Боткин, Василий Петрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Боткин, Василий Петрович

1811-1869

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Василий Петрович Боткин

В.П. Боткин, Рисунок Д. Григоровича. 1855 год.

Боткин, Василий Петрович (1810 - 1869) - писатель, сотрудник "Отечественных Записок", где он помещал статьи об искусстве и произведениях иностранной литературы, и "Современника", где были напечатаны его "Письма об Испании". Друг Герцена и Белинского, Боткин был одним из типичных представителей людей 40-х годов. Его миросозерцание сложилось под сильным влиянием Гегеля и Сен-Симона.

БОТКИН Василий Петрович (1811/12—1869) — российский деятель культуры, писатель, публицист, переводчик, художественный критик, искусствовед.

Участник кружка Я. В. Станкевича (конец 1835 — начало 1836). В 1840- е гг. разделял некоторые идеи западничества, был близок к Т. Я. Грановскому, М. А. Бакунину, В. Г. Белинскому и А. И. Герцену. В 1860-е гг. перешел на консервативно-монархические позиции.

Автор ряда статей о музыке, художественных выставках, итальянской опере и немецкой философии.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 50.

БОТКИН Василий Петрович (27.12.1811[8.01.1812]—10[22]. 10.1869), писатель, критик, переводчик. Родился в Москве в купеческой семье. Первоначальное образование получил в частном Московском пансионе Кряжева. Одаренный человек, увлекавшийся искусством и философией, Боткин в 30-е был участником кружков Н. С. Селивановского и Н. В. Станкевича, где сблизился с В. Г. Белинским. Начал печататься в 1833. Выступал как переводчик и автор статей по вопросам философии, литературы, живописи, музыки и театра в периодических изданиях 30—40-х. В 1843 Боткин опубликовал в «Отечественных записках» обзор германской литературы за 1842. В 1847—48 в «Современнике» печаталось наиболее значительное произведение Боткина — «Письма об Испании» (отд. изд. 1857).
В 50-е резко размежевался с Чернышевским и др. нигилистами, осуждая подрывную деятельность против России т. н. «революционных демократов». Его программная статья о стихах А. А. Фета (1857) была направлена против нигилистов в литературе, в защиту «чистого искусства». В статьях о музыке Боткин обращал внимание на «эстетическое значение» музыкального произведения, призывал говорить не об одной только форме, но и о содержании.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Василий Боткин.

БОТКИН Василий Петрович [27 декабря 1811 (8 января 1812), Москва—10 (22) октября 1869, Петербург] — русский публицист, литературный критик, искусствовед. Один из идеологов умеренного западничества и дворянского либерализма. Представитель «эстетической критики» (наряду с Анненковым и Дружининым), теории «искусства для искусства» (которую называл «теорией свободного творчества»). Во 2-й пол. 1830-х гг. участник кружка Станкевича—Белинского; первоначально критиковал отрыв искусства от общественной жизни, отчуждение художника от народа; в дальнейшем в его мировоззрении возобладали романтические мотивы; критиковал гоголевское направление в литературе, «натуральную школу». Испытал влияние философии и эстетики Гегеля. С 1840-х гг. стал симпатизировать левогегельянцам, их ориентации на сферу практического действия и идею отрицания. Увлекается естествознанием, частично воспринимает позитивистские идеи Конта; в его философско-исторических взглядах появляются мотивы в духе «экономического материализма». Вместе с тем продолжал считать «совершенно законными» «мистические стремления» человека, ратовал против «порабощения человека точными законами науки». С романтических позиций критиковал «европейскую цивилизацию» и ее либеральных идеологов. В 1860-е гг. Боткин обличал русских революционеров и одобрительно отзывался о репрессивной политике царизма.

В. Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 302.

Сочинения: Соч., т. 1-3. СПб., 1890-93; Литературная критика. Публицистика. Письма. М., 1984.

Литература: Егоров Б. Ф. В. П. Боткин — литератор и критик. — «Ученые записки Тартуского университета», 1963, в. 139, с. 20—81; 1965, в. 167, с. 81—122; Пруцков Н. И. «Эстетическая критика» (Боткин, Дружинин, Анненков). — В кн.: История русской критики. М.-Л., 1958, с. 444-69.

Боткин, Василий Петрович [27.XII.1811 (8.I.1812), Москва, - 10(22).X.1869, Петербург] – русский писатель, критик, переводчик. Родился в купеческой семье. Первоначальное образование получил в частном Московском пансионе Кряжева. Одаренный дилетант, увлекавшийся искусством и философией, Б. в 30-е годы был участником передовых кружков Н.С.Селивановского и Н.В.Станкевича, где сблизился с В.Г.Белинским; обширная переписка Б. с Белинским представляет исключительный общественный интерес. В 1835 году Б. совершил поездку во Францию, где встречался с В.Гюго. В начале 40-х годов был близок к А.И.Герцену и Н.П.Огареву. Начал печататься в 1833 году. Выступал как переводчик и автор статей по вопросам философии, литературы, живописи, музыки и театра в периодических изданиях 30-40-х годов. В 1843 году Б. опубликовал в «Отечественных записках» обзор германской литературы за 1842 год, содержавший выписки из брошюры Ф.Энгельса «Шеллинг и откровение. Критика новейшего покушения реакции на свободную философию». В 1847-1848 годах в «Современнике» печаталось наиболее значительное произведение Б. – «Письма из Испании» (отдельное издание 1857), в которых, по словам Н.Г.Чернышевского, автор представил «…живую и полную картину страны, им описываемой» (Полн. собр. соч., т. 4, 1948, с. 224). Б. – также автор цикла статей о Шекспире. Мировоззрение Б., сложившееся под влиянием различных политических и философских направлений, носило эклектический характер. По некоторым вопросам эстетической и общественной мысли Б. высказывался в демократическом духе. Вслед за Белинским и под его влиянием он отстаивал «гоголевское направление» в литературе; позднее с большим участием (по его словам) следил за печатавшимися в «Современнике» «Очерками гоголевского периода …» Чернышевского (1855-1856), в диссертации которого «Эстетические отношения искусства к действительности» Б. находил «очень много умного и дельного». В конце 50-х годов Б., как типичный либерал-западник, чуждый социалистическим и революционным идеям, резко разошелся с революционными демократами. Его программная статья о стихах А.А.Фета (1857) была направлена против передовых литературных течений в защиту «чистого искусства». В статьях о музыке Б. обращал внимание на «эстетическое значение» музыкального произведения, призывал говорить не ободной только форме, но и о содержании. Б. был пропагандистом преимущественно западноевропейской музыки – Л.Бетховена, Ф.Шопена, Ф.Листа.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1, М., 1962.

Боткин Василий Петрович (27.XII. 1811 - 10.X. 1869) - русский публицист, переводчик и критик. Сын богатого московского чаеторговца (после смерти отца - глава фирмы). В 30-х годах входил в кружок Н. В. Станкевича, в 40-х годах занял видное место среди умеренно-либеральных западников. В этот период Боткин - близкий личный друг В. Г. Белинского. Со 2-й половины 40-х годов быстро эволюционировал в сторону все более умеренного либерального монархизма. В конце 50-х годов боролся в редакции "Современника" против Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В 60-х годах солидаризировался с наиболее реакционными кругами русского общества.

В журналистике 30-50-х годов Боткин выступал как популяризатор буржуазно-парламентарного строя, культуры и быта капиталистического Запада. Им написаны очерки из жизни стран Западной Европы "Русский в Париже" (1835),, "Письма об Испании" (1847, отд. изд. 1857), "Две недели в Лондоне" (1859), "Приюты для бездомных нищих в Лондоне" (1859), статья "Германская литература в 1843 г." и др. Из работ исторической тематики Боткину принадлежат перевод сочинений английского буржуазного философа и историка Т. Карлейля "О героях и героическом в истории" и реферат книги французского историка Ф. Минье "Антонио Перес и Филипп II". Как критик Боткин выступал по вопросам литературы, музыки, живописи, театра.

В. О. Эймонтова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Сочинения: Сочинения, т. 1-3, СПБ, 1890-93; В. П. Боткин и И. С. Тургенев. Неизданная переписка 1851-69, M.-Л., 1930.

Литература: Белинский В. Г., Полное собр. соч., т. 13, M., 1959 (см указатели); Герцен А. И., Соч. в 30 томах, т. 8-11 (Былое и думы), M., 1956-57; Фет А. (А.), Мои воспоминания, ч. 1-2, M., 1890; Феоктистов Е. M., Воспоминания. За кулисами политики и литературы 1848-96, Л., 1929; Ветринский Ч., В сороковых годах. Ист.-лит. очерки и характеристики, M., 1899, с. 129-95 (В. P. Боткин. Биографич. очерк); Дмитриев С. (С.), Западники и славянофилы, "Молодой большевик", 1941, No 11; Пруцков Н. И., В. П. Боткин и литературно-общественное движение 40-60-х гг. XIX ст., "Уч. зап. Грозненского гос. пед. ин-та", 1947, No 3; его же, "Эстетическая" критика (Боткин, Дружинин, Анненков), в кн.; История рус. критики, т. 1, M.-Л., 1958, гл. 13.

Василий Боткин, фото с сайта www.peoples.ru

Боткин Василий Петрович (27.12.1811 (8.01.1812), Москва -10(22). 10.1869, Петербург) - критик, публицист, один из представителей западничества. Происходил из семьи крупного московского купца и промышленника, сам некоторое время являлся главой торгового дома. Был в дружеских отношениях с Белинским, Грановским, Герценом, Некрасовым, Тургеневым, Толстым, Фетом. Сотрудничал с журналом «Телескоп», «Московский наблюдатель», «Современник», «Русский вестник», «Отечественные записки» и др. Эволюция взглядов отмечена резкими колебаниями от романтизма и идеализма к материализму и позитивизму, а затем «от чистого общественно-политического реализма к идеалистическому мистицизму с аристократическими тенденциями» (П. Б. Струве). На формирование его мировоззрения оказали влияние идеи немецких романтиков и философов (Фихте, Гегеля и др.). Полное доверие к философии Гегеля исчезло после знакомства с работами левогегельянцев и Фейербаха; с этим связан духовный кризис середины 40-х годов, который проявился в разрушении всего прежнего миросозерцания. Преодолению кризиса способствовало знакомство с идеями позитивизма и антропологизма. Значение позитивизма он видит в его тесной связи с естествознанием, в антитеологической направленности, стремлении отыскать общественные законы. Вместе с тем Боткин не согласен с Контом, который, стремясь обуздать «мистические» (рационально неосмысливаемые) стремления человеческой природы точными законами науки, ограничивал тем самым человеческую свободу, принижал деятельную природу человека. В этот период Боткин неоднократно подчеркивал значение экономических факторов в развитии общества: «...самым верным изображением цивилизации какой-либо страны было бы описание ее экономических отношений и учреждений». Это позволило Струве назвать Боткина «провозвестником экономического материализма», тем более что Боткин одним из первых в России познакомился с произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса. Ко 2-й половине 50-х годов относится увлечение Боткина творчеством Т. Карлейля. Он утверждал, что основные свойства человеческой природы постоянно одинаковы во все времена, причем материальные, экономические стремления и интересы не являются самыми важными в общественной жизни. Историческое развитие определяется нравственными идеями человека. Самым правдивым и сильным выражением нравственной идеи является искусство. Поэтому любовь к искусству - одно из вечных, коренных свойств человеческой природы. Боткин являлся теоретиком и сторонником «эстетической критики», или теории «искусства для искусства», которую он предпочитал называть «теорией свободного творчества». Отстоять свободу художника, полагал он, важно с точки зрения традиционных ценностей либерализма, приверженцем которых он являлся. Боткин считал, что слабой стороной славянофильства является забвение «принципа политико-экономического и государственного», что придает ему «характер романтических фантазий о сохранении национальных предрассудков». Будущее России Боткин связывал с развитием буржуазных отношений, которое возможно только после уничтожения крепостного права. Одна из черт западного пути развития, неприемлемая для России, по Боткина, революционность, катастрофам. Политический радикализм и восхищение революционными героями сменилось у Боткина после 1848 года неприятием революции как неэффективного способа изменения социальной жизни. Российская история дала, по его мнению, образцы реформирования «сверху» (Петр I), поэтому своеобразие русского пути состоит в целесообразности мирного реформирования. Боткин считал, что привлечение народа к активному политическому творчеству возможно только после длительного периода просвещения, смягчения нравов, духовного развития.

Н. Г. Габидулина

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 71.

Сочинения: Соч. Спб., 1890-1893. Т. 1-3; Письма об Испании. Л., 1976; Литературная критика; Публицистика; Письма. М., 1984; В. П. Боткин и А. А. Фет // Литературное наследство. М., 1939. Т. 25-26; Неизданная переписка В. П. Боткина и И. С. Тургенева. М.; Л., 1930.

Литература: Егоров Б. Ф. В. П. Боткин - литератор и критик // Учен. зап. Тартуского ун-та. Тарту, 1963. Выи. 139; 1965. Вып. 167; 1966. Вып. 184.

Боткин, Василий Петрович (27.12.1811, Москва — 10.10.1869, Петербург) — литературный критик, публицист, путешественник. Из купеческой семьи.

В 1835 году познакомился с В. Г. Белинским, который ввел его в кружок Н. В. Станкевича и привлек к сотрудничеству в журнале «Телескоп». Поддерживал дружеские отношения с П. В. Анненковым и И. С. Тургеневым. В 1838—1839 годы переводчик и очеркист в журнале «Московский наблюдатель». В начале 1840-х годов сотрудничает в журнале «Отечественные записки», где публикует статьи о германской литературе, творчестве У. Шекспира, музыке и живописи

В середине 1840-х годов совершает поездку по Испании (Письма об Испании. СПб., 1857) и Франции. В своих письмах и путевых заметках дал анализ влияния социально-экономических и политических аспектов на общественное развитие европейских стран.

С 1840-х годов — один из видных западников. Перспективы развития России связывал с отменой крепостного права, развитием товарно-денежных отношений, постепенными реформами «сверху» и просвещением народных масс. Критиковал воззрения на государство и общество Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Сторонник принципов «эстетической критики» и теории «искусства для искусства».

Погребен в Покровском монастыре Москвы. Завещал 70 тысяч рублей. Московскому университету, Петербургской и Московской консерваториям, Петербургскому обществу поощрения художеств, Московскому художественному обществу и другим учреждениям.

В. Л. Телицын.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 148.

Сочинения:

Сочинения. Т. 1—3. СПб., 1890—1893; Литературная критика. Публицистика. Письма. М., 1984.

Литература:

 Анненков П. В. Литературные воспоминания. СПб., 1909; Егоров Б. Ф. Боткины. СПб., 2004; Парсегова Г. З. Письма об Испании. 160 лет спустя. М., 2007.

Далее читайте:

Белинский В.Г. Из писем В. П. Боткину. 1841 г.

Белинский В.Г. Из писем В. П. Боткину. 1842-1843 гг.

Белинский В.Г. Письмо В. П. Боткину. 7/19 июля 1847 г.

Белинский В.Г. Письмо В. П. Боткину. 2 — 6 декабря 1847 г.

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Сочинения, т. 1-3, СПб, 1890-1893; Переписка: [Письма Б. к П.В.Анненкову], в книге: П.В.Анненков и его друзья, СПб, 1892;

[Письма Б. к А.А.Краевскому], в книге: Отчет императорской Публичной библиотеки за 1889 год, СПб, 1893;

Письма П.В.Боткина. Сообщение Н.Измайлова, альманах «Литературная мысль», т. 2, П., 1923;

[Переписка Л.Н.Толстого с Б.], в книге: Толстой. Памятники творчества и жизни, в. 4, М., 1923; [Переписка с И.И.Панаевым], в книге: Тургенев и круг «Современника». Неизданные материалы. 1847-1861. М.-Л., 1930;

В.П.Боткин и И.С.Тургенев. Неизданная переписка. 1851-1869, М.-Л., 1930;

Письма к А.В.Дружинину (1850-1863), в книге: Летописи литературного музея, кн. 9, М., 1948.

Литературная критика. Публицистика. Письма. М., 1984.

Литература:

Алексеев М.П., «Письма об Испании» В.П.Боткина и русская поэзия, «Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук», 1948, в. 13 (№ 90);

Анненков П.В., Литературные воспоминания, СПб, 1909;

Ашевский С., Белинский в оценке его современников, СПб, 1911;

Белинский В.Г., [Письма к П.В.Б откину], Полн. собр. соч., т. 9-12, М., 1956;

Герцен А.И., Собр. соч. в 30 томах, т. 2, М., 1954, т. 9, М., 1956, т.11, М., 1957 (см. Указатель имен);

Егоров Б. Ф. В. П. Боткин — литератор и критик. — «Ученые записки Тартуского университета», 1963, в. 139, с. 20—81; 1965, в. 167, с. 81—122;

История русской критики, т. 2, М.-Л.,1958;

Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, Л., 1954.

Оксман Ю., Летопись жизни и творчества В.Г.Белинского, М., 1958; «Литературное наследство», т. 56, М., 1950;

Пруцков Н. И. «Эстетическая критика» (Боткин, Дружинин, Анненков). — В кн.: История русской критики. М.-Л., 1958, с. 444-69.

Пруцков Н.И., В.П.Боткин и литературно-общественное движение 40-60-х годов XIX столетия, «Ученые записки Грозненского государственного педагогического института. Филологическая серия», 1947, в. 3 (№3);

Саккулин П.Н., Русская литература и социализм, ч. 1, 2 изд., М., 1924;

Фет А., Мои воспоминания, ч. 1-2, М., 1890;

Чернышевский Н.Г., Письма об Испании, Полн. собр. соч. в 15 томах, т. 4, М., 1948;

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС