Ге Николай Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Ге Николай Николаевич

1831-1894

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Николаевич Ге

Ге Николай Николаевич (1831-1894), русский живописец. Один из основателей Товарищества передвижников. Уже ранние произведения Ге свидетельствовали о его стремлении к преодолению академизма. Глубиной реалистических характеристик и психологизмом отмечены его портреты Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Идеи патриотизма и понимания национальных ценностей, близкие художнику, отличают его картины “Петр I допрашивает царевича Алексея” и “Пушкин в селе Михайловском”. Нравственным исканиям Л. Н. Толстого созвучны драматические композиции позднего Ге на религиозно-этические темы “Что есть истина?” (1890) и “Голгофа” (1893).

Русское небо


  ge_istina.jpg (33053 bytes)

Николай Ге. Что есть истина?

ГЕ Николай Николаевич (1831—1894) — российский деятель культуры, живописец. Один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. В творчестве особое внимание уделял историческому жанру («Петр I допрашивает царевича Алексея», 1871) и евангельским сюжетам («Тайная вечеря», 1863; «Вестники воскресения», 1867; «Что есть истина?», 1890; «Голгофа», 1893). Его картины наполнены глубоким драматизмом, правдиво передают движение чувств и внутреннюю жизнь действующих лиц. Созданные им портреты (А. И. Герцена, 1867; Л. Н. Толстого, 1884 и др.) отличаются строгостью цветовых решений, интимной композицией, позволяющей передать богатство и сложность духовной жизни портретируемого.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 113.


Ге Н.Н. Портрет писателя А.И. Герцена. 1867.
Из коллекции Третьяковской галереи.
Репродукция с сайта www.agniart.ru

Николай Николаевич Ге (1831-1894). Николай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 года в Воронеже. Когда ребенку было три месяца, умерла его мать. Вскоре отец — отставной офицер — вместе с семьей переехал в Киев, а затем в Подольскую губернию, где купил село. Здесь и прошло детство Ге. Воспитанием мальчика занимались бабушка и крепостная няня. Уже в детстве формируется добрый, мягкий характер, который всегда привлекал к художнику людей.

 С 1841 года Ге шесть лет учится в Киеве, сначала в частном пансионе, затем в гимназии, и здесь начинает серьезно увлекаться рисованием. В 1847 году он поступает в Киевский университет на математический факультет, а через год переводится в Петербургский. Пробыв там два года, Ге оставляет университет и поступает в Академию художеств, серьезно убежденный в своем призвании. Благоговейно относясь к Академии как к храму искусства, он, однако, критикует академические методы обучения. Среди профессоров Ге выделяет К. II. Брюллова, ценя его за большую самостоятельность творчества и стремление отойти от принятых канонов. Восторженно воспринимает Ге картину Брюллова «Последний день Помпеи». Влияние этого произведения чувствуется в ряде ранних полотен молодого художника и, в частности, в его дипломной работе на библейскую тему «Саул у Аэндорской волшебницы» (1856, ГРМ). 

Художник изобразил Саула в ужасе поверженным на землю перед грозной тенью пророка Самуила, предсказавшего гибель царю Израиля. Передавая драматическую сцену, Ге использует типичные академические приемы середины века: утрированные жесты, яркий локальный цвет. Картина свидетельствует, что Ге полностью овладел мастерством академической композиции, рисунком, лепкой формы. За это произведение он получил Большую золотую медаль и право заграничного пенсионерства.

В 1857 году художник уезжает за границу. Побывав в Германии, Швейцарии, Франции, он поселяется в Италии, серьезно увлекается античной историей и пишет несколько эскизов с остро-драматическим сюжетом — «Смерть Виргинии», «Любовь весталки» и т. д. Однако вскоре он осознает, что события и герои, которых он изображал, ему далеки. По твердому убеждению художника писать можно только то, что «действительно дороже всего и что Вы храните в Вашем сердце, как самое дорогое, самое святое».

Свою тему Ге находит в картине «Тайная вечеря» (1863, ГРМ). Известный евангельский сюжет он трактует по-новому — как человеческую, жизненную драму. Христос изображен в глубоком раздумье. Трагически переживает он отступничество своего ученика. Взволнованы и окружающие Христа апостолы, им художник дает индивидуальную психологическую характеристику: благородный, утонченный Иоанн и грубоватый темпераментный Петр; монолитная группа Христа и учеников противостоит одинокой, мрачной фигуре предателя Иуды Искариота, покидающего бывших друзей. Идея борьбы добра и зла выражена не только в композиции. Она звучит в контрасте света и тени. Вместе с тем этот контраст придает напряженность сцене, которая усиливается «огненным» колоритом, построенным на соотношении пятен зеленого и красного. В «Тайной вечере» Ге выступил как продолжатель А. Иванова, его философско-нравственного направления в русском искусстве. Оба художника были идеалистами. Христианство рассматривалось ими как путь к установлению справедливости на земле, путь к нравственному совершенствованию человека. В легенде о Христе обоих интересовала моральная сторона.

Для Ге характерен своеобразный метод работы. Он не писал предварительного эскиза, а сразу, в воображении, представлял всю сцену в целом и затем искал натуру, перерабатывая ее в соответствии с замыслом. Для Христа была использована фотография Герцена, для Иоанна позировала жена художника А. П. Забела, Петра художник писал с себя (удивительно, что в 32 года он увидел себя таким, каким стал через три десятилетия).

Реакционная печать отнеслась к картине враждебно, однако прогрессивные деятели встретили ее восторженно. И. Е. Репин писал: «Не только у нас в России, можно смело сказать — во всей Европе, за все периоды христианского искусства не было равной этой картине, на эту тему. Если картина была интересна для просвещенной публики, то еще более она была поучительна для художников новизной искусства, смелостью композиции, выражением великой драмы и гармонией общего. Вещь эту можно смело повесить рядом с самыми великими созданиями искусства живописи». За это произведение Ге был избран действительным членом Академии художеств.

После краткого пребывания в Петербурге он снова возвращается во Флоренцию и еще шесть лет продолжает работать над евангельскими темами. Наиболее оригинальны из этих работ «Вестники Воскресения» (1867, ГТГ) и «Христос в Гефсиманском саду» (1868, ГРМ).

В Италии Ге пишет ряд пейзажей: «Перевозка мрамора» (1868, ГРМ), «Мраморная пильня в Карраре» (1868, Гос. музей русского искусства, Киев). Для этих пейзажей характерны интерес к световоздушной среде, чистота и насыщенность цвета, любовь к передаче яркого освещения через сопоставление контрастных цветов. Однако Ге понимает пейзаж как подсобный жанр, необходимый для изучения природы, но не имеющий самостоятельного значения.

К этому времени относится и работа над портретами. Чаще всего художник пишет близких ему людей. Выделяются «Портрет жены с сыном» (1859, ГРМ) и, особенно, «Портрет А. И. Герцена» (1867, ГТГ), высокочтимого и духовно родственного художнику человека, написанный с большой симпатией к писателю. Произведение глубоко психологично, композиционно просто: на темном фоне акцентировано ярко освещенное лицо Герцена. Оно привлекает сложностью внутренней жизни, умом, затаенной грустью. Это полотно художник тайно привез в Россию.

Живя за границей, Ге был хорошо осведомлен о художественной жизни России. В 1867 году он познакомился с Г. Г. Мясоедовым. У художников возникает мысль о создании Товарищества. В 1869 году Ге возвращается в Россию и живет в Петербурге. Здесь он активно занимается организацией Товарищества передвижных выставок вместе с Крамским. В эти годы творчество Ге наиболее близко демократическому реализму передвижников. Это выразилось, например, в создании картины на тему национальной истории «Петр I допрашивает царевича Алексея» (1871, ГТГ; повторение — в ГРМ). Картина глубоко психологична. Драма раскрывается исключительно через характеристику персонажей. Действие происходит в Монплезире. За столом — Петр, в его фигуре — собранность, решительный и гневный взгляд обращен на виновника; Алексей стоит перед отцом, беспомощно опустив голову. «Всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, — писал Салтыков-Щедрин, — должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изгладятся из памяти».

 

Ге Н.Н. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе.

В этой картине Ге обнаруживает понимание диалектики исторического развития борьбы реакционного и прогрессивного. Драма отца и сына переросла рамки личных отношений. Художник, сталкивая мировоззрение обоих, их отношение к жизни, раскрывает смысл этой бурной, переломной эпохи. Образ Петра художник связывает с идеей своего времени — готовностью жертвовать личным во имя интересов общества.

Ге стремится к достоверной передаче исторической обстановки, специально едет в Петергоф и оттуда, по его словам, «в памяти приносит весь фон картины». Он изучает портреты Алексея и Петра в Эрмитаже, работает также над судебными материалами по делу царевича. Подобный метод работы над исторической темой был новым для русского искусства. Ге стал одним из основоположников реалистической исторической живописи.

В 70—80-е годы художник работает над портретом. Его цель — запечатлеть для потомства выдающихся людей своего времени. Живописца не интересует временное состояние человека, он передает присущие модели постоянные качества. Художника привлекает в людях собранность, ум, энергия. Основой характеристики является выразительность лица, композиции портретов отличаются ясностью, простотой, колорит — строгостью цветовой гаммы. Таковы портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина (1872, ГРМ) и Л. Н. Толстого (1884, ГТГ).

В последующие годы у Н. Н. Ге появляются разногласия с передвижниками. Как и они, художник считал, что основой искусства является протест против уродливых форм действительности, против угнетения человеческой личности, но задачей искусства для него было стремление выразить идеал, совершенство. Значение искусства Ге видит в том, что оно может показать «разницу между тем, чем мы должны быть, и тем, что мы есть». Истины, которые проповедует искусство, по мысли Ге, должны быть вечными, а не связанными с определенным конкретным моментом. Часто для передвижников оказывались непонятными искания Ге и в области формы.

В 1875 году Ге в связи с материальными затруднениями навсегда покидает Петербург и с этого времени живет на хуторе в Воронежской области. Последний период творчества художника почти исключительно связан с евангельскими темами. Он ищет более острой выразительности образного языка, повышенной эмоциональности звучания произведения.

В работе «Что есть истина?» (1890, ГТГ) философский смысл произведения — вечное столкновение добра и любви с черствостью и равнодушием — выражен более прямолинейно. Картина строится на внешнем контрасте фигуры толстого самодовольного Пилата и замученного, одетого в рубище Христа.

В последних работах Ге происходит эволюция образа Христа. Ге хочет потрясти людей страданиями Христа, заставить думать о важных вопросах жизни, моральных проблемах. Характерен выбор сюжетов: «Суд Синедриона» (1892, ГТГ), «Голгофа» (1892, ГТГ), «Распятие» (1894, ГТГ).

Исключительной силой выражения страдания отличается небольшое полотно «Голгофа». Темпераментная широкая живопись, фрагментарная композиция, обобщенная форма, резкая линия создают повышенную экспрессивность образа. Последними работами Ге прокладывает пути новому искусству конца XIX — начала XX века.

В 1882 году художник познакомился и подружился с JI. Н. Толстым. Взгляды писателя, его понимание христианства во многом совпадали с мыслями Ге. Однако влияние толстовского «непротивления злу насилием» на живопись Ге оказалось незначительным. Страстный, активный характер творчества художника не соответствовал проповеди кротости и смирения. В его произведениях всегда звучат протест против угнетения личности, глубокая вера в человека. «Я лучше человека ничего не знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей», — говорил художник.

Умер Ге в 1894 году на своем хуторе в Воронежской губернии.

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971, с. 136-141.

Ге Н.Н. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1884.
Из коллекции Третьяковской галереи.
Репродукция с сайта www.agniart.ru

Далее читайте:

Художники (биографический справочник).

Ге Пётр Николаевич (1859-1939), статский советник, сын Николая Петровича.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС