> XPOHOC > БИБЛИОТЕКАРУССКИЕ БЕЖЕНЦЫ >
ссылка на XPOHOC

Бочарова З. С.

--

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Бочарова З. С.

РУССКИЕ БЕЖЕНЦЫ: ПРОБЛЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ, ВОЗВРАЩЕНИЯ НА РОДИНУ, УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ. (1920-1930-е годы)

(Сборник документов и материалов)

Доклад Н.И. Астрова 2) общему собранию РЗГК

8-го ноября 1921 г.

Доверительно 3)

Н.И.Астров работы Ю.К.Арцыбушева

Наше письмо от 25-го октября 4), копию которого я послал Комитету 5), возымело свое действие. Мы получили ответ (копия прилагается) 6). Из него и из последовавших затем действий видно, что люди вышли из состояния равнодушия и оказались вынужденными защищаться, и торопиться слагать с себя ответственность.
Считаю необходимым остановиться подробнее на заседании представителей гуманитарных организаций при Верх[овном] К[омисса]ре7, созванном 4-го ноября. На этом заседании обнаружились довольно знаменательные вещи, поставлены были для разрешений нашим организациям весьма существенные вопросы, а главное, выяснилось значительное изменение самой программы деятельности Верх[овного] К[омисса]ра по беженству.
Вопросы эти настолько значительны, перемена курса настолько важна, что я считаю необходимым лично подробно сообщить К[омите]ту, как факты, как поставленные нами вопросы, так и вопросы, которые сами возникают из новой обстановки.
Собрание 4-го ноября было немногочисленно. Председательствовал безмолвно Нансен8, энергично вел собрание Фрик9. Присутствовали представители след[ующих] обществ: Лиги Красного Креста10, Междун[ародного] Кр[асного] Кр[еста]11, О[бщест]ва помощи Ближнему Востоку12, Междун[ародный] Студенческий Союз13, Междун[ародный] Союз помощи детям14, Междун[ародное] Бюро Труда15, Еврейское О[бщест]во16, Российский Красный Крест17, З[емско-] Г[ородской] К[омите]т.
Фрик объясняет, что в свое время решено было созывать собрание в случаях надобности. Настоящее собpaниe созывается, чтобы выслушать, что было сделано и выяснить, что нужно сделать ввиду ухода Амер[иканского] Кр[асного] Кр[ес]та18. Собрание это будет иметь характер предварительный, т. к. на нем будут поставлены вопросы, на которые нужно будет получить ответы от центральных организаций, делегировавших на совещание своих представителей. Ответы эти желательно получить не далее как в течение 1-2 недель.
Далее Фрик рассказывает, что было сделано за это время. Перепись производится “avec empressement”19. На заокеанскую эмиграцию, по-видимому, возлагать особых надежд не следует, т. к. К[онстантино]польская группа20 по своему составу не подходит для этого. Производится эвакуация детей, студентов и земледельцев за счет сумм Вер[ховного] К[омисса]ра. Поездка Славика21 выяснила, что Чехословакия из числа 5.000 земледельцев может принять сейчас только 2.000, остальные будут приняты только, когда будут устроены первые две тысячи. Взять новые количества беженцев чехословацкое пр[авительст]во соглашается с обеспечением 300 фр[анцузских] фр[анков] в месяц. Ответ этот, однако, еще не окончательный. Во всяком случае, сейчас Чехословакия испытывает некоторое затруднение, в стране производится мобилизация. Оставшееся число студентов и земледельцев будет перевезено на кораблях. Ведутся переговоры с Сербией и Болгарией. Н. Астров и гр[афиня] Панина22 настаивали чтобы переговоры велись лично, а не перепиской; следуя их советам мы послали в Болгарию г[осподина] Гери23, который должен договориться о размещении в Болгарии 5.000 детей, а г[осподин] Бейкер24 выезжает в Грецию. Для возможности выяснения переселения во Фракию 10.000 беженцев из К[онстантино]поля. Есть основания надеяться, что удастся договориться с Данией принять некоторое количество русских.
Но все достигнутые пока результаты бледнеют перед тем, что происходит сейчас в К[онстантино]поле. Положение таковое, что может случиться, что нечего будет ликвидировать.
Мы, однако, должны самым категорическим образом зaявить, что ни Верх[овный] Комиссар, ни назначившая его Лига Наций не могут взять на себя ответственности за то, что происходит. Лига Наций с самого начала решила, что она не будет заниматься филантропией. Русская организация считает абсурдом отказаться от помощи. Но Верх[овный] К[омисса]р не может принять на себя ответственности за положение в К[онстантино]поле. Председатель Совета Л[иги] Н[аций] обратится на днях с меморандумом к правительствам, в котором будет указано, что Л[ига] Н[аций] не брала на себя благотворительной помощи и что ответственны те государства, в руках которых находится сейчас К[онстантино]поль. Этот меморандум будет опубликован*. Верх[овный] К[омисса]р [по делам беженцев] обратится к Верх[овным] К[омисса]рам К[онстантино]поля25, чтобы они в свою очередь обратились к назначившим их правительствам. Лига Наций не государство и не правительство над правительствами. Она не имеет собственных средств. Она состоит из представителей правительств и государств, которые входят в нее в качестве членов. Если государства не хотят помогать, что может сделать Лига? Получается заколдованный круг. Существует склонность за все несчастия в мире возлагать ответственность на Лигу Наций. Американский Кр[асный] Кр[ест] оставил свои стоки26 русским организациям и ушел. Упрекать его нельзя, т. к. никто не сделал столько, сколько сделал он для русских беженцев. Французское правительство, через своего Ген[ерального] консула ответило Верх[овному] К[омисса]ру, что оно
не может считать себя ответственным, т. к. оно сделало очень много в то время, как другие не делали ничего, и не может ничего сделать более, пока другие не придут на помощь; ответственность за происходящее падает на те пр[авительст]ва, которые до сих пор ничего не сделали. Фрик подчеркивает, что и франц[узское] пр[авительст]во возлагает ответственность не на Лигу Наций, а на правительства.
Докладывается письмо полковника Проктора27 о бедственном положении русских в К[онстантино]поле. Проктор сообщает, что местный благотворительный комитет может обеспечить питаниe 3.000 беженцев в течение шести месяцев.
По исчислению Бюрнье28, нужно 7.000 фунт[ов] стерл[ингов] в месяц, чтобы прокормить 10.000 наиболее нуждающихся.
Мы оговариваем, что таких остро нуждающихся не 10, а 15 тысяч, кроме того, 1300 оставленных французами и 1018 бразильцев29. Фрик торопится разъяснить, что из 15 тысяч 3 тысячи берет на себя Комитет Проктора, что Ам[ериканский] Кр[асный] Кр[ест] давал полное питание только 9-ти тысячам, остальные пользовались от него только дополнительным питанием. По мнению Фрика, на ближайшие три месяца, в течение которых можно было бы найти средства у правительств, нужно было бы немедленно изыскать 21.000 фунт[ов] стерл[ингов].
Где можно было бы найти эти средства?
По отношению к русским фондам, по его словам, в финансово-экономическом совещании было высказано мнение, что если бы правительства сделали из этих фондов позаимствование в 31.000 фунтов стерл[ингов], то ни одно русское правительство, каково бы оно ни было, поставленное перед совершившимся фактом, не могло бы оспаривать это позаимствование. Но для получения этих денег нужны сношения с правительствами и, значит, время.
Фрик указывает, что Л. Вольф30 уведомляет Верх[овного] К[омисса]ра, что он обеспечивает ему 25.000 швейц[арских] фр[анков] на перевоз беженцев из К[онстантино]поля. Аберсон31 торопится заявить, что эти деньги должны обеспечить переезд евреев через К[онстантино]поль в Палестину. Фрик заявляет, что из сообщения Вольфа, не видно назначения денег.
Фрик ставит вопросы: могут ли гуманитарные организации найти средства и усилить свою деятельность в К[онстантино]поле? Могут ли они прокормить 10.000 русских в течение нескольких недель? Не могут ли они дать Верх[овному] К[омисса]ру взаймы на несколько времени, на условиях, которые будут выработаны особо, сумму потребную для пропитания указанного количества русских в К[онстантино]поле?
Во время своего доклада Фрик оглашает предложения, сделанные представителями З[емско-] Г[ородского] К[омите]та и Росс[ийского] Кр[асного] Кр[ес]та в заявлении, переданном ему нами при открытии заседания. По поводу привлечения новых благотворительных обществ он хотел бы знать, какие это общества имеются в виду? Мы ему указываем, что об[щест]ва защиты женщин и др[угие] женские об[щест]ва, не признаны, Христианские девушки также, наконец, может быть, собравшиеся укажут кого-нибудь, кого мы не знаем. Обещают - самым внимательным образом изучить этот вопрос. По поводу русских фондов - мнение доложено, что же касается обращения Верх[овного] К[омисса]ра с воззванием, то Фрик заявляет, что на основании точных инструкций Совета Лиги Наций, Верх[овный] К[омисса]р не может заниматься благотворительностью, поэтому он не может обращаться и с воззванием о благотворительной помощи. Мы выражаем недоумение, указываем, что в воззваниях говорилось 19-го сентября, что такая роль К[омисса]ра никому не понятна, что если он сам не может этого сделать, то пускай сделает от имени Совета благотворительных организаций. Нам вновь говорят об инструкции и отсутствии права.
Из ответов представителей, заслуживают внимания следующие (на запрос 19-го сент[ября] никто, кроме русских организаций не ответил):
О[бщест]во Помощи Ближнему Востоку помогает армянам,
О[бщест]во студентов делает все, что может,
Лига Кр[асных] Кр[ес]тов денежных пожертвований, а равно обращений к Кр[асным] Крестам сделать не может.
Межд[ународный] Союз помощи детям увеличить помощь едва ли будет в состоянии. Еще не имеет сведений, будет ли продолжено ассигнование на питание детей после 30-го ноября. По вопросу о займе представит отзыв своего Комитета, но думает, что если позаимствование и будет дано, то исключительно на помощь детям.
Межд[ународный] Кр[асный] Кр[ест] утверждает, что положение в К[онстантино]поле ужасно. Помощь нужна немедленная. Верх[овному] К[омисса]ру должны быть даны деньги.
Русские организации дали след[ующие] отзывы:
З[емско-] Г[ородской] К[омите]т. Мы ответили на поставленный 19-го сентября вопрос, указали на размеры нашей работы, на размеры израсходованных средств. Теперь наши средства подходят к концу, мы сокращаем свою помощь, закрываем свои учреждения. Однако мы делаем все, чтобы изыскать новые средства, хотя, конечно, не найдем их в размере, нужном для покрытия всей нужды.
Фрик указывает, что по имеющимся у него сведениям, некоторые русские учреждения имеют слишком большие штаты и высокие оклады, у него есть сведения, что некоторые учреждения имеют 130 служащих; было бы правильнее служащих этих учреждений перевести на положение беженцев. Если русские обращаются за помощью к иностранцам, то было бы необходимо, чтобы сами русские, среди которых есть очень богатые люди, пришли на помощь своим согражданам. Это произвело бы хорошее впечатление.
Ему даем ответ, что сведения о чрезмерном количестве служащих - устарели и не верны. Повсюду сокращаются штаты и даже ликвидируются учреждения. Как на пример указываю на Цент[ральное] Управление в Париже, в котором осталось несколько машинисток и 2-3 служащих в канцелярии, бухгалтерской и казначейской части, вместо прежних десятков. Что касается русских капиталистов, то среди них мы не знаем таких, которые бы могли существенно изменить положение, к сердцам "нуворишей", мы не знаем путей, прежниe же богатые люди, которые отдавали свои средства другим, теперь разорены. Мы делаем, что можем. Как на пример указываю на квартирный налог в пользу голодающих. Гр[афиня] Панина, по поводу перевода всех на состояние беженцев и закрытия одних учреждений, чтобы подкрепить другие, указывает Фрику, ссылаясь на его знание русского языка, на историю с Тришкиным кафтаном.
Мы указываем, что нынешнее собрание еще раз подтвердило совершенно бесспорное положение, которое было ясно и раньше, что благотворительные организации бессильны помочь нужде. Верх[овный] К[омисса]р, ссылаясь на неизвестную нам инструкцию, говорит, что он не должен и не может помогать. Что же делать? Нужно снять лежащее на нем запрещение, если оно существует, хотя это запрещение не было ни в июне, ни в августе, и появляется только в сентябpе (19). Чета Фриков перебивает нас заявлением, что запрещение было установлено еще в марте; постановление 19-го сентября состоялось в результате инструкций, полученных Верх[овным] К[омисса]ром.
В дальнейшем выясняется, что если бы Совет обратился к Верх[овному] К[омисса]ру с просьбой, ввиду особенно тягостного положения в К[онстантино]поле, взять на себя заботу о русских беженцах, и оказать им материальную поддержку до того, как они будут расселены по разным странам, тогда он обратился бы в Совет Лиги Наций с просьбой освободить его от запрещения оказывать благотворительную помощь и настоял бы, чтобы правительства дали средства. Тогда может быть речь и о воззвании.
В это время м[ада]м Фрик уже пустила по столу записку, приглашающую членов Совета остаться после заседания, для обсуждения сделанного предложения.
Заседание заканчивается сообщением, касающимся паспортов. Нам было cказано, что в этом вопросе два главных пути: 1) чтобы Верх[овный] К[омисса]р от имени Лиги Наций выдал русским беженцам des laissez-passers32 или 2) чтобы такие бумаги были выдаваемы державой покровительницей. Но Лига Наций не государство, она не может нарушать чужих суверенных прав, значение своей бумаги она ничем не могла бы защитить, потребовались бы особые конвенции, государства могли бы возражать. Такие бумаги не дали бы никакого улучшения. Верх[овному] К[омисса]ру представляется наиболее правильным, чтобы каждое государство выдавало русским беженцам свои паспорта. Эти паспорта сообщали бы русским все права гражданства каждой данной страны, кроме публичного права. Через год держатель такого паспорта мог бы натурализироваться или продлить свое положение, обеспечиваемое паспортом. Так, в Чехословакии выдаваемые чешским пр[авительст]вом паспорта, дают все права, кроме права избирательного. Только такие паспорта дали бы возможность получать право на работу наравне с другими и право на общественную помощь. По-видимому, это единственно допустимое разрешение вопроса. Вопрос не ставится на обсуждение. Он только доводится до сведения с тем, чтобы мнения по нему могли бы быть сообщены Верх[овному] К[омисса]ру для обсуждения в юридическом Совещании. Свой меморандум этому Совещанию Верх[овный] К[омисса]р передаст членам Совета.
Уже после заседания к Фрику обратилась гр[афиня] Панина с вопросом, почему нет указания на записку Мандельштама? О, она не приемлема! Многие русские не признают ни Консульств ни дипломатических учреждений (из политических убеждений). - Ну, это не серьезно. Когда вы идете к нотаpиyсy совершать доверенность, вы не спрашиваете об его политических убеждениях. А кто будет содержать эти учреждения? - Они пока существуют и не просят о содержании, разрушать их вы не должны. - Пускай они то, что идет на их содержание, отдадут на беженство.
После заседания, под председательством Шеневьера33, открывается совещание представителей гуманитарных организаций. М[ада]м Фрик докладывает набросанный ею проект обращения к Верх[овному] К[омисса]ру. Представители некоторых О[бщест]в настаивают на более общих и менее обязывающих выражениях. В общих чертах договариваются, принципиальных возражений никто не делает. Все присоединяются к просьбе, чтобы Верх[овный] К[омисса]р оказал материальную помощь.
Таким образом, комедия сыграна до конца. Супруги Фрики выступают узоразрешителями, после того, как связывающая формула была принята и 9-го сентября по настоянию Фрика и по его мотивировке: “il faut, avant tour, faire, cesser, le plus vitе possible, l´veiwre des orrganisations humanitaires existantes, au lien de les developper, bref, il faut liquider la question des refugies russes par tous les inoyens”. Теперь – м[ада]м Фрик “prie d´organiser une action immediate de sceours aut refugies russes a Constantinople”34. Им необходимо защититься от последствий ими же созданного положения.
Нансен был бессловесен. При болтливости и живости Фрика, он производит жалкое впечатление. Однако он старался внимательно слушать и произнес несколько слов признательности, открывая и закрывая заседание.
Пока идет какая-то трагическая игра в гуманитарный футбол. За происходящее в Константинополе перекидывается ответственность с рук на руки. Ликвидаторы поняли, что одна ликвидация славы не создаст. Что нельзя, взявшись как-то, устраивать людей, оставлять их умирать. Оказался необходимым предметный урок, чтобы доказать, что невозможно противополагать ликвидацию - помощи, что это противоположение может окончиться величайшим скандалом и для Лиги Наций, и для гг. Комиссаров.
Откуда и почему возникла комбинация Нансена-Фрика? Они оба работали по репатриации военнопленных. Когда наследие великой войны было ликвидировано, на смену ему явилось массовое русское беженство. Международный Кр[асный] Крест по инициативе Росс[ийского] Кр[асного] Кр[еста] ставит перед Лигой Наций вопрос о том, чтобы Лига взяла в свои руки заботу о русских беженцах. Инициаторы имели в виду помощь в широком смысле слова и общее регулирование всего явления. Однако наряду с этой идеей стала пробиваться наружу и другая тенденция: можно обойтись вовсе без помощи. Пускай Лига Наций берет в свои руки это дело, через ее посредство можно будет продолжить работу аппарата Межд[ународного] Кр[асного] Кр[еста] по репатриации военнопленных и прочно связать себя с Лигой Наций, через которую открываются широкие возможности. Отсюда с самого начала два течения мыслей и действий в проблеме русского беженства: 1/ разумное устройство беженцев с совершенно неизбежной материальной помощью им и 2/ ликвидация беженства, как административный акт.
Чтобы не пугать Лиги Наций, Межд[ународный] Кр[асный] Кр[ест] (т.е. Фрик) представляет Генеральному Секретарю Л[иги] Наций Эрику Дрюмонду меморандум, в котором говорится, что дело может быть устроено без расходов, что новые налоги на население в пользу русских беженцев недопустимы. А смелый генерал Томсон35, то же представитель Межд[ународного] Кр[асного] Кр[еста] идет дальше и развивает проект репатриации.
Совет Лиги Наций, с своей стороны, избегает решительных формулировок, говорит о необходимости изучения вопроса со стороны политической, юридической, финансовой, говорит о согласовании действий по оказанию помощи, об урегулировании вопроса, но уклоняется от постановки денежных вопросов.
Между тем, Межд[ународный] Кр[асный] Кр[ест] уже определенно усваивает себе мнение о репатриации. В начале июня, знакомясь с представителями Межд[ународного] Кр[асного] Кр[еста], я был поражен сложившимся в недрах гуманитарнейшего учреждения взглядом на совершенную необходимость возвращения русских беженцев на родину. Аргумент один - почему Европа должна содержать русских, бросивших свою родину?
Эти два мнения не вступали друг с другом в открытое столкновение, прикрытые малосодержательными формулами. Торжество того или иного мнения должно было зависеть от того, кто будет Верховным Комиссаром. И в этом отношении в недрах Секретариата Лиги было два течения, шла борьба. Pyсcкиe и их друзья не сумели договориться о своем кандидате. Пока шли разговоры, уговоры, переписки, кружок лиц из Межд[ународного] Кр[асного] Кр[еста] и Секретариата Лиги [Наций] в надлежащую минуту быстро выдвинули кандидатуру Нансена, который к этому времени стал уже проявлять активность в области оказания помощи голодающим в Poссии.
В середине августа Нансен в Москве, 16 августа Женевская Конференция назначает его своим Комиссаром по голоду. Тогда же ему посылается телеграфный запрос, примет ли он назначение В[ерховным] Комиссаром по беженцам. Фрик особым письмом убеждает его принять назначение и 3 сентября Нансен является в Женеву уже Верховным Ком[исса]ром.
Теперь нам говорят, что Нансена заставили совместить эти две должности. Для Нансена может быть это и верно, но это не верно для его помощника. Фрику нужно было дать работу освободившемуся аппарату Межд[ународного] Кр[асного] Кр[еста], ему нужно было проникнуть в Лигу Наций. Движение строилось на беженцах. Голод явился неожиданно и открывал новые горизонты для широкой игры.
Однако расчеты не совсем оправдались. Положение осложнилось; кредитов не дали. Красные Кресты действуют независимо от Нансена. По голоду дело пошло не так, как предположено было. Лига отказалась назначить Нансена своим Комиссаром по голоду, а голод помешал привести в исполнение план Международного Кр[асного] Кр[еста] - вернуть беженцев в Россию. Может быть, отсюда программная формула Верх[овного] Комиссара 19 сентября: Верх[овный] Ком[исса]р имеет задачей окончательную ликвидацию беженства, а не благотворительную помощь. Эта формула должна была защитить и Комиссара, и Лигу. Она должна была снять и с Лиги, и с Комиссара ответственность. Эта формула была принята Конференцией чиновников. У нас нет никаких данных, чтобы считать, что эта формула была утверждена Советом Лиги Наций и тем менее Общим Собранием Л[иги] Наций.
Действительность показала, что бумажная формула никого не защитила и ни с кого ответственности не сняла.
На наш запрос, что предполагает делать В[ерховный] Комисс[ар], чтобы спасти жизни 15 тысяч в Конст[антинопо]ле, иначе “ликвидировать будет нечего” нам даны были ответы, которые приведены выше.
Есть ли у В[ерховного] Комиссара средства для разрешения той сокращенной задачи, которую он себе ставит? Пока нет. Надеятся получить от французского правительства 1 миллион. Британское правительство обещает еще большую сумму, если Комиссар поможет избавить британскую казну от содержания деникинских беженцев. От Лиги Наций ничего не ожидают. Вспоминают двухмиллионный кредит на борьбу с тифом. Из этого кредита, квотированного единогласно, фактически поступило в кассу Лиги лишь 100000.
За истекшие два месяца достаточно выяснилось, кто Верховный Комиссар, каковы его намерения, планы и отношения к русскому беженству и русским.
В лице Вер[ховного] Ком[исса]ра и его помощника мы имеем враждебных русскому антибольшевистскому делу людей. Эти люди по ту сторону черты, отделяющей большевистскую Poccию от антибольшевистской. Все отношение к беженскому делу игнорирование его, пренебрежительное отношение к русским, использование русской распри - все это свидетельствует об истинных симпатиях и истинных отношениях "Чего они еще хотят? Ведь о них заботятся!" С этими словами и настроениями Нансен и Фрик подошли к делу. Фрик хорошо знал русских и положение русских беженцев, тем враждебнее звучит в его устах фраза: “Нужно, прежде всего, прекратить благотворительную помощь и всеми мерами ликвидировать беженство" /19 сентября/.
Они охотно взялись за ликвидацию. Если бы в России не случилось голода, был бы осуществлен план Межд[ународного] Кр[асного] Кр[еста], внушенный ген[ералом] Томсоном и нашедший сторонников в лице Фрика и Адора 36), с одной стороны, и Литвинова 37) - с другой (письмо Литвинова Томсону). – План общей репатриации 38).
Игра со Славиком и фактическое его устранение от дел, ухаживание за Л. Вольфом, игнорирование русских. Мы прошлое, которое не вернется. Мы не страшны и не интересны. Мы упавшие, которые никогда не поднимутся... Таковы действия и настроения.
Наша судьба в руках людей, относящихся с нескрываемой враждебностью.
Верховный Комиссар и его окружение – это определенная политическая тенденция германо-советского сближения. Это определенная линия, ведущая к Советской Москве. Это цепь имен, которая не должна быть безразличной для лиц, которым небезразличны предстоящие соотношения сил в Европе. Нансен-Фрик-Шлезингер39-Литвинов-Чичерин40. Вот достаточно характерная цепь имен, связующая два взаимоисключающие начала.
Даже при желании Нансен не может сделать ничего яркого и значительного для беженцев, ибо такие его действия вызвали бы протест со стороны Москвы. Конфликты между Нансеном Комиссаром по голоду и Нансеном Комиссаром по беженству неизбежны.
Из состояния бездействия и пренебрежительного равнодушия только теперь стали выходить и проявлять некоторое беспокойство. Стали созывать разные совещания, обсуждать, советоваться, принимать меры самозащиты. При недоброжелательстве и усиленная деятельность может стать опасной. Наконец, нам ставят вопросы. На эти поставленные вопросы, а также на вопросы, которые сами возникают из выяснившегося положения вещей, мы должны дать ответы.
Итак, нас спрашивают:
Хотим ли мы, чтобы Верховный Комиссар взял в свои руки дело оказания материальной помощи Константинопольской группе русских беженцев?
2. Предполагаем ли мы оказать В[ерховному] Комиссару поддержку продолжением работы для беженцев или расширением этой работы?
3. Можем ли оказать поддержку В[ерховному] Комиссару открытием ему кредита на условиях, которые должны быть установлены впоследствии?
В свою очередь, по истечении двухмесячного опыта и у нас возникают вопросы об отношении к Вер[ховному] Комиссариату в лице Нансена и Фрика. Естественно, ставится вопрос, не следует ли стремиться к разъединению двух противоестественно соединенных в одном лице дел, дела помощи голодающим в Poсcии и помощи беженцам. Не следует ли произвести для этого предварительную разведку среди так или иначе заинтересованных сфер. Наконец, нельзя ли принять самые энергичные меры к тому, чтобы помощь русским в Константинополе была оказана самими русскими и какие для этого должны быть приняты согласованные действия. Вместе с тем надлежит выяснить, что нужно сделать, чтобы обеспечить русских за границей от опасных правовых экспериментов В[ерховного] Комиссариата.
К докладу прилагаются:
1. Предложения, сделанные Земско-Городскому Комитету 8-го ноября.
2. Предложения, внесенные в частном совещании в Русском Посольстве в Париже 11-го ноября.

 

Предложение по докладу Н. И. Астрова 8 ноября 1921 года

Ввиду достаточно выяснившейся программы действий, планов и намерений Верховного Комиссара, его отношения к русским за границей, а также катастрофического положения русских в Константинополе, нахожу необходимым:
Ознакомить русские организации с положением дела в области разрешения беженского вопроса.
Изыскать наиболее удобные пути для того, чтобы поставить в известность дипломатические круги Франции и Англии с общим характером деятельности Верховного Комиссара в беженском вопросе. Цель – разделение деятельности в области помощи голодающим в России и помощи беженцам.
[…]
[…]
Настаивать, чтобы Верховный Комиссар принял на себя оказание материальной помощи русским в Константинополе. Для этого подписать от имени Земско-Городского Комитета обращение, присланное представительницей Международного Красного Креста г[оспо]жей Фрик 5 ноября и вызвать соответствующее обращение к Верховному Комиссару со стороны русских организаций.
[…]
7. Принять меры к тому, чтобы русские организации за границей немедленно оказали помощь голодающим в Константинополе, приняв на себя кормление возможно большего числа русских из расчета 20 пиастров (1 1/2 франц[узского] фр[анка]) в день, питание это осуществить через русские организации.
8. Организовать общий сбор пожертвований среди русских на помощь голодающим в Константинополе; привлечь внимание наиболее состоятельных русских людей указать, что русским ставится в укор равнодушие к собственным согражданам, а также на пожертвование Люсьена Вольфа от имени еврейских организаций 25.000 швейцарских франков для переселения беженцев из Константинополя.
9. Обратиться к митрополиту Платону, прося его убедить представителей Американской Церкви воспользоваться церковными кафедрами для привлечения внимания американцев к бедственному положению русских беженцев; обратиться с такими же воззваниями к Архиепископу Кентерберийскому41 через русского Посланника к Святейшему Престолу и т. д.
10. Обратиться в иностранные газеты с просьбой поддержать воззвание Константинопольского Комитета помощи.
11. Обратиться к русским торгово-промышленным, финансовым и банковским деятелям с просьбой обсудить вопрос об оказании экстренной помощи Константинопольским беженцам и об организации русским промышленного и сельскохозяйственного кредита.
12. Признать необходимым составление меморандума по вопросу о паспортах русских беженцев, имея в виду высказанные Помощником Верховного Комиссара предположения в Собрании 4-го ноября. Этот меморандум экстренно направить Верховному Комиссару и настаивать, чтобы в Юридическое Совещание при Лиге Нaций при обсуждении русского вопроса были бы выслушаны в качестве экспертов русские юристы.

 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ,
внесенные в частное совещание в Посольстве 11 ноября [19]21 года.

1. Признать настоятельно необходимым, чтобы Верховный Комиссар принял все меры к оказанию немедленной материальной помощи русским, находящимся в Константинополе и Салониках, оказавшимся в беспомощном положении после ухода Американского Красного Креста и прекращения питания гражданских беженцев со стороны Французского Правительства. Признать желательным соответствующие обращения к Верх[овному] Комиссару со стороны русских организаций.
2. Принять меры к тому, чтобы русские организации за границей немедленно оказали со своей стороны помощь голодающим русским в Константинополе и других местах, приняв на себя кормление возможно большего числа русских, осуществляя эту меру через русские организации.
3. Обратиться к митрополиту Платону42 с просьбой убедить представителей Американской Церкви обратиться с церковных кафедр к населению Америки об оказании экстренной помощи русским беженцам. Обратиться с воззванием о помощи к аpxиeпископу Кентерберийскому через русского посланника к Святейшему Престолу.
Просить иностранные газеты отметить бедственное положение русских беженцев и поддержать воззвание Константинопольского Комитета помощи.
4. Организовать систематическое выступление в иностранной прессе по вопросам, касающимся устройства судьбы русских беженцев.
Организовать правильную и систематическую информацию русской прессы по тому же вопросу.
5. Выяснить возможность адаптации русских учреждений, обслуживающих беженскую нужду со стороны русских организаций и русских людей.
6. Признать желательным поддержать всеми возможными средствами предложение, выраженное пом[ощником] В[ерховного] Комиссара Фриком в Собрании Совета представителей гуманитарных организаций 4 ноября в Женеве о позаимствовании из русских фондов на оказание помощи русским беженцам.
7. Признать необходимым подвергнуть рассмотрению русскими юристами-международниками предложение В[ерховного] Комиссара по правовому положению русских за границей и настаивать перед ним, чтобы в соответствующих совещаниях при Л[иге] Наций по русскому вопросу было выслушано заключение русских экспертов.
8. Признать желательным систематический обмен информациями между организациями, работающими для русских беженцев и принятие в нужных случаях согласованных действий.

ГА РФ. Ф. 5913. Оп. 1. Д. 1126. Л. 48-61.
Машинопись.

Примечания:

* Опубликованным оказался экспозэ Ген[ерального] Секретаря Л[иги] Н[аций]

1 Российский Земско-городской комитет помощи российским гражданам за границей (РЗГК) - Земгор официально был распущен советской властью в 1918, но под влиянием массовой эвакуации с Юга России бывшие гласные российских земских собраний и городских дум, члены органов местного и краевого управления, находившиеся за рубежом, возобновили свою деятельность в составе Всероссийского земского союза, Всероссийского союза городов и решили в феврале 1921 объединиться с целью организации помощи нуждающимся беженцам, используя свой авторитет и будучи достаточно представительными перед иностранными и международными органами. РЗГК был зарегистрирован в парижской префектуре под названием "Comite des Zemstvos et Municipalites Russes de Secoure des Citoyens russes a l' etranger" и его местонахождением был признан Париж. Председателями РЗГК стали Георгий Евгеньевич Львов, затем А. И. Коновалов, Н. Д. Авксентьев. 02.02.1921 российские послы Гирс, Маклаков, Бахметьев и примкнувший к ним представитель П. Н. Врангеля М. В. Бернацкий приняли постановление, в котором заявили, что "все дело помощи русским беженцам надлежит сосредоточить в ведении какой-либо одной организации. По мнению Совещания послов такою объединяющей организацией должен быть Земско-городской комитет помощи беженцам". Действительно, Земгор стал той организацией, которая возглавила благотворительную работу, направленную на улучшение положения российской эмиграции.

2 Астров Николай Иванович (1868-1934) – юрист, член ЦК кадетской партии, московский городской голова (1917), председатель Главного комитета союза городов. После Октябрьской революции участвовал в создании Национального центра (1918), был его представителем в Особом совещании А. И. Деникина, в эмиграции - видный деятель РЗГК, являлся его представителем вместе с Паниной С. В. при Лиге Наций.

3 Дописано карандашом Н. И. Астровым.

4 Письмо, видимо, было адресовано Лиге Наций. Не обнаружено.

5 Имеется в виду РЗГК.

6 Копия ответа Лиги Наций не публикуется.

7 Имеется в виду заседание совещательного комитета, образованного в сентябре 1921 при Верховном комиссариате по делам русских беженцев Лиги Наций из представителей международных и российских эмигрантских благотворительных организаций, занимающихся помощью беженцам.

8 Нансен Фритьоф (1861-1930) – норвежский океанограф, исследователь Арктики, общественный деятель. В 1920-1921 – глава Комиссии Лиги Наций по помощи беженцам и военнопленным, с 1921 – Верховный комиссар Лиги Наций по делам русских беженцев, один из организаторов помощи голодающим Поволжья в 1921 г., в 1923 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира за гуманную деятельность.

9 Фрик Е. – помощник Верховного Комиссара по делам русских беженцев (Нансена) с 1921 по 1922, с 1922 – технический советник Верховного комиссара по беженским делам.

10 Лига Красного Креста (Лига обществ Красного Креста) – объединение добровольных обществ для оказания помощи больным и раненым воинам во время войны, представители этой организации входили в Международный Красный Крест, в мирное время оказывала помощь пострадавшим от стихийных бедствий и т. п.

11 Международный Красный Крест (Международный Комитет Красного Креста) является организацией, связующей все общества Красного Креста, присоединившиеся к Женевской конвенции 10(22).VIII.1864. Существовал с 1863. Место пребывания – Женева.

12 Общество помощи Ближнему Востоку – сведений нет.

13 Международный студенческий союз – сведений нет.

14 Международный союз помощи детям – сведений нет.

15 Международное бюро труда (МБТ) – исполнительный орган Международной организации труда (МОТ), дополнительного (на правах автономии) органа Лиги Наций, стоящий под контролем Административного Совета Лиги Наций. Во главе стоял директор, назначаемый Административным Советом (Альбер Тома).

16 Еврейское общество – видимо, Еврейское колонизационное общество (ЕКО), основанное в Англии еврейским филантропом бароном Гиршем с целью облегчить положение своих единоверцев в Аргентине, где им были приобретены обширные участки земли. Царское правительство России охотно пошло навстречу этому проекту, допустив деятельность ЕКО в стране с 1892 г.

17 Российское общество Красного Креста (старая организация) (РОКК) - было распущено советским правительством в 1918, но продолжило свою деятельность за границей, используя имевшиеся на его счету средства. 26.02. 1921 в Париже было организовано Главное управление РОКК, объединявшее уцелевшие части старой организации. Международный комитет Красного Креста в качестве национального краснокрестного общества России признавал до 1510.1921 именно его. Для решения текущих вопросов была образована Особая комиссия, в которую вошли П. Н. Игнатьев, Б. Е. Иваницкий, Б. Э. Нольде, А. Д. Чаманский, М. Л. Киндяков, Э. П. Беннигсен, Г. Г. Витте, Д. В. Яковлев, Долгополов, Г. А. Алексеев. Ю. И. Лодыженский являлся представителем РОКК (старая организация) при Международном комитете Красного Креста и при международных организациях в Женеве.

18 Американский Красный Крест – сведений нет.

19 Предварительно.

20 Речь идет о переселении беженцев из Константинополя (Турция).

21 Возможно, Славик В. – секретарь юридического отдела Лиги Наций, советник при Верховном комиссаре по делам беженцев.

22 Панина Софья Владимировна (1871-1957) – окончила Высшие женские курсы в Петербурге. Поддерживала материально ряд общественных организаций, Всероссийский земский союз. Член партии кадетов. Товарищ министра государственного призрения Временного правительства. Входила в “Национальный центр”. В 1918 бежала на Юг, стала гражданской женой Н. И. Астрова. С 1920 в эмиграции.

23 Гери – сведений нет.

24 Бейкер – сведений нет.

25 Верховные комиссары Константинополя – представители Великобритании и Франции.

26 От англ. – запасы.

27 Проктор – британский полковник, сотрудник миссии снабжения в России в годы первой мировой войны, представитель Нансена в Константинополе, возглавлял там Особый комитет по беженским делам, учрежденный С. Хором.

28 Бюрнье – сведений нет.

29 Имеется в виду неудачный опыт переправки в Бразилию партии российских беженцев. Из отправленных 4000 человек больше половины высадилось на полдороге в Корсике. Из довезенных до Бразилии только часть осталась рабочими на кофейных плантациях, остальные испугались тяжелых условий существования и возвратились обратно в Константинополь на средства же французского правительства.

30 Вольф Люсьен – представитель Еврейского колонизационного общества при Лиге Наций.

31 Аберсон – сведений нет.

32 Пропуски.

33 Шеневьер – сведений нет.

34 Текст на французском языке написан Астровым от руки.

35 Томсон – генерал, делегат Международного Комитета Красного Креста, член Комитета Международного союза помощи детям (Save the Children Fund).

36 Адор Густав - Председатель Международного Комитета Красного Креста.

37 Литвинов Максим Максимович (наст. Фамилия и имя Валлах Макс) (1876-1951) – советский дипломат, имел ранг чрезвычайного и полномочного посла, в 1921-1930 – заместитель наркома по иностранным делам РСФСР (СССР), одновременно – член Коллегии Наркомата РКИ и заместитель председателя Главконцесскома, в 1930-1939 – нарком по иностранным делам СССР (с 1936 – иностранных дел), одновременно в 1934-1938 – представитель СССР в Лиге Наций.

38 Дописано рукой Астрова.

39 Шлезингер - представитель Нансена в Германии.

40 Чичерин Георгий Васильевич (1872-1936) – советский государственный деятель и дипломат, с 30 мая 1918 по 1930 - народный комиссар по иностранным делам РСФСР (СССР).

41 Архиепископ Кентерберийский является главой англиканской Церкви.

42 Платон (Рождественский Порфирий Федорович) (1866-1934) – церковный деятель. В 1902-1907 – ректор Киевской духовной академии. Депутат II Государственной думы. В 1907-1914 – архиепископ Алеутский и Североамериканский, с 1914 архиепископ Каменецкий и Хотинский, с 1915 архиепископ Картлийский и Кахетинский, экзарх Грузии и член Священного Синода. В 1920 эмигрировал. На III всеамериканском церковном соборе в Питсбурге в 1922 был избран первым митрополитом Американским и Канадским. В 1924 IV собор митрополии в Детройте провозгласил полную автономию Американской православной церкви до грядущего урегулирования отношений Церкви и государства в СССР. (подробнее в ХРОНОСе читайте ст. Платон - Рождественский Порфирий Федорович)

Печатается по кн.: Бочарова З. С. Русские беженцы: проблемы расселения, возвращения на Родину, урегулирования правового положения.  (1920-1930-е годы) (Сборник документов и материалов). М., 2001. (Использована электронная версия с сайта http://www.auditorium.ru/ )

Вернуться к оглавлению


Здесь читайте:

Россия в XX веке (хронологическая таблица)

Земгор - Российский Земско-городской комитет помощи российским гражданам за границей (РЗГК) - Земгор официально был распущен советской властью в 1918 году.

Астров Николай Иванович (1868-1934), член партии кадетов.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС