Экхарт, Иоганн
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Э >

ссылка на XPOHOC

Экхарт, Иоганн

1260-1328

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иоганн Экхарт

Экхарт, Иоганн (Eckhart, Johannes) (ок. 1260 – ок. 1328), известный под именем Мейстера Экхарта, знаменитый средневековый немецкий мистик и богослов, учивший о присутствии Бога во всем существующем. Родился в знатной семье в Хоххайме ок. 1260. Вступив в доминиканский орден, обучался в доминиканских школах и стал магистром теологии в 1302. Как человеку исключительной интеллектуальной одаренности, ему приходилось отстаивать позиции доминиканского ордена в публичных диспутах с парижскими теологами. Это позволило ему занять высокое положение в администрации ордена и стать провинциалом Саксонии (1304). Сначала в Страсбурге (1314–1322), а затем в Кёльне огромные толпы народа стекались, чтобы послушать его проповеди. Однако в 1326 он был обвинен в ереси и предстал перед судом под председательством архиепископа Кёльнского. Отрицая свою виновность, Экхарт обратился с апелляцией к папе. В 1327 в Авиньоне он вновь предстал перед церковным судом, а в 1329 папа Иоанн XXII издал буллу, в которой осуждались 28 тезисов, извлеченных из сочинений Экхарта. Умер Экхарт между 1327 и 1329, однако точная дата, место и обстоятельства его смерти неизвестны. Из папской буллы явствует, что незадолго до смерти он изъявил готовность подчиниться решению Святого Престола.

Влияние Экхарта на своих современников и последователей – Иоганна Таулера, Генриха Сузо, Рейсбрука, Маркварда из Линдау и др. – было очень значительным. Однако на его сочинениях лежало клеймо ереси, и к исходу Средневековья он был почти забыт. Интерес к его учению возобновился лишь в начале 19 в.

Экхарт учил, что вне Бога нет бытия. Бог присутствует во всем, но особенно – в душе человека. Человек, в своем греховном состоянии, не осознает божественного присутствия. Только очистившись от всего греховного, он может приготовить свою душу к мистическому единению с Богом, в чем и состоит главная цель человеческого существования. Достижение этой цели обеспечивается не заслугами человека, но даруется ему через благодать. Никакой человеческий язык не в состоянии описать это величайшее из доступных человеку мистических переживаний, которое Экхарт называет «рождением Сына в душе».

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Немецкий философ-мистик (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Большинство исследователей оценивают концепцию Экхарта как «мистический пантеизм»  (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010). 

Грицанов А.А. Монах-доминиканец, из рыцарского рода Хохгеймов (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Михайлов И.А. Теолог, проповедник, мистик (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV).

В 1329 году папской буллой 28 положений его учения были объявлены ложными (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Митрохин Л.Н. Создал философский немецкий язык (Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990).

Далее читайте:

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Die Deutschen und die Lateinischen Wferke: Die Deutschen Werke, Bd. I—III, V., hrsg. v. J. Quint. Stuttg., 1958—76;

Die Lateinischen Wferke, Bd. I, IV. Stuttg., 1956;

Meister Eckhart und seine J linger В., 1972;

Проповеди и рассуждения. М., 1912;

Книга Божественного утешения,— «Диалог. Карнавал. Хронотоп». М., 1998, N° 2;

О человеке высокого рода.— Там же, № 3;

Речи и наставления.— Там же, № 4.

Литература:

Экхарт, Мейстер. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995

Haas А. М. Geistliches Mittelalter. Freiburg (Schweiz), 1984;

Mojsisch B. Meister Eckhart. Hamb., 1983.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС