> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > СЛОВО О СЛОВЕ  > 
ссылка на XPOHOC

Наталья ДАНИЛОВА

2003 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
КАРТА САЙТА

Закат или Восход?

О некоторых современных мировоззренческих тенденциях

Идут дни третьего тысячелетия Рождества Христова. Невольно задумаешься о будущем: что ждет нас и нашу родину?

Россия - не просто географическая часть суши, а наш Духовный континент, расположенный на тектоническом разломе ментальности Европы и Азии, в трагическом промежутке между Западом и Востоком, который для истории России оказался роковым. Сейсмические колебания ритмов Запада и Востока проходят сквозь наши души. С восемнадцатого столетия мы обречены на это двойное сердцебиение. Не умея и не желая жить ни по-западному, ни по-восточному, Россия должна сделать выбор самой себя, определиться, какова она есть “сама по себе”. Что для нас важнее - “живая душевность” нашей культуры или “потребительский рай” цивилизации? Что в нас победит - Закат или великий Восход? Духовный раствор, в котором кристаллизуется будущее национальное самосознание, почти готов и насыщен до критической точки. Вопрос в том, что послужит толчком к его кристаллизации.

Бег за прогрессом загоняет нас в холодную и бесприютную юдоль западной цивилизации, которая жестким панцирем накрывает нас, заставляя биться в жестких ритмах “тяжелого металла”. Нас уверяют, что ничто уже не изменит этой развязки, что нужно желать этого, либо вообще ничего не желать; что нужно полюбить свою судьбу, либо отчаяться в будущем и в самой жизни. Строгий энергичный, практичный интеллект грядет, ледяными и абстрактнейшими средствами он ведет борьбу за цивилизацию.

Одна надежда - просторы России, самая её территория защитят русскую культуру от “освоения” её западной (в нынешней терминологии глобалистской) цивилизацией: покорить такие непредставимые просторы - “руки коротки”. Европейская Россия от Сальских и Донских степей до Архангельска и ненецкой тундры, волжские шири - “век скачи, никуда не доскачешь”, - Урал, Сибирь, Алтай, Дальний Восток, Приморье - это вам не Бельгия какая-нибудь, не Голландия, не Дания. Поди-ка “цивилизуй”, а мы посмотрим, как это у вас получится. Не обольщайтесь, господа, не получится - сколько ни злобитесь, сколько ни фантазируйте, сколько ни планируйте, сколько ни убеждайте себя, нас и всю остальную передовую мировую общественность, что ваша “цивилизация” - это всё, а русская культура - это анахронизм, отсталость, “никому не нужно”. Более чем тысячелетняя история России убеждает, что русская культура останется, а вот останется ли ваша цивилизация (вспомним 11 сентября) - это пока вопрос.

Мы не должны допустить планетарной трагедии - окончательной гибели уникальной ментальной структуры “Святой Руси”, основой которой было патриархально-традиционалистское, с духом земли и с духами стихий наитеснейше связанное сознание - исконной основы нашей культуры.

Сегодня мы присутствуем при попытках подмены остатков нашей уникальной патриархальности (primitiv’а с точки зрения Запада) “благами цивилизации”. “Клеветники России” убеждают нас, что еще чуть-чуть, и последний русский человек (как тип уникально-значительного, духовно-оригинального человека, во имя которого и следовало хранить русскую землю именно как русскую, а не интернациональный полигон отбросов западной ментальности) будет трансформирован в “гражданина мира”. Из “них” никто не пожалеет о том, что не только некая русская ценность будет утрачена, но и ценность божеская, - мир оскудеет. Но мы “русским инстинктом”, нутром должны чувствовать опасность “последнего рубежа” и судьбоносность следующего шага.

Пора бы нам научиться извлекать уроки из русской истории. Трансцендентная суть России в том, что россияне мало любили Россию, вот она и погибла в “семнадцатом году”.

Что было тогда первичнее? Омертвление русской жизни или навязывание этой мертвенности сверху - нигилистическим искусством и идеологией, массированным давлением “прогрессивно-либеральных кругов”? Или эти процессы шли параллельно, подталкивая друг друга?

В начале XX-го века лучшие умы Запада констатировали тотальный кризис западной цивилизации, вырождение культуры и человечества, стремительную деградацию, убыстрение и свертывание времени. У России, однако, была небольшая историческая передышка, когда страна вошла в фазу “органичности жизни”, для поддержания которой требовались индивидуальные, изо дня в день, духовные накопления. Но русскую либерально-демократическую интеллигенцию, стремящуюся к скачкам, к легким иллюзорным ощущениям своей значительности и взлета, жаждущую переложить всю полноту ответственности на внешнюю действительность - напряженный ежедневный, рутинный труд пугал. Легче было критиковать, разрушать, чем созидать. “Обличительная литература”, поддерживаемая одобрительным “гоготом” Чернышевских, Добролюбовых и Писаревых, описывая “мерзости” царизма, открыла эру убивания отечества. Вслед за ней - нигилисты всех мастей, подкармливаемые чьей-то могущественной богатой рукой, с усердием проклинали родную землю, звали ее не “отечеством”, а “клоповником”, “черным позором человечества”, “тюрьмой народов”. Массами овладело безудержное поношение России, неуважение к власти, к правительству, к царю - сюда пошла вся мощь национальной энергии. Русские интеллигенты были внутренне нацелены на бегство из своего уникального на планете “дома”, вместо того, чтобы спасать его, лечить и обустраивать. Вспомним Валерия Брюсова: “Крушить я буду с вами, строить - нет!” «Не есть ли исток “русской революции”, - писал в 1913 году В.В.Розанов, много размышлявший о феномене массового и “подлого” поругания своей отчизны, - в том едком кислотном чувстве, в том ежедневном раздражении, какое испытывает русский человек, глядя на все вокруг, глядя на “наши русские дела”, и по преимуществу на наши “распоряжения сверху”...»

Сколь это, увы, узнаваемо в начале XXI века! Продвинулись ли мы в нашем внутреннем национально-ментальном самосознании? Или мы в стадии великой стагнации? В чем-то мы и продвинулись, оказавшись на краю пропасти. Потому что с внутренним ужасом осознали, наконец, неизбежность и “бездну” будущего падения и “диффузии” русского человека во “всемирную цивилизацию”. Ведь он, “передовой человек”, защитник и двигатель прогресса, менявший на протяжении всего прошлого столетия свои маски, этого и жаждал: и рассосет нас потихоньку мир, и останется лишь место на карте...

Мы и сегодняшние оказались как бы вне дома. Формально пребывая в пределах отчизны, мы, тем не менее, не имеем Родины. Чувство дома нами утеряно! В сущности, мы ведь даже не знаем, что утратили. Родины как Heimgefьhl, как особого измерения реальности, - человек в современном индустриализированном переинформированном, суетливо-претенциозном мире уже не знает. Безусловно, всякий человек ищет ее, воспринимая ее отсутствие как трагедию.

В хвост и гриву поносить Россию было любимейшим занятием “российской” интеллигенции и в последнее тридцатилетие XX века. Не коммунизм и не большевиков поносили, а Россию и русскость. И сегодня масс-медиа приучают нас воспевать все иноземое, а понятие “русского”, “русскости” - ассоциировать с понятием “отсталости”, “глупости”, “допотопности”, “безнадежности”. “Спасение” по-прежнему ожидается с Запада, от его “здоровых веяний”, а не от внутренних (“евразийских”) энергий. Поразительный морок. Как будто кто-нибудь может стоять на своих ногах, не уважая самого себя, уникально-космического в себе фермента, который невозможно заимствовать.

«Счастливую и великую родину любить - не велика вещь. Мы ее должны любить, именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша “мать” пьяна, лжет и вся запуталась в грехе, - мы и не должны отходить от нее... Но это еще не последнее: когда она, наконец, умрет и ... будет являть одни кости - тот будет “русский”, кто будет плакать около этого остова, никому не нужного и всеми плюнутого. Так да будет...», - этот знаменитый плач В.В.Розанова по “вечно-умирающей матери” - молитвенное заклятье потомкам, будущим русским братьям по духу. - «До какого предела мы должны любить Россию?.. до истязания: до истязания самой души своей. Мы должны любить ее до “наоборот нашему мнению”, “убеждению”, голове. Сердце, сердце - вот оно, любовь к родине - чревная...»

Нам необходимо преодолеть в себе дух национального уныния, русский человек и “у бездны на краю” способен и должен любить Родину.

И не дай-то Бог, если про нас потомки скажут: они недостаточно любили Россию, оттого она и погибла.

Содержание:

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

редактор Вячеслав Румянцев