Цепляк Ян Гиацинт
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ц >

ссылка на XPOHOC

Цепляк Ян Гиацинт

1857-1926

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ян Гиацинт Цепляк

Цепляк Ян (Иоанн) Гиацинт (17 авг. 1857, г. Домброва Бендинского у. Келецкой губ.,-17 февр. 1926. Пассаис. США; похоронен в Вильно). В 1878 окончил семинарию в Кольцах. Специализировался в Духовной академии в Петербурге, с 1889 стал заниматься догматич. теологией. Был библиотекарем Духовной академии. В 1897 власти воспрепятствовали ему стать ректором Духовной семинарии в Кольцах. В 1909 стал пред. духовной коллегии в Петербурге, с этой должности был уволен за пропольскую деятельность. С 1914 администратор Могилёвского епископства. В годы 1-й мир. войны занимался миссионерской и благотворит, деятельностью. Первый епископ Войска польского.

После Февр. рев-ции 1917 управлял Могилёвским архиоцезом. в состав к-рого входила вся терр. России. (В России насчитывалось 1630 тыс. католиков и 900 священнослужителей - см; Максим-Мурен, Ватикан и СССР, пер. с франц., М., 1966, с. 21.) 4 марта издал циркуляр № 1170 ко всему римско-католич духовенству Могилёвской архиепархии и Минской епархии: "После долгих лет бесправия Россия вступила на новый путь. предвещающий стране свободу, счастье и процветание. Старая власть отошла, уступив место возникшему по почину Гос. Думы Врем. пр-ву, признанному единодушно всей страной и пользующемуся её доверием. В начертанной Врем. пр-вом программе его деятельности среди прочих задач возвещена амнистия по полит, и религ. делам, свобода совести, собраний и союзов... отмена религ. ограничений... Призываю римско-католич. духовенство Могилёвской архиепархии и Минской епархии и всех католиков подчиниться Врем. пр-ву, сплотиться воедино в дружной работе для общего блага..." ("Слово Истины", 1917, № 52, с. 636). Впоследствии Цепляк писал: "Мы очень надеялись на рев-цию, к-рая дала нам свободу. При старом строе мы были связаны и была ограничена наша религ. свобода" (Николаев Н.Н., Восточный обряд, Париж, 1950, с. 60). 18 марта в Петрограде приветствовал освобожденного из ссылки униатского митрополита А. Шептицкого. 14 мая епископ Виленский барон Э. Рооп и Цепляк отправили телеграмму Святейшему престолу с просьбой ходатайствовать перед австр. императором о помиловании осуждённого правосл. священника Н. Рыжова (этот священник правосл. церкви в Праге и Карлсбаде был впоследствии помилован и возвращен в Россию).

Врем. пр-во 25 апр. предоставило Римско-католич. церкви, её орденам и орг-циям право религ. пропаганды, а законом от 8 авг. регулировались отношения гос-ва с Римско-католич. церковью.

14 сент. Цепляк издал воззвание к "преподобному духовенству Могилёвской архиепархии и Минской епархии": "В Рос. гос-ве настала для церкви желанная свобода... Широко открывается перед нами поле для работы.- Орг-ция религ. и обществ, союзов, создание католич. школ, дело пропаганды, возобновление... проповедничества, противодействие лозунгам и партиям переворота - это ещё не все задачи, к-рые в данный момент налагает на нас Бог, исполнения к-рых ждут от нас церковь и народ-. Область веры не менее других поддаётся орг-ции и не менее других в орг-ции нуждается... Без орг-ции немыслимо ни вырвать людей из сетей партий переворота, ни вести систематич. борьбу с лагерем Бога и порядка- Главное - создать орудие, создать ядро орг-ции. А когда рамы будут готовы, их можно заполнить содержанием разного характера с большей для службы Господней пользой..." (Островский Я., Терциары и католич. контррев-ция, пер. с польск., М., 1930, с. 28-31, 34, 35). Для рук-ва работой ксендзов по созданию и ведению сети приходских орг-ции и католич. об-в при епископской канцелярии в Петрограде был открыт обществ, совет для информации и директив в области союзной жизни архиепископства.

Цепляк пытался создать католич. полит, партию: "Сделать из прихода то, чем он должен быть: живым, энергичным и дисциплинированным отрядом великой боевой линии воинствующей церкви" (там же, с. 33). 16 сент. он писал, что стремится к усилению Третьего ордена Св. Франциска; в перспективе он видел в Третьем ордене, состоящем из мирян, боевой отряд Римско-католич. церкви, выступающий против "России и угрожающий всему миру большевизма" (Винтер Э., Политика Ватикана в отношении СССР, М, 1977, с. 72).

После Окт. рев-ции Цепляк был склонен думать, что католицизм будет располагать большей свободой под управлением Советов, чем царской власти и власти Врем. пр-ва. На собрании римско-католич. духовенства в Петрограде в 1918 Цепляк обратился к ксендзам с речью, в к-рой отмечал, что необходимо энергично вести дело за религ. воспитание, поколебленное во время рев-ции, требовал, чтобы ксендзы добивались открытия католич. школ. а также курсов при костёлах. В Петрограде нелегально издавался ж. "Хроника Могилёвской Епархии". Цепляк потребовал создания при нём ЦК для рук-ва нерешительной политикой прихожан. На собрании был зачитан реферат "Об отношении церкви к коммунизму", в к-ром рекомендовалось произносить проповеди в костёлах с предупреждением верующих о грозящей им опасности со стороны коммунизма (см.: "Рев-ция и церковь", 1923, № 1-3, с. 104-05). В апр. Цепляк получил указание от представителя Ватикана в Варшаве, что папа против заключения каких-либо договоров с Сов. властями (см.: Винтер Э., указ. соч., с. 102-03).

В 1919 Ц стал архиепископом, Могилёвским митрополитом, ко-адьютором (зам. епископа, при длительной неспособности последнего исполнять свои обязанности), т.к. католич. митрополит Рооп был арестован и выслан в Польшу. В 1920 за антисов. проповедь был арестован Петрогр. ЧК, после признания им Сов. власти освобожден (см-"Рев-ция и церковь", 1923, № 1-3, С. 102). В 1922 был снова арестован. На процессе в 1923 признан виновным "в сознательном рук-ве.- контррев. действиями орг-ции католич. священников, направленной к „.восстановлению старых имуществ. прав и провоцированию прихожан к выступлению против Сов. власти" (там же, с. 103), приговорён к расстрелу. По ходатайству о помиловании и в результате мно-гочисл. протестов мировой общественности расстрел был заменен 10 годами тюремного заключения (см. там же. с. 111-13). В 1924 Цепляк был освобождён и выслан в Польшу. С 1925 в США, 14 дек. 1925 назначен митрополитом.

Использованы материалы статьи  М.Е.Голостенова в кн.: Политические деятели России 1917.  биографический словарь. Москва,  1993.


Литература:

Encyklopedia Katolicka, t. 3, Lublin, 1979.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС