Домен hrono.ru   работает при поддержке фирмы

ссылка на XPOHOC

Гиренок Федор Иванович

Автор

Энтелехия кваса

XPOHOC
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
КАРТА САЙТА

Вот квас. Его пьют ковшом. А вот и два ковша. Один у боярина. Он золотой. Второй у крестьянина. Он деревянный. Квас, как кровь. Повсюду. Деревянный ковш - его путь вниз. Золотой ковш - его путь вверх. Квас объединяет оба пути. И это культура. XVIII век. Россия.

Квас - это символ всеединства. Сообщенности верха и низа. В терминах всеединства неразличимы господин и слуга. Боярин и крестьянин. И пока они неразличимы, низ углубляет верх. Верх просветляет низ.

А вот кофе. Ему сопротивляется энтелехия ковша. Его подают в чашечках. У одних - ковш и квас. У других - чашечки из фарфора. И кофе. А между ними - мещанин. Со стаканом. И чай на блюдце. И каждый сам по себе. Вне культуры сообщенности. И это XIX век в России. Кофе децентрирует нулевую тотальность кваса. Верх не просветляет низ, а низ не углубляет верх.

А вот культура масс. Стаканчик из пластмассы. В нем нет энтелехии. И он безразличен к кофе, квасу и чаю. Из него просто пьют. Налил. Выпил. Выбросил. Пластмассовый стаканчик - это чистая форма действия. Чистая форма - эффект поверхностного действия. Действия с поверхностью. А оно повторяется всякий раз заново. И каждый раз как бы впервые. На поверхности первое действие всегда оказывается вторым. Второй первый акт чистого действия растворил глубину России. Все глубокое устремилось к поверхности. К чистым формам действия. В России пластмассовые стаканчики обмывают и вновь используют. Обмыл. Использовал. И это культура поверхностей. XXI век.

* Эссе впервые опубликовано в научно-художественном журнале "Дыхание", 1, 1996.


Перепечатывается с адреса: http://lib.userline.ru/777

 

СТАТЬИ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

редактор Вячеслав Румянцев 28.01.2002