Боранецкий Петр Степанович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Боранецкий Петр Степанович

1900-1965

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Петр Степанович Боранецкий

Боранецкий Петр Степанович (17.10.1900 - не ранее 1965) - философ, публицист. Из семьи бывшего крестьянина Херсонской губернии. В 1925 году окончил социально-экономический ф-т Новороссийского ун-та. С 1928 году в эмиграции (Румыния, Чехословакия, Франция). Был членом редколлегии журнала «Утверждения». В начале 1930-х годов создал группу народников-мессианистов, наследовавшую нелегальной группе «крестьянороссов-мессианистов», к которой Боранецкий принадлежал в период жизни в СССР. Отталкиваясь от идеологии большевизма, Боранецкий обосновывал необходимость нового конструктивного этапа революции, призванного вывести Россию, а за ней и все человечество, в «эру подлинной Пореволюционности, эру Мира, Свободы и Строительства новых высших форм жизни». Движущую силу «Третьей национальной Народной революции» видел в крестьянстве, «целинной, органически мощной стихии», противостоящей, по его мнению, люмпенизированному пролетариату, продукту «западноевропейской капиталистической цивилизации». В 1932-1939 годы издавал журнал «Третья Россия», «орган исканий нового синтеза». В отличие от представителей других пореволюционных течений 1920-1930-х годов - евразийцев, новоградцев, национал-максималистов, основывавших свое видение третьего, некоммунистического и некапиталистического пути России на христианстве и традиции русской религиозно-философской мысли (идеи богочеловечества, активного христианства), Боранецкий полагал этот путь в разрыве с христианской традицией, с его точки зрения, безнадежно отжившей, дискредитировавшей себя в истории, не способной дать человеку план и проект созидательного действия. В противовес «теологическому миросозерцанию», которое воспитывает человека-раба, лишает его уверенности в собственных силах и обещает рай только в потустороннем бытии, лидер «Третьей России» выдвигал новое прометеевское, титаническое миросозерцание, одушевленное пафосом человека-творца, организующего мир и историю. Философия прометеизма, по Боранецкому, преодолевает крайности материализма, топящего дух в эмпирии, и идеализма, пренебрегающего земной действительностью, она дает «высший синтез» идеального и реального. В отличие от гуманизма, что не выходит за пределы человека каков он есть, прометеизм видит человека в его перспективе, в свете его будущего совершенства, В построениях Боранецкого, утверждавшего идею «Нового Высшего Человека», который призван достичь бессмертия и всемогущества, своеобразно преломились философия богостроительства Горького и теории Богданова, идеи пролетарской поэзии конца 1910 - начала 1920-х годов, имморталистические построения биокосмистов. После Второй мировой войны в Париже, в 1947-1965 годы, выпустил ряд книг, в которых обосновывал «синтетическое миросозерцание», основанное на трактовке мира и человека как «Становящегося Абсолютного». Высший принцип бытия - принцип единства всего со всем («всё во мне и я во всем»). В восхождении к этому универсальному единству, к «Актуальному Абсолютному» и состоит назначение человека. Под влиянием идей Бердяева и Федорова (последнего Боранецкий критиковал за стремление опереться на христианство) философ утверждал этику творчества. Активность, творчество - онтологическая основа мира, в них — сущность и главное задание жизни. Пассивность равнозначна небытию, смерть представляет собой предел пассивности. И потому смысл «мирового становления-развития» заключается в преодолении смерти. Мироорганизующая роль творчества человека, по Боранецкому, распространяется не только на социум, но и на природное бытие: человек должен придать «силам и закономерностям природы и истории» «целесообразную направленность», в пределе - научиться влиять не только на земные процессы, но и на «явления космического порядка». Если внутреннее преображение человека идет через «метаургику», через культуру духа, преображение общества - через политику, очищенную от низменных страстей и эгоизмов, то «творческое овладение природой» осуществляется через технику. Боранецкий развивал представление о технике как начале организации, указывал на ее эктропийную роль. Техника «освобождает дух человеческий» от скованности законами несовершенного материального мира, ведет к победе над пространством и временем как двумя формами «ограниченности и конечности», она есть «мост к бесконечному». Спасая человека «от низшего хозяйственного труда», техника открывает возможности его приобщения «к высшему творческому труду, к труду как творчеству». Но чтобы техника не была обращена во зло, не превратилась в неконтролируемую, самостийную силу, необходим нравственный рост человека, ее создающего, развитие «новой высшей духовности».

А. Г. Гачева

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 69-70.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник ХРОНОСа). 

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Философия техники: Техника и новое миросозерцание. Париж, 1947; Ценность и человек. Принцип сохранения ценности. Париж, 1948; О достоинстве человека: Основания героической этики». Париж, 1950; Религия, материализм и прометеизм. Основания синтетического миросозерцания. Париж, б/г; О самом важном. Конечное назначение человека. Париж, 1956; Основные начала. Онтология творческого миросозерцания. Париж, б/г; Социальный идеал. Основы социальной философии. Париж, 1965; В поисках нового синтеза. Пореволюционные течения русской эмиграции 1920-1930-х гг. Из переписки П. С. Боранецкого и К. А. Чхеидзе // Диаспора. Вып. VII. М., 2005; «Всё во мне и я во всем». Письма П. С. Боранецкого Н. А. Бердяеву // Русская философия в изгнании: Исследования и материалы. М., 2012.

Литература:

Гачева А. Г., Казнина О. А., Семенова С. Г. Философский контекст русской литературы 1920- 1930-х годов. М., 2003; Гачева А. Г. Идея «Третьей России» и пореволюционные течения русской эмиграции // В поисках новой идеологии: Социокультурные аспекты русского литературного процесса 1920-1930-х годов. М., 2010; Ехина К А. В поисках «пореволюционного синтеза»: П. С. Боранецкий - П. Н. Милюкову // Мыслящие миры российского либерализма: Павел Милюков. М., 2010.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС