Соловьев Владимир Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Соловьев Владимир Сергеевич

1853-1900

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Владимир Сергеевич Соловьев

 

Николай Ярошенко. Портрет философа и поэта С.С.Соловьева.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900) — российский религиозный философ, поэт, публицист, переводчик и литературный критик. Сын С. М. Соловьева. Создал учение об объединении «Востока» и «Запада» через воссоединение церквей, в котором союз римского папы и русского царя станет правовой гарантией «богочеловеческого дела». Отвергал материализм представителей революционно-демократической мысли и противополагал ему интуитивно-образное постижение мира, основанное на нравственном усилии личности. С 1883 года сотрудничал с либеральным журналом «Вестник Европы». Выступал против смертной казни и национально-религиозного гнета, за свободу совести. Своими философскими трудами и поэзией оказал большое влияние на русскую религиозную философию (С. Н. Булгакова) и русский символизм (А. А. Блока, А. Белого и др.).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 483.

+ + +

Соловьев Владимир Сергеевич (1853/1900) — русский религиозный философ, поэт, публицист. Поэма «Три свидания», стихотворения, философские произведения «Чтения о богочеловечестве» (1878), «Критика отвлеченных начал» (1880), «Смысл любви» (1892/1894) и др. В работах Соловьев — учение о всеединстве в связи с необходимостью поиска духовных основ жизни, о богочеловечестве, способном спасти мир. Оказал большое влияние на поэзию русских символистов. Искусство, по Соловьеву, должно преобразовать мир, очеловечить его.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 276.

Другие биографические материалы:

Философ и поэт (материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000):

"...Соловьев оставил значительное стихотворное наследие; особую известность приобрели стихотворения "Софийного" цикла ("Вся в лазури сегодня явилась..."; "У царицы моей есть высокий дворец..."; "Око вечности"; поэма "Три свидания"). Посвященный мистической Вечной Женственности - "Подруге Вечной", этот цикл оказал сильное влияние на поэзию раннего А.Блока..."

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Русский религиозный философ, поэт, публицист (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010):

"...Элементы эстетической теургии в учении «становящегося Абсолютного», то есть Богочеловечества, проявляются в своеобразной эротической утопии Соловьева, в его магической концепции любви и творчества. Задача эротической магии Соловьева — преодоление в единичной человеческой телесности односторонностей мужского и женского, что, с его точки зрения, должно способствовать «воскрешению природы для вечной жизни» и восстановлению истинного «цельного» человека. Магия любви и эстетического переживания у Соловьева являлась теургическим механизмом, приводящим весь мир к Всеединству и Богочеловечеству — смысловому центру историософии (религиозно-метафизической концепции истории) Соловьева..."

Фролов И.Т. Философ-идеалист и богослов (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991):

"...Этику Соловьев также основывает на религии: человек нравствен, если он свободно подчиняет свою волю служению «абсолютному добру», т. е. богу, и стремится к устроению богочеловеческого царства. Хотя Соловьев и выступал против «чистого искусства» (он рассматривал красоту как чувственное воплощение абсолюта и придавал искусству гл. обр. религиозно-воспитательное, теургическое значение), его поэзия и эстетика стали одним из идейных источников рус. символизма. Учение Соловьева, пытавшегося доказать несовместимость революции, социализма и атеизма с духовно-нравственными идеалами человечества, послужило одним из источников формирования русской религиозно-идеалистической философии начала 20 века..."

Лосев А.Ф. «Религиозный философ»:

"...Вероятно, не без влияния материализма Вл. Соловьев поступил сначала на физико-математический факультет, где преподавались не только математика и физика (их он никогда не любил), но и все естественные науки. Вл. Соловьев увлекался в те годы биологией, а из биологии больше всего зоологией и ботаникой. Но достаточно было ему только провалиться на каким-то экзамене на II курсе физико-математичсского факультета, чтобы он тут же перешел на историко-филологический факультет того же университета и с еще большим рвением приступил к изучению чисто философских наук..."

Чертков Л.Н. В настоящее время многие его идеи используются клерикальными кругами (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971):

"...Собственно исторических работ у Соловьёва немного, хотя он постоянно обращался к анализу исторического процесса (особенно к истории христианства). Им написаны две работы о мифологии язычества (1873 и 1890), небольшая монография о Магомете (1896), вышедшая в издательстве P. P. Павленкова, а также две работы о Востоке – «Китай и Европа» (1890) и «Япония» (1890), где Соловьёв, как и в некоторых стихотворениях («Панмонголизм» написано 1 октября 1894 года), поднимает вопрос о грядущей «желтой опасности», несущей, по его мнению, гибель европейской цивилизации..."

Стремился подчинить православие католицизму (Большая энциклопедия русского народа):

"...Идея универсального всеединства Соловьева подразумевала подчинение Православия католицизму. Отсутствие православного национального сознания толкало Соловьева на утопические проекты соединения Православия и католичества в «свободную теократию, в рамках которой русский народ должен пойти на самоотречение и признать папу главой вселенской церкви»..."

Зеньковский В. С юности увлекался Спинозой (Большая энциклопедия русского народа):

Метафизика Соловьева. В метафизике Соловьева присутствует двойной ряд идей: с одной стороны над всеми построениями в метафизике у него доминирует учение об Абсолюте как «всеединстве», о порождении Абсолютом своего «другого», — и здесь Соловьев вдохновляется покорившими его с юности учениями Спинозы и Шеллинга. С др. стороны, очень рано центральным понятием его системы становится доктрина Богочеловечества, т. е. чисто христианское учение (в своеобразной его редакции). Встреча этих разных концепций впервые получает выражение в «чтениях о Богочеловечестве», оставаясь уже до конца решающей установкой у Соловьева. Эта коренная двойственность в метафизике Соловьева остается непримиренной. Мотивы пантеизма, сильно звучащие в его учении о «всеединстве», стоят рядом с философской дедукцией Троичного догмата…

Шаргунов А. Прот. Создатель фило-Софии (Большая энциклопедия русского народа):

"...Самое главное смешение, которое было до самого последнего периода в философии Соловьева, заключается в тонкой подмене тварного нетварным, идущей от таинственного «постижения», по собственному его выражению, в Египте «живой идеи мира» — Софии, и потому синтез, который он предлагал под видом христианства, тот «пафос универсализма», которым он был преисполнен, был, по существу «романтическим утопизмом» (А. Ф. Лосев). Тайна антихриста — в подмене нетварного тварным, в числе 666 как тройном самосовершенстве без Бога, ибо как говорит блж. Августин, число 6 означает совершенство творения — самого по себе, т. к. только в 7-й день происходит освящение всего Богом..."

Ильин Н.П. Третировал Николая Данилевского. Изменивший своему назначению:

"...О религиозности «религиозных философов». На деле они не просто «затрагивали» богословские вопросы, а создавали некое парабогословие, которое неизбежно пришло в конфликт с учением Православной Церкви. Характерный момент: несмотря на свои крайне жесткие разногласия, и Русская Православная Церковь (Московская Патриархия), и Русская Зарубежная Церковь единодушно осудили так называемую «софиологию» (ядро «религиозной философии»). К сожалению, многие видные представители нашей интеллигенции (например, С.С. Аверинцев и И.Р. Шафаревич) продолжают увлекаться софианской ересью, считая себя, насколько мне известно, православными христианами. Но тут, как говорится, или–или..."

Крашенинников П. Соловьев был визионер, ему являлись видения (Крашенинников П. Серебряный век права. М., 2017).

"Являлся ему и дух его покойного покровителя Памфила Даниловича Юркевича (1827-1874). Весной 1898 г. по пути в Египет он обнаружил в своей каюте дьявола. В то время, в преддверии надвигающихся революционных событий, Соловьева мучили тяжелые предчувствия надвигающегося Апокалипсиса..."

Гайденко П.П. Философия Соловьева как тео-космоисторический процесс (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С).

Гайденко П. П. Немалое влияние на Соловьева оказали славянофилы (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Русский философ.  (Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013). 

Миненков Г.Я. Современники воспринимали Соловьева как загадочную и таинственную личность (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Шикман А.П. Мечтал спасти человечество возрождением духовности (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).

Гальцева P. А., Роднянская И. Б. Пришел к теократической утопии: союз между римским папой и русским царём (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте:

Соловьёв Вл. Оправдание добра. (Соловьёв В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1988).

Соловьев Вл. Оправдание добра (Статья В.Н. Назаров о произведении Вл. Соловьева).

Соловьев Вл. Оправдание добра (Статья Л. В. Коноваловой и В. И. Приленского  о труде В. С. Соловьева).

Соловьев Вл. Русская идея (Статья А.А. Носова о сочинении Вл. Соловьева).

Соловьев Вл. Критика отвлеченных начал (Статья В. И. Кураева о произведении В. С. Соловьева).

Соловьев Вл. Кризис западной философии (Статья О. В. Марченко о магистерской диссертации Вл. С. Соловьева).

Соловьев Вл. Кризис западной философии (Против позитивистов) (Статья Б. В. Межуева о диссертации В. С. Соловьева).

Ильин Н.П. Солженицын: ложь “под трели Соловьева”. ("Русское самосознание").

Тесля Е.А. Философия А. Кожева и ее влияние на современную французскую философию. (см. критику философии Соловьева).

Персоналии:

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879), историк, отец Владимира Сергеевича.

Соловьева Поликсена Сергеевна (Аллегро) (1867-1924), поэт, прозаик, сестра Владимира Сергеевича.

Соловьев Сергей Михайлович (1885-1942), поэт, внучатый племянник Владимира Сергеевича.

Сочинения:

Собр. соч. В 10 т. Изд. 2-е. СПб., 1911—13; Т. 11 и 12. Брюссель, 1966. (Продолж. репринт. воспроизв. 10-томного собр. соч., включающее не вошедшие в собр. работы);

Стихотворения. 7-е изд. М., 1921;

Письма. В 3 т. СПб., 1908—11;

Письма. Т. 1—4, СПб., 1908—23;

Шуточные пьесы. М., 1922.

Свобода воли и причинность // Мысль и слово. Т. 2. 1918—21;

Письма. Пг., 1923. (Репринт. воспроизв. этого 4-томного собр. писем составило большую часть т. 13—14 брюссельского издания 1970);

Исторические дела философии // ВФ. 1988. № 8;

Соч. В 2 т. М., 1988; Соч. В 2 т. М., 1989;

«Неподвижно лишь солнце любви…» Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. М., 1990;

Смысл любви. Жизненная драма Платона // Русский эрос или философия любви в России. М., 1991;

Русская идея // Русская идея. М., 1992;

Философский словарь В. Соловьева. Ростов-н/Д, 1997.

Литература:

Сербиенко В.В. Владимир Соловьев. Запад, Восток и Россия. М.,1994;

Шапошников Л.Е. Философские портреты (из истории отечественной мысли). Н. Новгород, 1993.

Величко В.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения Изд. 2 СПб., 1904.

К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. М.; Пг, 1923. Т. 1 Полутом 2.

О Владимире Соловьеве. М., 1911. Сб. 1;

Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. М . 1913. Т. 1-2;

Радлов Э. Л. Вл. Соловьев. Жизнь и учение. Спб., 1913;

Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977; М., 1997;

Мочульский К. В. Владимир Соловьев. Париж, 1936;

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991 Т. 2, ч. 1. С. 111\\

Лосев А. Ф. Владимир Соловьев.М., 1983; Он же. Вл. Соловьев и его время. М., 1990;

Асмус В. Ф В. С. Соловьев: опыт философской биографии // Вопросы философии. 1988. № 6;

Рашковский Е Б. Вл. Соловьев о судьбах и смысле философии // Вопросы философии. 1988. № 6;

Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьева. М., 1988;

Уткина Н. Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1989. № 6:

Гайденко П. П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева // Вопросы философии. 1994. № 6;

Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряною века. М., 2001:

Козырев А. П. Соловьев и гностики. М., 2007;

Прибыткова Е. А. Несвоевременный современник: философия нрава В. С. Соловьева. М., 2011;

George М. Mystische und religiose Erfahmng im Denken Vladimir Solov'evs. Gottingen, 1988;

Stremooukhoff D. Vladimir Soloviev et son oeuvre messianique. Strasbourg, 1935;

Lausanne, 1975: Sutton J. The Religious Philosophy of Vladimir Solovyov: Towards a Reassessment. Basingstoke. L., 1988.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС