> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ТАТАРСКАЯ... ЭМИГРАЦИЯ >
ссылка на XPOHOC

Рафаэль Адутов

1769-1834

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Рафаэль Адутов

Татарская и башкирская эмиграция в Японии

КВЖД7.

Миграции, вызванные различными причинами, особенно распространены в странах с обширной территорией и являются одной из важнейших проблем народонаселения. Известно, что в начале 20в. для поощрения заселения  Российской Западной и Восточной окраин империи царская администрация выделяла  средства и  представляла серьезные льготы переселенцам.  В конце 19го,  начале 20го веков, многие татары и башкиры из Поволжья и Урала переселялись на Дальний Восток,  принимая в 18971903 г.г. участие в строительстве Китайской восточной железной дороги (КВЖД) [1].

 Первым поселенцемтатарином в Маньчжурии был Байчурин, прибывший с  партией поселенцев в 1898 г.  после принятия решения о строительстве КВЖД [20].

  По мере продвижения строительства железной дороги на Восток в хозяйственный оборот вовлекались обширные территории юга Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, через которые пролегала не только железная дорога, но и возможности быстрого обогащения, в принципе невозможные в Европейской части империи.  Наиболее предприимчивые жители центральной России в поисках новой жизни  перемещались на Восток  (образно говоря – русский дикий Запад), информируя своих знакомых, близких  оставшихся в родных краях, о реальных обстоятельствах существования в Даурии (Забайкалье)  и  на Дальнем Востоке.

 

Стамбул, октябрь, 1990г. В гостях у семьи Тахира Бичури.

По рассказам  переселенцев  (в том числе Т. Бичури) нахождение в Китае давало возможность организации достойной жизни тем, кто имел инициативу и желание трудиться: оплачиваемая (хотя и тяжелая) работа на лесоповале, сооружении насыпи, укладке шпал железной дороги,  на обустройстве станций, расположенных через каждые пятьдесят километров.

      Как говорил мой собеседник во время нашей встречи в Стамбуле о жизни тех далеких лет: «Везде шло строительство – работай только. Не ленись. А надоела стройка  в лесах   много дичи, грибов, съедобных растений, в реках  рыбы. Собирай грибы, лови рыбу   соли и  продавай. Торгуй тем, что собрал – китайцы ели все. Из России привозили дешевую мануфактуру, из Монголии  дешевое мясо, шерсть, обратно везли товары, отсюда  чай, посуду, шелк. Да много всего…Китайские власти ни во что не вмешивались»[3].

Надо отметить, что китайская земля, на которой лежали рельсы  1 метр с каждой стороны  железной дороги, территории станций   обладая правом экстерриториальности, считалась по русскокитайскому договору 1896г.    русской полосой отчуждения и имела  русское самоуправление со своими администрацией, судом, учебными заведениями,  банками и т.д.[22].

При строительстве КВЖД было возведено 1464 моста, 98 тоннелей (два из которых длиной более 3х км).  Железная дорога охранялась армейским корпусом в 25 тысяч человек под руководством 500 офицеров. Считается, что  на сооружение КВЖД  было вложено 375млн рублей [16]. Хотя произошедшая в 1900г  (во время боксерского восстания в Китае)  задержка  принесла ощутимый вред строительству железной дороги, все же она была благополучно завершена и Россия получила возможность выхода   к полуострову  Лиаодонг –  в  Порт  Артур. 

    Условием развития торговли является освоение  новых рынков. Торговый капитал татар, не только проникая на Дальний Восток из Европейской части империи, но и  возникая  на местах, создавал условия своего роста. Через двадцать лет после начала строительства КВЖД многие переселенцы, обладая значительными состояниями, имели финансовые возможности поддерживать возникающие в местах массового проживания своих земляков мусульманские общины. Как заметил президент тюркской общины Токио гн Т.Мухит в разговоре со мной в декабре 2003 года: «…в большинстве своем это были высокомерные мишары,  ошалевшие  от больших денег…».

Когда хлынул поток переселенцев, понадобились гостиницы, столовые; возникла мелкая  торговля. Было много молодых людей – естественно, начали появляться семьи и рождались дети;  задумались о мечетях и  школах со своими  имамами  и учителями.  Стихийно возникали инициативные группы, деятельность которых,  приобретая общественный характер, поддерживалась  земляками. Появились и свои, признаваемые общественностью,  лидеры.

В 1920 –х годах  на Дальнем Востоке проживало более 6000 татар, из которых подавляющее большинство проживало в городе Хайлар[17].

   Сложившиеся общины тюркотатар  с устоявшим укладом жизни,  объединялись деятельностью  различных общественных  организаций [2]. С 1904 года действовала  старейшая,   в Восточной Азии тюркотатарская община  города Харбин, созданная  преимущественно пензенскими и казанскими мишарами[20].

 В 1908 году открывается школа «Гиният», названная в честь рано умершего общественного и религиозного деятеля Гиниатуллы Селехметова. Строятся мечети в городах Харбин, Маньчжурия, Хайлар [6].

     Мечеть города Харбин. Из архива гна Т.Мухит.

Новый этап притока соотечественников на  Восток (Китайский Туркестан) начался после окончания 1й мировой войны в 1916г.8

Революции 1917 года, гражданская война в 19181920 годах, привели в движение огромное количество людей, которые с оружием в руках, с небывалым ожесточением боролись друг с другом за свои представления о будущем Российской империи.  Летом и осенью 1919г. военные действия на Урале, участниками которых были 119 тыс. солдат у  большевиков и до 120130 тыс.  у Колчака, происходили  на линии, которую... можно провести через ПермьУфуОренбург  Уральск [21].   В борьбе за власть жестокость, насилие и террор доходили в России, где традиционно человеческая жизнь ни во что не ставилась, до своих крайних пределов. Потерпевшая поражение на Урале армия адмирала Колчака отступала на Восток,  увлекая за собой и гражданское население [3].

Среди многочисленных беженцев были  родители гна Тамимдара Мухита – Президента тюркской общины Токио, и гн Мулламухаммат Касим, отец его супруги  Салисы Мухит (Касим). Хаджи Нажметдин  отец гна Т.Мухита, бежал из деревни Салагаш Казанской губернии  после того, как деревня повторно подверглась нападению  в августе 1919 года.

Отряд, ворвавшись в деревню начал грабить всех зажиточных жителей. По рассказу    гна Т.Мухита, ворвались и к ним: не говорившая порусски его мать  Шамсенисаапа  не понимала, что окружившие ее вооруженные люди в поисках золота требуют, не веря, что она беременна, задрать  (уверенные, что там спрятаны деньги и золото) подол платья. Хаджи Нажметдин, находившийся рядом под дулом револьвера, приставленного к его виску, ничем не мог помочь своей жене: уже  убили нескольких  жителей деревни, оказавших сопротивление. Лишь убедившись в беременности хозяйки, красные  мародеры, ограбив дом, ушли.

Этой же ночью, после ухода отряда, на нескольких подводах хаджи Нажметдин с семьей и его ближайшие родственники со стороны жены, покинули Салагаш, еще не зная, что никогда  сюда не вернутся.

                                           

                       Хаджи Нажметдин                                       Шамсениса Мухит  

Из письма гна Т.Мухита (Токио,27.11.2000):

«…из Салагаша  уехали: отец, мать, старший брат Минлишаих, старшие сестры Роза и Зулейха, я.  С нами были дед со стороны мамы – хаджи Гимаметдин  бабай с семьей и старший брат мамы, его жена – имен не помню, две дочери – Гюльбистан и Гюльчехвар  (Гюльбистан  Ямалиева* и ее сестра Гюльчехвар живут в Агрызе, сын Гюльбистан, если помнишь, доктор Раиф Ямалиев*  работает в министерстве здравоохранения Татарстана).

В городе Иркутске, после смерти старшего брата мамы, Гимаметдин бабай со всей семьей уехал обратно в Салагаш. Мы же, продолжив путь, в 1921г.  приехали в Харбин».     

   Муж гжи С.Касим – гн М.Касим   был представителем семьи крупных торговцев и землевладельцев в Пермской губернии  и в 1919 (1918?) имел все основания для беспокойства о своей личной безопасности. Возвращаясь из торговой поездки в Китай и находясь в дороге, он получил телеграмму, в которой сообщалось, что началась гражданская война; пути перекрыты и ему не советуют возвращаться в Пермь. Потеряв весь приобретенный в Китае шелк, не имея средств существования, лишенный возможности вернуться, М.Касим остается в городе Чита и, устроившись на работу к знакомому фабриканту,  накопив денег, с беженцами, примкнув к армии Колчака, эмигрирует в Китай.

      Из письма гжи Рамзии Лаиш – дочери М.Касима. (Стамбул, декабрь 2000г.): «…Отец был богатым торговцем.…Возвращаясь из Китая, где приобрел партию шелка, он получил телеграмму из Перми, где сообщалось, что пути перекрыты и ему не советуют возвращаться. Это произошло в городе Чита»[10] .

 Уверенные в его гибели в водовороте гражданской войны, семья была обрадована его письму из далекой Японии, с приглашением переехать к нему.  Нам известно о  больших колебаниях Саймы Касим перед отъездом в эмиграцию.

 

Мулламухамат Касим    Сайма Касим (Тайсина)

Но голод, разруха послевоенных лет склонила ее к отъезду.  С тремя детьми (Камария, Сания, Рамзия) она отправилась осенью 1924 года  (с железнодорожной станции  Мулянка* под городом Пермь) в дальний путь.

Пробыв в дороге около двух месяцев – через город Харбин в Китае, Корею, они добираются до Японии.

Из письма гжи Р.Лаиш  (Стамбул, 2000г.)]:

«…в 1924г. отец познакомился с русским консулом в Японии. Он оказался его пермским знакомым. И через него смог отправить нам письмо с приглашением переехать к нему в Японию и оказал содействие нашему переезду. В Харбине мы месяц оформляли визу и через Корею на морском корабле добрались до Японии. Как во сне помню морскую качку. В декабре 1924г. начинается наша новая жизнь в Японии…»[10].

В наши дни,  владея материалами об истории эмиграции, изданные как за рубежом, так и у нас, мы имеем возможности  более детального ознакомления с событиями тех трагических  лет. В частности, в публикациях доктора Галимяна Тагана упоминаются события  в Даурии,  участником которых он являлся в 19181919гг.[9].

В 19181919гг. оказывая отчаянное сопротивление активно наступавшей конной армии красных, армия белых, сохраняя боевые ряды, откатывается в бескрайние просторы Сибири.

 Описывая торжественное построение мусульманских инородческих казачьих соединений в городе Иркутск по поводу Курбанбайрама осенью 1919г., др Г.Таган пишет о произнесенных на торжественном построении речах. После принятия хлебасоли, поднесенного главным муллой Дальневосточной армии Шамгуловым   Главнокомандующему всеми вооруженными силами Российской Восточной Окраины и походному атаману генераллейтенанту Семенову, следуют выступления: от  военного нац ного управления татар  гн Низаметдинов, от  военного мусульмского духовенства – гл. мулла С. Гареев,  от  беженцев мусульман – З. Ишмухаметов. От  военнонацного управления башкир  с обращением  к начку шт. 5й  дивизии японской экспедиционной армии выступает  М.А.Курбангалиев9 [22]:

 «Убегая от произвола красного варварства, стремящегося к разрушению всемирного порядка и уничтожению культуры, настроение наше было приподнято слухами о продвижении Японской армии на запад… мы желаем видеть японский народ, как искреннего союзника в деле освобождения истерзанной России» [9].   

