> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ОПЕРЕДИВШИЕ СВОЕ ВРЕМЯ... >
ссылка на XPOHOC

Игорь Рассоха

2004 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Игорь Рассоха

Народы, опередившие свое время,

и общества, выпавшие из истории

Исторические стадиальные флуктуации в развитии общества

На параде 

Колоннами построился один из опередивших, а затем выпавших...
Фото из кн.: The 20th century a chronicle in pictures. New York. 1989.

Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ СТАДИАЛЬНЫЕ ФЛУКТУАЦИИ

1. 1. ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – ЗАКОНОМЕРНЫЙ ПРОЦЕСС

Данная глава есть попытка обоснования нового понятия “стадиальные флуктуации”. Вообще термин “флуктуация” применительно к различным социальным явлениям применяется довольно широко. Так, “Словарь иностранных слов” определяет слово “флуктуация” как “1) случайное отклонение величины, характеризующей систему из большого числа частиц, от ее среднего значения; например (…) флуктуация плотности населения в пределах страны” [11, с. 533].

Широкую известность получила концепция Питирима Сорокина, который заявил буквально следующее: “Вопреки моему желанию увидеть в истории этапы поступательного, прогрессивного развития я неизбежно терплю неудачу, пытаясь как-то подкрепить такую теорию фактами. В силу этих обстоятельств я вынужден удовлетвориться менее чарующей, хотя, возможно, более корректной концепцией бесцельных исторических флуктуаций. Вероятно в истории и есть некая трансцендентная цель и невидимые пути продвижения к ней, но они еще никем не установлены. Концепция бесцельных флуктуаций представляется справедливой, и в том числе и при изучении экономических колебаний в истории… Предшествующее обсуждение проблемы колебаний политической, экономической и профессиональной стратификации показывает отсутствие какой-либо постоянной тенденции в этой области… История не дает достаточного основания утверждать ни тенденцию в направлении к раю процветания, ни к аду нищеты. История показывает только бесцельные флуктуации” [12, с. 310, 309, 373].

 И эта методологическая установка заводит  П. Сорокина очень далеко, поскольку в своем стремлении доказать отсутствие каких бы то ни было исторических закономерностей он принимается отрицать совершенно очевидные социологические факты с упорством порой даже комичным: “Данные показывают, что за последние несколько десятилетий в большей части европейских обществ происходил процесс увеличения интеллектуального труда за счет физического… И все же постоянная тенденция флуктуации не существует. Во-первых, увеличение в соотношении интеллектуального труда за последние несколько лет не наблюдалось ни в Англии, ни в Финляндии. Во-вторых, уловимы симптомы, свидетельствующие, что за последние два или три года эта тенденция либо приостановилась, либо в некоторых странах, как, например, в России, вытеснилась противоположной… Вывод из всего сказанного таков: в обществе происходят только ненаправленные флуктуации профессиональной стратификации и ничего более” [12, с. 372]. Напомним, что все это писалось в первой трети ХХ столетия, т. е. еще до многократного увеличения доли лиц умственного труда в ходе научно-технической революции.  В той же книге П. Сорокин с откровенной иронией пишет о социологических пророчествах Карла Маркса, именуя их “оракулами”: “Насколько сильно отличается профиль экономической стратификации в европейских державах начала ХХ века, то есть 50 лет спустя после оракула Маркса, от того, что предвосхищал Маркс, видно из следующих цифр… В любом случае цифры не подтверждают наличность какой-либо тенденции концентрации капитала в руках немногих и, как мы убедились, не подтверждают теорию постоянного обнищания низших классов” [12, с. 321, 319]. – Последующие 50 лет с неменьшей очевидностью опровергли оракул самого Сорокина об отсутствии постоянной тенденции к росту доли лиц интеллектуального труда, о том, что “в обществе происходят только ненаправленные флуктуации профессиональной стратификации и ничего более”.

Но ключевым среди подобного рода “оракулов” П. Сорокина было категорическое отрицание какого-либо исторического значения технологического прогресса, самого факта прогрессивного развития производительных сил. Он пишет: “Изобретений становится все больше и больше, но, несмотря на это, они еще не гарантируют высокий уровень жизни для каждого в нашем мире, даже в Европе… Когда нам говорят, что уровень жизни среднего парижанина почти столь же высок, как и короля Франции Карла IV, и когда мы видим резкий и удивительный взлет современной технологии производства, то нам воистину трудно допустить, что все это может удариться о стену и развалиться на куски. Но тем не менее годы мировой войны и особенно годы революций показали, как легко богатство и даже любые крохотные завоевания цивилизации могут быть разрушены в период, равный приблизительно дюжине лет… Теория бесконечного экономического прогресса ошибочна… Множество примитивных и цивилизованных обществ прошлого, которые закончили свою экономическую историю нищетой и бедностью, решительно не позволяют нам говорить о каком-либо законе прогресса “по спирали или не по спирали” для всех обществ. В лучшем случае такой прогресс оказывался местным и временным явлением. Все богатые кланы прошлого исчезли или обеднели. Это значит, что после периода обогащения наступил период обнищания. Кажется, что сходную судьбу имели многие финансовые корпорации, фирмы и дома. Если такова судьба этих социальных групп, почему судьба нации в целом должна быть иной?.. Тенденция увеличения среднего уровня благосостояния и дохода во второй половине XIX века в Европе и Америке является, вероятнее всего, частью такого крупного экономического цикла” [12, с. 311-315]. Т. е., по Сорокину, все проявления технологического прогресса – не более чем “бесцельные флуктуации”, а вся история человечества – не более чем совокупность подобных бесцельных флуктуаций, не подчиненная абсолютно никаким закономерностям.

Данная установка П. Сорокина логически взаимосвязана со столь же последовательным с его стороны отрицанием целостности человеческой личности. Он пишет: “Я утверждаю, что наше “я” мозаично и плюралистично. Оно похоже на фацеточный глаз, составленный из множества различных “я”, объединенных в пределах одного организма как физического носителя этих “я”… “Душа” каждого индивида – маленький микрокосм, точно воспроизводящий тот социальный макрокосм – социальную группировку, - среди которой он жил и живет и с отдельными группами которой он связан… Каждый из нас в течение 24 часов разве не испытывает ряд перевоплощений, где одно “я” сменяется другим, не похожим на первое (член семьи, представитель своей профессии, верующий, член партии и т.д.)… В нас, как в граммофоне, постоянно меняются “души”-пластинки, совершенно отличные друг от друга и часто борющиеся одни с другими. Постоянным остается только наш организм как телесный носитель (Выделено мной – И.Р.) различных “душ” [13, с. 562-566]. – А раз так, то и какие-то устойчивые закономерности в поведении каждой конкретной личности как единого целого искать так же бессмысленно, как и закономерности в человеческой истории в целом. (Иными словами, если бы точка зрения П. Сорокина стала общепринятой, то остались бы без работы и куска хлеба не только социальные философы, но и психологи…)

Здесь уместно напомнить, что (вопреки Сорокину) представление о целостности человеческой психики, о единстве души человека общепризнанно во всей современной психологии (впрочем, у психиатров есть специальный термин для состояния расщепленного сознания – “шизофрения”). Представление о целостности человеческой личности разделяется и большинством философов. Так, А. М. Кривуля справедливо указывает, что все видовое богатство общественных отношений есть не что иное, как богатство аспектов нашей субъективной оценки единой деятельности людей в их универсальной взаимосвязи: “Важно подчеркнуть, что, говоря об относительно обособленном функционировании тех или иных видов отношений и деятельности, не следует забывать об их связи и даже известной доле синкретизма, выражающейся в  том, что так называемое видовое многообразие общественных отношений и деятельности часто есть не что иное, как богатство аспектов оценки единой человеческой жизнедеятельности и связи людей” [14, с. 74, 149].

Всякая здоровая человеческая личность целостна (“имеет одну душу”), следовательно, все ее ценности и представления о мире должны увязываться в некую более или менее целостную систему, иначе человек просто не смог бы адекватно реагировать на окружающую его действительность. Следовательно, необходимо должно существовать достаточно однозначное соответствие между образом жизни конкретного человека и его образом мыслей: иначе ему пришлось бы одно из этих двух изменить. То же можно сказать и о каждом конкретном социуме. Ведь всякое общество состоит из конк­ретных личностей, каждой из которых свойственен определенный образ жизни, причем диапазон (“меню”) этих возможных образов жизни и их соотношение в каждом конкретном социуме ограничен и достаточно жестко детерминирован — уровнем технологии, а также особенностями исторического развития данного социума. Следовательно, будут достаточно жестко соответствовать, в частности, уровень технологического развития данного общества и присущий ему диапазон “образов мысли”, иначе говоря, духовная культура данного общества (которая, в свою очередь, определяет систему стимулов людей к деятельности, а следовательно, и уровень технологии данного общества, т. е. связь здесь диалектическая). Можно сказать, что мы имеем дело с целостностью культуры данного социума как единого взаимосвязанного феномена. Т. е. в каком-то смысле в социологии возможно то же, что и в палеонтологии: как на основании пары зубов можно воссоздать облик всего животного, так и на основании нескольких отдельных проявлений культуры можно воссоздать облик общества в целом. Собственно, именно этим занимаются археологи, да и прочие историки.

Разумеется, в социологии все гораздо сложнее, чем в биологии. Во-первых, разные общества, в том числе находящиеся на разных ступенях развития, взаимодействуют друг с другом, обмениваются элементами культуры. Далее, если сложилась определенная мощная интеллектуальная традиция, она может воспроизводиться даже в случае бурного технологического прогресса (или напротив, глубокого упадка) данного общества. Но в целом связь между образом жизни (в частности, уровнем технологии) данного общества   и  присущей ему системой ценностей, ментальности и духовной культуры — несомненны (в марксизме это получило название “закон соответствия между уровнем развития производительных сил и производственных отношений”). Можно с достаточно высокой степенью вероятности утверждать, что общество бродячих охотников не будет строить городов, люди, практикующие человеческие жертвоприношения богам на пирамидах, знакомы с земледелием и в то же время не знакомы с принципом равенства всех перед законом, а там, где действует указанный принцип, уже произошел промышленный переворот.

Ю. В. Павленко верно говорит по этому поводу, что в историческом развитии общества между явлениями экономической, общественно-политической и культурно-мировоззренческой сфер наблюдается «полифоническая корреляция», когда, скажем, определенному типу социальной организации может соответствовать определенный спектр экономических и культурных показателей. Например, кочевники могут быть на уровне позднепервобытных племен или могущественных раннегосударственных объединений, быть язычниками-политеистами или исповедовать одну из высших религий, иметь прекрасную живопись (монголы) или не знать никакого изобразительного искусства. Но нигде у кочевников мы не найдем, скажем, тотемизма или философии в собственном значении этого слова. «То есть, отказываясь от моноопределенной корреляции экономических, общественных и культурно-мировоззренческих феноменов, следует признать, между ними поливариантную, но по-своему не менее жесткую корреляцию» [15, с. 194-195]. 

Вопреки П. Сорокину история человечества по самому большому счету представляет собой непрерывный путь прогресса, причем прогресса все более ускоряющегося. Так, 2 млн. лет назад по Земле бродило несколько сотен тысяч самых первых людей, еще очень похожих на обезьян, разве что они научились оббивать гальки и кидаться камнями. И с тех пор человечество достаточно серьезно (и закономерно!) изменилось, иначе мы и по сей день оббивали бы те же гальки… Но главное – сам род людской, появившись, более не исчез, т. е. не стал случайной флуктуацией.

– 50 тысяч лет назад наряду с древними расами уже существовали люди вполне современного вида, в совершенстве овладевшие огнем, делавшие одежду, жилища и разнообразные каменные орудия, владевшие речью, открывшие религию и освоившие почти весь Старый Свет до границ ледников. Было на Земле людей уже от одного до нескольких миллионов. И на протяжении всей дальнейшей истории все эти достижения никогда не были утрачены, несмотря на случаи глубокого регресса (вплоть до утраты навыков пользования огнем) у отдельных племен.

– 10 тысяч лет назад люди освоили уже весь Земной шар, за исключением Антарктиды и некоторых дальних островов. Они изобрели лук со стрелами, рыболовство, а самые передовые коллективы на Ближнем Востоке уже перешли к земледелию и скотоводству, открыли ткачество и гончарство. Причем численность человечества превзошла 10 млн. чел. И ни одно из этих достижений в дальнейшем не было утрачено, не “ударилось о стену и разбилось на куски”!

– 5 тысяч лет назад (3000 г. до н. э.) люди уже открыли колесо, прочно освоили металлургию, пашенное земледелие, судостроение, создали письменность, построили города и величественные храмы, создали государства (например, к этому времени в единое государство объединился Египет). И ни плуги и повозки, ни города, ни металлургия, ни письменность, ни государственность больше с лица Земли никогда не исчезали. Людей же стало не менее 50 млн.

– 2,5 тысячи лет назад (500 г. до н. э.) люди уже прочно освоили алфавитное письмо, производство стекла и металлургию железа, изобрели деньги, векселя и создали банки. Были построены парусные суда с килем и шпангоутами, многоэтажные дома, водопроводы, канализация, мощеные дороги. Вавилон превратился в первый мегаполис с населением в несколько сотен тысяч человек (а всего людей на Земле стало свыше 150 млн.). Персия стала первой настоящей мировой империей, объединившей множество стран от Египта до Индии, а в Афинах и других самоуправляющихся городах Греции были созданы первые демократические режимы, во многом похожие на современные. И этот опыт в дальнейшем не был утрачен, по крайней мере, мировые империи в Азии и самоуправляющиеся города в Европе затем существовали непрерывно вплоть до нашего времени, так же как и деньги, и гигантские города – центры “миров-экономик”. Но главное: к 500 году до н. э. уже сложилась математика в Финикии и Греции, медицина в Египте, астрономия, а также астрология и другие гадательные практики в Вавилонии, были написаны основные книги Ветхого Завета, созданы “Иллиада” и “Одиссея”, “Махабхарата” и “Рамаяна”, “Веды” и “Упанишады”, выступили со своими учениями Конфуций и Лао-цзы, Будда и Заратустра, Исайя и Пифагор, Фалес и Гераклит… – Т. е. сложились духовные основы великих цивилизаций Европы, Ближнего Востока, Ирана, Китая и Индии. И сложившаяся к тому времени духовная традиция более никогда не прерывалась.

– 500 лет назад (1500 г. н. э.) уже были совершены главные географические открытия: открыты Америка и морской путь в Индию. Мир стал необратимо становиться все более единым, начала формироваться мировая цивилизация на основе цивилизации Европы. К этому времени широко распространились ветряные и водяные мельницы, мыло и огнестрельное оружие, доменная металлургия, книгопечатание и бумага, очки и оконные стекла, сложились представительские законодательные органы (например, парламент в Англии), творили Парацельс и Коперник, Лютер и Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи и Рафаэль. И, несмотря на все социальные бури, технологический, культурный и экономический потенциал Европы и всего человечества с этого времени и до наших дней в целом лишь возрастал. Численность человечества к тому времени достигла 300 млн. чел.

– 200 лет назад (1800 г.) мир во многом уже был похож на современный. Так, Америка уже была во многом освоена европейцами. Уже существовали Соединенные Штаты Америки, действовала их демократическая конституция, проходили свободные выборы президента. В Европе были сформулированы и во многом испробованы (во времена Великой Французской революции) почти все политические доктрины вплоть до коммунизма (“бешеные” и Гракх Бабеф), но в первую очередь – национализм. Уже существовали академии наук, научные журналы, созданы физика (в т. ч. активно развернулось исследование электричества), современная химия, биология, филология, археология, экономическая наука, получили развитие практически все современные литературные языки Европы. Европейцами были захвачены многочисленные колонии в Азии и Африке, в том числе Индонезия и значительная часть Индии. В экономическом же отношении мир уже полностью представлял собой единое целое, при очевидном культурно-технологическом доминировании европейской цивилизации. К этому времени уже существовали воздухоплавание и общественный транспорт (дилижансы), телеграф Шарпа во Франции, железные дороги в Англии и были созданы первые суда и повозки с паровым двигателем. Но главное – в Англии уже вовсю развернулся промышленный переворот, были созданы металлообрабатывающие станки и текстильные фабрики и начал широко внедряться в производство паровой двигатель. В дальнейшем индустриализация и европеизация мира развивались только по нарастающей. Население Земли к 1800 году достигло 1 млрд. человек.

– 100 лет назад (в 1900 г.) население Земли превысило 1,5 млрд. человек. К этому времени принципы европейской цивилизации помимо государств Америки восприняла Япония (и отчасти Турция), все же остальные страны мира были приобщены к западной цивилизации насильственно, превратившись в колонии или полуколонии ведущих индустриальных держав. Но в то же время передовые страны пережили в XIX веке небывалый экономический и культурный расцвет, именно в этом столетии экономический рост стал постоянным и начал устойчиво опережать рост численности населения, причем (вопреки П. Сорокину) это было связано именно с прогрессом технологии. Жизненный уровень населения передовых стран стал расти, начались колоссальные перемены в их быту. Железные дороги и пароходы преобразили транспорт, производство сосредоточилось на огромных фабриках и заводах. К рубежу ХХ века уже были изобретены автомобиль, радио, кинематограф, граммофон, электрическое освещение, телефон, железобетон, трамвай, метрополитен, построены небоскребы, открыты электрон, радиоактивность и рентгеновские лучи, начаты исследования по генетике. Широкое распространение получили идеи либеральной демократии, во всех передовых странах были введены конституционные свободы, установлено равенство всех граждан перед законом, в большинстве стран мира было отменено рабство.

– Через 60 лет, в 1960 году, население Земли, несмотря на две мировые войны, достигло 3 млрд. человек. Важнейшими видами транспорта стали автомобиль и самолет, появилось цветное телевидение. Получили самое широкое развитие конвейерное производство, строительство из железобетона, синтетические лекарства,  пластмассы, бытовые электроприборы. Были созданы квантовая физика, молекулярная биология и научная психология, электронно-вычислительные машины, атомные электростанции и космические ракеты. Наиболее передовые страны по уровню потребления достигли стадии “общества благоденствия”, была создана мощная система социального страхования, огромного влияния достигли профсоюзы, развитие экономики приобрело во многом плановый характер. Повсеместно было провозглашено равноправие женщин, в т. ч. политическое, молодежь начала поиск альтернативных образов жизни в “молодежных субкультурах”. К этому времени окрепли международные организации, в частности, ООН, были заложены основы международного права (например, принята Всеобщая декларация прав человека), положено начало региональной экономической интеграции. Большинство колоний освободилось, и теперь их народы перенимали принципы западной цивилизации уже добровольно и самостоятельно. К этому времени различные формы рабства и личной зависимости были изжиты уже практически во всем мире.

Еще спустя 30 лет, в 1990 году, население Земли превысило уже 5 млрд. человек. Примерно 10 лет назад мир резко стал еще намного более однородным в социально-политическом отношении. Теперь в большинстве стран, даже в Тропической Африке, установился режим многопартийной демократии и экономической свободы. Многие бывшие колонии превратились в могущественные “новые индустриальные государства”. Огромную роль приобрели региональные союзы государств, особенно в Западной Европе, которая начала сливаться в единую политическую и экономическую общность, при свободном развитии национальных культур составляющих ее народов. Производство стало диверсифицированным и гибким, в очень большой мере автоматизированным и компьютеризированным, ресурсосберегающим и экологичным, при этом все большую роль стало играть “нематериальное производство”: социальная сфера, НИОКР и особенно “индустрия досуга”. Молодежные альтернативные движения дали толчок к эпохальным изменениям образа жизни людей, их семейных отношений, к широкому включению в унифицированную мировую культуру духовных достижений народов Востока, к развитию мощного движения в защиту окружающей среды. В передовых странах резко расширилось участие трудящихся в управлении своим предприятием. Начали широко внедряться композитные материалы и биотехнологии, огромную роль приобрела космическая связь (в частности, появились сотовые телефоны), люди стали постоянно работать в космосе, а космические аппараты исследовали практически все планеты Солнечной системы. Но наиболее впечатляющую глобальную революцию не только в технологии, но и в самом образе жизни многих миллионов людей вызвало появление персональных компьютеров и особенно объединение их в глобальную сеть Internet.

Этот краткий экскурс в историю человечества был необходим именно потому, что сейчас по-прежнему в моде у некоторых мыслителей отрицать сам факт прогрессивного развития человечества и горестно стенать о грядущем либо уже наступившем упадке. Так что наличие закономерного исторического прогресса (а не только “случайных исторических флуктуаций”, согласно П. Сорокину) теперь приходится доказывать. Это, впрочем, нетрудно.

 

 

Вернуться к оглавлению

Рассоха И.Н. Народы, опередившие свое время, и общества, выпавшие из истории Исторические стадиальные флуктуации в развитии общества. Харьков. 1994-2004.
Книга для публикации в ХРОНОСе предоставлена автором.


Здесь читайте:

Игорь Рассоха (авторская страница). 

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Чанышев А.Н., Бертран Рассел Предфилософия Эллады.

Милетская Школа. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен.

Русская национальная философия в трудах ее создателей (сборник произведений).

"Философская культура" №1.

"Философская культура" №2.

"Философская культура" №3.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС