Нанайцы
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Нанайцы

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Нанайцы

Нанайцы, нанай, нани (самоназвание — "местный", "здешний человек"), гольды (устаревшее название), народ в России. Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. Численность в России 10,5 тыс. человек. Небольшая часть нанайцев — хэчжэ (2 тыс. человек) живёт в Китае (между реками Сунгари и Уссури). Говорят на нанайском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Имеются диалекты (или наречия), говоры. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык.

В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные, тюркские и другие элементы.

Основные традиционные занятия — рыболовство и охота (зимой — пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.

Среди традиционных ремёсел особенно было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки и пр.

В настоящее время традиционные промыслы развиваются в рыболовецких артелях. Многие нанайцы заняты в промышленности, сфере обслуживания, живут в городах. Сформировалась собственная интеллигенция.

Жили оседло (некоторые селения существовали десятки и сотни лет). Жилища — большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже — рубленые избы, в тайге и на рыбалках — шалаши различных форм и др.

Одежду и обувь изготовляли из рыбьих кож, шкур таёжных животных. Носили также тканевые верхние и нижние халаты, ноговицы, меховые шапки-капоры, охотники — маленькие шапочки с султанами из беличьего хвоста, с тканевыми шлемами под ними, рыбаки поверх одежды — юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками.

Основная традиционная пища — рыба; лосося заготавливали впрок.

В конце XIX — начале XX вв. существовали роды численностью от 20—30 до 600—900 человек, расселённые чрезвычайно дисперсно. Крупные роды имели подразделения, члены которых могли вступать между собой в брак. Малочисленные роды образовывали экзогамные объединения доха, игравшие важную роль в жизни нанайцев. Каждое селение составляло территориально-соседскую общину, состоявшую из семей, относившихся к различным родам, и даже иноэтничных. Преобладали малые семьи, моногамные браки, хотя была известна полигиния.

Были обращены в православие во второй половине XIX века, однако сохраняли традиционные верования (вера в духов, шаманство и пр.).

А. В. Смоляк

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 364.


Из истории гольдов

Гольды (нанайцы) - один из малочисл. народов Дальнего Востока, живший в XVII в. в основном по р. Уссури до её верховьев, а также вокруг оз. Ханка. Происхождение названия «Г.» до сих пор неизвестно. Сами они себя называли мамгу или мангу, и язык их близок маньчжурскому. Haименованиe «Г.» стало известно лишь после прихода в край заселения Г. русских (в 1850-х гг.). Видимо, ачаны и натки, упом. в отписках Е. Хабарова и В. Пояркова, сталкивавшихся с ними в XVII в., и были Г., к-рые заняли терр. по Амуру после ухода оттуда из-за набегов рус. казаков маньчжур. племени дучеров: они жили в крупных селениях - до 100 и более юрт в каждом, причём летом предпочитали жить в шалашах из берёсты или камыша. Г. почти не знали земледелия; скотоводство у них находилось в зачаточном состоянии, но позднее под влиянием маньчжур и китайцев Г. приручили нек-рых домашних животных: свиней, кур и лошадей; занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и собак. Г.- отличные охотники: били оленей, лосей, диких коз, кабанов, медведей, соболей, белок, енотовидных собак и др., причём охотились чаще всего с собаками, однако охота являлась для них всё-таки побочным промыслом. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, виноград, из к-рого варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. Для езды Г. пользовались исключительно собачьими упряжками. Г. обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего с косым разрезом; волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины - в 2, а молодые девушки часто носили распущенные волосы. Когда Г. впервые столкнулись с русскими, те отметили, что Г. носили татуировку на лбу, на переносице и висках. Женщины носили 1 или несколько серебр. серёжек в ноздрях; кроме того, в ушах у них были серьги, чаще всего с подвесками из стеклянных или каменных колец, а на руках и пальцах, как и у мужчин - серебр. или железные браслеты и серебр. или костяные кольца. На голове носили войлочные шапочки или шляпы из берёсты и особый капюшон для защиты от комаров и мошки, а зимой - меховую шапку. Обувь состояла из своего рода сапог, т. н. «ута», из кaбаньей или лосиной кожи, без подошв (казаки называли их олочи). На охоту Г. ходили с луками. Почти все Г. пили кит. водку (хамшин) и курили маньчжур. табак, даже дети. Пьянство сопровождало все важнейшие события в жизни семьи: женитьбу, рождение ребёнка, похороны. При женитьбе Г. уплачивал родителям невесты выкуп или давались взаимные подарки; нередко женили 15-16-летних мальчиков. Обычно Г. имел 1 жену, но более состоятельные могли содержать 2-3. Иногда вдовец отдавал замуж дочь в обмен на девушку из той семьи, в к-рую посылал свою дочь. Женщина считалась нечистой после родов в течение 1,5 месяцев: в этот период она должна была есть и пить из отдельной посуды, и никто к ней не прикасался. Эта посуда, а также вся одежда женщины по окончании времени очищения выбрасывалась. Жили Г. обычно семьями и сыновья не отделялись до смерти отца, после чего главой семьи становился старший брат или же происходил раздел. Умершего клали в кедровый гроб и хоронили в неглубокой могиле, после чего начинались поминки, длившиеся иногда неделю и больше. Г. верили в загробную жизнь, и духовной их жизнью руководил шаман. Г. почитали медведя, тигра, барса, носили их изображения и поклонялись их идолам в своих юртах. Г. до прихода русских платили ясак соболями маньчжурам.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Славянская энциклопедия


Нанайцы

Автоэтноним (самоназвание)

нанай/нани: Самоназвание н а н а й / н а н и, от н а — «местный» + н а й — «человек».

Основная территория расселения

Расселяются по обоим берегам Амура ниже Уссури, а также по его притокам, в основном на территории четырех административных районов Хабаровского края.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 5016, 1926 - 5860. 1959 - 8026, 1970 - 10005, 1079 - 10516, 1989 - 12023.

Этнические и этнографические группы

Этнические и этнографические группы
Наряду с общим этнонимом, для отдельных территориальных групп применялись свои названия. К и л е (территория Приамурья в районе Комсомольска), вероятно, эвенкийского происхождения. А к а н и (левые притоки Уссури и Сунгари, КНР), х э д з э н и др.

Антропологические характеристики

Нанайцы являются носителями байкальского антропологического типа с небольшой примесью северного китайского антропологического компонента.

Язык

нанайский: Нанайский язык относится к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. Он содержит элементы общетунгусской и маньчжурской лексики; наряду с орочским и ульчским, реликты древнеалтайских языков, в нем прослеживается влияние фонетики корякского, незначительная доля китайской лексики.

Писменность

В 1884 году миссионер П. Протодъяконов создал букварь нанайского языка. Современный нанайский язык младописьменный. В 1931 г. был разработан алфавит на основе латинской графики, который в 1936 г. переведен на кириллицу.

Религия

Православие: Православные. См. «Нивхи».

Этногенез и этническая история

Этническую основу нанайцев составляет «конгломерат родов различного происхождения», что свойственно практически для всех народов Приамурья. Вероятно, что как единая общность нанайцы сформировались относительно поздно. В ХV11 в они известны как гольды, имеющие внутренние территориально-хозяйственные подразделения с собственными самоназваниями «нанай»,нани», «киле» и «акани». В Х1Х в. представляли наиболее крупную тунгусоязычную общность. Нанайский ареал по особенностям родового состава, материальной и духовной культуры, диалектам, брачным связям, делится на две группы - верховых и низовых нанайцев, граница между которыми проходит близ устья р. Хунгари. При оседлом характере расселения, для нанайцев свойственны меж/внутри этнические контакты, связанные с промысловой деятельностью (изменение ресурсов), стихийными бедствиями, эпидемиями и т.п. С середины Х1Х в. через товарный обмен интенсифицируются связи с русскими, что способствовало процессу переселения нанайцев с притоков на Амур.

Хозяйство

Традиционная экономика нанайцев носила комплексный характер, но, в зависимости от расселения, значимость отдельных хозяйственных составляющих менялась. Так, в амурских селениях, ведущей была добыча проходной рыбы лососевых и осетровых пород. Нанайцы, живущие по притокам Амура, в большей степени занимались охотничьим промыслом, уходя за пушным зверем на сотни километров в тайгу. Атрибутика нанайской охоты имеет общесибирские черты.
Нанайский транспорт в большей степени свидетельствует о рыболовецких основах их культуры (собачий транспорт амурского типа, специализированные лодки для передвижения по различным водоемам).

Традиционная одежда

Традиционный костюм нанайцев также имеет общеамурские соответствия и состоит из широкого халата кимонообразного кроя с правосторонним запахом, который носился с поясом, штанов, ноговиц и невысокой обуви. В зависимости от хозяйственной направленности, в качестве основного материала могла использоваться рыбья кожа, шкуры зверей, часто различные материалы комбинировались.

Традиционные поселения и жилища

Многочисленные селения нанайцев (102, по данным 1860 г.) располагались по берегам Амура, от ульчской территории вверх более чем на 500 км. до устья Уссури. Жилая среда представлена сезонными поселениями и разнообразными типами построек: землянки, полуземлянки, наземные каркасные жилища с кановой системой отопления, русская изба.

Пища

В системе питания нанайцев преобладала рыбная пища, дополняемая мясом и продуктами растительного происхождения (дикоросы, зерно, овощи). Широко распространена консервация рыбы способом вяления.

Социальная организация

Традиционные социальные институты (родовая организация, объединение родов д о х а, семья), а также основы традиционного мировоззрения и шаманства, имеют общеамурские соответствия.

Библиография и источники

Общие работы

  • Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. М., 1984./Смоляк А.В.
  • Народы Дальнего Востока СССР в ХV11 - ХХ вв. М., 1985.

Отдельные аспекты

  • Материальна культура нанайцев. Владивосток, 1973./Сем Ю.А.

© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС