> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > АПОЛОГИЯ СОФИСТОВ >
ссылка на XPOHOC

Игорь Рассоха

2007 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Игорь Рассоха

Апология софистов

Релятивизм как онтологическая система

Раздел I.

СОЦИОЛОГИЯ СОФИСТОВ

1. 2. СОФИСТЫ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.

Это принципиально важно, и это – вообще самое важное в софистах: их профессия педагога, ставшая их философией, образом, смыслом и целью их жизни. Вообще человеческое сознание целостно, поэтому принципиально новый образ жизни влечет и принципиально новый образ мыслей – не только на те предметы, которые непосредственно касались вопросов педагогики, но и на жизнь вообще, и в частности, на основополагающие принципы организации социума, в котором проходила деятельность этих просветителей. Т. е. сама проблематика и взгляды софистов – это некая нерасчлененная целостность, единая энциклопедическая система, в которой переплелись вопросы общей онтологии и гносеологии, естествознания, социологии, юриспруденции, педагогики и т. д. Впрочем, чтобы прочувствовать это, лучше всего предоставить слово самим софистам, например, первому и самому великому из них – Протагору:
“Чужеземцу, который, приезжая в большие города, убеждает там лучших из юношей, чтобы они, забросив всех – и родных и чужих, и старших и младших, – проводили время с ним, чтобы благодаря этому стать лучше, нужно быть осторожным в таком деле, потому что из-за этого возникает немало зависти, неприязни и всяких наветов.

Хотя я утверждаю, что софистическое искусство очень древнее, однако мужи, владевшие им в стародавние времена, опасаясь враждебности, которую оно вызывало, всячески скрывали его: одним служила прикрытием поэзия, как Гомеру, Гесиоду и Симониду, другим – таинства и прорицания, как ученикам Орфея и Музея, а некоторым, я знаю, гимнастика, как, например, Икку тарентинцу и одному из первых софистов нашего времени, селимбрийцу Геродику, уроженцу Мегар, музыку же сделал прикрытием ваш Агафокл, великий софист, и Пифоклид Кеосский, и многое другие. Все они, как я говорю, опасаясь зависти, прикрывались этими искусствами.
Я же со всеми ними несхож, ибо думаю, что они вовсе не достигли желаемой цели и не укрылись от тех, кто имеет в городе власть, – а только ради них и существуют эти прикрытия. Толпа ведь, попросту говоря, ничего не понимает, и что те затянут, то и подпевает... Вот я и пошел противоположным путем: признаю, что я софист и воспитываю людей, и думаю, что эта предосторожность лучше той: признаваться лучше, чем запираться. Я принял еще и другие предосторожности, так что, – с Богом! – хоть я и признаю себя софистом, ничего плохого со мной еще не случилось” (Платон. Протагор, 316–317) [14, т. 1, с. 198–199].
Впрочем, тут он поторопился с выводами.
Диоген Лаэртский отмечает (9. 51-52, 55-56): “А другое сочинение он начинает следующим образом: “О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, – и вопрос темен, и людская жизнь коротка”. За такое начало афиняне изгнали его из города, а книги его сожгли на площади, отобрав их у всех, кто имел... У нас есть стихи и о нем:
Слышал я, Протагор, что ты в преклонные годы, стены покинув Афин, старцем скончался в пути. Город Кекропа тебя на изгнанье обрек, но напрасно. – Ты от Паллады ушел, а от Плутона не смог...
Филохор утверждает, будто корабль его потонул, когда он плыл в Сицилию, и на это намекает Еврипид в своем “Иксионе”. Другие говорят, что умер он во время странствия, почти девяноста лет от роду (впрочем, Аполлодор пишет, что ему было семьдесят, что с учением он выступал сорок лет и что расцвет его приходится на 84 олимпиаду)” [15, с. 348–350]. Так что кое-что плохое успело-таки случиться и с Протагором... Дадим опять ему слово:
(Сократ:) Ты ответь юноше (Гиппократу, пришедшему к тебе) и мне на мой вопрос: Гиппократ, сойдясь с Протагором, в тот самый день, как сойдется, уйдет от него, сделавшись лучше, и каждый следующий день будет становиться в чем-то совершеннее, но в чем же именно, Протагор?
– Ты, Сократ, прекрасно спрашиваешь, а тем, кто хорошо спрашивает, мне и отвечать приятно. Когда Гиппократ придет ко мне, я не сделаю с ним того, что сделал бы кто-нибудь другой из софистов: ведь те просто обижают юношей, так как против воли заставляют их, убежавших от упражнений в науках, заниматься этими упражнениями, уча их вычислениям, астрономии, геометрии, музыке. А тот, кто приходит ко мне, научится только тому, для чего пришел. Наука же эта – смышленость в домашних делах, уменье наилучшим образом управлять своим домом, – а также в делах общественных: благодаря ей можно стать всех сильнее и в поступках, и в речах, касающихся государства.
– Верно ли я понимаю твои слова? Мне кажется, ты имеешь в виду искусство государственного управления и обещаешь делать людей хорошими гражданами.
– Об этом как раз я и объявляю во всеуслышание, Сократ [Prot. 318–319: 14, с. 200–201].
Сократ далее высказывает сомнение в том, что добродетели можно вообще кого-либо научить, и тем более научить кого-либо быть хорошим гражданином – это-де удел избранных. В ответ Протагор излагает в виде мифа свою концепцию возникновения общества. Человек, согласно Протагору, по недомыслию Эпиметея, делившего природные средства к жизни между живыми существами, не получил самою необходимого. Он остался “наг и необут, без ложа и без оружия, а уже наступил предназначенный день, когда следовало и человеку выйти на свет из земли”. Для того, чтобы помочь делу, Прометей похитил у Гефеста и Афины огонь и “мудрость искусства”, тем самым побудив людей почитать богов, именовать вещи, общаться с помощью слов, строить дома, шить одежду и обувь, научил их земледелию. В борьбе с хищными зверями люди стали объединяться, помогая друг другу. Однако они не могли из-за ссор жить сообща и, соединяясь на время, вскоре снова рассеивались и погибали. Тогда Зевс дал людям Стыд и Правду, равномерно, в отличие от “всех прочих искусств”, распределив их между ними. Тем самым, в обществе водворился порядок, поддерживаемый “политическим искусством” [Цит. по: 13, с. 114]. Послушаем снова самого Протагора (Prot. 322–328):
“Как и все остальные люди, когда речь заходит о плотничьем уменье или другом каком мастерстве, думают, что лишь немногим пристало участвовать в совете, и если кто не принадлежит к этим немногим и подаст совет, его не слушают, и правильно делают; когда же они приступают к совещанию по части гражданской добродетели, где все дело в справедливости и рассудительности, тут они слушают, как и следует, совета всякого человека, так как всякому подобает быть причастным к этой добродетели, Вот в чем, Сократ, здесь причина…
Никто ведь не сердится, не увещевает, не поучает и не наказывает тех, кто имеет недостатки, считающиеся врожденными или возникшими по воле случая, для того, чтобы они от них избавились, – напротив, этих людей жалеют. Кто, например, будет настолько неразумен, что решится так поступить с некрасивыми, малорослыми и бессильными? Потому что все знают, я полагаю, что подобные вещи – красота и то, что ей противоположно, – достаются людям от природы и по случаю: но если у кого нет тех добрых свойств, которые, как считают, приобретаются старанием, упражнением и обучением, зато есть противоположные им недостатки, это влечет за собой гнев, наказания и увещевания. К таким недостаткам относятся несправедливость, нечестие и вообще все противоположное гражданской добродетели: здесь-то уже, понятно, всякий сердится на другого и вразумляет его, потому что эту добродетель можно приобрести старанием и обучением.
Если ты пожелаешь, Сократ, вдуматься, в чем смысл наказания преступников, – то увидишь, что люди считают добродетель делом наживным. Никто ведь не наказывает преступников, имея в виду лишь уже совершенное беззаконие, и только из-за этого: такое бессмысленное мучительство было бы зверством. Кто старается наказывать со смыслом, тот казнит не за прошлое беззаконие – ведь не превратит же он совершенное в несовершившееся, – но во имя будущего, чтобы снова не совершил преступления ни этот человек, ни другой, глядя на это наказание. Кто держится подобного образа мыслей, тот признает, что добродетель можно воспитать: ведь он карает ради предотвращения зла...
Пока родители живы. они с малолетства учат и вразумляют детей и делают это до самой своей смерти. Чуть только ребенок начинает понимать слова, – и кормилица, и мать, и дядька, и сам отец бьются над тем, чтобы он стал как можно лучше, уча его и показывая ему при всяком слове и деле, что справедливо, а что несправедливо, что прекрасно, а что гадко, что благочестиво, а что нечестиво, что можно делать, а что нельзя. И хорошо, если ребенок добровольно слушается; если же нет, то его, словно кривое, согнувшееся деревце, выпрямляют угрозами и побоями. А потом, когда посылают детей к учителям, велят учителю гораздо больше заботиться о благонравии детей, чем о грамоте и игре на кифаре...
Кроме того, посылают мальчиков к учителю гимнастики, чтобы крепость тела содействовала правильному мышлению, и не приходилось бы из-за телесных недостатков робеть на войне и в прочих делах.
Так поступают особенно те, у кого больше возможностей, а больше возможностей у тех, кто богаче. Их дети, начав ходить к учителям с самого раннего возраста, позже всех перестают учиться. После того, как они перестают ходить к учителям, государство в свою очередь заставляет их изучать законы и жить сообразно с предписаниями этих законов, чтобы не действовать произвольно и наудачу. Подобно тому, как учителя грамоты сперва намечают грифелем буквы и лишь тогда дают писчую табличку детям, еще не искусным в письме, заставляя их обводить эти буквы, точно так же и государство, начертав законы – изобретение славных древних законодателей (по контексту явно имеется в виду не Драконт, а Солон и др., так что правильнее читать просто “старых”, “предыдущих” – И. Р.), – сообразно им заставляет и повелевать, и повиноваться. А преступающего эти законы государство наказывает, и название этому наказанию и у вас (в Афинах), и во многих других местах – исправление, потому что возмездие исправляет. И при таком-то и частном, и общественном попечении о добродетели ты все же удивляешься, Сократ, и недоумеваешь, можно ли ей обучить. Не этому надо удивляться, а скорее уже тому, если бы оказалось, что ей нельзя обучить...
Часто от хорошего флейтиста происходил бы плохой, а от плохого – хороший, однако все они были бы сносными флейтистами по сравнению с неучами, с теми, кто ничего не смыслит в игре на флейте. Примени это и здесь: если какой-нибудь человек представляется тебе самым несправедливым среди тех, кто воспитан меж людьми в повиновении законам, он все-таки справедлив и даже мастер в вопросах законности, если судить о нем но сравнению с людьми, у которых нет ни воспитания, ни судов, ни законов, ни особой необходимости во всяком деле заботиться о добродетели, – например, с какими-нибудь дикарями вроде тех, что в прошлом году поэт Ферекрот вывел на Ленеях. Наверное, очутившись среди таких людей, и ты, подобно человеконенавистникам в его хоре, рад был бы встретить хоть Еврибата или Фринонда (нарицательные имена для мошенника и предателя – И. Р.) и рыдал бы, тоскуя по испорченности здешних жителей. Ты теперь избалован, Сократ, потому что здесь все учат добродетели кто во что горазд и ты никем не доволен: точно так же, если бы ты стал искать учителя эллинского языка, то, верно, не нашлось бы ни одного; я думаю, что если бы ты стал искать, кто бы у нас мог обучить сыновей ремесленников тому самому ремеслу, которое они переняли от своего отца в той же мере, к какой владели им отец и его товарищи по ремеслу, – словом, искать того же, кто мог бы еще поучить таких (уже обученных), – я думаю. Сократ, нелегко было бы отыскать им учителя; зато, будь они вовсе несведущи, это было бы легко. То же самое, когда дело касается добродетели и всего прочего.
Но если кто хоть немного лучше умеет вести людей вперед по пути добродетели, нужно и тем быть довольным. Думаю, что и я из таких и что более прочих людей могу быть полезным другим и помочь им стать достойными людьми; этим я заслуживаю взимаемой мной платы и даже еще большей, но усмотрению моих учеников. Поэтому оплату я взимаю вот каким образом: кто у меня обучается, тот, если хочет, платит, сколько я назначу, если же он не согласен, пусть пойдет в храм, заверит там клятвенно, сколько, по его мнению, стоят мои уроки, и столько мне и внесет” [14, т. 1, с. 205–211].
В этом целостном тексте, представляющем собой первую по времени и единственную дошедшую до нас собственную апологию софистов, основная задача автора (Протагора) – обоснование полезности его профессиональной деятельности. Но скольких важнейших проблем он при этом походя касается, сколько глубоких мыслей высказывает! Здесь и тонкая диалектика в личности врожденного (“от Зевса”) и приобретенного (при перевесе последнего); здесь и вполне современная концепция наказания как средства исправления преступника, а не мести; здесь и социальный идеал: демократическое общество “равных возможностей” с равенством всех перед законом, но с имущественным неравенством (и следовательно, священным правом частной собственности) и правящей просвещенной элитой; здесь и воспитание гармоничной личности, достойного гражданина как основная задача педагогики, и ряд других идей. Всю эту логическую цепочку потянул за собой новый образ жизни, тот новый тип социальных отношений, который олицетворяли собой софисты. И ключевой момент в этих новых отношениях – их рыночный, товарно-денежный характер. То есть это была, по сути, купля-продажа знаний. С этой точки зрения крайне показателен приводимый Ксенофонтом (Воспоминания о Сократе, гл. 6) диалог софиста Антифонта с придерживающимся консервативных взглядов Сократом:

“Как-то Антифонт в разговоре с Сократом сказал: Сократ! Конечно, честным я тебя считаю, но умным – ни в коем случае. Да мне кажется, что и сам ты это сознаешь: по крайней мере, ты ни с кого не берешь денег за свои беседы. А между тем, плащ, дом или другую какую вещь, принадлежащую тебе, ты никому не отдашь не только даром, но даже и дешевле ее стоимости, потому что знаешь, что она стоит денег. Отсюда ясно, что если бы ты и беседы свои считал имеющими хоть какую-нибудь ценность, то и за них брал бы не меньше их стоимости. Таким образом, честным, пожалуй, тебя можно назвать за то, что ты не обманываешь людей с корыстной целью, но умным – нет, если твои знания ничего не стоят” [16, с. 52].

Здесь все современно: речь идет о знаниях, информации, авторском праве как о собственности, имеющей общественную ценность, выражаемую в деньгах. По сути, к такому пониманию снова подошли лишь в XX веке. И из данного текста, и еще более из приведенного ранее высказывания Протагора (“пусть поклянется в храме, сколько стоят мои уроки, и столько мне и заплатит”) видно, что процесс обучения у софистов – это именно взаимовыгодное общение двух равноправных, уважающих друг друга личностей, добровольно объединивших свои усилия и стремящихся быть взаимно полезными. Б. Чернышев справедливо отмечает, что Ксенофонтовский Сократ не понимал опасения софистов: каким образом ученик, ставший добрым и прекрасным (“калос кагатос”) – нечто вреде теперешнего джентльмена, не отблагодарит учителя за величайшее благодеяние [8, с. 38–39].

А вот ответ Сократа, считавшийся на протяжении многих веков верхом остроумия: “Антифонт! У нас принято думать, что из красоты и знаний можно делать равно и благородное, и гнусное употребление. Так, красоту если кто продает за деньги ком угодно, того обзывают распутником; а если кто знает, что его любит человек благородный, хороший и делает этого человека своим другом (Сократ описывает здесь распространенный в Древней Греции обычай создания мужских гомосексуальных пар – И. Р.), то мы считаем его нравственным. Точно так же, кто продает свои знания за деньги кому угодно, тех обзывают софистами; а кто, заметив в человеке хорошие способности, учит его всему хорошему, что знает, и делает своим другом, про того мы думаем, что он поступает, как следует доброму гражданину” [16, с. 52].

Что на это скажешь? В принципе исчерпывающе раскрыл различие между “знаниями” и “красотой” Протагор в приведенном выше тексте. Если “красота” – “это дело природы и случая”, фактор врожденный, и “никто ведь не сердится, не поучает и не наказывает некрасивых и малорослых”, то знания – как раз дело наживное, плод труда и личных усилий. Даже Сократу не пришло бы в голову обзывать распутником скажем, кузнеца за то, что он изготовленные им мечи и панцири “продает за деньги кому угодно”, или врача, получающего справедливую плату за излечение обратившегося к нему больного – кем бы тот ни был. Да и к тому же владелец знаний, как и любого другого товара, вправе отказать не понравившемуся ему покупателю: акт купли-продажи – это ведь свободный договор двоих.

Но пойдем дальше и зададимся вопросом; а всегда ли безнравственна и “торговля красотою”? Разве не входят в элиту общества лучшие актрисы, манекенщицы и победительницы конкурсов красоты, даже если они при этом обнажают свое тело “за деньги, чтобы его мог увидеть каждый желающий”? – Но тут дело вот в чем: красивых девушек масса, а известными “продавщицами красоты” становятся единицы, но именно те, у кого к природным данным добавлена огромная доля труда и таланта, т. е. умение “подать себя”, т. е. то, что приобретено путем личных усилий воли, плод тренировки тела и особенно работы ума. В профессии проститутки презираемо именно то, что она торгует собой не как личностью, а как биологическим телом (живой резиновой куклой с необходимыми округлостями и отверстиями), т. е. уподобляется тем не менее презренным людям, что продают за деньги, скажем, свою почку или какой-либо другой орган для пересадки – торгует “плодом природы и случая”, а не ума и трудолюбия. Но даже и в этой скользкой сфере “лучшие по профессии”, мастера своего дела (“валютные”, “компаньонки деловых людей” и т. д., т. е. самые умелые) презираемы куда менее, а порой и вовсе неотличимы от дам высшего света. И это не новое явление: вспомним о высоком престиже, которым пользовались японские гейши или такие древнегреческие гетеры, как знаменитая Таис Афинская.

В среде древнегреческой аристократии презрение к софистам было, по мнению большинства исследователей, обусловлено презрением ко всем людям труда, и к труду как к таковому вообще. Так, Б. Чернышев пишет: “Плутарх чрезвычайно четко выражает презрение к ручному труду. “Часто, наслаждаясь произведением, – пишет он, – мы презираем работника. Так, ароматы и пурпур доставляют нам удовольствие, но изготовители благовоний и красильщики считаются несвободными и низкими ремесленниками”. Далее следует еще более любопытное место: “Ни один благородный юноша, созерцая в Пизе Зевса, не пожелал бы сделаться Фидием, при виде Геры Аргосской – Поликлетом, или Анакреонтом, или Филетом, Архелохом, наслаждаясь их творениями”. Из этих слов видно, как глубоко и далеко простиралось презрение аристократов к работе. Они смотрели сверху вниз не только на ремесленников, занимавшихся “механическим” ручным трудом, но и на крупнейших представителей “свободных искусств” – великих гениев культуры, (Так, российские крепостники, “высший свет”, в эпоху Николая I считал себя вправе издеваться над “сочинителем” Пушкиным). Вполне понятно, как встретили появление платных “учителей мудрости” некоторые слои афинского общества! Самый факт их существования производил впечатление скандала” [8, с. 35–36].

Еще одни нюанс из книги того же автора: “Возмущало классического грека и то, что софисты прибегали к рекламе. Нас не шокируют развешанные всюду на стеках афиши. Софисты пускают в ход другие средства. Во времена Исократа (Впрочем, это уже в IV в. до н. э. – значительно позднее Протагора – И. Р.) за ничтожную сумму – в несколько драхм – они обещали сделать из своих учеников мастеров на все руки. Общаясь с софистами, они обретут “добродетель и счастье”, приблизятся к богам... (Что ж, во все века наряду с подлинными мастерами встречаются и дешевые халтурщики – И. Р.). “Хвастовство” софистов простиралось до мелочей. Учителя красноречия стремились поразить не только слух, но и зрение. По примеру своих предшественников рапсодов, Гиппий и Горгий одевались в пурпурные одежды. Но не все софисты были наглыми хвастунами. По условиям того времени (и любого времени – И. Р.) рекламирование с их стороны было делом вполне понятным и позволительным” [8, с. 39]. Кстати, вполне резонно предположить, что принятие Протагором на себя имени “софист” тоже было своеобразным рекламным трюком. Это еще раз доказывает, что разговор должен вестись не о значениях слова “софист”, а о существе рассматриваемого здесь явления.

Если говорить об историческом значении софистики, то, наверное, главное – это то, что софисты привнесли и сделали эмоционально значимым тот тип социальных взаимоотношений между обучающим и обучаемым, который впоследствии стал господствующим в европейской цивилизации: обучение как процесс общения двух равноправных взаимно уважаемых личностей. Как нам представляется, этот тип производства личности (именно как социальной, а не биологической сущности) оказался исторически наиболее продуктивным, и наивысшие достижения европейской (“западной”) культуры связаны именно с ним. Другие возможные типы взаимоотношений в системе “учитель – ученик” основаны на безусловном примате одного из них и, соответственно, ущемленности другого. С одной стороны, учитель может стоять на значительно более низкой социальной ступени, чем ученик, и быть постоянно третируемым как им, так и особенно его родителями (ситуация гувернантки). С другой – учитель может быть (или хотя бы стремиться к тому, чтобы казаться) чем-то вроде Бога живого, вне какой-либо критики (ситуация сэнсея в восточных единоборствах: “А кто задает Учителю какие-либо вопросы, того бьем по голове палкой”). К счастью, с конца эпохи Старого Порядка распространение последних двух типов социальных отношений все же сильно сократилось...
Показательна в этой связи та “скромность”, которой отличались противники “хвастливых” софистов. Так, Сократ помимо прочего еще заявляет Антифонту: “Похоже, что ты, Антифонт, видишь счастье в роскошной, дорого стоящей жизни (Вот мерзавец! – И. Р.). А по моему мнению, не иметь никаких потребностей есть свойство божества, а иметь потребности минимальные – это быть очень близким к божеству; но божество совершенно, а быть очень близким к божеству – это быть очень близким к совершенству” [16, с. 52]. Иными словами: “Я почти Бог, а ты, Антифонт, развратник” (см. выше). Платон, ученик Его Совершенства, разумеется, пошел еще дальше: “Диоген Лаэртский пишет, что когда Периктиона (мать Платона) была еще юной, Аристон пытался овладеть ею, но безуспешно; и прекратив свои попытки, он увидел образ Аполлона, после чего сохранял жену в чистоте, пока та не разрешилась младенцем” (III. 2). Так что перед нами еще один “сын божий”... [13, с. 164].

О Протагоре тоже есть легенда, подробно рассказанная Авлом Геллием (V. 3). Эпикур в одном из своих писем (Атеней VIII р. 354 С) говорит, что софист Протатор из носильщика корзин и дров стал сперва писцом у философа Демокрита. Вызвав у последнего удивление (своими способностями) по поводу какого-то особенного способа увязки дров, он был взят им к себе и обучался в какой-то деревне чтению, и это положило начало его устремлению к занятиям софистикой [9, с. 6]. Диоген Лаэртский также рассказывает об этом (XI, 53), добавляя, что Протагор первый изобрел так называемые “плечи”, на которых носят тяжести, как сообщает Аристотель в сочинении “О воспитании”. Причем, это скорее всего именно легенда, т. к. тот же Диоген Лаэртский приводит мнение Аполлодора и Дейнона (IX. 50), и о том же пишет Филострат в “Жизни софистов” (I. 10. 1), что отцом Протагора был Майандрий, “выделявшийся во Фракии своим богатством”. В другом античном тексте отмечается: “В сочинении “Великое слово” Протагор сказал: “Начинать учиться следует смолоду”. Пожалуй, он не говорил бы этого, если бы сам стал учиться в позднем возрасте, как об этом говорил и думал Эпикур” (Парижск. анекд. I. 171. 31; Гиппомах. В. З.) [9, с. 5, 7, 16].

Чтобы понять, почему “платонизм и софистика относятся друг к другу как утверждение к отрицанию”, достаточно сравнить эти две легенды. Б. Чернышев пишет: “Вместе с софистикой выдвигается на сцену мировой истории новая социальная группа. Впервые в ясной и отчетливой форме нарождается интеллигенция” [8, с. 32]. Если иметь в виду современную интеллигенцию, занимающуюся производством информации как товара, то с этим тезисом можно согласиться.

Вернуться к оглавлению

Рассоха И.Н. Апология софистов. Релятивизм как онтологическая система. Харьков. 2007.
Книга для публикации в ХРОНОСе предоставлена автором.


Здесь читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (сборник произведений).

"Философская культура" №1.

"Философская культура" №2.

"Философская культура" №3.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС