SEMA.RU > XPOHOC > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ: > А - Д > Е - К  > Л - С  > Т - Я  >
ссылка на XPOHOC

Манси

 

ЭТНОНИМЫ

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Манси

Автоэтноним (самоназвание)

Манси: С конца ХIХ в. начинают обозначаться как м а н с и, от самоназвания м а н ь с и, м а н ь ш и, м е н ь д ь ш и, восходящему к древнему фратриальному имени м о с ь.

Основная территория расселения

Манси живут между Уралом и Обью, в Ханты-Мансийском АО Тюменской обл., небольшая группа ивдельскид манси (ок. 170 чел.), в Свердловской обл.

Численность

Численность по переписям: I897 - 7476 в Тобольской губ., 2200 -2300 в Пермской губ., 1926 - 6095, 1959 - 6449, 1970 - 7710, 1979 -7563, 1989 - 8461.

Этнические и этнографические группы

Внутреннее этнографическое разнообразие культуры манси совпадает с языковым, но в отличие от своих ближайших родственников, хантов, оно не столъ очевидно. (См. Язык)

Антропологические характеристики

Манси - представители уральской контактной расы, но в отличии от хантов, к которым они очень близки по многим параметрам культуры, включая общий этноним - обские угры, они являются более европеоидными и включаются в приуральскую группу популяций, наряду с финскими народами Поволжья.

Писменность

Впервые мансийский язык в качестве письменного использовался миссионерами для перевода книг духовного содержания (Евангелие от Матфея в переводе Г.Попова — 1867 г.). Священник К.Словцов в 1905 г. опубликовал в Тобольске «Опыт русско-вогульского словаря ...» Письменность разработана на основе сосъвинокого диалекта (большой запас лексики, 2/3 населения говорило на этом диалекте) в 1931 г. на латинице. В 1937 г. был осуществлен перевод на русскую графику.

Религия

Православие: Православные. С XVIII формально обращены в христианство.

Этногенез и этническая история

Предки манси жили не только в Западной Сибири, но и на Южном Урале и его Западных склонах и изменение их этнической территории исторически фиксируется по двум направлениям — на восток и север. Из Приуралья манси были вытеснены коми и русскими, причем процесс, переселения за Урал, продолжался вплоть до ХVIII – ХIХ вв. В результате чего, с одной стороны, усиливается процесс смешения среди мансийских диалектных и этнографических групп, а также культурного взаимодействия с хантами и ненцами, благодаря чему сохраняется современное разнообразие отдельных мансийских, с другой, манси, контактирующие с русскими и татарами, утратили свою культурную самобытность, В настоящее время, практически в полном наборе культурных составляющих, сохранились только северные манси, в формировании которых, принимали участие западные и частично южные мансийские группы, а также ханты и ненцы. В этногенетическом плане, в мансийской культуре достаточно часто выделяются два компонента: аборигенный таежный к южный скотоводческий, при явном преобладании первого.

Хозяйство

Манси, таежные охотники и рыболовы, отчасти, оленеводы. Их современная культура базируется на промысловой экономике, технике и технологиях, таежными типами представлены средства передвижения, одежда, жилище, предметы домашнего обихода. Их культура имеет много параллелей с культурами хантов, кетов, селькупов, западносибирских татар. Скотоводческий комплекс, вошедший в состав мансийской культуры в сер. I тыс. н.э., по происхождению связывается с иранской традицией и территорией Южнoгo Урала. Это большое значение лошади практически во всех сферах мансийской культуры, плетение, вязание, ткачество, некоторые типы распашной одежды, элементы убранства жилища.
Наряду с этими, субстратными составляющими, у манси представлены элементы тюркской (татарской), самодийской (более очевидно ненецкой — оленеводство), коми-зырянской и русской культурной традиции. Вновь обращаясь к вопросу о чрезвычайном сходстве культур хантов и манси, следует отметать большую poль скотоводческого комплекса, характерного в том числе и для тюркских народов, проживающих в районе тайги, который, вероятно, был доминирующим в культуре манси до сравнительно недавнего времени.

Традиционные поселения и жилища

Типы поселений см.: Ханты — Традиционные поселения и жилища
Наиболее распространенные жилища манси — невысокий сруб, иногда с фронтальным или боковым свесом крыши; чум, сходный с ненецким, который использовался не только оленеводами, но рыболовами-манси; каркасные четырехугольные постройки с крышами округлой, конической, одно- и двухскатной формы. Жилища манси менее разнообразные по форме и конструкции, чем у хантов.

Библиография и источники

Общие работы

  • Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси. СПб., 2000./Федорова Е.Г.
  • Историко-этнографические очерки материaльной культуры манси. СПб., 1994./Федорова Е.Г.

Отдельные аспекты

  • Религия народа манси. Культовые места ХIХ -нач. ХХ в. Новосибирск, 1986;/Гемуев И.Н., Сагалаев А.М.
  • Обские угры (ханты и манси). Серия "Народы и культуры". Вып.7. М., 1992.

© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova

 

 

ЭТНОНИМЫ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС