> XPOHOC > БИБЛИОТЕКАСАЙТ БАЗАРНОГОГОРЯЧЕВ >  
ссылка на XPOHOC

Владимир ГОРЯЧЕВ

1999 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Спасем детей- спасем Россию

О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф.Базарного

Личность учёного: традиции и новаторство

Кто же он такой - доктор Базарный? И как он пришёл из медицины в педагогику?

Владимир Филиппович Базарный принадлежит, на мой взгляд, к плеяде тех, кого принято называть русскими подвижниками. Этот седой человек с умными и добрыми глазами, которые иногда могут быть жёсткими и пронизывающими, если дело касается истины и принципиальных вопросов, выглядит гораздо моложе своих 57-ми лет. И это не удивительно, потому что он ведёт здоровый, почти аскетический образ жизни. Собранность, подтянутость и юношеская подвижность, страстность и убедительность в разговоре, открытость к мнению собеседника, иногда почти детская наивность в голубых глазах, а главное, любовь к детям, бескорыстие и боль за Россию - всё это сразу располагает и притягивает к нему. Беседа с доктором Базарным сначала держит тебя в напряжении, но в конце её испытываешь чувство раскрепощения и эмоционального подъёма, хотя говорит он порой страшные вещи, от которых у слабонервных и впечатлительных могут опуститься руки, возникнуть запредельное торможение и даже отчаяние.

По основной своей специальности Владимир Базарный - детский врач-офтальмолог, хирург, что называется, от Бога: на его счету 6 тысяч операций. В своё время мог бы составить конкуренцию самому Святославу Фёдорову. Но он избрал другой путь. Может быть, ещё и потому, что всегда был и остался романтиком, устремлённым в небо. Мечтавший в юности стать лётчиком и поступивший в Иркутское авиационное училище, но вскоре попавший под сокращение (по указанию Хрущёва). Много лет параллельно врачебной практике работавший ещё и профессиональным музыкантом в оркестре, тонко чувствующий природосообразность и гармонию человеческого организма, - он всегда испытывал душевную боль от необходимости вторгаться холодными режущими инструментами в организм ребёнка. Ведь, делая операции на глазах, он устранял следствия, результаты некоего губительного процесса, а надо прежде всего устранять причины, их порождающие. Но как сделать так, чтобы не нужно было резать глаза? Как устранить из жизни детей то, что приводит их к близорукости и к потере зрения? Более четверти века назад доктор Базарный поставил перед собой эту задачу. И решил её.

В результате многолетних научных исследований он пришёл к выводу: катастрофическое ухудшение зрения, и не только зрения, но и осанки, физического и психического здоровья детей (ибо всё взаимосвязано в человеческом организме) происходит в школе - главным образом в начальной. Отсюда цепочка причин потянулась дальше - в детский сад, в семью. Именно в них начинается тот губительный процесс, который приводит в конце концов к угасанию жизненных сил и к потере здоровья. А в результате доктор Базарный предложил новую целостную систему принципов воспитательного и учебного процесса в детских садах и школах, выйдя через решение частной задачи на широкий круг проблем и обобщений, связанных со здоровьем и развитием детского организма как единой целостной духовно-телесной системы.

Это оказалось возможным прежде всего потому, что Владимир Базарный ярко воплощает в себе тип РУССКОГО УЧЁНОГО. Хотя и принято считать, что наука по своей природе интернациональна. Однако, это не так. Интернациональны лишь её результаты, поскольку в конечном счёте ими пользуется всё человечество. Но истинный учёный, как творческая личность, всегда принадлежит своей национальной культуре, взрастает на её почве. Поэтому и пути творческого научного познания, и способы мышления, приводящие к истине, особенно в областях, касающихся природы человека, всегда национальны.

Русской науке и русским учёным, в отличие от западных, где издавна преобладала узкая специализация, сознательное ограничение, предельная чёткость и формальная алгоритмизированная дисциплина мышления, свойственны широта идей и запредельная высота целей, синтетический подход к постановке и разрешению проблем, стремление “объять необъятное”. Не случайно то, что тремя величайшими учёными XVIII, XIX и XX веков по праву считаются Ломоносов, Менделеев и Вернадский, сумевшие обобщить и синтезировать самые разнообразные знания, придав им строй и гармонию и создав тем самым не просто частные теории, но заложив фундамент современного научного мировоззрения. Русским учёным свойственен патриотизм не только социальный, но и ПРИРОДНЫЙ, т.е. любовь к родной природе, благоговение перед ней, которую они всегда воспринимали как единое органическое целое, а не только анализировали и и описывали её фрагменты и детали. Окружающая нас природа, утверждал Ломоносов, является Святым Евангелием, в котором начертана вся мудрость мира. Поэтому высшая цель естествознания - не утилитарна. Познание нужно не для покорения природы, а для приближения к Истине и гармонизации наших отношений с природой, с которой человек должен жить в ладу и согласии. Именно такой способ мышления и познания, включающий в себя категории и принципы не только научно-рациональные, но также нравственные и эстетические, насущно необходим человечеству сегодня, когда бурный, подобный раковой опухоли, рост техногенной цивилизации со всей очевидностью ведёт к уничтожению природы и вырождению человечества.

Я далёк от мысли ставить доктора Базарного в один ряд с тремя названными мной русскими гениями, но то, что он принадлежит к той же русской научной традиции, для меня несомненно. И эта русскость Владимира Базарного как учёного, врача и педагога позволила ему поставить и решить сложнейшую научно-практическую проблему путём синтеза знаний и методов естественных и гуманитарных наук, а также художественной и духовно-нравственной областей человеческой практики.

Однажды я заострил внимание своего собеседника на одной стороне его деятельности, которая может быть не совсем верно понята и истолкована определённой частью педагогов, коих называют консерваторами, а я бы назвал традиционалистами:

- Владимир Филиппович, сегодня в школах и детских садах России вовсю запущен так называемый "инновационный" процесс. Появилось множество экспериментаторов, ставящих под сомнение фундаментальные педагогические принципы и традиции. Вы сами назвали бесконтрольное экпериментаторство одной из причин катастрофического состояния нашего народного образования. Но, если я правильно Вас понял, Вы сами - экспериментатор и также хотите радикально сломать традиционную систему образования?

- Нет, Вы неправильно меня поняли. Всё дело в том, какая именно традиция подвергается критическому переосмылению. Мы стремимся не сломать, а ПРЕОБРАЗИТЬ систему образования с помощью природосообразных раскрепощающих детский организм и детскую личность технологий. Ломать - это удел дилетантов и безответственных чиновников, каковые и руководили нашей системой народного образования в последние годы. От них-то и идёт усугубление и без того тяжёлой ситуации. А мы как раз выступаем против безудержного и безответственного экспериментаторства в школах и детских садах. Мы за то, чтобы любые "инновации" были поставлены под строгий контроль, чтобы их проводники несли за них самую строгую ответственность. Поэтому само слово "эксперимент" неточно отражает то, что делаем я и мои ученики. Я даже не могу утверждать, что предлагаю что-то радикально и принципиально новое, что не было бы уже открыто, порой интуитивно, в отдельных элементах в педагогике прошлого. В первую очередь - в народной педагогике. Новое состоит в целостности, полноте и научной обоснованности нашего подхода. Мы не экспериментируем - здесь больше подходит слово "опыт". ОПЫТ, ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ, ЦЕЛОСТНОСТЬ, ПРЕОБРАЖЕНИЕ, РАСКРЕПОЩЕНИЕ, СВОБОДА, ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - вот ключевые категории нашей системы и нашей научно-практической деятельности. Более двадцати лет мы последовательно, по крупицам собираем на стыках медицины, физиологии, психологии, философии, искусства и педагогики элементы нашей системы, способной созидать в процессе воспитания целостную творческую Личность физически, психически и духовно-нравственно здорового человека. И ещё. В отличие от "чистых" педагогов, я, как врач, давал клятву Гиппократа, и мой главный принцип: "Не навреди!" Поэтому мы и выступаем за то, чтобы ВСЕ “инновации”, ВСЕ “эксперименты” в детских садах и школах были поставлены под самый строгий контроль государства и общества в лице медиков и родителей, и впервую очередь пусть оценивают и судят нас - мы этого не боимся. И как только это будет сделано, подавляющее большинство “экспериментаторов” исчезнет само собой.

- Значит, Вы не против сложившихся традиций?

- Я против губительных традиций, а таковые в педагогике существуют несколько столетий, в то время как сама педагогика существует тысячелетия. Наши основные принципы не только не противоречат традиционной педагогике - они изначально лежали в её основе. До тех пор, пока ею не занялись “реформаторы”.

- В связи с вышесказанным ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: как должны соотноситься между собой национальные традиции и "общечеловеческие ценности" в строительстве российской школы? Считаете ли Вы, что на нашу почву можно прививать любые зарубежные образовательные модели, как это делают нынешние "реформаторы", или Вы стоите за самобытный путь развития нашей национальной школы?

- Так называемые "общечеловеческие ценности" - это призрачно-шизофренический туман. Таковых просто не существует. Ценности вырастают на почве культуры, а культура всегда национальна, она творится народами, каждый из которых уникален. Поэтому нет никакой “общечеловеческой” культуры. Есть сложное соцветие самобытных национальных культур. А ценности только тогда становятся ценностями, когда они выстроены в иерархию. И эта иерархия опять же национальна и сохраняется из поколения в поколение благодаря народной традиции. Христос сравнивал человеческую жизнь с древом. Если у человека оторвать корни от родной земли, во что он превратится? Мы должны питаться соками своей национальной почвы - дом родной, малая Родина, Отечество. С них мы взрастаем, и ветви тогда уже могут растекаться по всему космосу. Оторвался - погиб. Только та школа сохраняет духовно-нравственное и телесно-физическое здоровье своих воспитанников, которая природосообразна. А таковой может быть только школа, в которой главным содержанием образования являются ценности, образы, идеалы и традиции национальной культуры народа, органически сложившиеся в его историческом развитии. Ибо в них - самые главные истоки нашей человеческой природы - природы духовно-социальной. Здесь уместно привести слова нашего национального педагогического гения - К.Д.Ушинского. В статье "О необходимости сделать русские школы русскими" он писал: "У каждого народа своя собственная система воспитания... Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать свои силы". Ушинский считал, что "всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание Божие на земле, и воспитанию остаётся только черпать из этого богатого и чистого источника". Если же мы не понимаем той простой истины, что каждому народу суждено играть в истории свою особую роль, если мы забываем эту роль, то вынуждены будем удалиться с исторической сцены - уничтожиться или раствориться в других нациях, сохранивших свою самобытность.

- А как Вы относитесь к муссируемой в средствах массовой информации проблеме “полового воспитания российских школьников”?

- Половое воспитание необходимо, но не в том виде, в каком его пытаются навязать нам с подачи ЮНЕСКО и Международной Федерации Планирования Семьи, - это не половое воспитание, а сексуальное растление, обучение блуду. Это возвращение к животным инстинктам. Такое “воспитание” неизбежно приведёт нацию к деградации и вырождению. Оно разрушительно, ибо противоречит нашей национальной культуре, нашим родовым архетипам. Истинное половое воспитание, т.е. воспитание в юноше и в девушке зрелых мужских и женских качеств - это прежде всего нравственное воспитание. Оно невозможно без системы запретов на всё, что противоречит подлинной сущности человека, которая не природно-биологическая, а духовно-нравственная. Для чего людям нужны зрелые мужские и женские качества? Для удовольствия, для самоублажения? Нет! Для того, чтобы иметь полноценное, здоровое потомство и воспитать своих детей подлинными людьми, т.е. духовно-нравственными личностями. Поэтому мы должны в подрастающих поколениях культивировать нравственно-здоровое начало. А у нас собираются обучать технике "безопасного секса", т.е. низвести человека до состояния животного, удовлетворяющего свою похоть и не думающего при этом о рождении и воспитании детей. Вот, допустим, девушка рассуждает: я вначале поживу для себя, для собственного удовольствия, для телесного наслаждения, а потом выйду замуж и буду жить для ребёнка и семьи. Так не выйдет! В природе таких чудес не бывает! Если женщина изначально пожила для себя, она уже никогда не сможет воспринимать глубинным сберегающим чувством любви своего ребёнка. И дело здесь не в абстрактных нормах морали, а опять же в природосообразности, в том, что природа органически связала целомудрие, девственную чистоту и детородные функции. И девочкам надо не показывать, как надевать презерватив на банан, а объяснять, для чего им дана девственная чистота. А в мальчиках нужно воспитывать бережное и благоговейное отношение к девочке - будущей матери, готовность всегда встать на её защиту, на защиту будущей носительницы новой жизни. В этом и заключается один из главных признаков того, что мы называем мужеством. В детях нужно воспитывать трепетное и чистое отношение к любви - великому человеческому таинству, рождающему и поддерживающему жизнь.

- Владимир Филиппович, а возможно ли полноценное половое воспитание при совместном обучении мальчиков и девочек в наших школах? Не есть это нарушение природосообразности в воспитании?

- Конечно же, полноценное половое, а точнее пололичностное воспитание невозможно при совместном обучении, ибо при нём размываются всякие пололичностные различия. Во-первых, потому, что календарный и реальный возраст мальчиков и девочек не совпадает: девочки в большинстве своём опережают мальчиков в физическом, психическом и даже интеллектуальном развитии на 1,5-2 года. Это видно и по сравнительным результатам их учёбы, и даже при простом наблюдении за ними. Возьмите подростков - отдельно мальчиков и девочек одного возраста, постройте их рядом в две колонны, и вы воочию увидите эту разницу. Девочки, как правило, крупнее и выше своих сверстников-мальчиков. Кто может сказать, какие отрицательные психические комплексы формируются у тех и у других при их совместном обучении? Ведь именно девочки навязывают стереотипы поведения более младшим по зрелости мальчикам. Результат - закрепощение в реализации видовых генетических программ и реальная опасность развития мальчиков по женскому типу. А это значит: прощай, мужественность! Это значит - рабство духа, психозависимость, отутствие воли и противодействия соблазнам и порокам жизни! Но дело не только в этом. Мальчики и девочки по-разному воспринимают окружающий мир, по-разному перерабатывают информацию. У них всё разное - интересы, эмоциональные доминанты, реакции на одни и те же ситуации - у них попросту разный мозг. Как же можно воспитывать и учить одинаково, по одним и тем же программам и методикам детей, чувства и мозг которых организованы и функционируют по-разному? Какой урон при этом наносится мозгу и психике ребёнка? Те, кто ввёл в школах совместное обучение, совершили преступление против человеческой природы. Бесполая школа - это запущенный вирус злокачественной мутации духовных процессов, который спустя ряд поколений приводит к деградации культуры целых народов, а в конечном счёте - и всей цивилизации.


Здесь читайте:

Страница Владимира Базарного

Педагогическая литература

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах: www.hrono.ru XPOHOC

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС