ссылка на XPOHOC

Гиренок Федор Иванович

 

Антропологические исследования

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
КАРТА САЙТА

ГЕГЕЛЬ

IV. БОЛЕЗНИ ДУШИ

26. Пустое Я и сумасшествие

С тех пор как у человека появилось "Я", он пошел по пути ума. И Гегеля это радует. Но человек идет к уму, а приходит к безумию. И нужна заумь, чтобы ум можно было спасти от безумия. Но в XIX веке этого еще не знали. И поэтому полагали, что самое умное - это сохранить пустоту "Я". Сохранить как нуль. Как точку отсчета. Ведь тогда все, что попадает в тебя, это Я будет расставлять по своим местам. И расставлять надлежащим образом, оставаясь пустым и поэтому объективным. Если же "Я" не соблюдает нулевой принцип своего существования, то оно становится чем-то особенным. Случайным. И поэтому пристрастным, отсчитывая расположение каких-либо вещей от этой своей случайной особенности. Наряду с пустым Я в нас появляется еще и содержательное Я. И каждое отсчитывает от себя. А мы сходим с ума. Вот пример логического сумасшествия из феноменологии Гегеля: "Я все познаю, как все принадлежащее мне, как "Я", что каждый объект Я постигаю как звено в системе того, что есть Я сам.

 

27. Формы помешательства

Гегель выделяет три формы помешательства: 1. Слабоумие, рассеянность и бестолковость. 2. Тупоумие. 3. Безумие.

Рассеянным был Ньютон. Например, однажды он схватил палец одной дамы, чтобы с его помощью набить трубку. Бестолковый за все берется и ничего не доводит до конца.

Тупоумными Гегель называет женщин, погруженных в мир своих частных интересов. А так же англичан: например, один англичанин хотел повеситься, а на него напали разбойники. И он, дурак, стал защищаться. И полюбил жизнь. Хотя должен был повеситься. Бешенство безумия характерно для французов. Потому что они устраивают всякие революции, воплощая в жизнь свои идеи.

 

28. Лечение помешанных

Сумасшедших надо заставлять работать. Гегель с упоением описывает, как один шотландский арендатор трудотерапией исцелил больных, запрягая их по шести человек в плуг и заставляя работать до изнеможения. Больные вылечились.

К тупоумым Гегель рекомендует применять методы шоковой терапии. Один англичанин вообразил, что у него стеклянные ноги. Что он не может ходить и его надо носить. На него спустили немецких овчарок. Он побежал и исцелился. А другой ходил и всех уверял, что он умер. Ну и поэтому не может есть. Врач ему и говорит: хорошо, раз ты умер, ложись в гроб. Положили его в гроб и отнесли в склеп. А там уже стоял другой гроб. И в нем лежал, притворившись мертвым, другой человек. Когда все ушли, актер встал из гроба. Порадовался соседу. Достал еду и стал есть. Помешанный удивился. А симулянт ему и говорит, что ты, мол, не удивляйся. Я уже давно умер и знаю, как живут мертвые. Присоединяйся ко мне. Помешанный присоединился. Стал есть и пить. И исцелился. Симуляция целебна.

 

29. Привычка

Тело противостоит уму и в этом противостоянии можно поддаться слабости, сойти с ума и заняться телом. Сама эта возможность пугает Гегеля. И поэтому он обращается за помощью к привычке. Чтобы не сойти с ума, человеку нужна привычка. Упражнение и повторение. Если ты ничего не понимаешь и у тебя ум за разум заходит, то тебе нужно отказаться от ума и положиться на привычку. Она не подведет. Она даст тебе передышку. Свободу от рассудка и чувств. От их реакции. И от тела. Например, на улице мороз, а тебе не холодно. Ты привык. Или вот тебе говорят, что-то новое, а ты не слушаешь. Потому что привык не пропускать в себя ничего неизвестного.

"Благодаря привычке Я существую, - говорит Гегель, - как мыслящее существо для себя""'. Ведь если не будет привычки, то уму нужно будет постоянно отвлекаться от дела мысли и заниматься тем, что делает тело. То есть существовать для него, а не для себя. Привычка, делает человека ловким. В ней душа становится чем-то внешним по отношению к себе, а тело без всякого сопротивления пронизывается душой.

 

30. Жест

То, что внутри, устремляясь к тому, что вовне, на поверхности глубокого образует жест. Гегель усматривает абсолютный жест в вертикальном положении человека. В нем демонстрируется полнота воли. Человек ходит не потому, что слез с дерева и взял в руки палку. А потому, что хочет ходить. Он стоит прямо потому, что хочет стоять, а не потому что хочет быть рабом работы. Гегеля приводит в восторг своей жестовой природой рефлексивные удвоения типа: хочу хотеть.

Всякий монах - это тоже жест. Но Гегель протестант. И поэтому он монахов не любил, считая монашеские воздержания неразумными. Хотя эти воздержания относятся к технике души, а не к технике сознания.

 

31. Дух и признание

Полагая привычку в качестве спасительного средства от помешательства, Гегель должен принять и традиции. Ибо традиции - это привычки многих людей в течение длительного времени. Но принимая традиции Гегель должен умерить притязания Я. И притязания духа. Ведь Я по отношению к духу - это то же, что и привычка по отношению к традиции. Я начинает с себя. Оно в центре. Оно все опосредует и полагает все сущее как свое. И дух полагает все сущее как свои определения. Это душа - скромница. Она принимает сущее как сущее. И поэтому ей близки традиции. Ведь если существуют традиции, то это то, что не полагается Я. А наоборот традиция полагает себя во всяком Я. А это значит, что традиция выбивает Я из центра. Смещает его. И связывает людей, минуя их Я. И тогда все события, описываемые в феноменологии, теряют цену. Девальвируются. Гегель думал, что Я ограничивается не-Я. И чтобы убрать ограничения, нужно взять отношение Я к самому себе. То есть предметность как бы выкидывается. Например, вот есть сознание. И есть предметность сознания. И эта предметность противостоит сознанию. Ограничивает его. А ты возьми и выкини эту предметность. Возьми сознание как предмет, а самосознание как субъект. И получится, что и предмет у тебя есть и сознание не выходит за пределы самого себя, т.е. ничто его не ограничивает.

А потом, после снятие границы, Гегель найдет другие проблемы. Это будет проблема другого Я. Должно быть либо одно Я. Либо ни одного. А их много. И это непонятно ни Канту, ни Гегелю.

То есть жизнь духа сводится к борьбе за признание одного Я другим Я. Одним самосознанием со стороны другого самосознания.

Всякое Я ограничено традицией, которая делает проблему признания несущественной, ибо традиция - это уже признанность. Тебя заранее в ней признают.

 

32. Мышление и воля

Воля - это приз. Награда победителю. Кто же победил? Чувство просило Гегеля о награде. Он отказал ему. И воображение просило. И воображению отказал. И страстям отказал. Гегель отдал этот приз мышлению. "Так что без мышления не может быть никакой воли..." .

Человек настолько является волевым, насколько он мыслит. Животное не мыслит и поэтому оно не имеет никакой воли.

Но если мысль и воля соединились, то у мысли не может быть никаких проблем для реализации. Ведь мыслить - значит вопить. Велеть. И всякий мыслящий становится богом, по слову которого совершаются все дела. А жизнь - это просто логический процесс. Все было бы хорошо, если бы не было бытия. А оно есть. И сопротивляется логике. И мысли не осуществляются. И цели не совпадают с результатами. Чтобы бытие не сопротивлялось, Гегель объявил о тождестве бытия и мышления. "То, что мыслится, есть и... то, что есть, есть постольку, поскольку оно есть мысль... ". Но бытие тождественно мысли в том смысле, что предметом мышления являются мысли. Например, ты хочешь помыслить чувство. Но помыслить чувство нельзя. Оно индивидно. Помыслить можно то, что мыслится в чувстве. Что объективируется. И только. Но ведь чувство - это не мысль о чувстве. Человек - это не мысль о человеке. Не то, что в нем мыслится. В нем есть и то, что не мыслится. Бытие и мысль не совпадают. А если они не совпадают, то воля и мышление не связаны. Вернее, воля существует благодаря нетождественности бытия и мышления. И чем она заполнит пропасть между ними - не ясно. То ли страстями, то ли воображением, то ли мыслью?

Нетождественность бытия и мышления делает возможным и разрыв между умом и словом. То есть умным могут быть поступки. Дела. А не вербальный эквивалент поступка. Чтобы не допустить самой мысли и возможности разрыва между бытием и мышлением, мышлением и словом, Гегель называет такой разрыв злом. Несоответствием между бытием и должным.

 

Содержание:

I. ГЕГЕЛЬ КАК НАПОЛЕОН

II. АНТРОПОЛОГИЯ ВОЛИ

III. ДУША КАК ПОМЕХА

IV. БОЛЕЗНИ ДУШИ

V. РЕЗЮМЕ

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.

редактор Вячеслав Румянцев 25.01.2002