Бурдье Пьер
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бурдье Пьер

1930-2002

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Пьер Бурдье

Бурдье Пьер (1930-2002) — французский социолог, автор трудов о мужском шовинизме, статусе искусства, социальном неравенстве, несовершенстве современной системы образования и др. Основал журнал «Исследовательская деятельность в общественных науках».

+ + +

Бурдье Пьер (1930–2002). Французский социолог. Исследовал проблемы духовной, в том числе нравственно-религиозной жизни западного общества. В книге “Социология политики” главную задачу социологии Бурдье видит в выявлении наиболее глубоко скрытых структур различных социальных сред, которые составляют социальный универсум, а также механизмов, служащих его воспроизводству и изменению. Особенность этого универсума в том, что оформляющие его структуры ведут “двойную жизнь”. Они существуют, во-первых, как “реальность первого порядка”, данная через распределение материальных ресурсов и средств присвоения престижных в социальном плане благ и ценностей (“виды капитала”, по Бурдье); во-вторых, как “реальность второго порядка”, существующая в представлениях, схемах мышления и поведения, т.е. как символическая матрица практической деятельности, поведения, мышления, эмоциональных оценок и суждений социальных агентов.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Бурдье Пьер (1930 - 2002) – французский социолог-теоретик и политолог. Труды: «Политическое отношение и коммуникация» (1965, в соавт.), «Политическая онтология Мартина Хайдеггера» (1976), «Вопросы социологии» (1980), «Нищета мира» (1993), «Свободный обмен» (1994), «Экономическая социология и социология экономики» (2000) и др. В своих концепциях синтезировал социологию и этнологию, антропологию, философию, политологию, лингвистику и т.п., критично анализируя социальный и политический мир. Общество рассматривал как совокупность отношений, складывающихся в различных полях, каждое из которых имеет специфический тип власти. «Политическое поле» выступает в виде совокупности действующих в нем сил и контролируемых ими видов ресурсов («капиталов»): экономических, социальных, символических, культурных и т.д. «Агенты» и «группы агентов» в политике определяются совокупностью позиций в различных полях или зонах контроля. Политику как тип социальных отношений описывал в качестве многомерного пространства, в котором позиция каждого политического агента, обладающего активными свойствами, может быть определена как совокупность находящихся в различных измерениях капиталов, им контролируемых. Макрополитику рассматривал как социальный рынок, состоящий из спроса и предложения на политические товары, а также процесса их производства.

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 8.

Бурдье (Bourdieu) Пьер (1930-2002) - французский социолог, представитель «генетического структурализма», влиятельного направления критической социологии. Специфика данного исследовательского подхода состоит в параллельном описании реляционных структур - социальных полей (Поле социальное), и анализе их становления и трансформаций, которые происходят в борьбе между индивидуальными и коллективными участниками за объективные возможности и место в символических иерархиях. Результаты борьбы запечатлеваются в неравном распределении капиталов между позициями социального пространства и в габитусе участников, которые вовлечены в рутинное поддержание порядка через ставки и интересы, неотделимые от их позиций. Бурдье выделяет, наряду с экономическим, несколько основных видов капитала: культурный (образование, навыки), социальный (социальные сети и связи) и символический (признание), эмпирически анализируя их оборот в совр. системах обмена. По своей форме капиталы могут быть объективированными (как дипломы, деньги, профессиональные награды, членство в организациях) или инкорпорированными, т.е. индивидуально не отчуждаемыми телесными или ментальными навыками, способностями, кодами. Одновременно с инкорпорацией капиталов, доступных из конкретной социальной позиции, происходит формирование системы предпочтений и усвоение взглядов на социальный мир. Неравное распределение различных видов капитала между социальными позициями составляет основу различий в стилях жизни. Неотделимость субъективного опыта от занимаемой позиции находит выражение в продуктивной иллюзии «своего места» в социальном пространстве и принципиальной заинтересованности в преодолении конкретной формы взаимодействия. Занятие позиции определяет мотивы действия, симпатии и антипатии, вкусы и предпочтения, логику суждения.

В основании социальных институтов также лежит случайность исхода борьбы, или произвол, которому институты придают видимость закона, навязывая всем участникам соответствующие принципы восприятия социального мира. Это навязывание не является репрессивным актом, но имеет более тонкую форму символического насилия: ограничивая возможность пересмотра результатов борьбы, оно одновременно предоставляет саму возможность мышления. Ключевым местом такого навязывания является образовательная система. В свою очередь, внутрипрофессиональные и общеполитические революции - это возникновение новых социальных делений благодаря работе по универсализации неординарного или вытесненного опыта, которая разрушает очевидность прежнего знания о мире. Успех революций обеспечивают не только неординарные диспозиции габитуса участников, но и находящиеся в их распоряжении капиталы, которые позволяют воплотить новый социальный проект в ранее не существующих социальных позициях. В наиболее систематической форме данный подход представлен в таких работах Бурдье, как «Воспроизводство. Элементы теории образовательной системы» (в соавт. с Ж.-К. Пассроном, 1970), «Различения. Социальная критика суждения» (1979), «Практический смысл» (1980, журнальные фрагменты 1976), «Homo academicus» (1984), «Правила искусства. Генезис и структура литературного поля» (1992), «Паскаяевские медитации» (1997), а также в ряде статей, опубликованных в созданном им журнале «Actes de la recherche en sciences sociales» (Исследовательские труды в социальных науках).

Помимо систематического развития данного подхода, в исследованиях Бурдье представлено множество частных концептуальных разработок: рецепции искусства, генезиса и функционирования политических структур, социальных и политических оснований использования языка, воспроизводства социального порядка традиционных обществ, механики профессиональных производств моды, журналистики, философии, искусства, образования и ряда других. Подвергаемая критике узкодисциплинарная и узкотематическая специализация противопоставлена возможности построения единой социальной науки. Особое внимание Б. уделяет анализу социальных условий мышления исследователя, под программным лозунгом «объективировать субъекта объективации». Согласно ему, исследователь должен изучать не только объективные структуры и мышление исследуемых, но и генезис собственных категорий восприятия объекта, источником которых являются образовательные и научные институты. Такая эпистемологическая бдительность позволяет корректировать историческую произвольность и политическую нагруженность базовых понятий и оппозиций в социальной науке, обеспечивая ее дальнейшее развитие.

Специфика подхода Бурдье тесно вписана в его интеллектуальную биографию. Выходец из семьи провинциального почтового служащего с крестьянскими корнями, Б. оканчивает один из лучших парижских лицеев, а затем философский факультет престижной Эколь Нормаль, отличаясь по социальным и интеллектуальным предпочтениям от большинства своих однокурсников из парижских буржуазных семей. После года преподавания в провинциальном лицее, в 1955 рядовым направляется на военную службу в Алжир, где приступает к этнографическим исследованиям, после чего в течение двух лет продолжает их при Алжирском ун-те в должности младшего преподавателя, также сотрудничая с отделением Института социально-экономической статистики. В 1960, при посредничестве Р. Арона, получает место младшего преподавателя в Сорбонне и одновременно преподает социологию в ун-те г. Лилля. В 1964 становится секретарем, а в 1968 главой Центра европейской социологии при Высшей школе социальных наук, сотрудники которого ведут координированную работу в русле критической социологии. К1968 публикует в соавторстве ряд монографий и учебник, где сформулированы ключевые элементы нового подхода. С 1975 издает собственный журнал, резко отличающийся как по содержанию и наличию программы, так и по стилю от французской социологической периодики. Принципиальная задача, которую реализует в новаторском интеллектуальном проекте Бурдье - превращение социологии в интеллектуально значимое предприятие, признанное в т. ч., если не прежде всего, философами. Эта задача реализована вполне успешно, учитывая пристальное внимание интеллектуальной среды к его работам, а также акт высшего научного признания - избрание в 1981 в Коллеж де Франс. При этом, рано отказавшись от карьеры философа-комментатора и занявшись поначалу этнографией, а затем социологией, Бурдье подчеркивает не только познавательные, но и социальные отличия своей практики от интеллектуальных занятий буржуазной среды. Критикуя философский дискурс как перевод в высокий регистр политических и публицистических истин, склонность классических дисциплин к схоластике, двойную стратегию и политический конформизм медийных интеллектуалов, он предлагает альтернативу господствующим в интеллектуальном мире стилям жизни в виде концептуально нагруженного, но принципиально эмпирического и коллективно осуществляемого исследования. Разделяя ряд критических предпочтений «поколения 68 года» (М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида), Бурдье остается в границах социологии как науки. При построении своего подхода он перерабатывает «классическое» социологическое наследие (Э. Дюркгейм, М. Мосс, М. Хальбвакс, М. Вебер), отправляясь, с одной стороны, от лингвистического анализа Ф. де Соссюра, Э. Бенвениста, Н. Хомского, У. Лабова, с другой - от антропологии А. ван Геннепа и К. Леви-Стросса, также активно используя ресурсы социальной истории (Н. Элиас, Э. Томпсон), Аналитической философии (Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Г. Райл), тфеноменологии (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти), социальной эпистемологии (Д. Блур, К. Кнорр-Цетина) и ряда версий амер. социологии (Р. Мертон, Ч.Р. Миллс, А. Шюц, П. Бергер и Т. Лукман). Ряд переводов и оригинальных работ этих авторов выходят в возглавляемой им с середины 1960-х годов серии «Le Sens Commun» издательства «Miniut». Международный интеллектуальный горизонт предстает собранием практических приемов, в ходе применения и переработки которых постепенно формируется оригинальный исследовательский метод. Множественность интеллектуальных источников отражается в стилистике текстов Б., которые отличает внедисциплинарный характер и грамматическая многослойность.

В 1995-1998, в период массовых забастовок и акций протеста во Франции, Бурдье активно включается в политическую деятельность, выступая перед работниками и безработными с критикой неолиберальной политики (большая часть выступлений опубликована в сборниках «Ответный огонь» и «Ответный огонь-2», а также в посмертных изданиях), участвует в организации «Генеральных штатов социального движения» и основывает серию «Поводы действовать», где публикуется анализ текущей социальной и политической ситуации. До того, в 1993, под редакцией Бурдье выходит коллективный сборник «Тяготы мира», где на материале жизненных историй демонстрируются последствия демонтажа социального государства; книга встречена общественным вниманием и даже положена в основу театральных постановок.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 228-229.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Сочинения:

Социология политики. М., 1993;

Начала. М., 1994;

Практический смысл. М.-СПб., 2001;

О телевидении и журналистике. М., 2002;

Политическая онтология Мартина Хайдеггера. М., 2003;

Социальное пространство: поля и практики. М.-СПб., 2005;

Социология социального пространства. М.-СПб., 2005;

La Reproduction. Elements pour une theorie de systeme d'enseignement, avec J.-P. Passeron. P., 1970;

La Distinction: critique socia- le de jugement. P., 1979;

Homo Academicus. P., 1984;

Les Regies de l'art: Genese et structure de champ litteraire. P., 1992;

Meditations pascaliennes. P., 1997;

La Domination masculine. P., 1998.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС