отдельных местностей губернии совершенно исключительных неблагоприятных обстоятельств, при отсутствии мест-ных средств и при невозможности изыскать таковые путем исполь-зования местных источников обложения, обращаться к высшему правительству с ходатайством о ссудах или ином денежном из казны воспособлении земствам и городам или о принятии признанных настоятельно необходимыми предприятий на счет казны.
70. Заключения общего присутствия губернского совета по ходатайствам и заявлениям местных земских и городских учреждений, имеющих предметом испрошение ссуд и воспособления из казны, а равно и предположения в порядке ст. 69, со всеми необходимыми сведениями и точными сметными исчислениями, представляются через Министерство внутренних дел в Совет министров с таким расчетом, чтобы соответствующее министерство имело полную возможность своевременно внести в свои сметные предположения те из означенных заключений и ходатайств, которые Советом министров будут признаны подлежащими удовлетворению.
71. Выдаваемые из казны ссуды и воспособления отпускаются по назначению губернским советом, коему принадлежит установление порядка расходования означенных сумм и степени участия правительства в мероприятии.
72. Общее присутствие входит в рассмотрение предположений губернатора об издании им обязательных постановлений по предметам, указанным в ст. 19 сего Положения, по существу. Заявления представителей заинтересованных ведомств о несогласии своем с решением губернского совета не влекут за собой приостановления исполнения означенного решения, но соответствующему министру принадлежит право, буде он, по сношении с министром внутренних дел, войдет в Правительствующий Сенат с рапортом на предмет отмены решения губернского совета, предложить губернатору о приостановлении действия обязательных постановлений, хотя бы эти последние были уже изданы.
73. Одобренные общим присутствием губернского совета обязательные постановления издаются губернатором, путем троекратного публикования, по принадлежности, в местных ведомостях, губернских или полицейских, или в ведомостях градоначальств, и сверх того, выставляют в течение месяца на определенных и видных местах площадей и главных улиц, а также в полицейских управлениях, участковых, волостных и поселковых учреждениях тех местностей, до которых постановления касаются.
74. Дополнения, изменения и отмена изданных обязательных постановлений происходит в порядке статей 72-73 сего Положения.
75. О всех изданных обязательных постановлениях губернатор обязан немедленно представлять министру внутренних дел с приложением копий с изданных постановлений и с журнала общего присутствия губернского совета.
Примечание. В губерниях, входящих в состав генерал-губернаторств, губернаторы, независимо от сего, представляют копии со своих постановлений местному генерал-губернатору.
76. Жалобы частных лиц и общественных учреждений на означенные постановления в месячный со дня издания срок приносятся в общеустановленном порядке в Правительствующий Сенат.
77. Министр внутренних дел в случае, если признает необходимым отменить изданное обязательное постановление, входит о сем с рапортом в Правительствующий Сенат.
78. Все дела об обязательных постановлениях разрешаются в Правительствующем Сенате по первому департаменту в порядке ст. 21 Положения о выборах в Государственную думу.
79. Обязательные постановления, в развитие и применение к местным условиям или частным случаям правил, установленным главным по фабричным и горнозаводским делам присутствием, издаются губернатором, в изъятие из правил ст. 72-74 сего Положения, по решению распорядительного присутствия. Жалобы на означенные обязательные постановления в месячный со дня издания срок приносятся главному по фабричным и горнозаводским делам присутствию. Министру торговли и промышленности предоставляется приостанавливать действие означенных обязательных постановлений. В сих случаях постановления эти переносятся на рассмотрение главного по фабричным и горнозаводским делам присутствия.
80. Общее присутствие губернского совета входит в обсуждение всех дел, которые губернатор сочтет нужным представить на его рассмотрение. В этих случаях, однако, решение общего присутст-вия приводится в исполнение лишь в той мере, в какой губернатор признает его соответствующим пользе дела.

II. Распорядительное присутствие губернского совета

81. Распорядительное присутствие губернского совета, кроме председателя, состоит из помощника губернатора по административной части, двух губернских советников и того или тех из губернских советников и входящих в состав губернского совета инспекторов или губернского землемера, до коих дела касаются. Сверх того, в состав присутствия входят:
а) по делам земским и городским – губернский предводитель дворянства, управляющий казенною палатою, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и член по выбору от губернского земского собрания или городской думы губернского города, по принадлежности,
б) по делам о воинской повинности – губернский предводитель дворянства, председатель губернской земской управы, один член сей управы, по выбору оной, прокурор окружного суда или его товарищ и, по назначению главного начальника военного округа, воинский чин, находящийся в составе местного гарнизона и пользующийся правами командира отдельной части,
в) по делам о квартирном довольствии войск – губернский предводитель дворянства, управляющий казенной палатой, член от правительства, председатель губернской земской управы и городской голова губернского города, а также члены от военного и почтово-телеграфного ведомств, по делам, до сих ведомств относящимся,
г) по делам фабричным и горнозаводским – прокурор окружного суда или его товарищ, начальник губернской полиции, старший фабричный инспектор, фабричный инспектор по назначению министра торговли и промышленности, окружной горный инженер или его помощник (последние два в округах с развитой горной промышленностью), член по выбору от губернского земского собрания, член по выбору от городской думы губернского города, три члена от местных фабрикантов и заводчиков и члены от горнопромышленников,
д) по делам о лесоохранении – губернский предводитель дворянства, председатель окружного суда или один из членов суда, постановлением общего собрания суда к тому назначенный, начальник управления земледелия и государственных имуществ или, по его назначению, помощник начальника или один из лесных ревизоров, другой лесной ревизор, управляющий удельным округом, находящийся в губернском городе, председатель губернской земской управы или один из членов управы, по ее избранию, и два члена из местных лесовладельцев, избранные губернским земским собранием; сверх того, по делам о признании лесов водоохранными, в заседание приглашается, на правах члена, представитель ведомства путей сообщения, особым постановлением правления мес-тного округа к тому назначенный,
е) по делам о промысловом налоге – управляющий казенной палатой, управляющий акцизными сборами, прокурор местного окружного суда или его товарищ, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города, а также два лица, избираемые на четыре года из числа плательщиков дополнительного промыслового налога: одно [–] губернским земским собранием и другое [–] городской думой губернского города,
ж) по делам мелкого кредита – губернский предводитель дворянства, председатель губернской и местной уездной земских уп-рав, один из членов губернской земской управы, по назначению губернского земского собрания, представитель местного управления земледелия и государственных имуществ, по назначению начальника сего управления, и управляющий конторою или отделением Государственного банка.
Примечание. Порядок пополнения присутствия членами по выбору, а также замещения отсутствующих членов от правительственных установлений, равно как и порядок назначения особых членов от правительства, буде о том нет особых указаний в сем Положении, определяется на основании подлежащих уставов и узаконений.
82. К ведению распорядительного присутствия губернского совета принадлежат все дела, соответствующими узаконениями возложенные на сим законом упраздняемые губернские правления и на нижеследующие губернские присутствия по земским и городским делам, по воинской повинности, по фабричным и горнозаводским делам, по делам об обществах, по промысловому налогу, а также на губернские комитеты: распорядительный, лесоохранительный и по делам мелкого кредита. Из сих дел изъемлются все те, кои сим Положением особо отнесены к ведению общего присутствия губернского совета, а равно административно-судного и дисциплинарного его присутствий.
83. Сверх того, на распорядительное присутствие возлагается:
1) наложение мер взыскания с назначаемых к местам губернским начальством должностных лиц и с полицейских чиновников за медленность и нерадение к службе;
2) дела о сыске разных людей; представление в Правительст-вующий Сенат о публикациях в ведомостях, и
3) собрание, для внесения в подлежащие места, на основании свода межевых законов, сведений о всех переменах в поземельных владениях и владельцах.
84. В губерниях, где не введены в действие Положения о земских учреждениях и об управлении земским хозяйством, к ведению губернского совета, по распорядительному его присутствию, принадлежат все те из возлагаемых означенными положениями на зе-мские собрания и комитет по делам земского хозяйства дела, кои, по свойству своему, требуя разрешения губернского начальства, не отнесены соответствующими узаконениями к ведению иных губернских мест и должностных лиц.
Примечание 1. В сих губерниях распорядительное при-сутствие губернского совета ведает также дела по жалобам на городские общественные управления и о городских обывательских книгах тех городов, в коих не введено Городовое положение, а равно и все иные дела по тем же городам, восходящие, согласно соответствующим узаконениям, на разрешение губернского начальства, как то: дела по сложению безнадежных взысканий, рассмотрение и утверждение росписей доходов и расходов, предположения о необходимых в оз-наченных городах работах, сметы и кондиции на оные, производство и утверждение торгов по постройкам, подрядам, поставкам и на отдачу в означенных городах оброчных селений в аренду; о неисправности подрядчиков и тому подобное.
Примечание 2. В Прибалтийских губерниях к ведению распорядительного присутствия относятся дела по светским отношениям евангелическо-лютеранской церкви.

III. Административно-судное присутствие губернского совета

85. Административно-судное присутствие губернского совета, кроме председателя, состоит из губернского предводителя дворянства, помощника губернатора по административной части, председателя окружного суда, управляющего казенной палатой, председателя губернской земской управы и городского головы губернского города. На правах члена присутствия в составе оного входит также, смотря по роду дел, соответствующий губернский советник, инспектор или губернский землемер, на коего, по принадлежности, возлагается доклад по делу, подлежащему обсуждению присутствия. По делам о государственном промысловом налоге и о квартирном довольствии войск доклад составляется по соглашению с управляющим казенной палатой; по делам лесоохранительным доклад составляется по соглашению с местным начальником управления земледелия и государственных имуществ или заступающим его место помощником или лесным ревизором; по делам фабричным и горнозаводским доклад составляется по соглашению со старшим фабричным инспектором или фабричным инспектором.
86. Сверх того, в состав административно-судного присутствия входят: по делам земским и городским [–] член по выбору от губернского земского собрания и член по выбору от городской думы губернского города, по принадлежности; по делам о воинской повинности – по назначению главного начальника военного округа воинский чин местного гарнизона, пользующийся правами командира отдельной части; по делам фабричным и горнозаводским – начальник губернской полиции, старший фабричный инспектор или фабричный инспектор, окружной горный инженер или его помощник, три члена от местных фабрикантов и заводчиков и члены от горнопромышленников; по делам лесоохранительным – начальник управления земледелия и государственных имуществ или, по его назначению, помощник начальника или один из лесных ревизоров, другой лесной ревизор, управляющий удельным округом, находящийся в губернском городе, и два члена из лесных лесовладельцев, избираемые губернским земским собранием; по делам по промысловому налогу – управляющий акцизными сборами и два лица, избираемые на четыре года из числа плательщиков дополнительного промыслового налога: одно – губернским земским собранием, другое – городской думой губернского города.

Примечание. Члены из плательщиков дополнительного промыслового налога не принимают участия в постановлении решений по делам о взысканиях за нарушение правил Положения о государственном промысловом налоге.
87. В составе административно-судного присутствия входит также и чин прокурорского надзора, который, однако, по делам, означенным в п. 1-4, 7-9 ст. 88 сего Положения, не принимая учас-тия в постановлении решения, предъявляет присутствию свои заключения.
88. Ведению административно-судного присутствия принадлежат нижеследующие дела:
1) Жалобы на определения уездных советов и городских присутствий.
2) Жалобы на распоряжения уездных земских управ и городских присутствий по поводу заявлений об исправлении избирательных списков.
3) Жалобы на неправильности, допущенные при выборах гла-сных в земские собрания и в городские думы, а также при выборах мещанских депутатов (ст. 602 т. IX, изд. 1899 г.), равно как при выборах купеческих, мещанских и ремесленных, в случаях, указанных ст. 661 т. IX, изд. 1899 г.
4) Жалобы на незаконность постановлений губернского и уез-дных земских собраний и городских дум, еще не обращенных к исполнению, когда по свойству предмета не может быть начато иска на общем основании (Уст. гражд. суд., ст. 1 и примеч.) и если означенные постановления не касаются дел, перечисленных в ст. 83 Пол. зем. учр. и в ст. 79 Гор. пол.
5) Предположения губернатора о тех постановлениях губернс-кого и уездных земских собраний и городских дум, которые он ос-тановит на основаниях, соответствующими законами указанных.
6) Предположения губернатора о препятствиях, встреченных им к изданию обязательных постановлений, составленных земскими и городскими учреждениями по предметам, по коим составление обязательных постановлений соответствующими узаконениями возложено на означенные учреждения.
7) Жалобы на распоряжения чинов фабричной инспекции по предметам, предусмотренным в ст. 54-56 и 128-155 Уст. пром., Свод. зак., т. XI, ч. 2, изд. 1893 г.
Примечание. Решение дел о нарушениях, перечисленных в статьях 153-155 Уст. пром., а равно дел о нарушениях статьи 13591 Уложения о наказаниях, учиненных заведующими фабриками или заводами в первый и второй раз, когда сии последние нарушения не сопровождались последствиями, указанными в статье 13592 Уложения о наказаниях (по Прод.), передается ведению судебных установлений на общем основании.
8) Отзывы лесовладельцев или заведующих лесом на протоколы исследований, предшествующих, согласно ст. 742 Уст. лесн., Свод. зак., т. VIII, ч. I, изд. 1905 г., признанию леса защитным или водоохранным, а также отзывы частных лесовладельцев или заведующих лесами на составляемые, в порядке ст. 749 Уст. лесн., планы хозяйства на леса, признанные защитными.
9) Жалобы на постановления казенных палат и общих и особых их присутствий по делам о государственном промысловом налоге и о нарушении правил о таковом.
10) Предположения губернатора об усмотренных им препятствиях к разрешению образования обществ и предположения о закрытии обществ, в порядке ст. 17 и 33 Врем. прав. 4 марта 1904 г.
89. Ведению административно-судных присутствий принадлежит также рассмотрение сомнений, возникающих в низших присутственных местах административных ведомств в порядке производства и в понятии законов, а по управлениям полицейским и в самом образе действий и исполнения, а равно при пререканиях о подсудности между сими учреждениями. Административно-судно-му же присутствию принадлежит разрешение пререканий о подсудности уездных городских присутственных мест и лиц, причем, если пререкание возникло между уездными или городскими присутственными местами, либо должностными лицами одного или разных ведомств, но находящихся в разных губерниях, то пререкание разрешается административно-судным присутствием той губернии, где первоначально возникло дело, подавшее повод к пререканию.
Примечание. Пререкания о подсудности между губернскими присутственными местами и должностными лицами одного ведомства разрешаются тем министерством, которому они подчинены. Из сего правила изъемлются пререкания между административно-суд-ным присутствием и иными губернскими присутственными местами и должностными лицами. Означенные пререкания, равно как пререкания о подсудности между губернскими присутственными местами и дол-жностными лицами различных ведомств, разрешаются первым департаментом Правительствующего Сената. Пререкания о подсудности между судебными и правительственными установлениями разрешаются по правилам законов судопроизводства.
90. Жалобы на решения уездных советов и городских присутствий приносятся в установленные соответствующими узаконениями сроки в означенные советы и присутствия, которые со своими заключениями представляют их губернатору. Жалобы и отзывы по предметам, перечисленным в п. 2-4, 7-9 ст. 88 сего Положения, подаются на имя губернатора не позднее месяца со дня объявления просителю того распоряжения, которое служит предметом жалобы или отзыва, или, если распоряжение не было объявлено, со дня приведения оного в исполнение. Губернатор вносит означенные жалобы и отзывы на рассмотрение присутствия в двухнедельный срок.
Примечание. Настоящее правило не распространяется на случаи, для которых в соответствующих законоположениях установлены более краткие сроки.
91. По назначении дела к слушанию в присутствии жалобщику посылается извещение, причем ему или его поверенному предоставляется право присутствовать при докладе дела и давать словесные или подавать письменные по оному объяснения. Но неявка жалобщика или его поверенного не останавливает решения дела, если присутствие имеет возможность убедиться, что извещение жалобщиком было своевременно получено.
92. Порядок рассмотрения дел в присутствии и все к сему относящиеся правила составляются министром внутренних дел по соглашению с министром юстиции, применительно к правилам судебного разбирательства по делам гражданским.
93. Решения присутствия по жалобам могут состоять или в признании обжаловаемого распоряжения законным, или в отмене такового. В первом случае проситель уведомляется об оставлении его жалобы или отзыва без последствий, причем ему препровождается копия с журнала присутствия. Во втором случае проситель уведомляется об отмене обжалованного им распоряжения; должностному же лицу или месту, распоряжение коего присутствием отменено, препровождается копия с журнала присутствия.
Примечание. Тот же порядок наблюдается и при отме-не распоряжения не в целом, а лишь в какой-либо его части.
94. Решения присутствия об отмене распоряжений, сделанных правительственными должностными лицами или местами, почитаются окончательными. Решения присутствия об отмене распоря-жений земских собраний и городских дум могут быть обжалованы в порядке ст. 95 сего Положения.
95. На решения присутствия, если таковые, в силу предыдущей статьи и подлежащих узаконений, не признаются окончательными, и если в соответствующих узаконениях не указан иной порядок обжалования, могут быть приносимы жалобы в Правительствующий Сенат по первому департаменту, но не иначе, как через означенные присутствия и не позже, как в месячный срок со дня вручения жалобщику копии с решения присутствия. Означенные жалобы представляются губернатором в Правительствующий Сенат с объяснениями присутствия. Принесение жалобы не останавливает приведения в исполнение обжалованного решения.

IV. Дисциплинарное присутствие губернского совета

96. Дисциплинарное присутствие губернского совета состоит, кроме председателя, из губернского предводителя дворянства, помощника губернатора по административной части, председателя местного окружного суда, губернского советника по принадлежности, председателя губернской земской управы, городского головы губернского города и члена по выбору от губернского земского собрания и от городской думы губернского города, по принадлежности.
97. В состав дисциплинарного присутствия входит также чин прокурорского надзора. Не принимая участия в постановлении решения, он предъявляет присутствию свои замечания.
98. Дисциплинарное присутствие ведает дела о наложении дисциплинарных взысканий за служебные проступки тех служащих в земских, городских и сословных учреждениях, как по выборам, так и по вольному найму, утверждение коих или допущение коих к отправлению должности принадлежит губернатору.
99. Дела об ответственности означенных в предшедшей статье лиц возбуждаются или постановлениями подлежащих земских, городских и сословных собраний или распоряжениями губернатора и передаются губернатором на обсуждение дисциплинарного присутствия губернского совета, по предварительном истребовании надлежащих от обвиняемых объяснений.
100. По назначении дела к слушанию в присутствии обвиняемому посылается извещение, причем ему или его поверенному предоставляется право присутствовать при докладе дела и давать словесные или подавать письменные по оному объяснения. Но неявка обвиняемого или его поверенного не останавливает решения дела, если присутствие имеет возможность убедиться, что извещение обвиняемым своевременно получено.
101. Лица, состоящие на службе земских, городских и сословных учреждений по вольному найму, могут быть подвергаемы, по постановлению дисциплинарного присутствия, замечаниям, выговорам без внесения в послужной список и удалению от должности.
102. Лица, состоящие на службе земских, городских и сословных учреждений по выборам, могут быть подвергаемы, по постановлению дисциплинарного присутствия, замечаниям и выговорам без внесения в послужной список. Представления того же присутствия об удалении от должности означенных в сей статье лиц разрешаются постановлениями совета министра внутренних дел, утвержденными министром.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
О ЧИНОВНИКАХ, СОСТОЯЩИХ ПРИ ГУБЕРНАТОРЕ

103. При губернаторе состоят: для личной и секретной переписки секретарь и помощник его; кроме того, чиновники особых поручений по штату. Независимо [от] сего, он может определять к себе двух чиновников особых поручений, сверх штата, с присвоением им прав службы, одному [–] старшего, другому [–] младшего чиновника особых поручений, но без содержания.
Примечание 1. Сверх чиновников для особых поручений, при губернаторах в губерниях, в которых дозволена евреям постоянная оседлость и нет генерал-губер-натора, состоит по одному еврею для исполнения поручений по таким предметам, кои требуют особенного знания всех правил и обрядов еврейской веры. Сии евреи избираются и служат при губернаторах так же, как при генерал-губернаторах по статье 262 т. II Свод. зак.
104. На секретаря при губернаторе возлагается:
1) переписка по предметам, требующим особой тайны и личного распоряжения губернатора, и
2) переписка по делам, хотя в общем порядке и подлежащим производству губернской канцелярии, но требующим, по экстренности своей, немедленного личного распоряжения губернатора. Такие дела, после сделанного губернатором распоряжения, передаются в губернскую канцелярию для дальнейшего производства.

ГЛАВА ПЯТАЯ
О ГУБЕРНСКОЙ КАНЦЕЛЯРИИ

105. В состав губернской канцелярии входят, под начальством помощника губернатора по административной части, губернские советники, особые инспекторы: врачебный, ветеринарный, по строительной части, тюремный и губернский землемер, помощники их, секретарь губернской канцелярии, делопроизводители, помощники их, редактор губернских ведомостей, заведующий типографией, архивариус, регистратор, смотритель зданий, помощники их по штату, а равно канцелярские чиновники и служители.
106. На губернскую канцелярию возлагается: производство по всем делам, соответствующими узаконениями возложенным на сим законом упраздняемые губернское правление, канцелярию губернатора и нижеследующие губернские присутствия: по земским и городским делам, по воинской повинности, по фабричным и горнозаводским делам, по делам об обществах, по промысловому налогу, а равно губернские комитеты: распорядительный, лесоохранительный и по делам мелкого кредита.
107. Сверх того, канцелярия ведает:
1) Обнародование в губернии законов и распоряжений высшего правительства;
2) Об определении, перемещении, увольнении от службы и в отпуски, назначении пенсий, производстве в чины за выслугу лет и награждении служащих по Министерству внутренних дел до VII класса включительно;
3) Об утверждении в должности в указанных законом пределах, в отношении служащих по земским, городским и сословным установлениям, а равно и о допущении к должности, в порядке ст. 23 сего Положения;
4) Дела по счетной части;
5) Производство по всем делам, возлагаемым на губернскую канцелярию соответствующими узаконениями и правилами.
108. Распределение ведаемых губернской канцелярией дел по отделам устанавливается инструкцией министра внутренних дел. Число отделов устанавливается росписанием, издаваемым министром внутренних дел.
109. При губернской канцелярии состоит секретарская часть, ко-торая ведает: официальной перепиской помощника губернатора по административной части; непосредственным надзором за регистратурой губернской канцелярии; наблюдением за порядком в губернской канцелярии; рассылкой книг Свода законов и продолжений к нему и распоряжением по публикованию о поступлении в продажу законов; выдачей открытых листов; составлением, печатанием и рассылкой росписания дней присутствия губернского совета; составлением росписания дежурств по губернской канцелярии и прочими делами по указанию помощника губернатора по административной части.
110. К ведению особых отделов губернской канцелярии относятся дела по строительной, врачебной, ветеринарной, тюремной и межевой частям, возложенные на губернские учреждения подлежащими уставами и законами.
111. На губернских советников, особых губернских инспекторов и губернского землемера возлагаются следующие обязанности:
1) производство и доклад всех дел по вверенным им частям, подлежащих, на основании установленных законоположений, рассмотрению губернатора или помощника губернатора по административной части, по принадлежности;
2) заведование подлежащим отделом губернской канцелярии и доклад поступающих на разрешение губернского совета дел,
3) исполнение поручений губернатора и губернского совета по делам, производящимся в соответствующем отделе губернской канцелярии.
112. Ответствуя за состояния своих частей, губернские советники и особые губернские инспекторы имеют право в отношении к делопроизводителям и прочим служащим своих отделов налагать дисциплинарные взыскания в порядке ст. 1066 Уст. угол. суд.
113. Для обнародования распоряжений высшего и местного начальства и других известий, подлежащих всеобщему сведению или исполнению, при каждой губернской канцелярии издаются губернские ведомости, которые состоят из официальной и неофициальной частей и особых прибавлений.
Примечание 1-ое. Распределение сведений и объявлений в губернских ведомостях производится по правилам, устанавливаемым министром внутренних дел.
Примечание 2-ое. Официальная часть губернских ведомостей с прибавлениями рассылается бесплатно во все губернские канцелярии, а в прочие места той же губернии, обязанные получать сенатские ведомости, высылается на счет тех же сумм, как и сии последние; полный экземпляр губернских ведомостей рассылается во все волостные управления той же губернии на счет общественных расходов, почему и вносится статья сия в сметы.
114. Редактор губернских ведомостей, состоя в непосредственном подчинении помощника губернатора по административной части, несет все обязанности по заведованию редакциею губернских ведомостей и публикационной частью, а также ответствует за согласность оттисков с утвержденным помощником губернатора по административной части экземпляром.
115. При губернской канцелярии состоит губернская типография, заведующий коей непосредственно подчинен помощнику губернатора по административной части.
116. Доходы губернской типографии состоят в распоряжении губернатора и предназначаются на возмещение всех расходов по типографии. Если за сим окажется избыток в типографских доходах, то он может быть обращаем на усиление средств губернской канцелярии и на выдачу наград чиновникам. Губернатор ежегодно представляет министру внутренних дел краткий отчет о доходах и расходах типографии, а также об употреблении остатков.
117. Смотритель зданий заведует зданиями, в которых помеща-ется губернская канцелярия и губернаторский дом, а равно и казенным в них имуществом. Действуя во всем согласно инструкции, утверждаемой губернатором, он непосредственно подчинен помощнику губернатора по административной части.
118. Под непосредственным начальством смотрителя зданий находится вся казенная прислуга губернской канцелярии и губернаторского дома.
Примечание. Обязанности смотрителя зданий в Курляндской и Лифляндской губерниях не распространяется на дворцовые замки, в которых помещаются некоторые губернские присутственные места; означенными замками заведуют особый шлосфогт и главный дворцовый смотритель.
119. Оконченные производством дела, наряды, реестры, книги, документы и пр. учреждений Министерства внутренних дел сдаются в архив губернской канцелярии.
120. Архивом губернской канцелярии заведует архивариус, непосредственно подчиненный помощнику губернатора по административной части.
121. Справки и подлинные производства по делам, хранящимся в архиве, доставляются по письменным требованиям учреждений, в коих производились эти дела.
122. Уничтожению через десять лет подлежат следующего рода дела: отчетность по движению делопроизводства; запросы и спра-вки; объявления распоряжений других мест; все наряды ведомостей (за исключением журналов по установлению цен и такс); дела о передвижении и расквартировании войск и высылке лиц; послужные списки чиновников, за исключением служивших по губернской канцелярии. Уничтожение прочих дел, подобных перечисленным, допускается с разрешения губернатора, по соглашению с учеными архивными комиссиями в местностях, где таковые учреждены.
123. Для разбора и уничтожения старых дел архива, по распоряжению губернатора, образуется ежегодно особая комиссия, состоящая из следующих лиц: одного из губернских советников или особых губернских инспекторов, приглашаемого по распоряжению губернатора члена местного ученого учреждения по археографии или археологии, где таковые учреждения существуют, и двух представителей от ведомств судебного и народного просвещения, по соглашению губернатора с подлежащим попечителем учебного округа и председателем местного окружного суда. Комиссия эта разбирает дела и описи дел, подлежащих изъятию из архива, и представляет губернатору.
124. Архив свидетельствуется ежегодно особой комиссией по назначению губернатора.
125. Порядок внутреннего делопроизводства в губернской канцелярии определяется особыми инструкциями министра внутренних дел.
126. Все сношения губернской канцелярии с Правительствующим Сенатом, министрами и прочими высшими установлениями и должностными лицами производятся через губернатора.
127. Губернская канцелярия сносится сообщениями: с государственными кредитными установлениями, опекунским советом, про-чими губернскими канцеляриями, палатами контрольной и казенной, управлениями земледелия и государственных имуществ, окру-жными судами, судами военными и военно-морскими, лицами прокурорского надзора, судебными следователями гражданского, военного и военно-морского ведомств, духовными консисториями православными и прочих исповеданий и духовными коллегиями, депутатскими собраниями и удельными округами, с приказами общественного призрения и конторой сенатской типографии, с управлениями: горным, акцизным, таможенным и вообще со всеми равными местами и должностными лицами других ведомств, не состоящими в служебной зависимости от губернской канцелярии.
128. Губернская канцелярия дает предложения дворянским опекам, сиротским судам, конкурсам, евангелическо-лютеранским главным церковным попечительствам, управлениям делами нехристианских исповеданий, всем уездным местам и лицам, находящимся в служебной зависимости от губернской канцелярии.
129. Помощники губернатора местам и должностным лицам, состоящим в служебной зависимости от губернской канцелярии, дают предложения, а с прочими сносятся отношениями.
130. Губернские советники, особые инспекторы и губернский землемер могут входить в сношения с должностными лицами и отделами равных и низших мест. Во всех этих случаях сношение делается от имени подлежащего отдела губернской канцелярии.

РГИА. Ф. 1276. Оп. 3. Д. 18. Л. 272-284.

Примечания:

92) Проект был разработан в Министерстве внутренних дел на основе Записки «Об установлении главных начал устройства губернских учреждений» и Особых журналов Совета министров от 20 и 27 января 1907 г., одобренных Николаем II 21 марта 1907 г. В департаменте общих дел Министерства внутренних дел был разработан законопроект, предусматривающий в целях эффективности местного управления, проведение следующих мер: упразднение губернского правления; создание в качестве присутственного места губернии – губернского совета под председательством губернатора; создание единой губернской канцелярии. 12 марта 1907 г. проект был внесен министром внутренних дел во II Государственную думу. В заседании 15 мая Дума постановила образовать комиссию в составе 33-х лиц для рассмотрения законопроектов, касающихся местного управления и самоуправления. Единственное заседание комиссии прошло 24 мая. На нем были образованы две подкомиссии, одной из которых поручалось рассмотрение законопроектов по местному управлению и самоуправлению. Ознакомившись с проектом по губернскому управлению, подкомиссия нашла, что в его основу положено начало централизации всего местного управления в руках губернатора и, ввиду этого, постановила, не входя в обсуждение проекта по существу, поручить одному из своих членов составить предварительный доклад о губернской должности по законопроекту и наметить основные положения «правильной организации» этой должности. До роспуска второй Думы проект законодательно не рассматривался. В 1908 г. он был передан на предварительное обсуждение осенней сессии (1908) Совета по делам местного хозяйства при Министерстве внутренних дел, которая проходила с 20 ноября по 9 декабря 1908 г. Специальная комиссия, работавшая над проектом, успела проанализировать лишь один раздел – Положение о компетенции губернатора. Она высказалась за внесение ряда поправок: ограничение надзора со стороны губернатора лишь сферой определения закономерности действий поднадзорных учреждений и чинов, против предоставления губернатору права ревизии земских и городских общественных управлений и сословных учреждений. Комиссия посчитала необходимым внести в проект особый раздел – Положение об ответственности губернатора. В общем присутствии Совета проект рассматривался 5, 7 и 8 декабря. Совет отклонил поправки комиссии, ограничивавшие властные функции губернатора. Обсуждение проекта было продолжено на весенней сессии Совета по делам местного хозяйства (6 – 21 марта 1909 г.). В общем присутствии Совета проект рассматривался 19, 20 и 21 марта и был принят со внесением некоторых корректив. В Государственную думу третьего созыва законопроект не вносился. В дальнейшем работа над проектом губернского положения так и не была завершена. (См.: Крыжановский С.Е. Воспоминания. Из бумаг С.Е.Крыжановского, последнего государственного секретаря Российской империи. Берлин. Б.г. С. 148-151).


Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина

www.stolypin.ru/ 


Здесь читайте:

Столыпин Петр Аркадьевич (биографические материалы)

Программа реформ П.А.Столыпина. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002

Программа реформ П.А.Столыпина. Том 2. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002

Том 2 - оглавление

Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004.

Тайна убийства Столыпина (сборник документов)

Вадим Кожинов в кн. Россия век XX глава 3

Платонов О.А. История русского народа в XX веке. Том 1 глава 27  и  глава 28

Анна Герт Столыпинская утопия в контексте истории

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС