Телешов Николай Дмитриевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Телешов Николай Дмитриевич

1867-1957

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Дмитриевич Телешов

Телешов Николай Дмитриевич (29.10/10.11.1867-14.03.1957), русский прозаик. Из купеческой семьи. Организатор знаменитого московского литературного кружка “Среда” (1899-1916). Ранние очерки и рассказы написаны под влиянием А. П. Чехова. Особую литературную ценность представляет цикл “Легенды и сказки”: прежде всего навеянные народными поэтическими преданиями “Крупеничка” (1919) и “Зоренька” (1921). После революции работал в Наркомпросе, занимаясь детской литературой. В эти годы его наиболее значительным художественным произведением стала повесть о революции 1905 “Начало конца” (1933). Наибольшую историко-литературную ценность представляют мемуары Телешова “Записки писателя” (1925-55).

+ + +

Телешов Николай Дмитриевич (29.10[10.11].1867—14.03. 1957), писатель. Родился в Москве в купеческой семье. Окончил Московскую Практическую коммерческую академию (1884). В 1888 познакомился с А. П. Чеховым. В том же году организовал литературный кружок «Среда». В печати выступил в 1884 со стихами. В рассказах Телешова 80-х — н. 90-х XIX в. господствует чеховская тема: изображение косного и затхлого мещанского быта, обличение пошлости, мелочности интересов, собственнической морали и психологии обывателя («Петух», «Мещанская драма» «Дуэль», «Именины», «Счастливый день», «Чужой человек» и др.). С 1925 по 1943 Телешов работал над художественными мемуарами «Записки писателя», воскрешающими атмосферу литературной жизни России к. XIX — н. ХХ в.

Телешов был преимущественно новеллистом. Его реалистические рассказы отличаются обыденностью сюжетов (без резких поворотов и замысловатых ходов в развитии фабулы), сдержанной, внешне бесстрастной манерой повествования. В новеллах-легендах Телешов щедро использует фантастику, символику, иносказание, гиперболизм образов и др. художественные условности.

Ф. К.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Телешов Николай Дмитриевич [29.10(10.11).1867, Москва — 14.3.1957, Москва] — прозаик.

Родился в купеческой семье. Предки его — бывшие крепостные крестьяне Владимирской губ., сумевшие выкупиться. «Может быть, именно от предков и жива во мне уверенность, что без свободы нет настоящего счастья ни для человека, ни для человечества»,— писал Телешов в автобиографии (Цит. по: Пантелеева К. Николай Дмитриевич Телешов. С.3). Родители воспитывали мальчика в любви к литературе. Подростком Телешов познакомился с книгоиздателем Сытиным, в типографии которого не раз наблюдал за «рождением» книги.

В 1884 Телешов окончил Московскую Практическую коммерческую академию. Первые стихи Телешова, появившиеся в этом же году в небольших периодических изданиях, носили подражательный характер. Некоторые поэтические пробы Телешова вошли в сборник начинающих поэтов «Искреннее слово» (1886), в подготовке и издании которого он принимал активное участие. Сборник успеха не имел, но помог Телешову войти в литературные круги.

Именно потребностью в творческом общении было обусловлено создание «Среды» — московского литературного кружка, который просуществовал с 1899 по 1916. Заседания кружка, проходившие на квартире Телешова, собирали в разное время таких писателей, как И.А.Бунин, М.Горький, А.Серафимович, В.Вересаев, А.Куприн, Л.Андреев и др. М.Горьким здесь впервые была прочитана пьеса «На дне». Из произведений участников «Среды» были составлены циклы сборников «Знание» и «Слово».

В 1886 вышел сборник Телешов «Фантастические наброски», куда вошли прозаические этюды (в форме притч), излагающие философские рассуждения Телешова о смысле человеческой жизни («Коридор», «Судьба»), о предназначении художника («Цветы»), о пошлости и затхлости обывательской жизни («В траве»).

Поэтической образности «Фантастических набросков» сопутствовала «заземленность» печатавшихся одновременно небольших рассказов в духе раннего Чехова, в которых молодой автор обличал захолустность быта и заурядность сознания своих персонажей («Перемена»).

В 1893 в журнале «Русское обозрение» опубликованы очерки Телешова «На тройках». В основу положены воспоминания одного из купцов, побывавшего за Уралом на ярмарке. Художник ярко обрисовал «особую страну» с ее загадочными просторами и не менее загадочным будущим. Стиль произведения подчинен жанру «путешествий» — действие развивается динамично; бегло, но четко, с характерными деталями, обрисовываются фигуры людей и картины сибирской жизни. После журнальных публикаций рассказы и очерки этого цикла были изданы в сборнике «На тройках» (1895) и «Повести и рассказы» (1896).

Последовав совету А.П.Чехова «перешагнуть границу Европы», Телешов предпринял поездку за Урал, полностью оправдав надежды своего творческого наставника — «сколько всего узнаете, сколько рассказов привезете!» (Цит. по: Пантелеева К. Николай Дмитриевич Телешов. С.7). Результатом поездки стали очерки «За Урал» (1897), восторженно встреченные русской общественностью и открывшие Телешову путь в большую литературу. Предпосланный книге подзаголовок «Дорожные впечатления, слухи и встречи» точно отражает тематическое содержание сборника. Социальная направленность книги вписывалась в общий контекст эстетических установок «Среды»: правдоподобно отражать различные стороны российской жизни рубежа веков.

Однако в полной мере социальная острота бытописания и демократический гуманизм Телешова проявились в цикле «Переселенцы», включающем в себя 7 рассказов, написанных в разные годы: «Самоходы» (1894), «Елка Митрича» (1897), «Домой» (1898), «Нужда» (1898), «Хлеб-соль» (1900), «Лишний рот» (1919), «На ходу» (ок. 1927). В отличие от очерков, обращенных к общим проблемам, рассказы отмечены вниманием к отдельно взятой личности русского крестьянина, вынужденного испытывать на себе все «неурядицы жизни», как объективные, так и искусственно созданные (например, насильственное переселение в Сибирь). Мягкий лиризм сквозит в портретной обрисовке представителей этого «всевыносящего русского племени». В своем обличительном пафосе политики переселенчества Телешов пошел дальше всех, касавшихся этой темы писателей (Бунина, Успенского и др.).

Одновременно с бытописательством Телешов продолжает развивать романтическую линию, заявленную в своей первой книге. Включающий в себя девять произведений и протянувшийся во времени почти на два десятилетия цикл «Легенды и сказки», откликаясь на острые вопросы современности, уводит читателя в мир фантастических абстракций и иносказаний, переводя насущные проблемы в вечные категории добра и зла. Так, в поэтической легенде «Белая цапля» (1899), написанной по следам англо-бурской войны, рассказ о прекрасных экзотических птицах перерастает в раздумья о страданиях, которые приносит неволя. Пути преодоления зла в мире еще очень расплывчаты, по-книжному абстрактны, как и в «Песне о трех юношах» (1901), которую сравнивают с горьковским «Данко». О неразрывном единстве поэта и народа говорится в рассказе «Менестрель» (1903), посвященном судьбе поэта, пережившего свою славу. Образ Менестреля лишен романтической однозначности и односторонности — здесь заметны следы аналитичности в построении образа. Продекларированное в «Менестреле» творческое кредо о необходимости близости художника с народом реализуется в эволюции самого Телешова. Так, даже в пределах названного цикла он проходит путь от книжной легенды о цапле до овеянных народными поэтическими преданиями сказок о «Крупеничке» (1919) и «Зореньке» (1921).

Философская подоплека произведений Телешова конца 1890-х близка взглядам раннего Горького — их герои одинаково не «вписываются» в социальный контекст своего времени. Но если герои Горького активны в отрицании современного миропорядка, то персонажи Телешов смиренны, они скорее констатируют свои страдания, чем стремятся от них избавиться. Героев сборника Телешова «Повести и рассказы» (1899) можно обозначить по заглавию одного из рассказов — «жертвы жизни». Им присуща вера в мистическую злую силу, царящую в жизни и требующую все новых жертв. По мнению Столяревского, героя рассказа «Жертвы жизни», само общество приготовляет преступления и выделяет из своей среды их исполнителей. Философия безнадежности и призрачности человеческого счастья («Счастливец», «Дуэль», «Призраки») выводит писателя к проблемам «жертвенности». Героиня повести «Мещанское счастье» Ксения выходит замуж за нелюбимого, но богатого старика, принося себя в жертву во имя своей разоренной семьи. Но близкие Ксении страдают еще больше, ее жертва не приносит спасения.

Под влиянием «Среды», и особенно М.Горького, Телешов выходит на путь социального протеста. Уже в рассказе «Между двух берегов» (1903) прозвучало его: «Проснитесь! Проснитесь же, русские люди!» Жажда «бури», желание перемен сквозят в рассказе «Черной ночью» (1905).

По живым впечатлениям событий революции 1905 были созданы рассказы «Петля» и «Крамола». Показав священника, взбунтовавшегося против самодержавия и околоточного надзирателя, повесившегося от невыносимости своего положения, Телешов вызвал восторг в демократических кругах. «Валяйте! — восклицал М.Горький.— Дуйте их в хвост и в гриву!» (Цит. по: Пантелеева К. — С.14). Демократические деятели воздавали должное Телешову за вскрытие механизма черносотенного движения (критик Е.А.Грузинский, корреспондент газеты «Одесские новости» Н.Геккер и др.).

После поражения революции 1905 Телешов возвращается к жанру сказки («Цветок папоротника», 1907), пейзажно-психологи-ческого этюда («Косцы», 1907, «Золотая осень», 1909 и др.).

В годы империалистической войны Телешов пишет о ее бессмысленности и дешевизне человеческой жизни (рассказы «Мина», «Во тьме», «Дни за днями»).

После Октябрьской революции 1917 Телешов работал в Народном комиссариате просвещения, занимался организацией издания сб. для детей. В 1919 обрел окончательную редакцию текст повести «Дети» («Маленький роман»), работу над которым Телешов начал еще в 1896. В 1921 Телешов создает рассказ «Тень счастья», который после нескольких редакций был опубликован лишь в 1945 в книге «Избранное». Сочетающий элементы бытописания с мистификацией, обернувшейся для главного героя злой шуткой со стороны сослуживцев, рассказ соединил в себе многие ранние образы и идеи с трезвыми взглядами последних лет, что придало произведению фарсовость.

Наиболее значительным художественным произведением Телешов послереволюционного периода стала повесть «Начало конца» (1933); как бы заново раскрывая новому читателю события революции 1905-1907, Телешов еще раз вглядывается в переломный этап его собственного сознания, оценивая его как пробуждение.

С 1925 Телешов работал над «Записками писателя», уникальными по временному охвату мемуарами: книга открывается описанием открытия памятника Пушкину в Москве в 1880, а заканчивается воспоминаниями о праздновании 85-летия Бунина в 1955. Эта книга является летописью литературно-общественной жизни Москвы. Отдельные очерки посвящены М.Горькому, А.Чехову, Л.Андрееву.

В конце своей последней, шестидесятой, книги Телешова написал: «Оглядываясь на далекое мое прошлое, на долгий пройденный путь, я вижу, как много значительного дала мне литература, с которой неразрывно связана вся моя жизнь <...> быть русским писателем — есть великое счастье в жизни» (Избранные соч.: в 3 т. Т.3. С.387).

Е.И. Колесникова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 484-486.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранные соч.: в 3 т. М., 1956;

Избранное. М., 1945;

Повести и рассказы. М., 1899;

Повести и рассказы. М., 1951;

Избранные произведения. М., 1985;

Рассказы. Повести. Легенды. М., 1983.

[Рассказы]. Т. 1—4. М., 1915—18;

Все проходит. М., 1927;

Избранное / Вступ. ст. С. Дурылина. М., 1948;

Избр. соч. / Вступ. ст. В. Борисовой. Т. 1—3. М., 1956;

Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом / Послесл. К. Пантелеевой. М., 1966.

Литература:

Шемелова М.И. Творчество Н.Д.Телешова // Вестник Ленинградского университета. 1957. №14. (Серия истории, языка и лит. Вып.3);

Полякова Е. Николай Дмитриевич Телешов (К 100-летию со дня рождения) // Театр. 1968. №4;

Пантелеева К. Н.Д.Телешов (к проблематике творчества): автореферат диссертации. М., 1971;

Грегубов А.Л. Жизнь и творчество Н.Д.Телешова // Рассказы. Повести. Легенды. М., 1983;

Пантелеева К. Николай Дмитриевич Телешов // Н.Д.Телешов Избранные произведения. М., 1985.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС