Сигнальные флаги в автоспорте


В тексте использованы материалы официальных документов Российской автомобильной федерации

Во время соревнований по автомобильному спорту (картинг, шоссейные гонки, ралли и т.п.) для подачи сигналов гонщикам руководители гонок и судьи-сигнальщики на постах используют специальную международно-признанную систему флагов (описанную в Международном спортивном кодексе). Каждый флаг имеет своё значение, к тому же немаловажным для расшифровки сигнала является показывают ли флаг свободно висящим, либо энергично им размахивают.

Стартовым флагом может быть флаг государства, где проводится гонки (это часто практикуется в Формуле-1), флаг организатора гонок, либо специально оговоренный Регламентов гонок флаг; в России обычно стартовым флагом является флаг РАФ - Российской автомобильной федерации). Как исключение допускается использовать в качестве стартового белый флаг без рисунков. Судья-стартер держит стартовый флаг опущенным вдоль голени. Затем он плавно поднимает флаг до горизонтального положения руки, задерживает движение на несколько секунд и резко поднимает флаг вертикально вверх. Начало резкого движения стартового флага вверх считается стартовой командой.

Зелёный флаг с желтым шевроном сигнализирует о фальстарте.

Голубой флаг с двумя красными диагоналями - "Вас обогнали на круг". Применение этого флага оговаривается в Регламенте соревнования. В зависимости от Регламента водитель может или не может продолжать гонку после показа этого флага.

Желтый флаг - "Опасность" Флаг показывается сигнальщиками на постах наблюдения и информирует о возникшей опасности на дороге, запрещает обгон. Взмахи жёлтым флагом оповещают о непосредственной опасности, - необходимо снизить скорость и приготовиться к возможной остановке.

Желтый флаг с красными полосами (стандартная ширина полос - 10 см) - "Скользкая дорога". Флаг показывается сигнальщиками на постах наблюдения и информирует о плохом качестве трассы за сигнальным постом Показ такого флага с одновременным указанием свободной рукой на небо информирует о том, что впереди прошёл дождь, и предстоит переехать с сухого асфальта на мокрый.

Зелёный флаг - "Опасность миновала". Флаг отменяет действие жёлтого флага. Может использоваться до гонки как приглашение на прогревочный круг.

Белый флаг - "На трассе медленно движущийся автомобиль". Флаг показывается взмахами сигнальщиками на постах наблюдения и информирует водителей о наличии впереди них автомобиля, движущегося со значительно более низкой скоростью,

Голубой флаг - "Вас собираются обогнать на круг" Этим флагом сигнальщик показывает водителю, что сзади него один или несколько более быстро движущихся автомобилей. Если преследователи далеко, флаг показывают неподвижно, если они рядом - флагом размахивают.

Черный флаг с оранжевым кругом (стандартный диаметр круга 40 см) - "Техническое повреждение". Флаг показывают вместе с табличкой с номером машины, которая имеет техническую неисправность и представляет угрозу для окружающих. Водитель обязан временно прекратить гонку и заняться ремонтом.

Черно-белый флаг (поле разделено по-диагонали) - "Предупреждение". Такой флаг показывают водителю, уличённому в неспортивном поведении. Санкции за получение чёрно-белого флага к водителю не применяются Флаг держат неподвижно, рядом с ним показывают табличку с номером машины.

Чёрный флаг - "Прекращение гонки". Флаг показывают вместе с табличкой с номером машины, которой приказывают прекратить гонку. Водитель, получивший чёрный флаг, дисквалифицируется.

Красный флаг означает "Остановить гонку". Флаг использует либо Руководитель гонки, либо его заместитель. После показа красного флага сигнальщики на всех постах обязаны показать водителям чёрные флаги.

Финишный флаг состоит из чёрных и белых клеток, чередующихся в шахматном порядке. (стандартный размер клеток - 10 x 10 см). Финишным флагом размахивают, сигнализируя о финише.

Белый флаг с чёрным косым крестом иногда используется неофициально и сигнализирует о том, что автомобиль на последнем круге.


На главную страницу "Вексиллографии"