Войска атамана Семенова в Даурии (Забайкалье), осенью 1920 года потерпев поражение от частей конной  армии красных, бросая все, вытесняются в Маньчжурию, на границе сдав властям оружие 10[9].

  К 1921 году в северовосточном Китае скапливается огромное число солдат Белой армии и примкнувших к ним гражданских беженцев [4].

 Президент Исламского центра Японии профессор Салих Самарраи: «В результате гражданской войны в России, в Китай, опасаясь репрессий коммунистов, эмигрировало значительное количество мусульман, многие из которых впоследствии осели в Японии» [13].

Президент тюркской мусульманской общины Токио гн Т.Мухит: «Когда мы жили в Харбине,   я слышал, говорили, о  миллионе беженцев из России. Среди них было много татар, башкир, азербайджанцев, узбеков»[2].

 

Стамбул. Этилэр. Октябрь,1992г.  Интервью гна Т.Мухита турецким журналистам.

 Из интервью  гна  Т.Мухита (1995): Вопрос: “Уважаемый Тамимдар Мухит бей, вначале, если желаете, начнем с русской революции?”

Ответ: “Как Вы знаете, в России в 1917году была революция... до 1919г. русские делились на белых и красных и боролись между собой. В эти годы казанские тюрки и другие мусульманские братья, убегая от коммунистов – через Сибирь, с отходом белой армии, переселились в Китай. В те годы число мусульман тюрков, переселившихся в Китай, было более сотни тысяч...”[15]. 

Из информации Квантунского жандармского управления:

 П.2. колво рассеянных на Д. Востоке татар точно не известно.  Считается, что в Маньчжурии и Китае их проживает около 7000  человек.

П.3. Дальневосточный съезд  тюркотатар 4 февраля 1934г. Из выступления Гаяза Исхаки на съезде: «Национальный дух, который мы храним – это дух чисто азиатского народа, которого только на Д. Востоке насчитывается около 30 тысяч человек»[6].

Лишь чрезвычайные меры, предпринятые властями Китая по организации многочисленных лагерей для беженцев, помогли избежать гуманитарной катастрофы [2]. По рассказу президента тюркской  мусульманской общины Токио гна Т.Мухита  власти Харбина выселяли целые кварталы китайцев, чтобы заселить в освобожденные дома беженцев из России. Организовали и работу полевых кухонь, где кормили подряд всех  нуждающихся беженцев в течение 23 лет.

 С появлением новой волны мигрантов значительно возрастает общественнополитическая активность, когда каждый беженец  мусульманин из Поволжья и Урала, оказавшись в эмиграции,  старался объединиться с себе подобными,  усилить культурные и общественные связи, и для того  чтобы выжить,  основывали общества, где они часто встречались для сохранения национального духа» [7].

 Оторвавшиеся от Родины  эмигранты  объединяются деятельностью  ряда общественных организаций,  действующих  на  конфессиональной,  этнической  и профессиональной основах.  Функционирование  каковых создавало  возможности для поддержания традиционного образа жизни и способствовало сохранению языка, культуры, национального самосознания[1].

Из протокола допроса Курбангали Мухаммед  (Г)абдулхая от 5 марта 1947г. Вопрос: Какие антисоветские организации существовали среди татарской и башкирской эмиграции в Маньчжурии?

Ответ: До (19)35 года все белые эмигранты татарской и башкирской национальности проживающие в городе Харбин были объединены в мусульманское религиозное общество…  Также …была создана антисоветская организация ИдельУрал… существовала молодежная организация ИдельУрал»[23].

Перечень эмигрантских организаций на Дальнем Востоке:

Культурная ассоциация «ИдельУрал», общество «Исламия», «Матбугаи Исламия», медресе «Исламия», Женский Союз, Кружок татарской молодежи, начальные и средние школы, общество призрения стариков и сирот[2].

С большим трудом мухаджиры из России адаптируются к новым условиям.  Мы знаем, например, что Мулламухаммат Касим какоето время работал сторожем на одной из химических фабрик Харбина, а Нажметдин Мухит имел небольшую лавку, где его семья торговала хозяйственными мелочами11.

  На улице Артиллерийской. Харбин. Китай. 1993г.

   До середины 1930х годов эмигранты жили упорной надеждой возвращения в Россию, но постепенно она отступала и окончательно ушла после принятия Советской Россией сталинской конституции 1936 года. К этому времени стало ясно, что в МаньчжоуГо оставаться опасно. Под давлением обстоятельств у эмигрантов начинает укрепляться мысль о необходимости отъезда.

Часть эмигрантов, поддавшись агитации, принимает решение вернуться в Россию. Известен такой факт: несколько татарских семей решают репатриироваться  в город Хабаровск, договорившись с оставшимися,  что по приезде в  Россию пришлют в Харбин свою фотографию. На ней, если все  хорошо   они стоят, а если плохо – сидят. На присланной фотографии все были сняты лежа. Дальнейшая судьба  этих людей неизвестна. Многих эмигрантов этот факт заставил задуматься о целесообразности возвращения в Россию.

 Вторая часть эмигрантов решает остаться в Китае, где многие из них после прихода к власти коммунистов долгие годы провели в тюрьмах. Мы, например, знаем, что господин Сагит Садри был в заключении  в различных тюрьмах Китая восемь лет, его родной брат   двадцать лет. Земляки, оставшиеся  в живых,  впоследствии эмигрируют  в Австралию и Турцию.

Третья часть  выезжает в Корею, бывшую в те годы под контролем японской военной администрации. В некоторых ее городах  образуются диаспоры наших соотечественников, понемногу перемещающихся оттуда в Японию[2].

В Японии наиболее крупные отделения действуют в городах Токио, Кобе, Нагоя; в Корее  в городах Сеул (Кижу), Талгу, Пусан, Инчон, Пхеньян [15]; в Китае – Харбин [25], Хайлар, Мукден [25], Даолянь и многих др. городах.

     Похищение людей с целью выкупа в МаньчжоуГо не было чемто необычным. Многие преступные группы, в том числе хунхузы традиционно занимались выкрадыванием состоятельных горожан. В 1920х же годах этот «промысел» приобрел другой оттенок: стали исчезать лидеры российской  мусульманской эмиграции в Харбине и других городах Китая. Рассказывая об этом, собеседники в один голос утверждали, что физическое устранение лидеров эмиграции совершалось последовательно, целеустремленно и с большим профессионализмом. Мой собеседник, очевидец и участник событий тех трагических лет, рассказывал, как после очередного исчезновения активиста мусульманская общественность обратилась за содействием в поисках к властям МаньчжуГо.

 Расследование тайной полиции выяснило, что исчезнувший был похищен хунхузами и тайно доставлен ими в здание консульства Советской России в городе Харбин. Созданная под давлением общественности комиссия, обыскав здание консульства от чердака до подвала, никого не нашла. 

Один из членов комиссии рассказал, что их удивило наличие в подвалах здания большого количества соляной кислоты в стеклянных бутылях. Наличие кислоты объяснялось заключенным с химическим предприятием контрактом, подтверждаемым владельцем фабрики. Лишь через несколько лет выяснилось, что захваченных людей после убийства растворяли в соляной кислоте и сливали в городскую канализацию[1] .

К оглавлению

Адутов Р.М. Татарская и башкирская эмиграция в Японии. Япониядәге  кардәшләребез. Набережные Челны. 2006.

Книга предоставлена для публикации в ХРОНОСе автором.


Здесь читайте:

Рафаэль Адутов (авторская страничка).

Адутов Рафаэль. Татары и башкиры в стране самураев.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС