> XPOHOC > БИБЛИОТЕКАРУССКИЕ БЕЖЕНЦЫ >
ссылка на XPOHOC

Бочарова З. С.

--

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Бочарова З. С.

РУССКИЕ БЕЖЕНЦЫ: ПРОБЛЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ, ВОЗВРАЩЕНИЯ НА РОДИНУ, УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ. (1920-1930-е годы)

(Сборник документов и материалов)

Доклад Н.И. Астрова общему собранию РЗГК о заседании Совещательного Комитета 1) в Женеве

29-30 мая 1922 г.

2 июня 1922 г.

29-30 мая происходило в Женеве заседание Совещательного Комитета под председательством нового помощника Верховного Комиссара де-Ватвиля2. Последнее заседание Совещательного Комитета было 24 сентября 1921 г. […]
Теперь вопрос о созыве Совещательного Комитета может считаться урегулированным. Комитет будет созываться раз в 3 месяца. Чаще созывать опасно, так как представители Обществ, находящиеся в других городах, затруднятся приезжать. В экстренных случаях будут созываться Совещания наличных в Женеве членов организаций, входящих в состав Комитета для обсуждения срочных вопросов и принятия экстренных мер.
Далее было сказано, что наибольшей трудностью в работе Верховного Комиссариата является финансовая стороны дела. На перевоз беженцев приходится занимать деньги у частных лиц. Было указано, что беженский вопрос не исчерпывается одним Константинопольским вопросом, что положение русских в Польше очень трудно. […]
Сообщалось, что Австрия принимает только земледельцев, что 27 мая погрузилось 1.015 человек из Египта, что перевозка 1 тыс. человек сибиряков на Дальний Восток по-видимому будет осуществлена Американским Красным Крестом, что предстоит эвакуация 600 евреев в Палестину, что французское общество готово разместить по семьям 2 тыс. детей из Польши и 600 из Константинополя, что Германия готова принять 300 человек на земельные работы. Было сообщено о переговорах с Австралией, Канадой и Соединенными Штатами о перевозке туда беженцев. […]
Обращенный Нансеном призыв по поводу студентов [из Константинополя] встретил или молчание, или отрицательные ответы.
Вольф предлагает резолюцию, содержащую просьбу, обращенную к заокеанским государствам, об облегчении эмиграции для русских беженцев. Резолюция была принята.
[В Салониках очень тяжелые условия в лагере для русских беженцев]. Мы внесли пожелание о всяческом содействии к выезду из Салоник тех русских, которые о том заявят. Пожелание принято. […]
Принято предложение Земско-Городского комитета обратиться к Бразильскому правительству, как члену Лиги Наций, с просьбой облегчить положение русских беженцев, оказавшихся на кофейных плантациях, и дать им возможность стать колонистами, на что они и рассчитывали. […]
Что касается правовых вопросов, нужно: […] 2. Признать необходимым собрать в срочном порядке материалы и данные по вопросу об условиях эмиграции в Америку.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА Н. И. АСТРОВА
О ЗАСЕДАНИИ СОВЕЩАТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА В ЖЕНЕВЕ
29/30 МАЯ 1922 года

(Ю р и д и ч е с к и е в о п р о с ы)

6-го июня 1922 года.

В заседании Совещательного Комитета 30 мая были рассмотрены вопросы, касающиеся правового положения русских за границей. На повестке стояли три вопроса: общий вопрос о правовом положении, ответы Правительств по поводу проекта сертификата одобренного Советом Лиги Наций 24-го марта и положение русских в Константинополе в случае прекращения военной оккупации этого города. Представителями Юридического Совещания Лиги Наций были Ван-Гаммель3 и Мак-Вуд4. Мы ожидали, заключение Юридической Комиссии при Лиге Наций, но вместо заключения Ван-Гаммель сообщил лишь несколько общих положений, сводившихся к тому, что было бы невозможно найти какое-либо общее разрешение всех правовых вопросов, затрагивающих положение русских беженцев в разных странах, что было бы желательно знать, от чего более всего страдают русские в разных странах. К такой постановке вопроса мы подготовлены не были, и в собрании стали без всякой системы приводиться отдельные примеры поражения прав русских в разных странах и в разных случаях. Так, указано было, что положение русских исключительно тягостное в Китае в Польше, что недавно в Финляндии русские оказались лишенными прав на недвижимое имущество и отчасти прав наследования. Было указано на чрезвычайные затруднения, испытываемые евреями в осуществлении их брачного права и т. д.
Нам казалось, что такой метод ознакомления с правовым положением русских за границей в данном собрании не привел бы ни к чему. Поэтому мы выразили наши пожелания, касающиеся трех главных вопросов, которые нас интересовали. Так, прежде всего мы просили, чтобы в возможно непродолжительном времени была созвана конференция по предложению французского Правительства, которая подвергла бы рассмотрению все замечания правительств, сделанные на проект сертификата. Мы просили, чтобы этой конференции было передано пожелание русских о том, чтобы в этом сертификате слово “беженец” было заменено каким-нибудь другим термином и как на пример указали на термин “иностранец”, каковой термин употреблен в швейцарском законодательстве. Мы полагали также желательным, чтобы русские юристы дали свои замечания, если бы таковые у них возникли по поводу возражения правительств.
По вопросу о личном статуте и о положении в капитуляционных странах, нами было указано, что русские юристы по этим двум вопросам предоставили два меморандума, что, имея в виду удачный прецедент достигнутого полного соглашения между юристами Лиги Наций и русскими юристами по паспортному вопросу, было бы желательно осуществить тот же метод и при изучении указанных выше двух вопросов и что г[осподину] Ван-Гаммелю было бы интересно выслушать точки зрения и пожелания в этом отношении русских юристов.
Наконец, в отношении положения русских в Константинополе на случай прекращения военной оккупации, наше пожелание сводится к тому, чтобы Верховный Комиссар [по делам русских беженцев] просил Великие Державы5 иметь в виду этот вопрос в то время, когда будет обсуждаться положение Константинополя после снятия военной оккупации.
Эти наши пожелания были выражены в форме письменных предложений, которые были переданы Председателю Совещания.
Ван-Гаммель ответил, что общими положениями обойтись нельзя, что нужны детали и подробности, что он ознакомился с интересными трудами русских юристов, но в них нет ощущения действительности, нужны не научные решения вопроса, а проектирование ряда практических мер по поводу отдельных действительных случаев. Правовой вопрос русских беженцев не только вопрос юридический, но по преимуществу политический. Мы все знаем, что положение русских в Китае ужасно, но что можно сделать вообще в Китае, где нет ни права, ни закона, где только в Пекине держится правительство, а на пространстве всей страны происходит борьба генералов. То же самое можно было бы сказать о Турции. С какой Турцией сговариваться о положении русских в Константинополе, константинопольской или ангорской6. Но, очевидно, нужно, чтобы Великие Державы своевременно приняли меры, защищающие положение русских в Константинополе.
Председатель Собрания отмечает, что мнение русских юристов Парижа, по вопросу сертификатов было резко оспорено русскими же в Лондоне и Берлине, которые впрочем ограничились лишь возражениями и протестами и не прислали своих проектов. Нужно было бы вступить в переговоры с теми правительствами, в странах которых наиболее тягостны условия для русских. Эта роль посредничества Верховного Комиссара [по делам русских беженцев] между беженством и правительствами была бы вполне целесообразна и практически осуществима. Нужно было бы собрать Совещание Русских Юристов вместе с представителями юристов Лиги Наций и, в частности, с г[осподином] Ван-Гаммелем, для обсуждения не общих положений, а конкретных мер для конкретных случаев. Совещание это было бы желательно пополнить русскими юристами из Германии, Польши и Англии. Русским организациям предлагается в этом смысле отредактировать резолюцию.
Мы вполне приветствуем сделанное предложение и отмечаем, что тезисы русских юристов по вопросу о личном статуте и о капитуляционных странах представляют собой отправные руководящие точки зрения, которыми следовало бы руководствоваться при разрешении отдельных случаев.
Ответы Правительств по поводу сертификата сводились в общем к следующему.
Почти все правительства дали благоприятный ответ на вопрос о бесплатности виз. Некоторые изъявили готовность предоставить бесплатные визы несостоятельным, некоторые говорили о льготных тарифах. Проект сертификата полностью был принят лишь Англией и Бельгией. Возражения по существу были сделаны Францией, Польшей и Швейцарией, остальные ответили, делая небольшие поправки.
Франция допускает въезд к себе лишь по сертификатам, выдаваемым ее консулами в каждой отдельной стране. То же препятствие к въезду указывает Польша, Швейцария и Греция.
Таким образом, проект сертификата встречает возражения в той его части, где он предполагает облегчить для русских свободу передвижения из страны в страну. Но если эта часть сертификата встречает сопротивление, то в другой его части, которая обеспечивает русским возможность получения документа личности не в учреждениях Советских, по-видимому, приемлется без всяких возражений. И это чрезвычайно важно.
На основании изложенного я прихожу к следующим заключениям:
Немедленно снестись с Юридической Комиссией при Совещании Послов, сообщив о выраженных в Совещательном Комитете мнениях и решениях, прося:
а) чтобы Совещание юристов срочно рассмотрело сделанные по проекту сертификата замечания и представило бы, если найдет необходимым, с своей стороны свое мнение к сведению Конференции, имеющей быть созванной Верховным Комиссариатом по предложению французского правительства.
б) чтобы Совещание юристов приняло во внимание указания Председателя Юридической Комиссии Лиги Наций на необходимость конкретизирования положения русских беженцев в разных странах, требующего вмешательства и посредничества Верховного Комиссара перед Правительствами.
в) чтобы Комиссия юристов приняла к сведению готовность Председателя Юридической Комиссии Лиги Наций встретиться с русскими юристами и заблаговременно подготовилась бы к этой встрече и к совместному обсуждению положения русских за границей и о мерах, необходимых для защиты этого положения.
2) Предпринять надлежащие шаги с целью побуждения французского правительства взять на себя защиту русских в Константинополе в случае прекращения военной оккупации этого [го]рода.
Установить общую точку зрения на вопрос о положении русских за границей на случай признания советского правительства в Европе и на случай приведения в исполнение угрозы Советского правительства о лишении прав русского гражданства лиц, проживающих за границей без разрешения советского правительства.
Выработанную точку зрения сообщить организациям, связанным с Земско-Городским Комитетом.
Выяснить вопрос об участии представителей Земско-Городского Комитета на предлагаемом в Берлине в августе месяце Съезде русских юристов и сообщить этому Съезду данные, касающиеся правового вопроса в Лиге Наций.

ГА РФ. Ф. 5913. Оп. 1. Д. 1126. Л. 110-124.
Машинопись. Копия.

Примечания:

1 Совещательный комитет образовался при Верховном комиссариате по делам русских беженцев в сентябре 1921. В комитет вошли представители международных и российских эмигрантских благотворительных организаций, занимающихся оказанием помощи беженцам.

2 Де-Ватвиль – дополнительных сведений нет.

3  Ван-Гаммель – дополнительных сведений нет.

4  Мак-Вуд – дополнительных сведений нет.

5 Имеются в виду Франция, Великобритания, Италия.

6 Речь идет о параллельном существовании султанского правительства в Константинополе и правительства во главе с М. Кемалем, созданного в Анкаре (Ангоре) членами палаты депутатов Великого национального собрания Турции (меджлиса).   

Печатается по кн.: Бочарова З. С. Русские беженцы: проблемы расселения, возвращения на Родину, урегулирования правового положения.  (1920-1930-е годы) (Сборник документов и материалов). М., 2001. (Использована электронная версия с сайта http://www.auditorium.ru/ )

Вернуться к оглавлению


Здесь читайте:

Россия в XX веке (хронологическая таблица)

Земгор - Российский Земско-городской комитет помощи российским гражданам за границей (РЗГК) - Земгор официально был распущен советской властью в 1918 году.

Астров Николай Иванович (1868-1934), член партии кадетов.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС