> XPOHOC > БИОГРАФИИМА  >  МЕ  >  МИ >  МО  >  МУ  
ссылка на XPOHOC

Никлаус Мануэль

1484-1530

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Никлаус Мануэль (Дойч) (ок. 1484-1530). Говоря о швейцарской живописи эпохи Возрождения, нельзя не отметить ее непосредственную связь с немецкой живописной школой. Тесные контакты живописцев этих двух стран наладились еще в средние века, а в переходный от готики к Ренессансу период они дали о себе знать с особой силой. Об этом свидетельствует творчество такого живописца, как Кон-рад Виц, стремившегося соединить в своих произведениях готическую жесткость формы с ренессансным пониманием пространства. И хотя швейцарские мастера в это время во многом поддаются обаянию нидерландской живописи, немецкие влияния нисколько не ослабевают. Напротив, к XVI веку их роль настолько возрастает, что можно уже говорить о своеобразном швейцарском варианте немецкого искусства. Перед швейцарскими художниками встают те же идейно-художественные проблемы, что и перед немцами, а они оказываются естественным образом вовлечены в сферу ренес-сансной культуры.

Однако швейцарцы в полной мере сохраняют и своеобразие своего национального искусства. Сюжетика их работ во многом связана с теми жизненными условиями, в которых работали мастера. Их картины, если даже они написаны на исторические или мифологические сюжеты, отражают многие аспекты современной им действительности как в социальном, так и в бытовом плане. Что касается стилистики этих произведений, то она наиболее специфична в графике, тогда как живопись тяготеет к стилю немецких художников.

Все эти особенности присущи творчеству большинства швейцарских мастеров эпохи Возрождения: X. Лея Старшего (ок. 1465—1507) и Младшего (ок. 1490—1531), Урса Графа (ок. 1485—1527/28), Т. Штиммера (1539—1584), Н. Мануэля (Дойча).

Никлаус Мануэль, по прозвищу Дойч, родился в Берне в богатой бюргерской семье. Сначала он обучался живописи по стеклу, а уже потом—приемам живописи и графики. Помимо этого он был широко образован, о чем свидетельствуют хотя бы избираемые им для картин сюжеты. Дойч, как и большинство швейцарских художников, был ландскнехтом, то есть военным. Это, несомненно, наложило особый отпечаток на все его творчество. Характерная для жизни ландскнехтов смена бурного веселия и военных действий, их любовь к социальной независимости и свободе—все это создавало специфическую атмосферу, в которой рождались произведения Дойча. И, конечно, художник не мог отдавать все свои силы этому занятию. Дойч посвятил изобразительному искусству всего около десяти лет своей жизни. Уже в 1523 году, когда им была получена должность наместника в Эрлахе, художник ликвидирует мастерскую и бросает живопись.

Все способствовало свершению этого события—и характер мастера, мятущийся и неуживчивый, и его образ жизни с постоянными переездами и военными походами (как ландскнехт он участвовал в итальянских походах в 1516— 1522 годах). Однако он не прервал творческой деятельности. Дойч обращается к литературе, становится писателем, последователем Реформации. Из-под его пера выходят комедии «О римском папе и его священстве» и «О противоположности между папой и Христом».

Изобразительное наследие Дойча невелико. О несохранившихся монументальных работах можно судить лишь по редким репликам в станковых формах. Так, роспись доминиканского монастыря в Берне «Пляска смерти» находит аналогии лишь в небольшой картине «Девушка и смерть» 1517 года. А о его витражах, которые художник делал для зала суда того же города, мы не имеем ни малейшего понятия.

Однако станковые произведения Н. Мануэля говорят сами за себя. Они полны характерных для немецкой ренессансной живописи черт: интереса к натуре и ее реалистическому изображению, склонности к брутальному и динамическому восприятию действительности, к драматическим эффектам.

Одно из ранних произведений мастера—алтарь бернского братства святых Луки и Элигия (1515, Берн, Художественный музей). На внешних створках изображены патроны этого братства художников за работой: Лука пишет Мадонну, а Элигий занят чеканкой. Дойч выступает здесь опытным бытописателем: в подробностях он воспроизводит атмосферу, в которой работали современные ему мастера—живописцы и ремесленники. Художник строит свои композиции по ренессансному образцу: по законам перспективы он пишет интерьер, полный любопытных деталей, и располагает в нем в естественной позе человеческую фигуру. На заднем плане в открытом окне виден великолепный пейзаж, полный безмятежной поэзии. Но подобные настроения вообще редки в творчестве Дойча. Их скоро сменяют бурный драматизм и экспрессивная жесткость формы. Это связано с влиянием Бальдунга Грина, немецкого мастера, покорившего умы всех швейцарских художников этого времени.

Одна из лучших картин Дойча, написанная в манере Бальдунга Грина,— «Усекновение .главы Иоанна Предтечи» (ок. 1520, Базель, публичное художественное собрание). Картина не имеет ни дидактического, ни морализирующего смысла. Это скорее свидетельство драматического восприятия художником действительности, так как сцена трактована как современное художнику событие (об этом свидетельствуют и детали пейзажа, и, в большей степени, одежды персонажей—костюм ландскнехта на палаче и костюмы знатных немецких дам на Иродиаде и Саломее). Особой экспрессии художник добивается в изображении вечернего неба с пробивающимися сквозь тучи лучами и радугой. Световые блики как бы выхватывают из темноты детали архитектуры и пейзажа, фигуры действующих лиц. От этого сцена наполняется еще большим драматизмом и загадочностью. С трепетом зритель вглядывается в персонажей, уносящих носилки с телом Иоанна, ужас охватывает при виде фигуры палача с головой казненного в руках. Диссонансом, призванным подчеркнуть трагизм композиции, звучат фигуры двух роскошно одетых дам, стоящих рядом. Все это написано с огромным мастерством, достойным большого художника.

Среди работ, проникнутых иными, гедонистическими настроениями, можно назвать «Суд Париса» (Базель, публичное художественное собрание). Эта вещь, написанная на итальянский манер темперой на холсте, по своему образному строю скорее тяготеет к произведениям Л. Кранаха.

Но более характерной для Н. Мануэля остается драматически-экспрессивная образная стихия, последовательным выразителем которой он и остался.

Использованы материалы статьи А. Таргулова в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС