Накануне войны
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Н >

ссылка на XPOHOC

Накануне войны

-

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Накануне войны

Материалы совещания высшего руководящего состава РККА

23-31 декабря 1940 г.

Кузнецов Ф.И., генерал-лейтенант, командующий войсками Северо-Кавказского военного округа

(Выступление по Докладу начальника Главного управления ВВС Красной Армии генерал-лейтенанта авиации Рычагова П. В. "Военно-Воздушные Силы в наступательной операции и в борьбе за господство в воздухе".)

Докладчик охарактеризовал состояние военно-воздушных сил Германии и Англии в таком положении, что несмотря на то, что почти полтора года идет война, однако роста ВВС этих воюющих сторон не видно. Едва ли можно согласиться с таким положением. Это противоречит фактическому состоянию военно-воздушных сил воюющих сторон.

Германия, [судя] по той таблице, которую докладчик представил, в 1937 г. имела 2120 самолетов. В этой же таблице указано, что она в 1940 г. имела 9600 самолетов. Нужно учесть, что в Германии месячная производительность самолетов в 1938 г. равнялась примерно 400, в 1939 г. производство самолетов возросло от 600 до 800 в месяц. Если в 1938 г. германские военно-воздушные силы пополнились примерно на 5000 самолетов, а в 1939 г. на 7,5 — 8 тысяч самолетов, то это уже само по себе определяет рост германских военно-воздушных сил. Конечно, к началу войны в 1939 г. Германия имела значительно больше самолетов, чем 9600. Если верить данным заграничнрй печати, то количество самолетов в Германии равнялось 12,5 — 13 тысячам самолетов. Американцы считают, что Германия в 1940 г. производит ежемесячно до 2000 самолетов. Некоторые данные можно было бы оспаривать и в отношении состояния ВВС Англии. Англией заказано в 1939 — 1940 г. Америке 10 000 самолетов; из этих 10 000 Англия получила в 1940 г. 5,5 — 6 тысяч самолетов. Затем произведено до 4000 самолетов .в Канаде. Ежемесячная производительность самолетов в самой Англии составляет 900 самолетов. Все это показывает несомненный рост ВВС Англии. В августе 1940 г. Черчилль утверждал, что Англия догнала Германию по производству самолетов в месяц.

Эти факты показывают, что когда ведут вооруженную борьбу две стороны, имеющие мощные вооруженные силы, и если одна из сторон в какой-либо степени хотя и уступает своему противнику (как, например, Англия в 1939 г. и первой половине 1940 г.), но когда борьба ведется со всей решительностью, расчеты на молниеносную войну не всегда оправдываются.

Нам нужно в современной войне строить расчеты на то, чтобы завоевать господство в воздухе. Это несомненно решающий фактор. В войне между Германией и Англией, которая ведется ВВС и на море с неослабным напряжением, трудно сказать, когда и в какой обстановке эта война кончится. Необходимо изучить опыт современной войны, чтобы взять все поучительное из него, но не останавливаться на этом, а идти дальше.

В гражданскую войну в Испании впервые в истории имели место наиболее поучительные факты в применении воздушных сил для атаки наземных войск. Немцы в войне с Польшей, Бельгией и во Франции широко вели атаки наземных войск своими ВВС. Каждый раз способ атаки должен соответствовать обстановке. [200]

Тов. Рычагов определил состав ВВС фронта в количестве 4000 самолетов, но почему он привел эту цифру, для меня не совсем понятно. Докладчик недостаточно развил и не обосновал эту норму в своем докладе. Я считаю, что эта цифра должна быть значительно больше. В мировую войну Германия и Австро-Венгрия развернули на восточном театре примерно от 150 до 170 дивизий, имея главные силы в полосе тактической обороны. Если бы на таком фронте приходилось вести войну в современной обстановке, то несомненно, состав ВВС фронта был бы значительно увеличен в сравнении с нормами, предложенными докладчиком.

До начала войны, примерно к августу месяцу 1939 г., по данным иностранной печати, Германия имела 580 аэродромов. Эта сеть была рассредоточена по гигантской букве П вдоль западной, северной и восточной германских границ. Это позволяло германскому командованию сосредоточивать для ведения войны в Польше, в Бельгии и Франции свои ВВС, массировать их применение, осуществлять широко маневренность в использовании своих ВВС.

Какие задачи будут решать военно-воздушные силы в борьбе за господство в воздухе? Это несомненно основная задача и, естественно, она в докладе и во всех выступлениях привлекает наибольшее внимание. Завоевать господство в воздухе — это значит лишить противника возможности вести боевые действия своими ВВС.

Нужно сделать вывод, что если будет вестись только воздушная война, трудно будет рассчитывать на победу. Это показывает опыт войны между Англией и Германией. Достигнуть решительного успеха только одними военно-воздушными силами в короткий срок нельзя будет. Воздушную войну и войну на море между Англией и Германией можно вести еще долгое время. Авиация будет разрушать города, будет приносить страшные бедствия мирному населению, но рассчитывать на достижение победы действиями только воздушных сил представляется маловероятным.

В то же время надо учитывать, что без достижения превосходства в воздухе, без подавления авиации противника на какой-то определенный срок, в течение которого надо провести решительные операции наземными войсками, без достижения этого трудно рассчитывать получить решительный успех над противником. Поэтому война должна вестись и в воздухе, и на земле; и только та сторона, которая будет иметь превосходство и воздухе, и та сторона, которая будет иметь наиболее сильно подготовленную и оснащенную наземную армию, та сторона несомненно может получить решительную победу над сильным противником.

Пример войны Германии и Польши является недостаточно поучительным, ибо нельзя сравнивать и принимать во внимание армию Польши, как достойного противника германских вооруженных сил. То же надо сказать об армии Франции.

Самостоятельные действия военно-воздушных сил по наземным войскам несомненно явятся решающим фактором периода стратегического сосредоточения и периода оперативного развертывания. Прежде чем подойдут главные наземные войска фронта, прежде чем начнется наше наступление по всему фронту, до этого нужно будет направить удары ВВС по наземным войскам противника, чтобы ослабить их, вывести из их состава как можно больше соединений, сжечь как можно больше автомобилей, тракторов, горючего, боеприпасов и т. д. Это важнейшая задача. И если военно-воздушные силы выполнят эту задачу, тем самым они окажут большую помощь в решении задачи своим наземным войскам. Но при решении этой задачи нецелесообразно будет распылять действия авиации.

Здесь товарищи приводили пример, когда немецкая авиация появлялась на поле боя по вызову командира роты. Но это противоречит системе, по которой немцы используют свою авиацию. Очевидно, речь идет об отдельном каком-либо факте с целью рекламы. В современной войне немцы централизуют свои военно-воздушные силы. Они находятся в руках главного командования военно-воздушных сил и даже фронт не имеет в своем распоряжении ВВС. Надо учесть, что такая система имеет весьма серьезные минусы. При слабом воздушном противнике, какими были Франция, Польша и Англия (последняя в 1939 г.), немцы могли ВВС централизовать. [201] Но если война будет вестись между двумя равноценными противниками, то такая жесткая централизация к добру не приведет. Французы и англичане испытали в мае и июне 1940 г. все тернии излишней централизации и двухголового командования. Главное командование должно иметь сильную авиационную группу в своем распоряжении — 9 — 12 авиадивизий. Основная группировка ВВС должна быть передана фронту и армиям. Ниже армии дробить ВВС нецелесообразно, ибо это приведет к распылению авиации.

Вопрос планирования использования ВВС в наступательной операции — это вопрос чрезвычайно большой. Для ВВС будет всегда много задач, гораздо больше, чем будет для этого авиации, как бы она ни велика была по своему составу. Поэтому, если авиацию направлять для действия по ее целям нецелеустремленно, без жесткого плана, можно в короткие сроки свою авиацию вывести из строя, можно преждевременно израсходовать все летные ресурсы, издергать свой летный состав, изнурить свои ВВС и в наиболее критический период развития операции можно оказаться в крайне тяжелом состоянии, когда своя авиация, достаточная по численности, будет недостаточной по силе.

Поэтому планирование использования ВВС в наступательной операции — важнейший вопрос, и командующий фронтом должен твердо определить, для решения каких задач он будет использовать авиацию армии. Командующие армиями должны знать, сколько их авиации будет израсходовано по заданию фронта и какими возможностями ВВС они будут располагать для решения своих задач.

Таким образом, планирование использования военно-воздушных сил в наступательной операции или оборонительной операции (сегодня у нас тема — наступательная операция) — это вопрос важнейшего порядка, который решает командующий фронтом. Главное командование должно иметь достаточно сильную группу для того, чтобы на важнейшем операционном направлении авиация Главного командования могла бы своевременно придти на помощь фронту и перевесить в борьбе с врагом чашу весов на свою сторону именно в тот период, когда создается наиболее кризисное состояние в развитии наступательной операции. [202]

РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 57, л. 60 — 65.

К оглавлению


Накануне войны. Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г. Электронная версия текста с сайта militera.lib.ru/docs/da/sov-1940/index.html


Далее читайте:

Кузнецов Федор Исидорович (1898-1961), военный деятель.

Документы 1940 года XX века (исторические источники).

Основные события 1940-го года (хронологическая таблица).

Документы и материалы кануна Второй мировой войны 1937-1939 гг. В 2-х томах. Москва. Политиздат. 1981.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС