Костомаров Николай Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Костомаров Николай Иванович

1817-1885

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Иванович Костомаров

Костомаров Николай Иванович (1817-1885), российский историк, писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1876). Один из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества. Сторонник украинской культурно-национальной автономии. Труды по социально-политической и экономической истории России и Украины. Исследования и публикации украинского фольклора, древних актов. Сборники стихов "Украинские баллады" (1839), "Ветка" (1840), исторические пьесы "Савва Чалый", (1838), "Переяславская ночь" (1841); повести на украинском и русском языках. Автобиография.

+ + +

Костомаров Николай Иванович (1817/1885) — русский писатель и историк, член-корреспондент Петербургской АН (1876). Писал пьесы исторического характера, стихи и повести (также и на украинском языке), труды по социально-политической и экономической истории России и Украины. Увлекался собиранием украинского фольклора и исследованием древних актов. Был одним из руководителей Кирилло-Мефодьевского общества и выступал за украинскую культурно-национальную автономию.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 139.


Русский историк

КОСТОМАРОВ Николай Иванович (4.05.1817-7.04.1885), русский историк, этнограф, писатель. Окончил Харьковский университет. На первых этапах своего творчества находился под влиянием революционно-космополитических элементов (Герцен, Чернышевский и т. п.), но впоследствии порвал с ними.

Костомаров рассматривал русское государство как соединение “двух начал” — вечевого и единодержавного. Главный упор в своих исторических трудах он делал на исследование быта, народной психологии и духа народа. Резко выступал против еврейского засилья в Малороссии. Основное сочинение — “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”.

Русское небо


Мыслитель

Костомаров Николай Иванович (4(16).05.1817, слобода Юрасовка Острогожского у. Воронежской губ. - 7( 19).04.1885, Петербург) - историк, этнограф, писатель. Внебрачный сын русского помещика и украинской крепостной крестьянки. В 1837 г. окончил словесное отд. философского ф-та Харьковского ун-та. Общественно-политические и исторические взгляды Костомарова формировались под влиянием Д. Н. Бантыш-Каменского, А. М. Марковича, И. И. Срезневского, а также Шевырева, лекции которого Костомаров слушал в 1838 г. в Москве. В 1842 г. Костомаров подготовил магистерскую диссертацию - «О причинах и характере унии в Западной России», однако из-за противодействия харьковского архиепископа защита была отменена, а книга по распоряжению властей сожжена. Лишь через 2 года он сумел защитить новую диссертацию - «Об историческом значении русской народной поэзии». В 1846 г. Костомаров был приглашен в Киевский ун-т на кафедру истории, где прочел курс лекций по славянской мифологии. В это же время он стал одним из основателей тайной политической организации - Кирилло-Мефодиевского общества (1846-1847), за что был арестован, год провел в заключении и в 1848 г. сослан в Саратов под полицейский надзор.

До 1857 г. служил в Саратовском статистическом комитете, публиковал статьи по истории, экономике и культуре Саратовского края, работал над историческими трудами. После освобождения (1856) и заграничного путешествия в 1859 г. Костомаров был приглашен в Петербургский ун-т на должность профессора русской истории. Ореол пострадавшего за убеждения, блестящие лекции в ун-те, публичный диспут «О начале Руси» с Погодиным, статьи в «Современнике» и «Отечественных записках», участие в издании первого украинского общественно-политического и художественно-литературного журн. «Основа» (1861-1862), выходившего на украинском и русском языках, работы по истории народных движений - все это принесло Костомарову широкую известность. В 1862 г. он был вынужден уйти из ун-та, отказавшись поддержать протест профессуры и студенчества против полицейских репрессий. Министерство народного просвещения оставило за ним работу в Археографической комиссии. Под редакцией К. в 1861-1884 гг. вышло 12 т. «Актов, относящихся к истории Южной и Западной России, собранных Археографической комиссией», а также 3 вып. «Памятников старинной русской литературы». За четверть века историк опубликовал более 200 трудов, в основном посвященных социально-политической истории России и Украины. За исследование «Последние годы Речи Посполитой» (Вестник Европы, 1869. Кн. 2-12) Костомаров был удостоен премии Академии наук (1872). В 1876 г. он стал чл.-кор. Академии.

Для творчества К. характерны повышенный интерес к «народной психологии» и «духу народа», этнографии, бытовым и культурным особенностям жизни народа, истории народных движений. Особое внимание он уделял проявлениям федеративных начал в народном сознании и политической жизни Древней Руси. Интерес представляет панславистская программа Кирилло-Мефодиевского общества, разработанная К. и изложенная им в «Уставе и правилах», «Книге бытия украинского народа» («Закон Божий»), воззваниях «Братья украинцы», «Братья великороссияне и поляки». Программа предусматривала, в частности, создание славянской федерации с центром в Киеве, включающей 18 отдельных республик на территории Польши, Чехии и Моравии, Сербии, Болгарии и России, которая, в свою очередь, делилась на 14 республик. Во всех частях федерации предусматривались «одинаковые основные законы и права, равенство веса, мер и монеты, отсутствие таможен и свобода торговли», уничтожение крепостного права, «дворянских и всяких привилегий», «отмена смертной казни и телесных наказаний», «единая центральная власть, заведующая сношениями вне союза, войском и флотом; но полная автономия каждой части по отношению к внутренним учреждениям, управлению, судопроизводству и народному образованию». Для защиты от внешних врагов наряду с небольшой общефедеральной армией в каждой республике предполагалось создание своей милиции и введение всеобщего воинского обучения населения «на случай народного ополчения». В 60-70-х гг. К. стремился отмежеваться от своих панславистских идей, поддерживал политику царского правительства в Польше и на Балканах.

А. А. Ширинянц

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 296-297.

Сочинения: Собр. соч.: В 8 кн. (21 т.) Спб., 1903-1906; Исторические монографии и исследования: В 2 кн. М., 1989; Исторические произведения. Автобиография. Киев, 1989 (2-е изд. - 1990); Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992; Раскол: Исторические монографии и исследования. М.; Смоленск, 1994; Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. М., 1991 (в 4 т. М., 1998); Русская республика: Северно-русские народоправства во времена удельно-вечевого уклада (История Новгорода, Пскова и Вятки). М.; Смоленск, 1994; Славянская мифология: Исторические монографии и исследования. М., 1995; Смутное время Московского государства в начале XVII столетия, 1604—1613: Исторические монографии и исследования. М., 1994; Богдан Хмельницкий: Материалы и исследования. М., 1994; Собр. соч.: В 12 т. М., 2010.

Литература: Киреева Р. А, Не мог жить и не писать: Николай Иванович Костомаров // Историки России. XVIII - начало XX века. М., 1996; Коялович М. О. История русского самосознания. Спб., 1901. Гл. 19. Федеративная теория (Н. И. Костомаров); Нольде Н. Критико-исторический и психологический разбор статей г. Костомарова. Тула, 1875; Данилов В. Материалы для биографии Н. И. Костомарова. Киев, 1907,Пинчук Ю. А. Исторические взгляды Н. И. Костомарова. Киев, 1984; Зайончковский П. А. Кирилло-Мефодиевское общество (1846-1847). М., 1959; Энциклопедия жизни и творчества Н. И. Костомарова (1817-1885). Киев; Донецк, 2001; Фокина Н. В. Н. И. Костомаров: Идея федерализма в политическом творчестве. М., 2007.


...и поэт

Костомаров Николай Иванович (псевд. — Iеремiя Галка, Иван Богучаров и др.) (4[16].05.1817—7[19].04. 1885), публицист, историк, критик, писатель. Родился в с. Юрасовка Воронежской губ. в семье русского помещика; мать — малоросска из крепостных. В 1837 окончил Харьковский университет. В Харькове был в центре литературного кружка романтического направления. Был дружен с Г. Ф. Квиткой-Основьяненко, И. И. Срезневским, А. Метлинским. В 1844 защитил магистерскую диссертацию на тему «Об историческом значении русской народной поэзии». С 1846 — профессор Киевского университета по кафедре истории. По инициативе Костомарова и его единомышленников в Киеве было организовано тайное Кирилло-Мефодиевское общество, в котором Костомаров занимал правое крыло. После разгрома общества (1847) Костомаров был арестован, отбыл годичное заключение и сослан в Саратов. В 1856 был амнистирован. В 1861—62 принимал участие в журнале «Основа», выходившем на малоросском и великорусском языках. Общественная деятельность Костомарова, его работы по истории народных движений, статьи в журналах «Современник» и «Отечественные записки», лекции в Петербургском университете создали ему широкую известность. Однако уже в 1862 он вынужден был уйти из университета, отказавшись поддержать антирусские акции либеральной профессуры. Костомаров изучал историю Малороссии, участвовал в работе Археографической комиссии; под его редакцией в 1861—84 вышло 12 томов «Актов» по истории Малороссии и Белоруссии.

В 1839 Костомаров опубликовал сборник стихов «Украинские баллады», в 1840 — сб. «Ветка». Многие его стихи проникнуты элегическими настроениями, с любовью воспевают малороссийскую старину. В некоторых произведениях он проводил идею всеславянского объединения под эгидой русского самодержавия. В исторической драме «Савва Чалый» (1838), в трагедии «Переяславська нiч» (1841) Костомаров рисовал национально-освободительную борьбу малороссов под углом зрения национально-религиозных побуждений. Костомаров писал и на великорусском языке: повести «Сорок лет» (1840), «Сын» (1865), «Холоп» (1878), «Черниговка» (1881). Костомаров — один из первых малороссийских литературных критиков. Его статья «Обзор сочинений, писанных на малороссийском языке» (альманах «Молодик», 1843) охватывает новую малороссийскую литературу от И. П. Котляревского до Т. Г. Шевченко.

Костомаров был категорически против украинского сепаратизма. Он писал: «Судьба связала малорусский народ с великорусским неразрывными узами… Между этими народами лежит кровная, глубокая неразрывная духовная связь, которая никогда не допустит их до нарушения политического и общественного единства».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Историк русский... и украинский

Николай Иванович Костомаров. Творчество русского и украинского историка и археографа, фольклориста и этнографа, поэта и просветителя оказало большое влияние на духовное развитие современников. Он родился 4(16) мая 1817 г. в с. Юрасовка под Воронежем. Был внебрачным сыном русского помещика и украинки-крепостной. В 1836 г. окончил Харьковский университет. Преподавал славянскую мифологию в Киевском университете. Участвовал в организации тайного Кирилло-Мефодиевского общества, после разгрома которого в 1847 г. был сослан в Саратов. После амнистии поселился в 1857 г. в С.-Петербурге, где преподавал в университете, издавал украинский журнал «Основа» (1861-1862). В 1876 г. избран членом- корреспондентом императорской Академии наук. Костомаров с юности выступал в защиту украинского языка, литературы и культуры. Собирал песни и думы, печатал стихи под псевдонимом Иеремия Галка. Он автор монументальных трудов по отечественной истории, по истории славян. Многие его работы посвящены истории воссоединения Украины с Россией, «смутного времени», эпохе Петра Великого и др. Из литературных произведений наиболее известны драма «Савва Чалый» (1838) и историческии роман «Кудеяр» (1875). Умер историк в Петербурге 7(19) апреля

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.


Костомаров Николай Иванович (1817-1885). Родился в старинной дворянской семье. Учился в Харьковском университете. Несколько месяцев служил в драгунском полку. Учебу продолжил в Московском университете. В процессе обучения пришел к выводу, что история - это прежде всего история народа, а не государства. Первая диссертация ученого называлась "О причинах и характере унии в Западной России" (1842), однако защищена не была. Защищал он другую работу - "Об историческом значении русской народной поэзии". Был одним из первых исследователей украинских летописей и публицистических работ XVII в. Изучал проблемы взаимоотношений русского и украинского народов. С 1846 г. работал в Киевском университете. В том же году становится одним из учредителей Кирилло-Мефодиевского общества, за участие в котором был на год заключен в Петропавловскую крепость, затем сослан в Саратов и получил запрет на преподавательскую деятельность и издание работ. Эти запреты были сняты лишь после воцарения Александра II. Во второй половине 50-х гг. приступил к подготовке очерков о повседневной жизни русского народа, его быте и нравах в XVI-XVII вв., которая закончилась публикацией в 1860 г. "Очерка домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях". В 1859 г. он стал профессором Петербургского университета. Первый лекционный курс - "История Южной, Западной, Северной и Восточной Руси в удельный период" - имел большой успех. В то же время в нем проявились спорные положения, вызвавшие дискуссию. В частности, Костомаров доказывал, что Новгород Великий в удельный период является наследником "украинских демократических традиций", в то время как другие земли (и в частности Северо-Восток) - великорусских государственнических. С 1862 г. прекратил чтение лекций в университете и занялся научной деятельностью. В этот период была написана его самая известная работа "Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей". С 1875 г. сильно болел и не мог больше работать в архивах. В 1885 г. скончался.

Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX - XIX веков.


КОСТОМАРОВ Николай Иванович (1817, слобода Юрасовка Воронежской губ. - 1885, Петербург) - историк. Внебрачный сын помещика и крепостной крестьянки. Образование Костомаров получал дома и в частном пансионе в Москве, а после убийства отца крепостными был переведен в пансион в Воронеже. В 1833 после окончания гимназии Костомаров поступил в Харьковский ун-т, где изучал латинский, французский, итальянский языки, серьезно занимался философией и историей, и в 1837 окончил курс со степенью кандидата. После недолгой военной службы в Кинбурнском драгунском полку в Острогожске, в 1837 приехал в Харьков, где занялся историей, поэзией и собиранием фольклора. Магистерская диссертация Костомарова "О причинах и характере Унии в Западной России" вызвала протест церковных властей и министра просвещения С.С. Уварова, усмотревшего в ней негативное изображение духовенства и сочувственное отношение к восстаниям крестьян и казаков. Все отпечатанные экземпляры были уничтожены. В 1844 за диссертацию "Об историческом значении русской народной поэзии" Костомаров получил степень магистра и преподавал рус. историю в частных пансионах Харькова, Киева, в Ровенской гимназии. Костомаров стал одним из инициаторов организации Кирилло-Мефодиевского общества, целью к-рого было создание вольной федерации славянских народов и освобождение крестьян от крепостничества. В 1847 Костомаров вместе с другими участниками общества был арестован и после годичного заключения в Петропавловской крепости выслан в Саратов, где служил в статистическом управлении. В 1851 Костомаров познакомился с Н. Г. Чернышевским, плодотворно занимался историей. В 1856, после освобождения от полицейского надзора, получил возможность опубликовать ряд своих работ. В 1859 Костомаров был приглашен в Петербург. ун-т, на кафедру рус. истории; пользовался громадным уважением за мастерство лектора и свободомыслие. Костомаров полагал, что в рус. истории борьба двух начал - удельно-вечевого и самодержавного - закончилась победой единодержавия в XVII в. Работы Костомаров, по мнению Н.А. Добролюбова, объективно служили подрыву официальной идеологии. Труд Костомаров "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей" пользовался огромной популярностью, несмотря на то, что он "иногда приносил в жертву картинности историческую точность". Историк-художник, Костомаров сумел не только воскресить на своих страницах ушедшую жизнь, но и раскрыть исторический процесс, как становление "народной психологии", "народного духа". Большую работу вел Костомаров как член Археографической комиссии, редактировавший этнографически-статистические труды. С 1865 вместе с М.М. Стасюлевичем Костомаров издавал журн. "Вестник Европы". Был известен Костомаров и как писатель-беллетрист. В.О. Ключевский писал: "Все, что было драматичного в нашей истории, особенно в истории нашей юго-западной окраины, все это рассказано Костомаровым, и рассказано с непосредственным мастерством рассказчика, испытывающего глубокое удовольствие от собственного рассказа".

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Образ домашней жизни наших предков

Предки наши, как знатные, так и простые, согласовывали свой домашний образ жизни с богослужебным порядком и в этом отношении делали его похожим на монашеский.

Вставая рано от сна, русский тотчас искал глазами образа, чтоб перекреститься и взглянуть на него; сделать крестное знамение считалось приличнее, смотря на образ; в дороге, когда русский ночевал в поле, он, вставая от сна, крестился, обращаясь на восток. Тотчас, если нужно было, после оставления постели надевалось белье и начиналось умыванье... После омовений и умываний одевались и приступали к молению.

Если день был праздничный, тогда шли к заутрени, и благочестие требовало, чтоб встать еще ранее и прийти в церковь со звоном еще до начала служения заутрени. Если же день был простой или почему-нибудь нельзя было выходить, хозяин совершал должное богослужение по книге, когда умел грамоте.

В комнате, назначенной для моления, - крестовой, - или когда ее не было в доме, то в той, где стояло побольше образов, собиралась вся семья и прислуга: зажигались лампады и свечи; курили ладаном. Хозяин как домовладыка читал пред всеми вслух утренние молитвы; иногда читались та-

ким образом заутреня и часы, смотря по степени досуга, уменья и благочестия; умевшие петь пели. У знатных особ, у которых были свои домашние церкви и домовые священнослужители, семья сходилась в церковь, где молитвы, заутреню и часы служил священник, а пел дьячок, смотревший за церковью или часовнею, и после утреннего богослужения священник кропил святою водою.

Окончив молитвословие, погашали свечи, задергивали пелены на образах, и все расходились к домашним занятиям. Там, где муж жену допускал до управления домом, хозяйка держала с хозяином совет, что делать в предстоящий день, заказывала кушанье и задавала на целый день уроки в работах служанкам. В таких домах на хозяйке лежало много обязанностей. Она должна была трудиться и показывать собою пример служанкам, раньше всех вставать и других будить, позже всех ложиться: если служанка будит госпожу, это считалось не в похвалу госпоже. При такой деятельной жене муж ни о чем не заботился по домашнему хозяйству; жена должна была знать всякое дело лучше тех, которые работали по ее приказанию...

В утреннее время считалось нужным обойти службы. Хозяин навещал конюшню, ходил по стойлам, смотрел: наложена ли под ногами лошадей солома,' заложен ли им корм, приказывал пред своими глазами давать лучшим лошадям овса, а страдным (т.е. рабочим) - овсяной муки или невейницы, потом заходил в хлевы: коровий, свиной, птичий, приказывал скотникам пригонять перед собой несколько отборных штук скота, кормил их из своих рук и посыпал зерно курам и гусям, потому что когда сам хозяин из своих рук кормит их, то от того плодородие умножается...

После всех домашних распоряжений хозяин приступал к своим обычным занятиям; купец отправлялся в лавку, ремесленник брался за свое ремесло, приказные люди наполняли приказы и приказные избы, а бояре в Москве стекались к Царю и занимались делами. Приступая к началу дневного занятия, будь то приказное писательство или черная работа, русский считал приличным вымыть руки, сделать пред образом три крестных знамения с земными поклонами, а если предстоит возможность, то принять благословение священника.

В десять часов служились обедни. По духу времени в те времена Цари, в сопровождении бояр и думных людей, всякий день ходили в церковь, да и частные люди...: всякий же церковный праздник толпа народа наполняла храмы, но текущие дела, однако, не прерывались от этого.

В полдень наступало время обеда. После обычного обеда ложились отдыхать. Это был повсеместный и освященный народным уважением обычай. Спали, пообедавши, и цари, спали бояре, спали купцы, затворив свои лавки; уличная чернь отдыхала на улицах. Не спать или, по крайней мере, не отдыхать после обеда считалось в некотором смысле ересью, как всякое отступление от предковских обычаев. Известно, что в числе подозрений, обличавших в Самозванце нецарское происхождение и уклонение к латинской вере, было и то, что он не спал после обеда...

Вставши от послеобеденного сна, русские опять принимались за обычные занятия. Цари ходили к вечерне, а часов с шести вечера... предавались уже забавам и беседам. Впрочем, смотря по важности дела, иногда бояре собирались во дворец и вечером...

Вечер в домашнем быту был временем развлечений; зимою собирались друг к другу родные и приятели в домах, а летом в палатках, которые нарочно раскидывались пред домами. Русские всегда ужинали, а после ужина благочестивый хозяин отправлял вечернее моление. Снова затепливались лампады, зажигались свечи перед образами; домочадцы и прислуга собирались на моленье. После такого молитвословия считалось уже непозволительным есть и пить; все скоро ложились спать.

Из "Очерка домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях".


Далее читайте:

Исторические лица Украины (биографический справочник).

Малороссия. (Раздел документа: Нравственно-политический отчет за 1847 год).

Сочинения и литература:

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

Лит. наследие. СПБ, 1980 (библ.);

Собр. соч. Ист. монографии и исследования. Кн. 1—8. Т. 1—21. СПб., 1903—06;

Автобиография. М., 1922;

Науково-публiцистичнi i полемiчнi писания. Харкiв, 1928;

Етнографiчнi писания. Харкiв, 1930; Твори. Т. 1—2, Киiв, 1967;

Сын. Холоп. Сорок лет. Повести. Киев, 1987;

[Стихотворения] //Укра?ньскi поети-романтики. Киiв, 1987; Кудеяр. М., 1989;

Ист. произведения. Автобиография. Киев, 1989;

Ист. монографии и исследования. Т. 1—2. М., 1990;

Рус. история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 1—2, вып. 1—5. М., 1990—91; Мазепа. М., 1992.

Костомаров Н. И. Предания первоначальной русской летописи в соображениях с русскими народными преданиями в песнях, сказках и обычаях. // Костомаров Н.И.  Раскол: Исторические монографии и исследования. М. 1994.

3амлинский В. А. Жизнь и творчество Н. И. Костомарова // Вопросы истории. 1991. N 1.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС