> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ОПЕРЕДИВШИЕ СВОЕ ВРЕМЯ... >
ссылка на XPOHOC

Игорь Рассоха

2004 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Игорь Рассоха

Народы, опередившие свое время,

и общества, выпавшие из истории

Исторические стадиальные флуктуации в развитии общества

На параде 

Колоннами построился один из опередивших, а затем выпавших...
Фото из кн.: The 20th century a chronicle in pictures. New York. 1989.

АННОТАЦИЯ

История человечества представляет собой целостный закономерный процесс. Главная причина этой целостности заключена в целостности самой человеческой психики, системном единстве человеческой деятельности. При этом «границы возможного и невозможного» в данном обществе в конечном счете определяются уровнем развития технологии. В самом общем смысле история человечества представляет собой непрерывный ускоряющийся путь прогресса. В ходе него пять технологических скачков приводили к принципиальному изменению образа жизни людей: использование орудий, неолитическая, «городская», промышленная и информационная революции. Это определило существование пяти стадий (ступеней) развития человеческого общества: дикости, варварства, феодализма (сословно-классового общества, традиционных цивилизаций), индустриального общества (капитализма) и постиндустриального общества.

Трудности стадиального подхода связаны с необходимостью теоретического объяснения зигзагообразного характера истории человечества и, в особенности, фактов несоответствия между уровнем технологии и общим уровнем культурного развития конкретных обществ. Подобные несоответствия – исторические стадиальные флуктуации – могут быть как положительными (на ступень выше), так и отрицательными (на ступень ниже). В частности, некоторые горные земледельческие общества в социальном плане проявляли черты дикости. С другой стороны, общества, по важнейшим типологическим параметрам сходные с современным индустриальным, существовали в Европе еще до промышленного переворота. Это Англия XVIII века (а также США, в какой-то мере Франция и ряд других стран Европы), Нидерланды XVII в., ряд городов-государств Северной Италии XV—XVI вв. (Венеция, Милан, Генуя), а Флоренция — даже в XIV в. н. э. Эти же черты проявляли еще древние Афины и другие передовые античные полисы. И наоборот, тоталитарные режимы ХХ столетия при машинной технологии проявляли черты феодальных обществ.

Сущность таких серьезных деформаций образа жизни и образа мыслей у массы людей всегда одна: более высокий (богатый) или более низкий уровень жизни, чем тот, который в   принципе присущ данной ступени развития экономики и технологии. Но если привходящие исторические условия, вызвавшие данную деформацию, исчерпываются, тогда, естественно, ликвидируется, “рассосется” и  стадиальная флуктуация. Т. е. такие общества принципиально неустойчивы по сравнению с «нормальными».

Однако некоторые общества с негативными флуктуациями приобретали устойчивость за счет политики широкого культурного заимствования у развитых обществ. Так они превращались в «боковые» стадиальные флуктуации, не уступающие по развитию «нормальным», хотя и по-прежнему более неустойчивые. В частности, в истории Украины подобные «боковые» флуктуации возникали дважды: в эпоху казацкой государственности и в позднем СССР.

Иногда стадиальные флуктуации могут перерасти в общий стадиальный сдвиг в развитии социума. Так, промышленный переворот в Великобритании смог произойти именно потому, что она  уже была буржуазным обществом. Но, с другой стороны, тоталитарные режимы тоже не обречены на автоматическое падение. Они могут приобрести устойчивость за счет искажения самой природы человека. Так что и сегодня существует угроза установления на Земле мировой тоталитарной диктатуры. И эта угроза не исчезнет, пока мир будет разделен на богатые и бедные народы. Еще более общая проблема – возможность развития Разума на иных планетах именно как космической тоталитарной диктатуры. Не исключено, что «феномен НЛО» – это как раз проявление контакта с подобной цивилизацией.

 

 

Вернуться к оглавлению

Рассоха И.Н. Народы, опередившие свое время, и общества, выпавшие из истории Исторические стадиальные флуктуации в развитии общества. Харьков. 1994-2004.
Книга для публикации в ХРОНОСе предоставлена автором.


Здесь читайте:

Игорь Рассоха (авторская страница). 

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Чанышев А.Н., Бертран Рассел Предфилософия Эллады.

Милетская Школа. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен.

Русская национальная философия в трудах ее создателей (сборник произведений).

"Философская культура" №1.

"Философская культура" №2.

"Философская культура" №3.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС