> XPOHOC > БИБЛИОТЕКАВЯЧЕСЛАВ КЛЫКОВ >
ссылка на XPOHOC

Ирина Панова

2007 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Ирина Панова

Вячеслав Клыков. Воин святой Руси

Панова Ирина. «Вячеслав Клыков. Воин святой Руси». М., "Алгоритм", 2007.

Глава 29. Воин силен духом

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит
на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей...
И будет он как дерево, посаженное при потоках вод,
которое приносит плод свой во время свое,
и лист которого не вянет, и во всем,
что он ни делает, успеет».
Псалтирь. Из псалма 1

Рассказывая о себе, о своей жизни, Вячеслав Михайлович как-то упомянул, что во время учёбы в художественном институте у него появилась общественная работа. Тогда Клыков узнал много новых людей, «масштабы общения» захлестнули будущего скульптора. В сущности, обмолвился человек: «Появилась общественная работа», но какой огромный жизненный пласт, сколько нервов, здоровья, свободного времени стоит за этой обмолвкой! Как и любовь к скульптуре, эта страсть быть в гуще людской, помогать соотечественникам, вести их за собой — у него сохранилась до конца жизни.
Клыков не любит выражения «появляться на волне». В применении к нему это бессмыслица: он ниоткуда не выплыл, он любую «волну» сам может поднять. Но так же, как в творчестве он сформировался из милых мармыжанских видов, из горя материнских песен, из фронтовых, окопных отцовских былей, из бабушкиных молитв, из церковных звонов, запавших в душу с детства, так и в общественном сознании он, почувствовав в народе пробуждение национальной струны, стал его выражением. 70-80-е годы — русское время. Мы поняли, что пришла пора покаяться, опамятоваться, заявить, что есть такая нация — русский народ. На общественную арену вышли замечательные радетели и заступники наши: В.Г.Распутин, В.И.Белов, Г.В.Свиридов, И.С.Глазунов; из священнослужителей — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Все громче и уверенней заявляли о себе патриотически настроенные поэты, художники, композиторы, писатели, журналисты. В первых рядах этой прогрессивной русской интеллигенции всегда шел Клыков. Не случайно каждое его выступление, в печати или публично, каждый сработанный им памятник сразу же становились объектами бурных споров. Все, что связано с именем Клыкова, вызывало в некоторой части нашего общества бурю негодования, ожесточение, возмущение. Слава Богу, и сам Вячеслав Михайлович, и весь «Клыковский стан» привыкли относиться к нападкам равнодушно. «А он себе идет вперед...»
Есть такой документальный фильм: Клыков сидит на берегу ручья (или речки), любуется чистыми водами и говорит о только что открытом неподалеку Монументе Победы на Прохоровском поле: «Звонница могла родиться только от любви к этой прекрасной, многострадальной земле, к многострадальному русскому народу». Вспомним Толстого: «Чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском — любовь к родине». Это, глубокочтимый Лев Николаевич, смотря в каком русском и как проявляющееся. Конечно, раздражают отряды вечномитингующих и вечноголосящих, называющих себя (даже между собой, не для постороннего уха!) патриотами. Уж назывались бы как-то иначе, что ли... Но из-за них надо ли нам стыдиться естественного чувства близости к Родине? Похоже, мы так долго вынуждены были избегать слов «русский», «русская культура», что и забывать их как-то стали. А ведь

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам...
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
А.С.Пушкин

В том же документальном фильме (режиссер Н.Ф.Ряполов) эпизод «На берегу ручья» обретает символический смысл: Клыков, как Антей, припадает к родной земле, черпает из нее силы, а прозрачные воды (тут еще дождик в солнечный день брызнул, покрыл сверкающими каплями лицо и куртку героя!) словно зовут вернуться к истокам, нашим традициям, заветам предков, к неиссякаемому роднику народной жизни.
Говорят, если человек всюду, — он нигде. Абсолютно неверно. И Клыков был ярким тому доказательством. Попробую перечислить его ипостаси.
Президент Международного фонда славянской письменности и культуры, глава Всероссийского соборного движения, сопредседатель Российского земского движения, член президиума Народно-патриотического Союза России, главный редактор журнала «Держава», член редколлегий ряда газет и журналов. За творческие достижения и огромную общественную работу удостоен звания «Человек года» за 1997 год, он почетный гражданин городов Нови - Сад (Сербия), Тирасполь (Молдавия), Калач-на-Дону (Россия).
С неизменной последовательностью, мужеством и упорством Вячеслав Михайлович выступает за возвращение России к традиционной государственности, к завещанным предками устоям. «Сохранив православные идеалы, мы обязаны восстановить свое национально осмысленное жизнеустройство», — полагает он. Еще задолго до того, как в прессе поднялась дискуссия по поводу необходимости выработки государственной идеи, Клыков настойчиво доказывал публично, что такая идея жива в народе, она не могла умереть, ибо не выдумана в научных кабинетах, а выстрадана и обретена всем тысячелетним опытом нашего исторического бытия. Этот высший закон Державы Российской — Православие, Самодержавие, Народность. Патриотическая триада, впервые сформулированная два века назад царским министром графом С.С.Уваровым, всегда была и непременно станет в будущем мощным средством духовного единения народов России и всего славянства.
Неотъемлемая часть нашей традиционной государственности — соборное волеизъявление. Если мы воспользуемся этим своим священным всенародным правом, нам удастся остановить беззакония, творимые в стране, отстоять православные идеалы, а значит — спасти Россию от порабощения, исчезновения из мировой истории. Восьмидесятилетние губительные эксперименты над русским народом не смогли заглушить в нем тягу к соборности, православное соборное сознание. Это подтвердили Земские Соборы, проведенные под руководством В.М.Клыкова.
Первым из них стал Донской Земской Собор, состоявшийся в ноябре 1996 года в Новочеркасске, столице казачества. Собор благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Затем были Курский, Крымский, Невский (в Санкт-Петербурге) и Волжский (в Саратове) Земские Соборы. Разумеется, подготовка к таким ответственным съездам, проработка всех деталей, написание проектов резолюций и других документов — сложный, длительный труд, и по плечу он лишь мудрым, убежденным и стойким людям, таким, каким был Вячеслав Михайлович. Он же являлся бессменным председателем на всех соборах.
- Почему мы стыдливо умалчиваем о том, что наша власть незаконна? — говорил он. — Боимся, что нас упрекнут в излишней политизированности? Почему? Восстановление законной государственности, узурпированной в 1917 году, будет шагом народа, выражением его воли. Нужно поверить в разумность и неизбежность такого шага. Никто, кроме нас, тех, кто разделяет наши убеждения, не сделает этого, такой шаг требует огромных совместных усилий. В конце концов, восстановление законной государственности — гарантия расцвета культуры нашего народа, развития исторических традиций, науки, всех областей жизни. Вот почему мы за «Высший совет всея Русской Земли» — Земские Соборы, за наши державные идеалы: Православие, Самодержавие, Народность.
Тут я позволю себе небольшой экскурс в историю. Вячеслав Михайлович часто ссылался на Уваровскую теорию, цитировал труды графа, с уважением относился к славянофилам. Скажем несколько слов о С.С.Уварове, повторив некоторые, возможно, уже известные читателю положения.
Граф Сергей Семенович Уваров (1786-1855) был президентом Российской академии наук, министром народного просвещения. Его теорию высочайше одобрил император Николай I как официальную государственную доктрину. В Уваровской триаде Самодержавие провозглашалось главным условием политического существования России. Что же касается Православия, то, как писал граф Уваров, «русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего Православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова». Он определял государственное начало так: «Да непоколебимо стоит Трон и Алтарь, собственно русское начало, русский дух, наша святыня». Наиболее уязвимым теоретически компонентом триады была Народность. Вот почему обоснование этого положения подверглось некоторым изменениям в трудах Уварова.
Рост освободительных движений славянских народов в Австрийской и Турецкой империях, а также восстание греков против турок в 1821-22 годах нашли мощный отклик в русском обществе, выражавшем сочувствие единоверцам. Под влиянием известного историка М.П.Погодина, который после возвращения из поездок по Восточной Европе написал министру просвещения ряд записок по славянскому вопросу, требуя поддержать славян — естественных союзников России, С.С.Уваров занял четкую прославянскую позицию, подчеркивая у родственных народов «тождественность религиозных идей и исторических истоков, общую веру в будущее России». «Кто бы ни действовал в противоположном направлении — он враг, в какие бы цвета ни рядился», — писал С.С.Уваров министру иностранных дел К.В.Нессельроде. Граф Уваров поддержал широко развернувшееся в России движение, ставившее своей целью помочь славянским братьям. Началась публикация исследований в области славянской филологии и истории, направлялись средства, молитвенники, требники, дароносицы для пополнения обедневших церквей наших единоверцев. Уваров отмечал, что идея славянства сильнее всего действует «на сокровенную струну русского сердца». Обращаясь к императору, он доказывал, что славянский вопрос «содержит святыню наших верований, нашей самобытности, нашего народного духа (выделено мной, — И.П.), имеющую в пределах законного развития неоспоримое право на ближайшую попечительность правительства».
Обратим внимание на слова «нашего народного духа». Фактически автор триады отождествляет понятия «славянство» и «русская народность». Как известно из истории, эти взгляды Уварова не были поддержаны политической верхушкой страны.

Клыкова-политика и общественного деятеля отличали поразительная последовательность и целеустремленность. Все акции, которые он возглавлял, - и по линии казачества (он был генерал-лейтенантом Казачьих войск), и по линии Земского, Соборного, Славянского движений – все они проходили под выстраданными им, выверенными лозунгами. Уверена, что к этим его заветам Россия еще вернётся.
Последним детищем Вячеслава Михайловича был Союз русского народа, на подготовку создания которого, составление основополагающих документов он, уже тяжко больной, преодолевающий неизлечимый недуг, потратил много времени и сил. Думаю, будет справедливо, если Союз русского народа будет назван его светлым именем.


Здесь читайте:

Клыков Вячеслав Михайлович (биографические материалы).

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах: www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС