Либаний (Ливаний)
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Либаний (Ливаний)

314-393

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Либаний (Ливаний)

Либаний - знаменитый ритор, рожденный в Антиохии в 314 году. Либаний имел заметное влияние в Афинах, Константинополе, Никомидии; вернулся в Антиохию в качестве преподавателя, где и умер около 394 года. Хотя Либаний был язычником и сторонником императора Юлиана Отступника, он получил в 383 году от Феодосия почетный титул префекта претория. Он оставил 64 текста речей и 1600 писем. Наиболее значительными из них являются хвалебные речи, посвященные его родному городу Антиохии.

Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 305.

Либаний (Λιβάνιος) из Антиохии (314–393) – позднеантичный ритор; преподавал в Константинополе (342–43), Никомедии (344–49), Антиохии (354–93). Сохранились 64 речи Либания (1-я речь – автобиография), 1544 письма и ряд учебных «образцовых» декламаций. Взгляды, риторический стиль и образ жизни Либания отличались независимостью от господствовавших в 4 в. риторических и философских школ и религиозных течений и преданностью родной Антиохии, что снискало ему уважение среди как язычников, так и христиан. Собственный идеал Либаний видел во «второй софистике»; свою карьеру ритора и общественную деятельность рассматривал как вариант практической философии. Речи Либания содержат богатый материал о культурной жизни поздней Римской империи и являются ценным источником по массовому сознанию, популярной философии, организации философского и риторического образования в Афинах и Антиохии, социальному статусу философов и риторов в 4 в. Историко-философский интерес представляет также переписка Либания, среди адресатов которой император Юлиан, Фемистий, Василий Великий, Акакий.

M.Л. Хорьков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 393.

Либаний (Libanios) (314-393) - древнегреческий софист и ритор. Родился в Антиохии, получил образование в Афинах. Преподавал ораторское искусство в Константинополе (с 340 года), Никомедии (с 344 года) и Антиохии (с 353 года). Принадлежа к муниципальной знати Антиохии, Либаний в своих речах и письмах выступал выразителем интересов высшего сословия городского населения - куриалов и ревностным сторонником императора Юлиана Отступника. Его сочинения являются важным источником для изучения политической, социальной, экономической, культурной жизни восточных городов Римской империи. Учениками Либания в молодости были Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский и историк Аммиан Марцеллин.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Opera, t. 1-11, Lipsiae, 1903-22; в рус. пер. - Речи. (Введ., предисл., примеч. С. Шестакова), т. 1-2, Каз., 1912-16.

Литература: Курбатов Г. Л., Ранневизантийский город, Л., 1962; Petit P., Libanius et la vie municipale а Antiocne au IV siècle après J.-C, P., 1955.

Либаний (Ливаний) — знаменитый софист и учитель красноречия, типичный представитель «второй софистики», убежденный язычник и противник христианства. Родился в 314 г. в Антиохии, умер в 393 г. там же. Происходил из богатой и знатной семьи, получил хорошее образование в родном городе. В 15 лет увлекся риторикой, которая стала его подлинной страстью. В 334 г. Либаний пострадал от удара молнии, после чего всю жизнь мучился внезапными и тяжелыми головными болями и обмороками. В 336 г. он отправился в Афины для совершенствования своего риторского искусства. Там выдвинулся и в 25-летнем возрасте был назначен членом коллегии, ведавшей преподаванием в афинских высших школах. При этом к философии Либаний не испытывал никакого интереса. Вскоре он открыл собственную школу в Константинополе, но в 342 г. по не вполне понятной причине был выслан из восточной столицы Римской империи. Затем Либаний очутился в Никомедии, где его по его лекциям учился живший там будущий император Юлиан Отступник (360-363). Юлиан получал текст лекций язычника Либания через посредников, поскольку ему в то время пытались дать христианское воспитание. В 349 г. Либаний одержал победу на конкурсе панегириков в честь императоров Констанция и Константа, посетивших в то время Никомедию. В результате Либаний был приглашен в столицу на место придворного ритора с оплатой из императорской казны. В Константинополе он завел знакомство с представителями литературного мира империи, занимался преподавательской работой и получил широкую известность, однако его языческие взгляды вызывали неприязнь многих царедворцев и коллег-риторов. Среди его учеников были будущие отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Низианзин, Григорий Нисский, известный богослов того времени Аполлинарий Лаодикейский. В 354 г. Либаний уехал в свой родной город Антиохию, где был назначен официальным софистом города. В правление императора Юлиана Отступника Либаний с восторгом поддерживал его политику языческой реставрации в империи. Юлиану он посвятил целый ряд своих речей. После смерти Юлиана в персидском походе при императоре Иовиане (363-364) наступила антиязыческая реакция и бывшие сторонники Юлиана подверглись гонениям. Либания несколько раз пытались обвинить в участии в заговорах, но он сумел оправдаться. С 365 по 378 гг. Либаний полностью прекратил всякую переписку, почти не выступал с речами, опасаясь дальнейших обвинений. Однако вступивший на престол в 378 г. новый император Феодосий I, закрепивший торжество христианства в империи, с симпатией относился к Либанию и почитал его талант. В 383 или 384 г. император возвел Либания в должность почетного префекта претория, приравнявшую его к высшим сановникам империи. На время правления Феодосия I пришлось абсолютное большинство речей Либания, в которых он выступал с критикой антиохийских куриалов и представителей государственной администрации. Либаний возобновил переписку, ряд его речей был посвящен антиохийскому восстанию 387 г., одному из крупнейших мятежей в империи в конце IV в. Последняя из сохранившихся речей Либания относится к 392 г., через год он умер. Почти все его литературное наследство сохранилось, в том числе подробная автобиография и биография, написанная его учеником Евнапием, обширная переписка (1605 писем) и 64 речи. Его справедливо причисляют к последним выдающимся риторам языческой античности. В его трудах дается широкая картина жизни позднеантичного города на Востоке Римской империи.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с.564-565.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Сочинения:

Libanii, Opera, rec. R.Foerster, t. 1–11. Lipsiae, 1903–22;

Selected Works with engl. transl. by A.F.Norman, vol. 1–3. L., 1969–77;

в рус. пер.: Либаний. Речи, пер. С.Шестакова. т. 1–2. Казань, 1912–16.

Литература:

Paul P. Libanius et la vie municipale à Antioche au IVe siècle après J.-C., 1957;

Libanios, hrsg. v. G.Fatouros, T.Krischer. Darmstadt, 1983;

Scholl R. Historische Beiträge zu den julianischen Reden des Libanios. Stuttg., 1994;

Wiemer H.-U. Libanios und Julian. Studien zum Verhältnis von Rhetorik und Politik im vierten Jahrhundert n. Chr. Münch., 1995.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС