Разин Степан Тимофеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Разин Степан Тимофеевич

1630 - 1671

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА


Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Степан Тимофеевич Разин

Разин Степан ТимофеевичРазин Степан Тимофеевич (ок. 1630, станица Зимовейская на Дону, или г. Черкасск - 1671, Москва) - предводитель крестьянской войны 1670 - 1671 годов. Родился в семье зажиточного казака Тимофея Разина. Первое документальное свидетельство о Разине относится к 1652 году, когда он просил отпуск для поездки в Соловецкий монастырь. В 1658 году находился в числе казаков Черкасска, отправленных в Москву в Посольский приказ. Под атаманством Разиным в 1662 - 1663 годах казаки участвовали в походе против турок и крымских татар, в битве при Молочных Водах на Крымском перешейке одержали победу, вернувшись на Дон с богатыми трофеями и пленными. В 1665 году царский воевода князь Ю.А. Долгоруков повесил старшего брата Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время войны с Речью Посполитой. Это событие в сочетании с усиливавшимися попытками лишить казачество завоеванных вольностей не могло не оказать огромного воздействия на талантливого, свободолюбивого Разина. В 1667 он отправился в грабительский поход "за зипунами", не обратив внимания на грозный запрет правительства Алексея Михайловича "отстать от воровства". Отряд Разина, выросший до 2 тысяч человек, разграбил на Волге торговый караван, перебив стрелецких начальников и отпустив ссыльных. В ответ на это в Астрахань были отправлены И. С. Прозоровский и ратные люди с пушками, чтобы "идти для промыслу на тех воровских людей, не заезжая в Астрахань", но Разин сумел избежать столкновения с правительственным войском, перебрался на р. Яик, овладев Яицким городком без кровопролития, перезимовал, собирая к себе множество людей, прослышавших о его удачливости и отваге. В 1667 - 1669 годы Разин совершил успешный Персидский поход, разбив флот шаха и доказав, что в совершенстве овладел приемами казацкой войны с засадами, налетами, обходными маневрами. В августе 1669 года флотилия Разина подошла к Астрахани и казаки "великому государю вины свои принесли", сдав И.С. Прозоровскому часть трофейных пушек, пленных и товаров, после чего вернулись на Дон с богатой добычей, доказав удаль и воинское счастье. Имя Разина стало легендарным. Попытка московского правительства наказать строптивое казачество, прекратив подвоз хлеба на Дон, лишь добавила Разину сторонников. В мае 1670 года на "большем круге" Разин объявил, что намерен "итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь... чтоб... из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей", "за великого государя стоять" и дать свободу "чорным людем". Рассылаемые "прелестные письма" Разина собирали массу сторонников, и поход превратился в мощную крестьянскую войну. Слух об идущем с Разиным царевиче Алексее (на самом деле умершем) и патриархе Никоне превращал похода событие, получившее благословение церкви и власти. Как справедливо отметил историк В.И. Буганов, Разин смутно представлял себе результат успешного восстания чем-то вроде большой "казацкой республики". Был разгромлен под Симбирском в октябре 1670 года. Раненым ушел на Дон, где в 1671 году войсковая старшина захватила Разина в плен и сдала властям. Привезенный в Москву, Разин был четвертован.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Разин в творчестве Пушкина

Разин Степан Тимофеевич (около 1630-1671) - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1670-1671 гг., охватившей Поволжье, Дон и Слободскую Украину.
           Интерес к этому стихийному народному восстанию и легендарной личности Степана Разина проявился у Пушкина еще в 1820-х годах. В ноябре 1824 в письме к брату Л.С.Пушкину поэт выдвинул задачу собирания исторических известий о Степане Разине - "единственном поэтическом лице русской истории" (1). История Разинского восстания и личность его предводителя нашли отображение и поэтическое осмысление в творчестве Пушкина (10). Коснулся он этих сюжетов и на страницах "Истории Пугачева" (2), и в черновых вариантах ее рукописи (3).
           В кратком очерке истории Яицкого казачьего войска, приведенном в первой главе книги, Пушкин поведал о вторжении вольницы Разина в "яицкие жилища". Яицкие казаки встретили пришельцев как неприятелей, но их городок был взят Разиным, "сим отважным мятежником" (4). Следует заметить, что Пушкин, использовав неверные свидетельства источников, ошибочно полагал, будто Разин захватил главное поселение здешних казаков - Яицкий городок. На самом деле то был Гурьев-городок в низовьях Яика, которым Разин овладел за пару лет до своего восстания - захватил в июле 1668 и покинул в марте 1669, отправившись во второй Каспийский поход. (В источниках XVII в. Гурьев иногда именовался Яицким каменным городком по выстроенной в нем каменной крепости).
           Пушкин склонен был сопоставлять два великих народных движения: Разинское восстание 1670-1671 и выступление 1773-1775 под предводительством Е.И.Пугачева, усматривая сходство в их социальной и политической направленности. В одном из примечаний к восьмой главе "Истории Пугачева" поэт сопоставил успехи Разина и Пугачева, а также обстоятельства их казни (5). В записке, отправленной 9 сентября 1834 к А.И.Тургеневу, он указывал на близость личностных их масштабов и значения каждого для своего времени: "Симбирск в 1670 году устоял против Стеньки Разина, Пугачева того времени" (6). При посещении 19 сентября 1833 Бердской станицы Пушкин со слов И.А.Бунтовой записал ее рассказ-воспоминание о старой яицкой казачке Разиной и ее сыне пугачевце Степане Андреевиче Разине - двойном тезке знаменитого предводителя Разинского восстания. Поэт перенес этот рассказ в рукопись пятой главы "Истории Пугачева", но по указанию Николая I, цензуровавшему рукопись, вынужден был изъять из текста неуместное, по мнению царя, упоминание о Степане Разине. Это было уже повторно высказанное императором недовольство интересом Пушкина к "крамольной" личности. Впервые это имело место в 1827, когда Пушкин предпринял попытку получить разрешение на публикацию "Песен о Стеньке Разине". Шеф жандармов А.Х.Бенкендорф передал Пушкину слова императора: "Песни о Стеньке Разине, при всем поэтическом своем достоинстве, по содержанию своему не приличны к напечатанию. Сверх того церковь проклинает Разина, равно как и Пугачева" (7). С той поры минуло восемь лет, но отношение не изменилось.
           Упоминания о С.Т.Разине имеются также в записках современников Пугачевского восстания И.И.Осипова (8) и И.С.Полянского (9).

Примечания:

1. Пушкин. Т.XIII. С.121;

2. Пушкин. Т.IX. С.5, 7, 8, 88, 89, 148;

3. Там же. С.401, 402, 412, 460;

4. Там же. С.8;

5. Там же. С.148;

6. Пушкин. Т.XV. С.189;

7. Пушкин. Т.XIII. С.336;

8. Пушкин. Т.IX. С.565;

9. Там же. С.579;

10. Гроссман Л.П. Степан Разин в творчестве Пушкина // Ученые записки Московского педагогического института имени Потемкина. М., 1952. Т.ХХ. Вып.2. С.54-81.

Биографическая справка перепечатывается с сайта
http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/tom2_fr.html
 
(Авторы и составители энциклопедии: доктор исторических наук Овчинников Реджинальд Васильевич, академик Международной академии гуманизации образования Большаков Леонид Наумович
)


Религиозность Разина была своеобразной

Степан Тимофеевич Разин (ок. 1630-1671) родился на Дону, в станице Зимовейской, в семье казацкого старшины. Его крестным отцом был войсковой атаман Корнила Яковлев. Зная татарский и калмыкский языки, Разин неоднократно помогал вести переговоры с калмыкскими предводителями. Словесный портрет Разина составил не раз видевший его  голландский парусный мастер Ян Стрейс: «Это был высокий и степенный мужчина крепкого телосложения с высокомерным прямым лицом». Считается, что враждебность Разина к русскому правительству была вызвана казнью в 1665 г. его старшего брата Ивана по приказу воеводы, князя Ю.А. Долгорукова, за попытку вместе с отрядом казаков дезертировать с театра военных действий против поляков.

В 1667 г. Степан Разин стал походным атаманом крупного отряда «голутвенных» казаков (т.е. голытьбы) и «новоприходцев» из России, с которым совершил в 1667-1669 гг. поход «за зипунами» - по Волге на берега Каспийского моря в Персию. Взяв крупную добычу, он вернулся и обосновался в Кагальницком городке на Дону, где начал формировать отряд из казаков и беглых крестьян, отказавшись подчиняться войсковому атаману К. Яковлеву. Весной 1670 г. начался поход Разина в Поволжье, во время которого были взяты Царицын, Астрахань, Саратов и Самара.

Начавшись как разбойничье казачье выступление, движение Разина быстро переросло в огромное крестьянское восстание, охватившее значительную часть территории страны. Такой размах был отчасти вызван объективными причинами - закрепощением крестьян, церковным расколом, недостатками административной системы и злоупотреблениями на местах. Это, однако, не умаляет одиозности фигуры вождя повстанцев.

Характер Разина хорошо иллюстрирует воспетая в народном предании история с персидской княжной - захваченной летом 1669 г. дочерью персидского флотоводца Менеды-хана, которая стала наложницей атамана. В августе того же года, в пьяном угаре, празднуя успех перемирия с царскими воеводами в Астрахани, Разин утопил беззащитную женщину в Волге. Произошедший затем окончательный разрыв Разина с атаманом Яковлевым и астраханскими воеводами формально был связан с его отказом выдать беглых. Но фактически Разин уже просто не мог отказаться от разбоя и вернуться к мирной жизни. Этот окончательный разрыв с законной властью он отметил грабежами и пьяным разгулом в Царицыне.

Религиозность Разина была своеобразной. Его часто видели истово молящимся за успех своего предприятия, и вместе с тем он постоянно говорил казакам: «На что церкви? К чему попы? Венчать, что ли? Да не все ли равно: станьте в паре подле дерева, да пропляшите вокруг него - вот и повенчались». Специфичным было и понимание Разиным свободы. Пленив летом 1670 г. под Царицыном отряд стрельцов, посланных астраханским воеводой Прозоровским, он приказал умертвить 500 из них, а оставшихся, более 300, взял на свои суда в качестве гребцов. При этом гребцы стрелецкого отряда, напротив, стали у него вольными казаками. К этому и сводилась нехитрая «социальная программа» Разина: превратить свободных людей в рабов, а вчерашних рабов сделать свободными. Все свободные люди в занимаемых казачьими отрядами городах были обречены на смерть или на жестокие издевательства. Взяв Астрахань, Разин лично сбросил с колокольни воеводу Прозоровского. В городе было вырыто несколько братских могил, куда сбрасывали трупы убитых. Во дворе одного только Троицкого монастыря разинцы убили и зарыли 441 человека. 24 мая 1671 г., разинцы казнили астраханского митрополита Иосифа, ныне канонизированного русской церковью, и многих клириков астраханской епархии.  Разин велел сжечь городской архив и библиотеку и заявил, что точно так же поступит, когда возьмет штурмом Москву. Три недели пробыл Разин в Астрахани, и каждый день он устраивал публичные казни, жертвы для которых  выискивал лично, разъезжая на коне по городу. Жены и дочери убитых дворян, сотников и подьячих были «выданы» Разиным за казаков; он сам раздавал своим приближенным «печати» на право пользования той или иной женщиной.

Для вербовки в свои отряды Разин разослал по Поволжью множество агитаторов. Они обещали простым людям избавить их от начальства, объявляя целями похода Разина истребление бояр, дворян и приказных людей, искоренение всякой власти, установление на всей Руси казачества и всеобщего равенства. Зная уважение русского народа к личности царя, Степан сам внешне соблюдал его. Для этого он воспользовался именами царевича Алексея Алексеевича, умершего 17 января 1670 г., и патриарха Никона, лишенного сана и сосланного в отдаленный Белозерский монастырь. Были распущены слухи, что Разин спас патриарха Никона и царевича Алексея от преследования царя и бояр, и теперь оба эти популярных лица сопровождают его. Роль царевича Алексея играл один из черкасских казаков.

В начале сентября 1670 г. отряды Разина подошли к Симбирску. Здесь к нему стали в большом количестве стекаться беглые поволжские крестьяне, черемисы, чуваши и мордвины. Его десятитысячное войско выросло в несколько раз, и лишь мужество защитников города позволяло выдерживать осаду (к примеру, Астрахань была взята Разиным с меньшими силами за два дня). В конце сентября на помощь осажденному городу подошли отряды князя Юрия Барятинского. 1 октября между Барятинским и Разиным произошло первое сражение, а через три дня второе. Воинство Разина было полностью разбито, и он, бросив на произвол судьбы воевавших за него крестьян, чувашей и черемисов, вместе с казаками уплыл вниз по Волге.

Он пытался закрепиться в Царицыне, а с началом зимы прибыл в Кагалинский городок и стал искать контакты с Астраханью и Черкасском. Но в Черкасске снова взял власть атаман Яковлев. В феврале 1671 г. Разину не удалось захватить Черкасск силой, и он возвратился в Кагалинский городок. Обозленный неудачами, он начал бессмысленные по своей жестокости расправы с подчиненными, которых подозревал в измене. Несколько десятков людей были заживо сожжены им в печи. В апреле 1671 г. глава Русской Церкви, патриарх Иосиф, предал Разина анафеме. 14 апреля  отряд черкасских казаков осадил Кагалинский городок и взял в плен Разина вместе с его младшим братом Фролом. Под усиленной охраной обоих отправили в Москву, где Разин был публично казнен на Красной площади. После смерти Разина в руках мятежников осталась одна Астрахань. В результате трехмесячной осады войсками боярина Милославского 26 ноября 1671 г. она была взята. Царские воеводы оказались гуманнее «народного вождя» Разина. Большинство разинцев были оставлены в живых и получили возможность искупить свою вину честной службой в царских войсках.

Именем Разина большевики с удовольствием называли улицы и населенные пункты. Поселки имени Степана Разина до сих пор имеются в Нижегородской области на реке Алатырь и в Азербайджане, улицы - во многих городах, которые он ограбил и залил кровью. В Москве до 1994 г. его имя носила древняя улица Варварка.

Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004.


Далее читайте:

"Прелестные грамоты" Степана Разина.

Энгельберт Кемпфер. Записки о персидском походе С.Разина (1668-1669).

Иван Суриков. Казнь Стеньки Разина (стихотворение).

Буянка Семён — донской казак, активный участник крестьянской войны под руководством С. Разина.

Алёна Арзамасская — женщина- атаман отряда во время крестьянского восстания под руководством С. Разина.

Гаврилов Яков - донской атаман, сподвижник С. Разина.

Литература:

Астапенко М.П. Где родился Степан Разин? // Вопросы истории. 1988. N 9;

Соловьев В.М. Современники и потомки о восстании С.Т. Разина. М., 1991.

Чапыгин А.П. Разин Степан. Роман исторический. Лениздаи, 1986 г.

 

 


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС