Флаги пароходств СССР


6 июня 1922 года постановлением правительства "О государственном торговом флоте" были образованы четыре пароходства: Балтийское, Северное, Черноморско-Азовское и Каспийское. 30 июля 1923 года последовал Декрет об утверждении специальных стеньговых отличительных флагов (вымпелов) для судов государственного торгового флота. Все четыре вымпела подтверждены Постановлением Президиума ЦИК СССР от 29 августа 1924 года "О флагах и вымпелах Союза СССР".

На красном вымпеле Северного пароходства (1923-1926) изображался белый медведь, а в верхнем углу серп и молот.

На синем вымпеле Балтийского пароходства (1923-1926) - белые серп и молот.

Вымпел Каспийского пароходства (1923) красный, в центре скрещенные белые серп, молот и якорь.

Вымпел Черноморско-Азовского пароходства (1923-1926) - красный, в вольной части синий ромб с жёлтыми серпом и молотом.

В том же году был утвержден вымпел для судов Добровольного флота (не входящего в госторгфлот). Вымпел был желтого цвета и имел две косицы, в центре красная звезда, в середине которой серп и молот.

Использованы материалы книги К.Иванова "Флаги государств мира"

Вымпел судов Дальстроя. утвержден приказом НКВТ СССР №120 от 10 апреля 1934 года. "Вымпел прямоугольный с косицами с отношением длины к ширине 2:1. Углы косиц скошены под углом 300, их стороны сходятся под углом 60о. Вымпел белого цвета: в верхнем углу серп и молот золотистого цвета. Посредине волнообразная голубая полоса, шириной в 1/4 вымпела. В верхней части вымпела над голубой полосой посредине красные буквы Д и С величиной в 1/4 вымпела"

Материалы любезно предоставлены "Вексиллографии" Л.Н.Токарем

В 1926 году четыре пароходства госторгфлота и Добровольный флот были объединены в единую организацию - Акционерное общество "Совторгфлот". Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 января 1926 года упразднило вымпела Балтийского, Черноморско-Азовского и Северного морских пароходств. Вымпел Совторгфлота утвержден Постановлением СНК СССР от 12 февраля 1926 года. Согласно Приложению к данному Постановлению:

"Полотнище вымпела красного цвета, имеет форму равнобедренного треугольника с соотношением высоты к основанию, как 5:1, причем высота названного треугольника принимается за длину вымпела, а основание за фаловую кромку его, с расположеннием в левом верхнем углу перекрещенных серпа и молота белого цвета, размером 1/2 фаловой кромки вымпела."

22 июня 1926 года СНК СССР утвердил вымпел судов пароходства акционерного общества "Лена - Гольдфильдс Лимитед". Вымпел белого цвета, по боковым сторонам и по середине от фаловой кромки до вершины вымпела нашиты красные полосы шириной в 1/12 основания вымпела, между ними нашити синие треугольники, вверху у фаловой кромки в белом крыже перекрещенные черные молот и кирка. Отношение длины вымпела к его ширине (основанию) - 2,5:1.

Использованы материалы книги В.А.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", М, 2001

Английская компания "Лена Гольдфилдс" еще с царских времен была собственником 60% Ленского золотопромышленного товарищества. Уже советское правительство в 1925 году стало ленские прииски в концессию английскому обществу "Лена Гольдфилдс лимитед". Общество имело флотилию судов на Лене. Общество ликвидировано в 1931 году.

Вымпел судов "Нефтесиндиката" утвержден постановлением СНК СССР от 18 декабря 1926 года. "Вымпел имеет форму прямоугольника длиной 2,5 м, шириной 1 м, с вырезкой в форме равнобедренного треугольника, основание которого противоположно флагштоку, а высота равна 1 м; часть вымпела, прилегающая к флагштоку длиною и шириною в 1 м, состоит из полотнища красного цвета в середине которого перекрещивающиеся темно-синего цвета буквы Н и Т; остальная часть вымпела голубого цвета, в середине вымпела пятиконечная звезда темно-синего цвета".

Материалы и изображение вымпела любезно предоставлены Л.Н.Токарем

Вымпел агитфлотилии Московских профсоюзов имени 3-го решающего утвержден приказом НКВТ СССР №181 от 16 июля 1931 года:

"Вымпел состоит из равнобедренного треугольника, разделенного вертикально у основания серым и по горизонтали белым и красным фоном. На сером фоне помещена вертикально у кромки надпись черного цвета "МОСПС" , на белом фоне вверху надпись красного цвета "АГИТ", а на красном фоне внизу белого цвета "ФЛОТ", причем буква "Т" является общей для обоих надписей и занимает оба фона, на белом фоне имеет красный цвет, а на красном фоне белый цвет. Серый фон по основанию и вверху окаймлен полоской черного цвета. На белом фоне после слова Агит - тире красного цвета и на красном фоне после слова Флот - точка белого цвета".

Материалы и изображение вымпела любезно предоставлены Л.Н.Токарем

В том же 1926 году появился вымпел Крабопромыслового треста - треугольное полотнище разделено по-горизонтали на красную и зеленую части, в верхней половине серп и молот.

Использованы материалы книги К.Иванова "Флаги государств мира"

Морские пароходства в СССР были организованы по географическому принципу. К 1970-м годам насчитывалось 18 морских пароходств, которые входили в три объединения: Северо-Западный флот (Балтика и северные моря), Южный флот (Черноморско-Азовский и Каспийский бассейны); Дальневосточный флот. Помимо вышеупомянутых морских пароходств в СССР существовало более 30 речных пароходств:

Амурское Аральское
Бельское Беломорско-Онежское
Волжское Верхне-Днепровское
Волго-Донское Вятское
Восточно-Сибирское Днепровское
Доно-Кубанское Енисейское
Западно-Сибирское Иртышское
Иссык-Кульское Камское
Камгэсстрой Киевский комхоз
Ленское Московское
Московское пригородное Нижне-Волжское
Нижне-Днепровское Нижне-Иртышское
Обское
Печорское Северное
Северо-Западное Северо-Якутское
Селенгинское Средне-Азиатское
Средне-Волжское Сухонское
Термезское Харьковский облводтранс


На главную страницу "Флагов России" На главную страницу "Вексиллографии"