Родственные проекты:
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    	
	 
 
     | 
    
    
     
      Нестор Махно
      РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НА УКРАИНЕ
      (Первая книга) 
            Глава IX
            НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ
            Перейдем к Общественному комитету и разберемся в том, что мы, 
            делегаты от Крестьянского союза, пользуясь его авторитетностью в 
            данном районе, сделали. 
              
            Первое – это то, что, овладев функциями земельного отдела, мы 
            постарались, чтобы продовольственный отдел тоже представил из себя 
            отдельную единицу. А далее, когда одно время я фактически овладел 
            всем Общественным комитетом, я и ряд других товарищей из 
            Общественного комитета настояли, чтоб милиция была упразднена, и 
            когда по случаю нажима из центра нам это не удалось, то провели 
            лишение прав милиции самостоятельных арестов и обысков и этим свели 
            ее роль на разносчиков пакетов от Общественного комитета по району. 
            Далее, я созвал всех помещиков и кулаков и отобрал от них все 
            бумажные сделки о приобретении ими земли в собственность. По этим 
            документам земельный отдел произвел точный учет всему земельному 
            богатству, каким располагали помещики и кулаки в своей праздной 
            жизни. 
              
            Организовали при Совете рабочих и крестьянских депутатов комитет 
            батраков и создали батрацкое движение против помещиков и кулаков, 
            живущих их трудом. 
              
            Установили фактический контроль батраков над помещичьими и кулацкими 
            имениями и хуторами, подготовляя батраков к присоединению к 
            крестьянам и совместному действию в деле экспроприации всего 
            богатства одиночек и провозглашению его общим достоянием трудящихся. 
              
            После всего этого я лично уже не интересовался Общественным 
            комитетом как единицей, через которую в рамках существующего порядка 
            можно было еще что-нибудь легально сделать полезного для поддержания 
            роста революций среди тружеников подневольной деревни. 
              
            Я, посоветовавшись с рядом отдельных товарищей, предложил всей 
            группе установить принцип обязанности для всех своих членов – 
            пропагандировать среди крестьян и рабочих, чтобы эти последние 
            стремились не останавливаясь ни перед чем, изменять свои 
            Общественные Комитеты, которые стремились быть менее зависимыми от 
            воли и права крестьян и рабочих, чем от какого-либо распоряжения 
            правительственного комиссара; ибо «общественные комитеты», как 
            территориальные правительством руководимые единицы, не могут быть 
            революционными единицами, вокруг которых должны группироваться живые 
            силы революции. С развитием революции они должны сойти со сцены. 
            Трудовые массы их распустят. К этому нас зовет социальная революция. 
              
            Обращая свой взор к социальной революции, мы должны теперь же 
            работать во имя ее идей. Мы должны помочь крестьянам и рабочим 
            теперь же заняться этим делом. «Общественные комитеты» не могут и не 
            должны распоряжаться волею избравших их. Все их постановления 
            (постановления и распоряжения правительства) должны быть 
            представлены на общие сходы – собрания всех граждан – для 
            заслушивания, утверждения или недопущения их в жизнь. 
              
             – В настоящее время, – говорил я тогда группе, – конец июня. Это 
            треть года революции и тому, как мы, крестьяне и рабочие анархисты, 
            легально работаем среди угнетенных тружеников. Кажется, что мы 
            кое-что сделали за это время. Теперь нужно из всего этого сделать 
            должный вывод. Затем приступить к новому действию, которое отражало 
            бы собой прямую цель нашего движения. Это наше действие должно 
            выражаться вне стен общественного комитета. Теперь мы имеем уже 
            связь с целым рядом районов и идейное влияние на них. И среди них 
            Камышеватский район, в котором инициативную роль во всем играют наши 
            товарищи. Этот район отозвался уже на наше предложение поддерживать 
            нас в борьбе против власти Александровского «Общественного 
            Комитета». Представитель от этого района, тов. Дудник, в третий раз 
            приезжает к нам, с целью согласовать действия трудящихся 
            Камышеватского района с действиями тружеников Гуляй-Поля. С каждым 
            днем трудящиеся других районов все пристальней и серьезней 
            прислушиваются к голосу Гуляй-Поля н. беря с него пример, 
            организовываются на началах, исходящих из Гуляй-Поля, вопреки всем 
            отговариваниям их со стороны эсеров, эсдеков и кадетов (большевиков 
            в селах в то время совсем не существовало). 
              
            За то, что пора проводить свою деятельность в определенных формах и 
            выражениях и прямо ставить ее в противовес деятельности политиканов, 
            справа уже стоящих у власти, а слева только стремящихся к ней, 
            говорит наше четырехмесячное серьезнейшее наблюдение за революцией, 
            которую, как известно, правые социалисты вместе с буржуазией успели 
            прибрать к своим рукам и загнать в тупик. Для нас, работающих в 
            подневольной деревне, было видно с первых дней революции, что 
            украинская подневольная деревня не успела еще во весь рост 
            выпрямиться под гнетом рабства, полностью раскрыть своих глаз на 
            сущность революции, а только почувствовала облегчение вследствие 
            наполовину низвергнутого тяжелого, векового, политического гнета. 
            Она уже ищет путей к разрешению вопросов подлинного освобождения 
            себя от экономического и политического рабства. Этим самым 
            подневольная деревня зовет к себе на помощь анархизм. Не замечать 
            этого в подневольной деревне и не спешить ей на помощь нам очень 
            легко. Стоит только подумать о ней так, как о ней думает большинство 
            из наших товарищей по городам, и мы будем повторять вслед за ними 
            ложную мысль о деревне, назовем, как и они, ее сторонницей возврата 
            к буржуазно-капиталистическому строю и пр. Но я верю, что мы до 
            этого не дойдем. Мы познали нашу деревню на опыте и, основываясь на 
            нем, утверждаем, что в рядах подневольной деревни были и есть силы 
            революции. Им необходимо только помочь высвободиться из петли 
            государственности, в которую их обманным образом втолкнули 
            политиканы. Надлежащую помощь им в этом деле могут оказать 
            революционные анархисты. 
              
            Правда, наше движение по городам, на которое по недомыслию многих 
            наших старых передовых товарищей в свое время так много возлагалось 
            излишних надежд, слишком слабо для такой великой по масштабу и 
            ответственности, по своим организационным последствиям, задачи. Я не 
            говорю, чтоб у нас не нашлось людей способных взять на себя 
            ответственность за последствия этих дел. Но ответственные люди 
            считаны в наших рядах. На этот столь важный вопрос нам надлежит 
            обратить особое внимание в нашей теперешней работе. От ответственной 
            работы, требующей от нас упорных усилий в наших анархических рядах 
            многие товарищи бежали раньше, бегут и теперь. Благодаря этому 
            явлению, мы богаты случайным элементом. Это способствовало и 
            способствует росту и развитию дезорганизованности. О, как велика и 
            опасна эта дезорганизованность для здоровой жизни нашего движения! 
            Когда наблюдаешь за ней, то не находишь ей сравнения. Ведь благодаря 
            дезорганизованности нашего движения в целом, наши лучшие силы 
            расточаются, даже теперь в дни революции не плодотворно и во многих 
            случаях не на пользу движению. Это явление мешало нам, анархистам, 
            всегда, и теперь в особенности дает себя чувствовать. Оно мешает нам 
            создать мощную организацию, которая бы привела наше движение к своим 
            позициям в данной революции. Ибо эта организация, только и может во 
            время прислушиваться к стону Революции. А теперешний зов 
            подневольной деревни именно и есть стон революции. Будь у нас 
            организация, анархисты услыхали бы этот зов и отозвались бы на него 
            во время организованно со своей помощью. 
              
            Тяжело и больно говорить об этом, но говорить крайне необходимо. 
            Каждый из нас, товарищи, кто дорожит настоящим и будущим нашего 
            движения; кто не подменивает его глубокой сущности пустою 
            безответственною болтовнёю, а кто идет с открытым лицом и искренно 
            ищет насущно необходимых средств для углубления социального 
            переворота, чтобы, посколько можно сейчас в данной революции, 
            возвысить свой идеал в жизни трудящихся, – тот говорить об этом зле 
            будет, ибо он его замечает и сознает, какую оно пропасть готовит для 
            движения. А, говоря, он, несомненно, сознает, что за словами следует 
            работа. Я говорю: нужно работать, и работать, не покладая рук, не 
            заглушая в себе возвышенного революционного духа и в особенности не 
            мешая ему возвышаться и развиваться в других. С помощью его, наша 
            анархическая мысль оплодотворит себя свежими силами и найдет путь к 
            созданию организации, через которую и выведет наше движение в целом 
            на должный путь. 
    
      
      
      
             
	
      Далее читайте:
    Махно Нестор Иванович 
    (биографические материалы). 
    Махно Н.И. Под 
    удавами контрреволюции  
    Махно Н.И. Украинская революция (Третья книга) 
	  
     |